Современная Россия (август 1991 г. – настоящее время). Внутриполитическая ситуация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 11:28, доклад

Описание работы

Преобразования в России.Распад СССР привёл к практически немедленному началу Ельциным и его сторонниками широкой программы преобразований. Самыми радикальными первыми шагами были:в экономической области — либерализация цен 2 января 1992 года, послужившая началом «шоковой терапии»;в политической области — запрет КПСС (ноябрь 1991 г.); ликвидация системы Советов в целом (21 сентября — 4 октября 1993 года).В июле 1991 года Президентом России был подписан Указ о департизации, запретивший деятельность партийных организаций на предприятиях и учреждениях.

Файлы: 1 файл

экзамен.docx

— 39.33 Кб (Скачать файл)

Современная Россия (август 1991 г. – настоящее время). Внутриполитическая ситуация.

Современная Россия (август 1991 г. – настоящее время). Внешнеполитическая ситуация.

Преобразования в России.Распад СССР привёл к практически немедленному началу Ельциным и его сторонниками широкой программы преобразований. Самыми радикальными первыми шагами были:в экономической области — либерализация цен 2 января 1992 года, послужившая началом «шоковой терапии»;в политической области — запрет КПСС  (ноябрь 1991 г.); ликвидация системы Советов в целом (21 сентября — 4 октября 1993 года).В июле 1991 года Президентом России был подписан Указ о департизации, запретивший деятельность партийных организаций на предприятиях и учреждениях.Межнациональные конфликты.В последние годы существования СССР на его территории был активно использован потенциал межнациональных конфликтов. После его распада большинство из них немедленно перешли в фазу вооружённых столкновений:Карабахский конфликт — война армян Нагорного Карабаха за независимость от Азербайджана;Грузино-абхазский конфликт — конфликт между Грузией и Абхазией;Грузино-южноосетинский конфликт — конфликт между Грузией и Южной Осетией;Осетино-ингушский конфликт — столкновения между осетинами и ингушами в Пригородном районе;Гражданская война в Таджикистане — межклановая гражданская война в Таджикистане;Первая чеченская война — борьба российских федеральных сил с сепаратистами в Чечне;Конфликт в Приднестровье — борьба молдавских властей с сепаратистами в Приднестровье.По данным Владимира Мукомеля, число погибших в межнациональных конфликтах в 1988—96 годах составляет около 100 тыс. человек. Число беженцев в результате этих конфликтов составило не менее 5 млн.человек.Раздел Черноморского флота.Статус бывшего Черноморского флота СССР был урегулирован только в 1997 г. с разделом между Россией и Украиной. Несколько лет он сохранял неопределённый статус, и служил источником трений между двумя государствами.Примечательна судьба единственного советского полноценного авианосца Адмирал Флота Кузнецов: он был достроен к 1989 г. В декабре 1991 г. ввиду своего неопределённого статуса прибыл из Чёрного моря и присоединился к российскому Северному флоту, в составе которого остаётся по сей день. При этом все самолёты и лётчики остались на Украине, повторное укомплектование произошло только в 1998 г.Безъядерный статус Украины, Белоруссии и Казахстана.В результате распада СССР число ядерных держав увеличилось, так как на момент подписания Беловежских соглашений советское ядерное оружие дислоцировалось на территории четырёх союзных республик: России, Украины, Белоруссии и Казахстана.Совместные дипломатические усилия России и Соединённых Штатов Америки привели к тому, что Украина, Белоруссия и Казахстан отказались от статуса ядерных держав, и передали России весь военный атомный потенциал, оказавшийся на их территории.24 октября 1991 года принято постановление Верховной Рады о безъядерном статусе Украины. 14 января 1992 г. подписано трёхстороннее соглашение России, Соединённых Штатов и Украины. Все атомные заряды демонтируются и вывозятся в Россию, стратегические бомбардировщики и шахты для запуска ракет уничтожаются на деньги США. Взамен Соединённые Штаты и Россия дают гарантии независимости и территориальной целостности Украины.5 Декабря 1994 года в Будапеште был подписан Меморандум, которым Россия, США и Великобритания обязались воздержаться от использования силы, экономического принуждения и созвать совет безопасности ООН для принятия необходимых мер в случае если возникает угроза агрессии по отношению к Украине.В Белоруссии безъядерный статус закреплён в Декларации о независимости и в Конституции. Соединённые Штаты и Россия дают гарантии независимости и территориальной целостности.Казахстан в течение 1992—1994 г. передаёт России до 1150 единиц стратегических ядерных вооружений.Статус космодрома Байконур.Крупнейший советский космодром Байконур с распадом СССР оказывается в критическом положении — финансирование обрушилось, а сам космодром оказался на территории Республики Казахстан. Его статус урегулирован в 1994 г. с заключением с казахстанской стороной договора о долгосрочной аренде.Международное право.Россия объявила себя продолжателем СССР, что было признано почти всеми остальными государствами. Остальные постсоветские государства (за исключением прибалтийских) стали правопреемниками СССР (в частности, обязательств СССР по международным договорам) и соответствующих союзных республик. Латвия, Литва и Эстония объявили себя продолжателями соответствующих государств, существовавших в 1918—1940 гг. Грузия объявила себя продолжателем Республики Грузия 1918—1921 гг. Молдова не является продолжателем МССР, поскольку был принят закон, в котором указ о создании МССР назван незаконным, что воспринимается многими как юридическое обоснование претензий ПМР на независимость. Азербайджан объявил себя продолжателем АДР, при этом сохраняя некоторые соглашения и договоры, принятые Азербайджанской ССР. В рамках ООН все 15 государств считаются продолжателями соответствующих союзных республик, в связи с чем не признаются территориальные претензии этих стран друг к другу (в том числе, существовавшие ранее претензии Латвии и Эстонии к России) и не признаётся независимость государственных образований, которые не были в числе союзных республик (в том числе Абхазии, которая имела такой статус, но утратила его).Распад СССР радикально изменил геостратегическое положение России. Была разрушена единая система безопасности и обороны страны. НАТО вплотную придвинулось к границам России. В то же время сама Россия, преодолев прежнюю изолированность от западных стран, оказалась, как никогда прежде, интегрированной во многие международные структуры.К началу XXI века Россия утратила статус великой мировой державы. До минимума упал жизненный уровень населения. Необходимо было принять срочные меры для исправления положения.Новый стратегический курс был предложен В.В. Путиным, сделавшим ставку на укрепление государственности, опору на народ и достижение через это возрождения и расцвета страны, с учётом всего положительного опыта, накопленного на всех этапах отечественной истории прошлых век.

Августовский путч - политические события, происходившие в августе 1991 года, охарактеризованные руководством страны как незаконный захват власти и государственный переворот в результате которого начался процесс развала СССР.Августовский путч происходил с 19 по 21 августа 1991 года в Москве и стал основным событием в череде различных столкновений, приведших в итоге к свержению действующей власти и распаду СССР. В результате переворота, быть во главе хотел Государственный Комитет по Чрезвычайному Положению (ГКЧП) – новый самопровозглашенный государственный орган, в состав которого входили некоторые должностные лица из высшего управленческого состава СССР, однако этого так и не случилось.Основная причина путча – недовольство политикой перестройки, которую проводил М.С. Горбачев.Причины августовского путча.После эпохи застоя, экономика СССР оказалась не в лучшем положении, страна была в кризисе и необходимо было срочно начать реорганизацию. Стоявший у власти М.С. Горбачев, принял несколько попыток нормализовать ситуацию, проводя самые разнообразные реформы – этот период получил название«перестройка». Несмотря на то, что реформы, проводимые Горбачевым были встречены довольно хорошо, нужного результата они никак не приносили – кризис усиливался, социальная сфера разваливалась, росло пьянство и безработица.В результате, реформы привели к тому, что возник острый кризис доверия к Горбачеву, причем, как со стороны его оппонентов, так и со стороны его бывших соратником. Горбачева считали плохим руководителем, который не способен спасти страну, которая буквально тонет в кризисе и срочно нуждается в новой экономике. В высшем партийном аппарате началась борьба за власть, нашлось немало сторонников свержения Горбачева.Одной из последних капель, стало желание Горбачева преобразовать СССР в Союз Суверенных Государств, который был содружеством уже независимых государств, что не устраивало многих консервативных политиков. После отъезда Горбачева, в правительстве начали готовить заговор, который должен был вернуть полноценную власть КПСС и центру, и не дать республика получить независимость.Августовский путч. Хронология событий.Путч начался 19 августа и продолжался всего три дня, в ходе которых удалось полностью изменить систему управления страной. В первый день руководители государственного переворота огласили заранее составленные документы о создании нового органа управления страной. Прежде всего, был зачитан указ за подписью вице-президента СССР Г. Янаева о том, что действующий руководитель страны Михаил Горбачев больше не может исполнять обязанности из-за тяжелого состояния здоровья, поэтому сам Янаев занимает его место и провозглашает себя «исполнителем обязанностей Президента СССР».Затем, было зачитано «Заявление советского руководства», в котором говорилось о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению, в состав которого входили:О.Д. Бакланов — первый заместитель Председателя Совета Обороны СССР;В.А. Крючков — председатель КГБ СССР;В.С. Павлов — премьер-министр СССР;Б.К. Пуго — министр внутренних дел СССР;А.И. Тизяков — президент Ассоциации государственных предприятий и объектов промышленности, строительства, транспорта и связи СССР.После того, как был зачитан документ о создании ГКЧП, члены нового правительства обратились к гражданам с заявлением о том, что перестройка и реформы, затеянные Горбачевым потерпели полный крах, поэтому необходимо в срочном порядке изменить ситуацию в стране. В ходе этой речи было отмечено, что свободами, которые предоставил Горбачёв, воспользовались экстремистские организации, который своей основной целью поставили развал СССР и силовой захват власти с целью уничтожить страну.В этот же день, было выпущено первое постановление КГЧП, в котором говорилось о том, что поставлен запрет на деятельность любых организаций и структур власти, не узаконенных в соответствии с Конституцией СССР. Была приостановлена деятельность многих политических партий, движений, объединений, стоявших в оппозиции к КПСС, были закрыты многие газеты, восстановлена цензура. Новый порядок должны были поддерживать силовые структуры.19 августа ГКЧП приняло решение о введении войск на территорию Москвы с целью поддерживать порядок. Лидером сопротивления путчистам выступил председатель верховного совета РСФСР Б.Н. Ельцин, который выступил с обращением к гражданам СССР и выпустил указ, согласно которому все исполнительные органы власти должны были перейти в подчинение главе РСФСР. Это дало возможность незамедлительно организовать оборону в Белом Доме.20 августа разрешилось противостояние между властями России и ГКЧП – Ельцин и его правительство смогло переломить ход путча и взять события под свой контроль.21 августа все члены КГЧП были арестованы, а в Москву вернулся Горбачев. Ему тут же был предъявлен ряд ультиматумов. В результате Горбачев вынужден был согласиться почти на все – были распущены КПСС, союзный кабинет министров и другие партийные структуры, а сам Горбачев отказался от поста председателя ЦК КПСС. Начался планомерный распад всех старых государственных структур.Итоги и значение августовского путча.Августовский путч запустил механизм по развалу Советского Союза, который до этого находился в глубоком экономическом и политическом кризисе. Несмотря на то, что члены ГКЧП не хотели допустить распада страны, они сами во многом его спровоцировали. После ухода Горбачева, распалась правящая структура партии, республики постепенно начали получать независимость и отделяться. Советский Союз перестал существовать и уступил место Российской Федерации.Во внутренней политике В. В. Путин проводил последовательный и жёсткий курс на централизацию и укрепление вертикали власти.Первым крупным изменением в конституционно-политической системе страны было осуществлённое в августе 2000 года изменение порядка формирования Совета Федерации, в результате которого губернаторы и главы законодательной власти регионов, до того бывшие членами СФ по должности, были заменены назначенными представителями; последние должны работать в СФ на постоянной и профессиональной основе. В качестве некоторой компенсации утерянных губернаторами лоббистских возможностей был создан совещательный орган — Государственный совет.Через несколько дней после террористического акта в Беслане в сентябре 2004 года В. В. Путин объявил о намерении отменить выборы глав регионов, мотивировав этот шаг целью усиления борьбы с терроризмом. Также был осуществлён переход к выборам депутатов Государственной Думы исключительно по партийным спискам. Территориальное представительство в Государственной думе было упразднено, половина членов Совета Федерации стали назначаться губернаторами, в свою очередь назначаемыми президентом.В декабре 2003 года по итогам выборов в Государственную Думу большинство мест получила пропрезидентская партия «Единая Россия» (при этом Борис Грызлов стал Председателем Госдумы).Весной 2005 был принят закон о выборах в Госдуму исключительно по партийным спискам. Затем Госдума приняла поправки к федеральному законодательству, позволяющие партии, победившей на выборах в региональный парламент, предлагать Президенту России свою кандидатуру на губернаторский пост. В подавляющем большинстве регионов это право принадлежит «Единой России».Для кадровой политики Администрации Президента при Владимире Путине было характерно назначение на ответственные посты многочисленных бывших соучеников Путина по университету, сослуживцев по ГДР, коллег по работе в бывшем Ленинграде.В качестве положительных результатов политики Путина обычно называются укрепление государственной системы, стабилизация общественно-политической ситуации в России; в качестве отрицательных — утверждается, что произошло подавление гражданских прав и свобод и демократических институтов, ликвидация гражданского общества, сверхцентрализация, усиление бюрократии. Внутренняя политика президента подвергалась жёсткой критике как многими СМИ, так и политическими деятелями, особенно за пределами России. Ряд событий (давление на некоторые СМИ, насилие в отношении ряда журналистов), произошедших в период президентства Путина, некоторые организации трактовали как ущемление свободы слова.

В  полдень 31 декабря 1999 г. первый Президент России Б.Н. Ельцин в обращении к гражданам страны сообщил о решении досрочно уйти в отставку. В своем выступлении он подвел итоги своего президентства:

«...Дорогие друзья! ...Сегодня я последний раз обращаюсь к вам как Президент России. Я принял решение. ...Сегодня, в последний день уходящего века, я ухожу в отставку. Я много раз слышал — Ельцин любыми путями будет держаться за власть, он никому ее не отдаст. Это вранье. ...Я всегда говорил, что не отступлю от Конституции ни на шаг. Что в конституционные сроки должны пройти думские выборы. Так это и произошло. И также мне хотелось, чтобы вовремя состоялись президентские выборы — в июне 2000 года. ...Мы создаем важнейший прецедент цивилизованной добровольной передачи власти, власти от одного Президента России другому, вновь избранному. ...Россия должна войти в новое тысячелетие с новыми политиками, с новыми лицами, с новыми, умными, сильными, энергичными людьми. А мы, те, кто стоит у власти уже многие годы, мы должны уйти.

...Я хочу попросить  у вас прощения. За то, что многие  наши с вами мечты не сбылись. ...Я прошу прощения за то, что  не оправдал некоторых надежд  тех людей, которые верили, что  мы одним рывком, одним махом  сможем перепрыгнуть из серого, застойного, тоталитарного прошлого в светлое, богатое, цивилизованное будущее».

Досрочные выборы Президента Российской Федерации были назначены на 26 марта 2000 г. Исполняющим обязанности Президента стал В.В. Путин. В декабре 1999 г. рейтинг доверия ему составлял 49%, в январе возрос до 57%.

За день до добровольной отставки Ельцина Путин выступил в крупнейших газетах со статьей «Россия на рубеже тысячелетий», в которой обрисовал свое видение ситуации в стране и направления, в которых должна развиваться Россия. По признанию главы правительства, за 90-е гг. объем внут реннего валового продукта (ВВП) России сократился почти в 2 раза, снизились денежные доходы россиян, ухудшилось состояние здоровья граждан, сократилась средняя продолжительность жизни.

На тот момент Россия перестала входить в число государств, олицетворяющих высшие рубежи экономического и социального развития современного мира. По совокупному объему ВВП Россия уступала США в 10 раз, Китаю в 5 раз. После кризиса 1998 г. душевой размер ВВП сократился примерно до 3500 долларов. Это было в 5 раз ниже среднего показателя стран «Большой семерки» (США, Япония, Германия, Франция, Италия, Великобритания, Канада).

По оценкам Путина, Россия исчерпала свой лимит на политические и социально-экономические потрясения, катаклизмы, радикальные преобразования. Глава правительства заявил, что ответственные общественно-политические силы должны предложить народу стратегию возрождения и расцвета России, которая бы опиралась на все положительное, что было создано в ходе рыночных и демократических реформ, и осуществлялась исключительно эволюционными, постепенными, взвешенными методами. В.В. Путин подчеркнул: «Осуществлялась в условиях политической стабильности и без ухудшения условий жизни российского народа, всех его слоев и групп. Это непреложное требование, вытекающее из положения, в котором находится ныне страна».

Тем самым была обозначена принципиальная грань между ельцинскими и путинскими реформами. Идеология реформирования жизнеустройства при Ельцине сводилась к формуле «реформы любой ценой». Так, автор идеи ваучерной приватизации В.А. Найшуль заявлял: «Если народу не больно, значит, реформы не идут». Путин в основу своей государственной деятельности заложил иной принцип — улучшение условий жизни народа. 25 февраля 2000 г. В.В. Путин развил высказанные в статье идеи в «Открытом письме» к избирателям.Владимир Путин определил основную проблему России как ослабление государства и боязнь принимать решения. Он призвал провести инвентаризацию России, чтобы определить, кто чем владеет и кто за что отвечает. Были четко сформулированы четыре приоритетные задачи государства.Первая приоритетная задача — побороть собственную бедность.Вторая приоритетная задача — защита рынка от незаконного вторжения, как чиновного, так и криминального.Третья приоритетная задача — это возрождение личного достоинства граждан во имя высокого национального достоинства страны.Четвертая приоритетная задача — строить внешнюю политику исходя из национальных интересов собственной страны.Президентские выборы 26 марта 2000 г. показали высокий уровень доверия предложенному курсу. В.В. Путин победил уже в первом туре. 7 мая 2000 г. он вступил в должность Президента РФ.13 мая 2000 г. В.В. Путиным был подписан указ «О полномочном представителе Президента РФ в федеральных округах». Согласно данному указу, вместо должностей полпредов Президента России в каждом субъекте Российской Федерации учреждались должности полпредов в 7 федеральных округах — Центральном, Северо-Западном, Южном, Приволжском, Уральском, Сибирском и Дальневосточном. Границы этих округов определялись тем же указом. По существу, В.В. Путин начал этим указом глубокую реформу федеративных отношений. Статус заместителей главы Администрации Президента РФ и несовпадение границ федеральных округов с границами субъектов Федерации обеспечивали полпредам независимость от региональных властей, в то время как существовавшие в 1991-2000 гг. полпреды в субъектах РФ, как правило, оказывались включенными в местные системы власти и роль представителей Центра не выполняли.17 мая 2000 г. Государственная Дума утвердила предложенного новым Президентом кандидата на пост главы правительства М.М. Касьянова, занимавшего в правительстве Путина пост министра финансов. (В феврале 2004 г. Касьянов был отправлен в отставку, с марта 2004 г. правительство возглавил М.Е. Фрадков.) В тот же день Путин выступил с телевизионным обращением к гражданам, сообщив, что впервые с момента вступления в должность Президента вносит пакет законопроектов в Государственную Думу.Законопроектов было три. Один из них предлагал изменить порядок формирования Совета Федерации. С 1996 г. членами СФ по должности становились главы исполнительной и законодательной власти субъектов Федерации. В.В. Путин преддожил заменить их работающими в верхней палате на постоянной основе представителями соответствующих органов власти, избираемых законодательными собраниями регионов. Второй законопроект вводил порядок отстранения от должности руководителей регионов и роспуска законодательных собраний, принимающих акты, идущие вразрез с федеральными законами. Третий законопроект распространял этот порядок на органы местного самоуправления. Как заявил Президент, цель трех законопроектов была едина: «чтобы и в Москве, и в самой далекой российской глубинке одинаково строго соблюдались права граждан, одинаково точно понималось и исполнялось общероссийское законодательство».

Инициативы В.В. Путина сокращали власть, сосредоточенную в руках региональных лидеров, и потому встретили сопротивление и в Государственной Думе, и в Совете Федерации. Идеологом противодействия стал Б.А. Березовский. 31 мая2000 г. газета «Коммерсантъ» опубликовала его открытое письмо Президенту, в котором федеративная реформа называлась антидемократической. Однако Государственная Дума огромным большинством голосов приняла все три законопроекта. Совет Федерации наложил на них вето. 10 июля 2000 г. Государственная Дума преодолела вето Совета Федерации на закон о внесении изменений в закон об органах власти субъектов Федерации. Эти изменения давали право Президенту снимать с должности губернаторов. Закон о формировании Совета Федерации был принят Думой в компромиссной (согласованной с членами Совета Федерации) редакции. По этой редакции на переход от занятия кресла сенатора по должности к избранию представителей в СФ законодательными собраниями регионов отводился срок до 1 января 2002 г.Это был ключевой момент федеративной реформы — возможностей заблокировать ее у оппонентов не осталось.Таким образом, Президент получил поддержку в Государственной Думе. Позиция депутатов отражала общественное мнение: о своем положительном отношении к деятельности Путина на рубеже 2000—2001 гг. заявляло более 60% граждан России.Вскоре эта поддержка переросла в организованное парламентское большинство. 12 апреля 2001 г. лидеры партий «Единство» С.К. Шойгу и «Отечество» Ю.М. Лужков выступили с совместным политическим заявлением, в котором говорилось: «Мы нашли, что общего у нас гораздо больше, чем различий... Это привело нас к решению объединить усилия и создать Координационный совет для выработки стратегии и тактики действий в обществе и в Государственной Думе». 12 июля 2001 г. состоялся учредительный съезд Общероссийского союза «Единство» и «Отечество». Союз возглавили два сопредседателя: Шойгу и Лужков. В соответствии с начавшимся процессом консолидации центристских политических сил в Государственной Думе был образован Консультативный совет четырех депутатских объединений: фракций «Отечество — Вся Россия» и «Единство», а также депутатских групп «Регионы России» и «Народный депутат». 1 декабря 2001 г. состоялся третий съезд Союза. На нем делегаты единогласно приняли решение о преобразовании общественной организации «Союз «ЕДИНСТВО и ОТЕЧЕСТВО» в партию «ЕДИНСТВО и ОТЕЧЕСТВО» — «Единая Россия». Эта партия стала опорой Президента В.В. Путина в парламенте.

Сферы управления

Б.Н. Ельцин

В.В. Путин

1.Общее направление политического  курса

Разрушение коммунистической системы

Стабилизация российского общества

2.Экономика

Либерально-рыночные реформы методом «шоковой терапии», приватизация госпредприятий, создание крупных капиталов

Восстановление контроля государства над экономикой, «укрощение» олигархов, меры по ускорению темпов экономического роста

3.Государственное строительство

Демонтаж советской системы и создание президентско - парламентской республики

Усиление «властной вертикали» за счёт ослабления политической роли Думы и губернаторов

4.Межнациональные отношения

Ослабление контроля Центра над регионами, суверенизация субъектов Российской Федерации, угроза распада России

Усиление контроля Центра над регионами, создание федеральных округов и приведение местных законов в соответствие с российской конституцией

5. Идеология

Полный плюрализм мнений при настойчивом внедрении в массовое сознание западных идеалов и ценностей

Настойчивый поиск новой государственной идеологии на основе национальных идеалов и моральных ценностей

6. Внешняя политика

Односторонние уступки Западу в ущерб национальной безопасности и долговременным интересам страны

Попытка занять достойное место на мировой арене и проводить самостоятельную внешнюю политику, ориентированную на национальные интересы страны

7.Общие итоги

Создание номенклатурно-олигархического капитализма, обнищание населения, рост сепаратизма, угроза распада страны, падение авторитета России на мировой арене. Реальность национальной катастрофы

Попытка выстраивания социально- ориентированной экономики, меры по увеличению доходов населения и решению других социальных проблем, экономический рост и усиление позиций России в мире. Видимые признаки улучшения экономического положения страны и укрепления социальной стабильности

Информация о работе Современная Россия (август 1991 г. – настоящее время). Внутриполитическая ситуация