Современное государство и право Испании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 12:56, реферат

Описание работы

Целью контрольной работы является изучение государства и права современной Испании. 


В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
1. Изучить государственный строй Испании

2. Изучить правовую систему Испании

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…. 3
Глава 1. Государственный строй Испании………………………...…..4
1.1 Государственное управление…………………………………...…4
1.2 Местное самоуправление…………………………………......….. 6
1.3 Политические организации………………………………....…..…7
1.4 Система провасудия………………………………………....…….9
1.5 Внешняя политика………………………………………..………..9
1.6 Вооруженные силы…………………………………………………….……10
Глава 2. Правовая система Испани…………………………….……..11
2.1 Уголовное право и процесс…………………………………………………13
Заключение………………………………………………………………………17
Список использованной литературы…………………………..………………18

Файлы: 1 файл

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение.doc

— 125.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и  ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ – ФИЛИАЛ  РАНХиГС

ЦЕНТР  ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

 

 

 

Кафедра Теории и истории государства и права

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

 

 

по дисциплине: История государства и права зарубежных стран

 

Тема: Современное государство и право Испании

 

 

 

 

 

Выполнила      Токарева Е.Н.

Юриспруденция

                                                                                           12209

 

Проверил

                                                                                     Доцент кафедры, к.и.н.,

  Недзелюк Т.Г.

 

 

Новосибирск 2013г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

На протяжении многих веков Испания, расположенная  на западной оконечности европейского континента и бассейна Средиземного моря испытывала влияние различных политических течений и культур.

Страна пережила две гражданские войны, что привело  к значительному снижению ее экономического потенциала и авторитета. В 1931 г. была упразднена монархия и установлено  республиканское правление, которое в результате кровопролитной гражданской войны 1936 - 1939 г.г. было заменено диктатурой генерала Франко. После его смерти в 1975 г. главой государства стал король Хуан Карлос из королевской династии Бурбонов. Начался период восстановления демократии. В соответствии с принятой в 1978 г. Конституцией была введена новая модель государственного управления. Испания стала наследственной монархией. Согласно Конституции король назначает премьер-министра и других членов кабинета.    Эти назначения должны быть ратифицированы двухпалатным парламентом - кортесами. Вместо высокоцентрализованной системы стала складываться новая система, характеризующаяся децентрализацией. Было создано три уровня управления: местный, который включает муниципальный и провинциальный, областной (автономные общины) и центральный.

Целью  контрольной  работы  является изучение государства и права современной Испании. 



В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:

1. Изучить  государственный строй Испании


2. Изучить правовую систему Испании

 

 

 

Глава 1 Государственный строй Испании

 

На протяжении большей части 19 и начала 20 в. Испания  была конституционной монархией. После  отречения короля Альфонса XIII в 1931 была основана Вторая республика, просуществовавшая до начала Гражданской войны в 1936. В ней в 1939 победили войска генерала Франсиско Франко, установившего диктаторский режим, который продержался до его смерти в 1975. В период военной диктатуры были запрещены независимые политические партии и профсоюзы и действовала официальная государственная партия Испанская фаланга, позже переименованная в "Национальное движение". Свободные выборы не проводились, а однопалатный парламент - Кортесы - располагал ограниченными полномочиями.

 

    1. Государственное управление.

 

После 1975 Испания  находилась в состоянии перехода от авторитаризма к современной  парламентской монархии европейского типа. Одна составляющая этой политической системы - чиновничий аппарат, суды, вооруженные силы, гражданская гвардия и сельская полиция - унаследованы от диктаторского режима. Другая составляющая включает организационные и идеологические пережитки недолговечной Второй республики и отражает демографические изменения, экономическую модернизацию, демократические политические модели Европы. Она представлена парламентской и избирательной системами, политическими партиями, профсоюзами и другими общественными организациями и группами. По-видимому, самую важную связующую роль в формировании современного государственного устройства Испании сыграла монархия, разрушенная в 1931, когда под давлением республиканцев король Альфонс XIII отрекся от престола. Республиканская форма правления в 1939 сменилась диктаторским режимом Франсиско Франко, который просуществовал до 1975. Преемником Франко стал внук Альфонса XIII, принц Хуан Карлос Бурбон-и-Бурбон (р.1938). Франко был уверен, что молодой принц, который учился во всех трех военных академиях Испании, а также в Мадридском университете, продолжит его политику и сохранит созданную им авторитарную систему.   Однако, став в 1975 королем Испании, Хуан Карлос вступил на путь демократических преобразований. Согласно конституции, разработанной представителями основных политических партий и одобренной на референдуме 1978, Испания является монархией с парламентской формой правления. Конституционно закреплено единство Испании, но допускается некоторая региональная автономия. Конституция наделяет законодательной властью двухпалатный парламент, Генеральные кортесы. [2, 83] Большая часть полномочий принадлежит нижней палате, Конгрессу депутатов (350 членов). Принятые им законопроекты должны представляться на рассмотрение верхней палаты - Сената (256 членов), но Конгресс большинством голосов может преодолеть вето Сената. Депутаты парламента и сенаторы избираются сроком на 4 года - по мажоритарной системе, а Конгресс - по пропорциональной системе. Избирательным правом обладают все граждане страны, достигшие 18 лет. Премьер-министр выдвигается главой государства - королем и утверждается большинством депутатов парламента. Обычно премьер-министр является лидером партии, располагающей большинством мест в Конгрессе депутатов. Чтобы сформировать правительство, эта партия может вступать в коалицию с другими партиями. Конгресс депутатов может выразить недоверие правительству и заставить его уйти в отставку, однако депутаты должны заранее наметить кандидатуру следующего премьер-министра. Такая процедура исключает частую смену правительства.

 

 

 

1.2  Местное самоуправление.

 

Задолго до установления режима Франко Испания уже имела  опыт местного и регионального самоуправления. При Франко эти права были ликвидированы, и центральное правительство осуществляло власть на всех уровнях. После восстановления демократии органам власти на местах были предоставлены значительные полномочия. Конституция Испании исходит из неделимости государства, но вместе с тем гарантирует право на самоуправление административным подразделениям, сложившимся на основе национальных, региональных и исторических критериев. Испания делится на 17 автономных сообществ, которые имеют свои парламенты и правительства и пользуются широкими полномочиями в области культуры, здравоохранения, образования, экономики. В нескольких автономных сообществах (Каталония, Страна Басков, Галисия) узаконено использование местных языков, в частности, на них ведется телевещание. Однако баски настаивают на предоставлении более полной автономии, причем эти требования в ряде случаев сопровождаются вооруженными столкновениями с полицией и террористическими актами. В число 17 автономных сообществ входят Балеарские Острова в Средиземном море и Канарские Острова в Атлантическом океане. Кроме того, статус автономии имеют остатки испанских колониальных владений - города Сеута и Мелилья на северном берегу Африки. Автономные сообщества делятся на 50 провинций, каждая из которых управляется своим советом. С 1997 советы подчинены правительствам автономных сообществ. Высшие муниципальные чиновники и депутаты местных советов избираются прямым голосованием. Члены местного совета избирают мэра из своих рядов; обычно на этот пост назначается глава партии большинства. Муниципальные органы власти не имеют полномочий собирать налоги и финансируются центральным правительством. [3, 164]

 

1.3 Политические  организации 

 

 Общенациональные  партии, пережившие период диктатуры  Франко, - Испанская социалистическая  рабочая партия (ИСРП) и Коммунистическая партия Испании (КПИ). Их организации сохранились в подполье и в изгнании, и многие члены этих партий подвергались преследованиям. Франкистская партия Испанская фаланга (позднее - "Национальное движение") прекратила свое существование со смертью диктатора Франко, однако некоторые деятели этой организации до сих пор участвуют в политической жизни страны. В последние годы жизни Франко премьер-министр Карлос Ариас Наварро обещал легализовать деятельность политических организаций. Первой из них стал Союз демократического центра (СДЦ), созданный в 1976 во главе с Адольфо Суаресом Гонсалесом. В том же году король Хуан Карлос назначил Суареса премьер-министром. Правительство Суареса не желало признавать Коммунистическую партию, но все же вынуждено было принять в 1977 Закон о легализации всех политических партий. После этого было зарегистрировано более 200 партий (в результате всеобщих выборов 1993 в парламент прошли представители только 11 партий или коалиций, а выборов 1996 - 15). После проведения первых выборов в 1977 ведущей партией стал СДЦ. Это была правоцентристская партия, представлявшая средний класс и включавшая некоторых политиков и чиновников режима Франко. СДЦ победил также на национальных выборах в 1979, но на выборах 1982 потерял большинство мест в парламенте, поскольку не смог справиться с быстрым ростом безработицы и терроризмом. Попытка государственного переворота в феврале 1981 также ослабила позиции СДЦ. Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП) была основана в 1879 и являлась крупной партией во времена Второй республики, но была запрещена при Франко. После 1975 она быстро выросла под руководством Фелипе Гонсалеса Маркеса и превратилась в партию социал-демократического толка. ИСРП занимала второе место по числу голосов на выборах 1977 и 1979 и одержала победу на местных выборах в 1979 в крупных центрах страны, включая Мадрид и Барселону. Получив абсолютное большинство мест в обеих палатах Кортесов, в 1982 ИСРП стала правящей партией Испании. Она победила на выборах в 1986, 1989, но в 1993 ей пришлось войти в коалицию с региональной каталонской партией Конвергенция и Союз, чтобы сформировать правительство. ИСРП на досрочных парламентских выборах в марте 1996 осталась в меньшинстве. Народная Партия (НП; до 1989 - Народный альянс) занимает консервативные позиции. В течение многих лет ею руководил бывший франкистский министр Мануэль Фрага Ирибарне.       После перехода руководства НП в руки Хосе Марии Аснара возрос авторитет этой партии среди молодежи. В 1993 она получила 141 (ИСРП - 150), а в марте 1996 - 156 мест (ИСРП - 141) и стала правящей. Начиная с выборов 1993 на третье место по значимости среди партий Испании вышла коалиция   Объединенные левые (ОЛ), которой руководят коммунисты. На выборах 1993 ОЛ получили 18 мест, а на выборах 1996 - 21 место. Коммунистическая партия Испании (КПИ), созданная в 1920, в течение 52 лет находилась в подполье и была легализована в 1977. С конца 1960-х годов она проводила политику, независимую от СССР. КПИ пользуется значительным влиянием в профсоюзной конфедерации Рабочие комиссии, самой массовой в стране. Важную роль в Испании играют региональные партии. Правоцентристская каталонская партия Конвергенция и Союз (КИС) располагала в середине 1990-х годов большинством мест в Каталонской региональной ассамблее. На общенациональных парламентских выборах 1993 и 1996 она набрала значительное число голосов и стала партнером по коалиции сначала с ИСРП, а затем с НП. В Стране Басков, где давно проявлялись сепаратистские настроения, в середине 1990-х годов образовалось несколько влиятельных партий. Самая крупная из них, консервативная Баскская националистическая партия (БНП), стремится к достижению автономии мирными средствами. Эри Батасуна, или Партия народного единства, выступает в союзе с нелегальной организацией ЭТА (Баскское Отечество и Свобода), которая призывает к созданию независимого Баскского государства, не отрицая необходимости насильственных методов борьбы. Большим влиянием пользуются региональные партии в Андалусии, Арагоне, Галисии и на Канарских Островах.

 

1.4 Система правосудия.

 

Обеспечение правопорядка является функцией Министерства внутренних дел, которое для этой цели располагает  военизированной гражданской гвардией и полицией. Кроме того, имеется  муниципальная полиция, контролирующая дорожное движение и поддерживающая законопорядок на местах. В соответствии с конституцией в Испании действует система независимых судов. Чрезвычайные политические суды, существовавшие при Франко, ликвидированы. Юрисдикция военных судов в мирное время распространяется только на военнослужащих. Специальный конституционный суд, состоящий из 12 судей, назначаемых на 12-летний срок, рассматривает соответствие нормативных актов конституции страны. Высшей судебной инстанцией является Верховный суд. [4, 218]

 

1,5 Внешняя политика.

 

Во время  диктатуры Франко Испания находилась в изоляции до 1950, когда страны-члены  ООН восстановили дипломатические  отношения с франкистской Испанией. В 1953 было заключено соглашение о  предоставлении США военно-воздушных и военно-морских баз на территории Испании в обмен на американскую военную и экономическую помощь. Это соглашение обновлялось и срок его действия продлевался в 1963, 1970 и 1982. С 1955 Испания - член ООН. После Второй мировой войны Испания лишилась почти всех своих колоний в Африке. В 1956 Испанское Марокко было передано Марокко, а в 1968 небольшие испанские владения Рио-Муни и Фернандо-По стали независимым государством Экваториальная Гвинея. В 1976 Испанская Сахара была передана под временное управление Марокко и Мавритании. После этого у Испании остались лишь города Сеута и Мелилья на средиземноморском побережье Африки. После смерти Франко Испания стремилась установить более тесные связи со странами Западной Европы. С 1982 Испания входит в НАТО, с 1986 - в ЕЭС (ныне ЕС), с 1989 - в Европейскую валютную систему (ЕВС). Испанское правительство было одним из самых активных участников Маастрихтского договора (1992), предусматривавшего создание политического, экономического и валютного союза в Европе. Испания имеет также тесные связи со странами Латинской Америки. Традиционно она поддерживает хорошие отношения с арабскими государствами. Отношения с Великобританией осложняются из-за нерешенности вопроса о статусе Гибралтара. В 1992 в Барселоне были проведены Олимпийские игры, а в Севилье - Всемирная выставка в связи с 500-летием открытия Америки. В 1993-1999 министр иностранных дел Испании Хавьер Солана возглавлял НАТО.

 

1.6 Вооруженные силы.

 

В 1997 общая численность  вооруженных сил составляла 197,5 тыс. человек; в том числе 108,8 тыс. призывников. В сухопутных войсках служили 128,5 тыс. человек, на военно-морском флоте - 39 тыс., в военно-воздушных силах - 30 тыс. человек. Военизированная гражданская гвардия насчитывала 75 тыс. человек. До 2002 для всех мужчин обязательна военная служба сроком 9 месяцев. В 1996 были обнародованы планы постепенного перехода к профессиональной армии, формируемой на контрактной основе. В декабре 1997 была завершена полная интеграция Испании в структуры НАТО.

 

Глава 2. Правовая система Испании

 

Правовая система  Испании входит в романо-германскую правовую семью.

Основы современной буржуазной правовой системы сложились главным образом в XIX в., когда после освобождения страны от французской оккупации (1808-1814 гг.) на протяжении нескольких десятилетий были приняты кодексы законов по отдельным отраслям права. В этих кодексах отразилось влияние права Франции и отчасти других европейских стран, опередивших Испанию в капиталистическом развитии, а также некоторых латиноамериканских государств – бывших испанских колоний. Однако в целом формирование современного права происходило на базе богатой истории собственного законодательства, насчитывающей много столетий.

В Средние века в различных королевствах на территории будущей Испании (Кастилия, Арагон, Каталония, Наварра и др.) создавалось  немало сборников законов, имевших, как правило, лишь местное значение и обнаруживавших сильное влияние либо римского права, либо обычного права пришедших в Vв. завоевателей – вестготов. Наибольшую известность среди них получило самое раннее собрание правовых норм "Фуэро хуэго" ("Судебное уложение"), датируемое 654 г., которое стало символом идеи национального единства и представляло собой попытку объединить в одном документе нормы обеих названных правовых систем. В последующем развитии законодательства важную роль сыграло изданное в 1255 г. в Кастилии "Фуэро реаль" ("Королевское уложение"), в котором излагались многие институты государственного, гражданского и уголовного права, а также регулировались вопросы судопроизводства на основе ранее изданных сборников законов, в том числе и "Фуэро хуэго".

Еще большее  значение имело собрание правовых норм, составленное в той же Кастилии в 1256-1263 гг. и получившее название "Семь партид" (частей), – самый важный, пожалуй, правовой документ в испанской  истории. Каждая из его частей посвящена  определенной сфере правового регулирования – церковному праву и месту католической церкви в государственной и общественной жизни (часть 1), королевской власти и деятельности органов управления (2), судопроизводству (3), семейному праву (4), договорному праву (5) и, наконец, преступлениям и наказаниям (6 и 7). Некоторые разделы "Партид" представляли собой более или менее самостоятельное переложение норм римского (часть 5) либо канонического (часть 1) права, но в целом это было столь полное, систематизированное и умело составленное собрание правовых норм, что со временем "Партиды" не только оказали существенное влияние на развитие собственно испанского законодательства, но и долгое время непосредственно применялись как основной источник права сначала в испанских колониях Латинской Америки, а затем в возникших там независимых государствах. [5 ,153]

Информация о работе Современное государство и право Испании