Чернышева
Наталья Петровна,
директор
школы, учитель обществознания
МКОУ «Сыропятская средняя
общеобразовательная школа»
Кормиловского муниципального района
Омской
области
Создание
условий для активного участия
человека/гражданина в процессах
глобального мира.
Гражданское общество – это
условное наименование того способа
современной жизни, с которым
неразрывно сплетены важнейшие
условия, в совокупности определяющие
тип цивилизации – рыночную
экономику и демократию. Под гражданским
обществом стали понимать особую
сферу отношений, главным образом
имущественных, рыночных, семейных,
нравственных, которые должны были
находиться в известной независимости
от государства.
Гражданское общество начинается
с гражданина и его свободы.
Само звание «гражданин» в
свое время звучало как синоним
независимости, равноправия, достоинства
и самоуважения личности. Гражданское
общество создает необходимые
условия и атмосферу для беспрепятственной
реализации основных прав и
свобод личности, принципов демократии,
равноправия, нравственных и культурных
ценностей, идеалов справедливости.
Здесь над всеми призван властвовать
закон, олицетворяющий порядок.
Звание гражданина имеет высокий
социальный и политико-правовой
смысл, идейно-патриотическое звучание,
выражает чувство нравственного
долга, ответственности, служение
народу, обществу («Поэтом можешь
ты не быть, но гражданином
быть обязан» - Некрасов Н. А.).
Речь идет об интеллектуальной
свободе, свободе выражения мнений,
недопустимости идеологического
диктата, освобождении от экстремистcки
- радикального мировоззрения, подрывающего
основы человеческого бытия, от классовой
и националистической вражды. Семья, собственность,
личность, свобода, право, духовность,
порядок, государственность – таковы
краеугольные камни и вместе с тем фундаментальные
ценности гражданского общества.
Цели создания гражданского общества
и воспитания гражданина Россией
провозглашены. Идеи гражданского
общества провозглашаются в
законе «Об образовании», «Концепции
государственной политики в сфере
духовно-нравственного воспитания
и защиты нравственности детей
в России». Государственная политика
в области образования основывается
на следующих принципах:
- воспитание
гражданственности, трудолюбия, уважения
к правам и свободам человека,
любви к окружающей природе, Родине, семье;
- свобода
и плюрализм в образовании;
- демократический,
государственно-общественный характер
управления образованием.
Именно образовательные учреждения:
дошкольные, школьные, профессиональные,
- являются теми организациями, где закладывается
мировоззрение ребенка, где и должно происходить
воспитание гражданина, который будет
строить гражданское общество, продолжать
принципы его развития. Школа призвана
способствовать развитию граждан, их самореализации
в различных сферах и видах деятельности.
Более того, она должна сформировать понимание
силы и возможностей коллектива, умение
опираться на коллектив.
В нашем учреждении действуют
детские организации «Мечтатели»,
Совет старшеклассников, которые
плодотворно и активно работают
в МКОУ «Сыропятская СОШ»,
способствуют формированию ключевых
компетентностей учащихся, их социализации
в обществе, учат толерантности.
На счету ребят много творческих
побед, которые добываются общими
усилиями, сообща.
В образовательном учреждении
реализуются следующие образовательные
программы: «Центр здоровья», «Одаренные
дети», «Здоровое питание», «Сыропятка
- моя малая родина» (экологическая программа),
«Организация сопровождения предшкольного
образования детей 3-7 лет, не посещающих
ДОУ», «Школа против наркотиков», программа
патриотического воспитания, «Дети «группы
риска» (работа с трудными подростками),
проект «Наш двор».
На базе школы работают следующие
кружки и секции: профессиональная
ориентация, «Литературная гостиная»,
«Пресс-Центр», «Школьный сайт», «Азбука
безопасности», спортивные секции по баскетболу,
волейболу, тяжелой атлетике.
Кроме того, на базе образовательного
учреждения открыты филиалы Кормиловской
школы искусств по классу фортепьяно.
Осуществляется тесное сотрудничество
с поселковым Домом детского
творчества, сельским Домом культуры.
сельской библиотекой, краеведческим
музеем.
Участие учащихся в объединениях
по интересам способствует формированию
конкретных компетенций: познавательно-информационных,
гражданско-ответственных, бытовых,
культурно - досуговых.
Реальное соединение базового
школьного и дополнительного
образования создает действительные
предпосылки всестороннего и
многогранного образовательно-воспитательного
воздействия на личность, обеспечивающего
формирование, развитие и воспитание
у подрастающего поколения тех
свойств и качеств, которые
дают ему возможность жить
и трудиться в новых динамично
развивающихся социально-экономических
условиях.
Это позволяет:
- создать в школе возможности для творческой роста учащихся;
- задать четкий ритм жизни школьного коллектива, избежать стихийности, непредсказуемости;
- прогнозировать и отслеживать степень воспитательного воздействия на школьников;
- организовывать действенную помощь классному руководителю;
- привлекать родителей к совместному сотрудничеству;
- формировать коллективные ценности.
На основе сотрудничества
взрослых и детей организуется
в школе демократический уклад
жизнедеятельности, продолжается
экспериментальный поиск средств
и форм педагогической поддержки
процесса саморазвития личности,
самопознания и самоопределения,
создаются необходимые условия
для возникновения необходимых
детских организаций, устанавливается
связь с социумом, с внешкольными
учреждениями.
За время работы в школе
достигнуты определенные успехи.
К числу сильных сторон организации
учебно–воспитательного процесса
в школе, проявляемых в жизнедеятельности
учебного заведения в течение
многих лет, следует отнести
эффективное использование широкой
сети кружков, секций и других
объединений учащихся, накопленные
опыт, традиции школьного сообщества
в военно– патриотическом воспитании,
в природоохранной деятельности
(экологическая дружина), здоровьесберегательных
технологиях, тесное сотрудничество
с социумом..
Учащиеся школы выдерживают выпускные
и вступительные экзамены, успешно
продолжают обучение в учебных
заведениях среднего и высшего
профессионального образования,
становятся хорошими специалистами,
достойными гражданами общества.
Достигнуты определённые успехи
в трудовом обучении и воспитании
учащихся, которое реализуется при
обучении технологии, работе на
пришкольном учебно–опытном
участке, различных кружках, формирующих
и развивающих трудовые, творческие
умения и навыки.
Наблюдается ежегодный рост удовлетворённости
учащихся, родителей жизнедеятельностью
в школе – важнейшего показателя
улучшения нравственно–психологического
климата в учебном заведении.
Значительно обогатился теоретический
арсенал педагогического коллектива,
деятельность которого стала
более целенаправленной, системной,
наукоёмкой, личностно–ориентированной.
Постепенно формируется индивидуальность
(«имидж») школы с привлекательными
и неповторимыми чертами. Образовательное
учреждение создает условия для
воспитания активной жизненной
позиции у школьников, которая позволяет
им быть успешными в современной жизни.