Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 16:34, доклад
Образование Русского централизованного государства плело значительные особенности по сравнению с аналогичными совпавшими по времени процессами в ряде стран Западной Европы.
Со второй четверти XIV века началось образование территории Русского го-сударства в ходе собирания земель вокруг Москвы. Северо-Восточная Русь (Владимиро-Суздальское княжество) стала центром формирования будущего единого государства со столицей в Москве.
Специфика формирования
единого российского
Образование Русского централизованного государства плело значительные особенности по сравнению с аналогичными совпавшими по времени процессами в ряде стран Западной Европы.
Со второй четверти XIV века началось образование территории Русского государства в ходе собирания земель вокруг Москвы. Северо-Восточная Русь (Владимиро-Суздальское княжество) стала центром формирования будущего единого государства со столицей в Москве.
Раздробленная на ряд самостоятельных княжеств Северо-Восточная Русь не могла добиться независимости от Орды. Она нуждалась в собственной государственности. В результате начинаются параллельно идущие процессы: объединение русских земель вокруг Москвы и политическая централизация - усиление центральной власти.
Московское княжество
как часть Владимирского
Возвышение Москвы привело к последующему объединению вокруг нее русских земель, осознающих свою культурную и религиозную общность, но главное — связанных общими внешнеполитическими интересами и, в первую очередь, стремлением обрести независимость.
К процессу образования российского централизованного государства привели определенные экономические, социальные, политические и духовные предпосылки.
Среди историков существуют различные точки зрения по вопросу о причинах образования централизованного государства. Одни считают, что причины политической централизации и сам ее процесс в России ,и в странах Западной Европы аналогичны. По их мнению, в Западной Европе процесс централизации опирался на общность хозяйственных интересов отдельных территорий; цементирующей основой строительства государства были процветающие города и торговые связи. Следовательно, материальной основой образования единого Российского государства с центром в Москве начиная с XIV века также стало развитие ремесел, торговли и рынка, являющихся признаками раннебуржуазных отношений. (Ж. Дюби).
Но большинство
отечественных историков
Главную экономическую
причину образования
Возвышение и
рост политического влияния
Основной внешнеполитической причиной образования централизованного государства обычно считают сохранение вассальной зависимости русских земель от Золотой Орды, а также необходимость централизованной зашиты русских-земель от внешних врагов.
Ряд историков и философов, например Л.Н.Гумилев, Г.П.Федотов, образование единого государства трактовали иначе, а именно как «восстановление», «возрождение» российской государственности. Рассматривая при этом государство как «органический союз народа», представители этого направления основную причину образования государства усматривали в появлении в народном сознании идеи единого национального государства. Идею русской государственности наиболее последовательно выражала Москва.
При этом подчеркивается, что московские князья одерживали победу над своими политическими противниками благодаря коварству, вероломству и послушному следованию воле татар. Татарская стихия не извне, а изнутри овладела душой Руси, и в этом отношении московские князья оказались самыми последовательными в «собирании» русских земель, которое совершалось «восточными методами». Под ними следует понимать насильственные захваты территорий, вероломные аресты князей-соперников, увод населения в Москву и замена его пришлым и т.п.
Причины образования
единого государства можно
Можно выделить
ряд специфических особенностей
образования Российского
централизованного государства: v
Ведущую роль в формировании Российского государства играл политический («внешний») фактор - необходимость противостояния Орде и Великому княжеству Литовскому. Государство с самого начала создавалось как «военно-национальное», движущей силой этого процесса являлась потребность в обороне и безопасности. Благодаря этим факторам все слои населения были заинтересованы в централизации.
4. Формирование государства
проходило на многонациональной основе
(в
Западной Европе - на мононациональной).
Процесс централизации,
начавшийся в условиях невызревших
социально-
экономических предпосылок, еще больше
усилил действие тенденций, порожденных
монголо-татарским господством.
Формированию
государственности
После ордынского нашествия на Северо-востоке было расчищено место для расцвета новой знати, формировавшейся уже на почве победивших отношений подданства. Новая знать возникла в княжеском дворе. Дворяне становились собственниками, получая от князя земельные пожалования. Эти дворяне ХШ века -мелкие слуги князя. По наблюдению А.А.Зимина, термин «дворяне» перестаёт употребляться с конца XV века и вновь появился в 30-х годах XVI столетия. Но теперь «дворяне» уже не рядовые земледельцы, а верхушка служилых людей -аристократов, из их числа выходили видные военачальники и администраторы. Между дворянами XIII-XVI,веков есть и общее: и те, и другие - люди двора, они не свободны уже по названию. Пройдут два с лишним века после Батыева нашествия, и глубинные изменения во внутренней структуре господствующего сословия будут «обнародованы» при Иване III в стандартных обращениях земледельцев к своему сюзерену: «Яз холоп твой». С появлением этой официальной формулы определится рубеж — победа отношений подданства на Северо-востоке, которая отразится не только в документах, но и в сознании людей. Развитие авторитаризма было возможным, так как оно могло стимулироваться культурными представлениями, идущими от древности. В «Слове о полку Игореве» - литературном памятнике XII века князья назывались «даждьбожьими внуками», т.е. потомками божества - солнца, солнечного дня. Даждьбог был Царем - Солнцем, мифическим родоначальником русских людей. Последний русский великий князь-язычник Владимир именовался в былинах Владимиром-Солнцем. Подобное культурное наследие помогало первому лицу в государстве вписаться в нравственный идеал, выдвигающий князя, а затем и царя в качестве источника, носителя высшей Правды. - Новая государственность авторитарного типа свое непосредственное начало ' ведет от княжения Ивана I (1328-1341), более известного как Иван Калита — внука Александра Невского и сына Даниила Александровича, явившегося основателем династии московских князей. Со времен Ивана Калиты будущее московское единовластие подготовлялось несколькими параллельными процессами.
Во-первых, со второй четверти XIV века фактически началось образование государства в ходе собирания земель вокруг Москвы: Когда Иван Калита стал великим князем (1328), московский удел оставался очень незначительным. Он состоял из пяти или семи городов с уездами. То были: Москва, Коломна, Можайск, Звенигород, Серпухов, Ружа и Радонеж. Но в руках Калиты были значительные материальные средства. Немаловажную роль сыграло то, что Иван Калита, пользуясь милостью хана, получил от него исключительное полномочие - самому собирать и доставлять в Орду татарскую дань с подвластного русского населения. Это доставляло московскому князю добавочные финансовые выгоды и усиливало его власть и влияние на Руси. Калита прикупает к своей вотчине ряд сел в Новгородской, Владимирской, Ростовской областях и других местностях. Его преемники продолжали собирание земель. Увеличение территории своего удела - эта главная цель внешней, политики Москвы - достигается самыми разнообразными средствами: династическими браками, покупкой, захватом у слабейшего политическим обманом, экономическим давлением, войной или изгнанием того или иного князя из его родного удела, а иногда и убийством.
'Во-вторых, политическим
следствием приобретения
В-третьих, Калита перенес в Москву не только великокняжескую резиденцию но и резиденцию митрополита Митрополит Петр, канонизированный вскоре после своей смерти и почитаемый как небесный покровитель Москвы, подолгу живал в Москве и был в тесной дружбе с Иваном Калигой. Он умер в.Москве в 1326 г, и был погребен в кафедральном храме Москвы - Успенском «оборе. Его преемник митрополит Феогност окончательно поселился в Москве, которая стала, таким образом, церковной столицей «всея Руси». Сочувствие и поддержка митрополита и всего церковного общества, может быть, более всего помогли московскому князю укрепить национальное и нравственное значение своего престола в Северной Руси. ,
В-четвертых, со времени правления Ивана Калиты начал складываться новый порядок наследования. При разделе Московского княжества между князьями-сонаследниками старшему из них всегда выделялась большая часть, и этот так называемый «излишек на старейший путь» с течением времени становился все значительнее. Кроме того, умирая, Калита завещал Москву в общее владение трем своим сыновьям. Его внук Дмитрий Донской в своей духовной установил порядок престолонаследия по прямой мужской нисходящей линии: от отца к сыну, просуществовавший вплоть до первой четверти XVIII века. В отличие от своих предков Дмитрий Донской все великое „княжение Владимирское безраздельно завещал старшему сыну Василию I (1389-1425). Таким порядком был положен еще один камень основания Великого Русского государства.
Таким образом,, во второй четверти XIV - первой половине XV века происходило перенесение авторитарных порядков, свойственных княжеским уделам, на государство в целом. Местный князь становился боярином Московского князя. Страна превращалась в один громадный удел, в вотчину государя.