Специфика экономики древневосточных обществ (доминирующая роль государства в землевладении и ирригации)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 11:24, контрольная работа

Описание работы

С момента появления государства, оно играло исключительно важную роль. Ирригационные системы наблюдались государственным чиновником, распределение воды контролировалось фараоном, государем или царем, выражалась система государственных монополий (соль, железо), государственное рабовладение. Деспотическое и назойливое вмешательство государства нарушало экономику, ущемляло интересы, как господ, так и средних слоев населения. Впервые в истории экономической мысли возникает сложная проблема определения пределов вмешательства государства в экономическую жизнь страны.
Целью данной контрольной работы является изучение основной проблематики экономической мысли Древнего Востока.

Файлы: 1 файл

история эконом. учений.doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)

Другим направлением китайской мысли является моизм. Основателем школы является Мо-цзы (Мо Ди, ок. 475-395 гг. до н. э.). Изучив конфуцианство, Мо-цзы стал его противником по ряду позиций.

Мо-цзы предложил программу взаимоотношений между людьми, способствующую усовершенствованию общества. Эта программа включает следующий комплекс принципов:

  1. цзяньай («всеобщая любовь»); принцип утверждал право всех людей участвовать в политической жизни. В этом принципе прослеживается определенная демократическая направленность взглядов Мо-цзы.
  2. фэйгун («отрицание нападений»); Принцип защищал право частной собственности. Запрет посягательства па частную собственность.
  3. шантун («почитание единства»); Принцип единства взглядов, одинаковых действий, общего стремления к добродетелю.
  4. шансянь («почитание мудрости»); Основной принцип управления страной. Принцип гласит, что критерии справедливости и несправедливости устанавливают благородные и мудрые
  5. цзеюн («экономия в расходах»); Принцип призывающий к экономии ресурсов, в частности в экономии при захоронении, ритуал которых в тот период был весьма затратным.
  6. мингуй («духовидение»); Принцип основанный на том, что существуют духи, которые влияют на дела людей, поэтому людям следует их почитать.

Мо-цзы выступал против учения Конфуция о врожденном знании. Знание он понимал как результат соприкосновения с вещами. Для познания необходимы три условия; органы чувств, соприкосновения чувств с вещами и - как результат соприкосновения органов чувств с вещами - образ, ощущение. Моисты уделяли большое внимание проблемам познания. Фактически они первыми в древнекитайской философии начали изучать процесс познания, источник знания, пути познания и критерии истины.

Мо-цзы приводит следующие критерии истинности:

    1. исторический опыт «совершенномудрых правителей»;
    2. реальная обстановка, которую «слышит и видит народ»
    3. главный критерий — как суждение используется в управлении страной, отвечает ли оно интересам государства и народа. 

Школа легистов сложилась в IV в. до н.э. Наиболее известные ее представители — Шан Ян (390-338 гг. до н.э.) и Хань Фэй (ок. 280 - 233 гг. до н.э.). Представители этой школы сосредоточили свои исследования на проблеме управления государством. Если в конфуцианстве говорилось об управлении на основе ритуала и традиций, то в легизме сначала были предложены иные концепции. Шень Бухай говорил об управлении, основанном на «положении» (авторитете), власти. Шень Дао призывал к «искусству управления». Шан Ян говорил об управлении на основе законов.

Оценив различные точки зрения, Хань Фэй развивает концепцию управления на основе законов; эта концепция становится главной у легистов. Выступая против конфуцианцев, они высмеивали их рассуждения о человеколюбии, долге, справедливости, братской любви, называя их «игрой в слова» и сравнивая с детской игрой «приготовления изящных яств из песка». В противовес управлению на основе ритуала, добродетели легисты пропагандируют управление на основе закона. В «Шан цзюнь шу» («Книга правители области Шан» — трактат IV - III вв.) необходимость управления на основе закона обосновывается тем, что человек от природы зол. Звериное начало, заложенное в человеке, не может быть изменено воспитанием, но проявления его могут быть предотвращены строгими законами, системой наказаний и поощрений. Спокойствие и порядок в стране могут основываться только на законах. Законы должны быть жесткими. Строгие наказания необходимы для того, чтобы люди боялись закона. Законы должны быть едиными, обязательными для всех. Хань Фэй писал: «Награды должны быть щедрыми и даваться заслуженно, чтобы они были выгодны народу; наказания должны быть тяжелыми и неотвратимыми, чтобы народ боялся их, закон должен быть единообразным и устойчивым, чтобы народ знал его»[5, 61].

Легисты так же утверждали, что политические методы управления должны соответствовать реальному положению дел и меняться в зависимости от условий и эпохи. Направление легизма придавали особое значение хозяйственной функции государства, его регулирующей роли в экономике, поддержании земледелия, поддержании цен на рынке, создании сильной армии. В этой школе были сформулированы концепции государственного регулирования экономических процессов в стране, института бюрократии, системы круговой поруки, института цензорского надзора и др.

 

Заключение

 

С появлением первых государственных образований и зарождением различных форм участия государства в хозяйственной жизни, т.е. со времен древних цивилизаций, перед обществом возникло множество насущных проблем, актуальность и важность которых сохраняется до сих пор и едва ли когда будет утрачена. В их числе наиболее значимой была и, очевидно, будет всегда проблема толкования идеальной модели социально-экономического устройства общества на основе логически выверенной систематизации экономических идей и концепций в экономической теории, принимаемой в результате всеобщего одобрения в качестве руководства к действию при осуществлении хозяйственной политики.

В своем политическом развитии страны Древнего Востока прошли в целом общий путь — от небольших племенных образований, новых городов-государств к гегемониям-царствам, а затем к относительно централизованным империям, как правило, полиэтническим, создаваемым за счет завоевания и грабежа своих соседей.

Выразителями экономической мысли Древнего мира были крупные мыслители (философы) и отдельные правители рабовладельческих государств. Они стремились идеализировать и сохранить навсегда рабовладение и натуральное хозяйство как главные условия открытого разумом и охраняемого гражданскими законами непреходящего «естественного порядка».

 

Список использованной литературы

 

  1. История экономических учений: учебник / под ред. Титова Н.Е. – Владос, 1997, 391с.
  2. Краткая история экономического развития: учебник / под ред. Березин И.С., М.: 1999, 236с.
  3. История экономических учений в вопросах и ответах / под ред. Бартенев С.А., М.: Юристъ, 1998, 146с.
  4. История экономических учений. Учебное пособие / под ред. Покидченко М.Г., Чаплыгина И.Г., М.: Инфра-М, 2005, 420с.
  5. История мировой экономики: учебник / под ред. Бор М.З., М.:, 1998, 342с.

 

 


Информация о работе Специфика экономики древневосточных обществ (доминирующая роль государства в землевладении и ирригации)