Способы охраны конституции РФ. Конституционные основы обеспечения безопасности в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 11:40, доклад

Описание работы

Охране Конституции РФ служит достаточно жесткий порядок принятия конституционных поправок и пересмотра Конституции РФ, определенный гл. 9 Конституции РФ. Основным порядком охраны Конституции РФ является судебный. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, в суд могут быть обжалованы решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ст. 46 Конституции РФ).

Файлы: 1 файл

Доклад о безопасности.docx

— 25.45 Кб (Скачать файл)

21. СПОСОБЫ ОХРАНЫ КОНСТИТУЦИИ  РФ. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ  БЕЗОПАСНОСТИ В РФ

Охране Конституции РФ служит достаточно жесткий порядок  принятия конституционных поправок и пересмотра Конституции РФ, определенный гл. 9 Конституции РФ. Основным порядком охраны Конституции РФ является судебный. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, в суд могут быть обжалованы решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ст. 46 Конституции РФ). Специальной цели охраны Конституции РФ подчинена вся деятельность Конституционного Суда РФ, защищающего основы конституционного строя, основные права и свободы человека и гражданина, обеспечивающего верховенство и прямое действие Конституции РФ на всей территории РФ (ст. 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ»). Гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина является Президент РФ (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ), что отражено в его присяге (ч. 1 ст. 82 Конституции РФ). На страже прав и свобод человека стоит также Уполномоченный по правам человека в РФ. Целям охраны Конституции РФ служит запрет на деятельность отдельных общественных объединений, установленный ч. 5 ст. 13 Конституции РФ. Сама Конституция РФ определяет, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ, законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ), запрещается захват власти (незаконное присвоение властных полномочий – ч. 4 ст. 3 Конституции РФ). Легально (в Законе РФ «О безопасности») безопасность определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Основными объектами безопасности являются, таким образом, личность, общество и государство. Субъектами обеспечения безопасности являются, прежде всего государство, а также (в меру своих полномочий) граждане, общественные и иные организации и объединения. Статья 45 Конституции РФ гарантирует государственную защиту прав и свобод человек и гражданина, кроме того, каждый вправе в рамках закона защищать свои права и свободы. Принципами обеспечения безопасности являются законность; соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства и их взаимная ответственность; интеграция с международными системами безопасности. Силы обеспечения безопасности включают в себя Вооруженные Силы РФ, федеральные органы безопасности, внутренних дел и пр. Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент РФ, в частности, возглавляющий и формирующий Совет Безопасности РФ, вводящий военное и чрезвычайное положение, непосредственно руководящий федеральными «силовыми» ведомствами (напр., Министерством обороны РФ, МВД РФ), обладающий иными полномочиями в указанной сфере. В современной юридической науке с известной долей условности можно выделить по крайней мере три подхода к осмыслению сущности феномена права на безопасность в аспекте конституционно-правового регулирования статуса личности. Согласно одной точке зрения право на безопасность позиционируется как совершенно самостоятельное субъективное право, которое должно быть обозначено в конституции государства наравне с такими фундаментальными правами, как право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни [6, 9 - 10; 7, 109 - 114]. Второй подход предполагает понимание права на безопасность в более узком смысле: здесь оно интерпретируется в качестве одного из правомочий, вытекающих из более широкого по смыслу конституционного права и свободы. Наконец, третий подход предполагает более комплексное осмысление феномена права на безопасность, при котором оно увязывается не с одним, а с несколькими конституционными правами и свободами.

О правомерности данных теоретико-методологических подходов свидетельствует законодательная  практика Российской Федерации. Право  на безопасность регулируется в законодательных  актах как дифференцированно, с  учетом специфики того или иного  вида общественных отношений, так и  интегративно. Например, статья 13 Уголовно-исполнительного  кодекса Российской Федерации гарантирует  право осужденных на личную безопасность. В данной статье предписывается, что  при возникновении угрозы личной безопасности осужденного он вправе обратиться с заявлением к любому должностному лицу учреждения, исполняющего наказания в виде ареста, ограничения  свободы или лишения свободы, с просьбой об обеспечении личной безопасности. В этом случае указанное  должностное лицо обязано незамедлительно  принять меры по обеспечению личной безопасности обратившегося осужденного. Начальник учреждения, исполняющего соответствующие виды наказаний, по заявлению осужденного либо по собственной  инициативе принимает решение о  переводе осужденного в безопасное место или иные меры, устраняющие  угрозу личной безопасности осужденного [1].

Нет никаких сомнений в  том, что право на личную безопасность осужденного требует особой правовой защиты вследствие повышенной угрозы данной безопасности при нахождении лица в учреждениях пенитенциарной системы. Однако по меньшей мере странно, что в законодательстве России уделяется столь мало внимания личной безопасности добросовестных граждан, которые не являются осужденными. Такие угрозы могут исходить от противоправного поведения других лиц, в то время как уполномоченные государственные органы обязаны принимать все меры к обеспечению личной безопасности граждан. Конечно, нельзя сказать, что российское законодательство совсем не уделяет внимания безопасности личности. Так, согласно статье 2 Закона Российской Федерации "О милиции" именно обеспечение безопасности личности является первостепенной задачей милиции. Пункт 3 статьи 10 данного Закона обязывает милицию принимать и регистрировать заявления, сообщения и иную поступающую информацию о преступлениях, административных правонарушениях и событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, своевременно принимать меры, предусмотренные законодательством [3]. Однако обязанность милиции "принимать и регистрировать информацию" и лишь вслед за этим "принимать предусмотренные законодательством меры" является слишком обобщенной и не содержит надлежащих гарантий безопасности личности даже по сравнению со статьей 13 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, которая направлена на защиту прав осужденных. Из содержания анализируемого Закона неясно, какие именно меры и в соответствии с каким именно законодательством должна предпринимать милиция при возникновении угрозы личной безопасности граждан, насколько оперативными и действенными они должны быть с учетом конкретных обстоятельств каждого дела. Более того, из контекста приведенной нормы Закона Российской Федерации "О милиции" прочитывается роль милиции скорее как пассивного наблюдателя за посягательствами на личную безопасность граждан, чем как активного субъекта противодействия всевозможным угрозам, включая превентивные, воспитательные и профилактические меры. Cубъективное право на безопасность граждан не сводится к их личной безопасности. Об этом свидетельствуют результаты научных исследований, содержание действующего законодательства. Так, статья 22 Федерального закона "О радиационной безопасности населения" гарантирует право граждан на радиационную безопасность, которое обеспечивается "за счет проведения комплекса мероприятий по предотвращению радиационного воздействия на организм человека ионизирующего излучения выше установленных норм, правил и нормативов, выполнения гражданами и организациями, осуществляющими деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, требований к обеспечению радиационной безопасности" [2]. В конечном итоге речь идет об обеспечении защищенности конституционного права на жизнь и права на охрану здоровья. Поэтому в данном случае право на радиационную безопасность выступает в качестве интегративного конституционного права, объединяющего в себе гарантии реализации нескольких конституционных прав и свобод (статьи 20, 41 Конституции Российской Федерации). Важнейшее значение имеет конституционное обеспечение безопасности частной собственности. Вследствие ограниченности экономических ресурсов человечество вынуждено было обратиться к институту собственности, конституционная суть которого состоит в присвоении определенного имущества и гарантиях государства по свободному владению, пользованию и распоряжению соответствующими объектами со стороны частных владельцев (статья 35 Конституции Российской Федерации). Если право частной собственности не сопровождается гарантиями безопасности владения, пользования и распоряжения объектами собственности, конституционный смысл его в значительной мере теряется. Поэтому уголовное законодательство предусматривает ряд составов преступлений, направленных на защиту частной собственности; в гражданском законодательстве и в уголовно-процессуальном законодательстве предусматриваются исчерпывающие основания ограничения права частной собственности по смыслу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации. Все это гарантирует состояние защищенности прав собственников, а в конечном итоге - право на безопасность собственности. Вместе с тем в современной России гарантии безопасности права собственности не всегда отвечают требованиям конституционного государства. Об этом свидетельствует практика Конституционного Суда Российской Федерации. Применительно к проблеме защиты публичной собственности весьма показательна правовая позиция Конституционного Суда, занятая им при рассмотрении дела о проверке конституционности порядка безвозмездной передачи имущества из собственности субъектов Федерации в федеральную собственность вследствие разграничения полномочий. Подчеркивая публично-правовой режим собственности Российской Федерации и ее субъектов, Суд вместе с тем отметил, что Федерация не может своей волей и без соразмерной компенсации присвоить себе объекты публичной собственности субъектов Федерации без надлежащей договоренности. Императивная норма закона о движении публичной собственности вслед за разграничением предметов ведения и полномочий не дает оснований для возникновения права собственности Российской Федерации на объекты, собственниками которых являются субъекты Федерации, без согласия последних [5]. Рассматривая дело о проверке конституционности земельного законодательства, Суд установил допустимость ограниченных прав на владение земельными участками иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц [4]. Приведенные факты свидетельствуют о том, что оспариваемые нормы законов и сложившаяся на их основе правоприменительная практика в своем большинстве были направлены на существенные нарушения конституционного права частной собственности, несмотря на конституционные гарантии его защиты. Вследствие этого безопасность частных собственников ставилась под угрозу, преодолеть которую заявители смогли лишь посредством конституционного правосудия.

 

Конституция РФ о безопасности

 Глава 1 Статья 2 Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статья 6 2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. 3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Статья 7 2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 8 1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. 2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Статья 9 1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Статья13 5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

 Глава 2 Статья 21 1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. 2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть, без добровольного согласия, подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Статья 22 1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. 2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Статья 24 1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Статья 25 Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Статья 35 1. Право частной собственности охраняется законом. 2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. 3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. 4. Право наследования гарантируется.

Статья 40 1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Статья 41 3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Статья 45 1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. 2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Статья 46 1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Статья 49 1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. 2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

Статья 52 Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Статья 56 1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.

Статья 59 1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Статья 61 1. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству. 2. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

Статья 63 1. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

2. В Российской Федерации  не допускается выдача другим  государствам лиц, преследуемых  за политические убеждения, а  также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской  Федерации преступлением. Выдача  лиц, обвиняемых в совершении  преступления, а также передача  осужденных для отбывания наказания  в других государствах осуществляются  на основе федерального закона  или международного договора  Российской Федерации.

 Глава 3 Статья 71 В ведении Российской Федерации находятся: м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

н) определение статуса  и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и  уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование  интеллектуальной собственности;

Статья 72 1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

Статья 74 1. На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. 2. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.


Информация о работе Способы охраны конституции РФ. Конституционные основы обеспечения безопасности в РФ