Сравнительная таблица конституций М.М. Сперанского и Н.Н. Новосельцева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 17:46, лабораторная работа

Описание работы

Создание в России двухпалатного Государственного сейма, состоящего из Сената и Посольской избы, а также двухпалатных сеймов на местах. К компетенции Государственного сейма относилось утверждение законов и бюджета. Депутатов избирали от дворянских уездных собраний и городских обществ. Центральным органом исполнительной власти должен был стать Государственный Совет, состоящий из Правительственного Совета (кабинета министров) и Общего Собрания Совета. Судебная власть: Верховный государственный суд и Верховные суды наместничеств, апелляционные суды, суды инстанций.

Файлы: 1 файл

Сравнительная Таблица.docx

— 19.53 Кб (Скачать файл)

Ворожейкина Марина Олеговна 
ИО – 11 - 01

 

Сравнительная Таблица

 

 

Конституция Н.Н.Новосильцева

Конституция М.М.Сперанского

Принцип, который лег в основу проекта

Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

В основу государственного устройства страны Сперанский предлагал  положить принцип разделения властей  на законодательную, исполнительную и  судебную.

Структура власти

Создание в России двухпалатного Государственного сейма, состоящего из Сената и Посольской избы, а также двухпалатных сеймов на местах. К компетенции Государственного сейма относилось утверждение законов и бюджета. Депутатов избирали от дворянских уездных собраний и городских обществ. Центральным органом исполнительной власти должен был стать Государственный Совет, состоящий из Правительственного Совета (кабинета министров) и Общего Собрания Совета.

Судебная власть: Верховный государственный суд и Верховные суды наместничеств, апелляционные суды, суды инстанций.

В компетенцию Верховного суда входило исследование и наказание за все преступления в оскорблении величества, за преступления против государства  и все противозаконные проступки высших чиновников.

По апелляционным и  инстанционным делам предусматривалось  издание специальных постановлений.

Судьи по Уставной грамоте  подразделялись на выборных и назначаемых  императором.

Законодательная власть осуществляется через систему выборных органов: на местах создаются волостные, окружные и губернские Думы, а в центре – Государственная Дума – высший законодательный представительный орган страны. Законодательная инициатива принадлежит правительству, но никакой  новый закон не может быть издан  без рассмотрения в Думе; утверждает его император. Закон, отвергнутый  большинством голосов Думы, "остается без действия". Государственная  Дума осуществляет контроль за исполнительной властью – правительством, министры которого ответственны перед ней  за свои действия.

Судебная власть, по проекту  М.М. Сперанского, реализуется системой судов, состоящих из назначаемых  чиновников и выборных присяжных  заседателей. Высший судебный орган  страны – Сенат – избирается членами губернских Дум.

Вершиной системы управления, верхней палатой парламента является Государственный Совет, члены которого назначаются председательствующим в нем государем. Государственному Совету отводилась важнейшая функция – согласование деятельности различных органов управления. Здесь предполагалось проводить первоначальное обсуждение государственных планов. Самодержавная власть тем самым претерпевала значительные ограничения.

Права населения

Гражданам Российской империи даровались гражданские свободы: свобода слова, вероисповеданий, равенство всех перед законом, неприкосновенность личности, свобода печати.

Избирательные права получали владевшие недвижимостью дворяне, а от городских обществ — владельцы недвижимости, лица с высшим образованием, предприниматели, купцы первых двух гильдий, цеховые мастера. Право избирать получали лица старше 25 лет, а быть избранными — старше 30 лет и имевшие определенный имущественный ценз. 

В области общественного  устройства М.М. Сперанский предлагал  сохранить видоизмененную сословную  структуру в составе трех "состояний": дворянство, люди среднего сословия, народ  рабочий. Но если гражданскими правами, по проекту, наделялось все население  страны, то политическое, т.е. избирательное  право предполагалось предоставить только дворянам и людям среднего сословия, имеющим недвижимую собственность  в определенных размерах.

М.М. Сперанский высказывался против крепостного права. Но процесс  освобождения крестьян, предусмотренный  его предложениями, предполагался  очень длительным. К тому же Сперанский защищал право помещичьей собственности  на землю и ничего не говорил о  наделении землей освободившихся крестьян.

Полномочья Императора

За императором закреплялось право законодательной инициативы и право вето. Самостоятельно император мог издавать только  уставы, учреждения, указы, постановления.

Власть императора должна была ограничиваться Государственной думой. Царь сосредоточивает  в своих руках исполнительную власть, законодательную инициативу, контроль за проведением в жизнь  законов, контроль за деятельностью  суда и других органов государственной  власти. Его компетенция в исполнительной власти очень широка. Он решает вопросы  войны и мира, вопросы внешней  политики.


 

Вывод: В конституциях не было четкой статьи об отмене крепостного права, а значит, не решало главной проблемы. По построению представленные проекты Сперанского с Уставной грамотой Российской империи, то мы увидим в Уставной грамоте уже больше упорядоченности и завершенности.


Информация о работе Сравнительная таблица конституций М.М. Сперанского и Н.Н. Новосельцева