Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 17:29, реферат
Любая система образования исторична, она тесно связана с эволюцией общества. Определенной стадии развития общества, как правило, соответствует и определенная система образования и воспитания. В каждом обществе существует свой образовательный механизм производства новых форм жизни.
Средние века в нашем сознании ассоциируются прежде всего с тремя их институтами - Церковью, Империей и Университетом. Из них два первых пришли в средние века из античности, и лишь университет рожден именно средними веками.
Средневековая
система образования
и университеты
Любая система образования исторична, она тесно связана с эволюцией общества. Определенной стадии развития общества, как правило, соответствует и определенная система образования и воспитания. В каждом обществе существует свой образовательный механизм производства новых форм жизни. Средние
века в нашем сознании ассоциируются
прежде всего с тремя их институтами
- Церковью, Империей и Университетом.
Из них два первых пришли в средние
века из античности, и лишь университет
рожден именно средними веками. Специфика средневековой системы образования Яркой особенностью средневековой культуры является ее письменный характер. Вместо характерного для античности просвещенного досуга ("схоле")появляется ученый труд ("прагматейя") , вместо устной культуры - письменная. Это дает возможность транслировать знания в другие эпохи. Утверждается культ слова. Еще в Евангелии от Иоанна говорилось, что " в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было вначале у Бога. Все через него начало быть, и без него ничто не начало быть, что начало быть" (I,1 - 3) . Поэтому такое большое значение в средние века имеют проповеди и молитвы. Огромное значение приобретает Текст. Достичь цели, которую ставил перед собой средневековый человек, а именно постичь Бога, это значило всю жизнь читать и интерпретировать один и тот же текст, т.е. Библию. Формируется целая наука толкования священных текстов - экзегетика. Средневековый философ интерпретирует тексты и проповедует на их основе. Отсюда вытекает новое понимание жизни как вечного ученичества. Человек понимал себя как часть целого, т.е. Бога и смысл своей жизни видел в причащении к божественному благу. Любой христианин - это прежде всего ученик от Бога. Поэтому большинство теологов были либо проповедниками, либо преподавателями. Основная масса средневековой теологической литературы написана в жанрах гомилий (проповедей), дидаскалий (учительских назиданий), комментариев, глоссариев. Христианство часто называют религией священных писаний (сакра скриптура). Школьность
средневековой культуры появилась
рано. Еще в эпоху первоначального
христианства многие античные авторы
считали Иисуса Христа основателем
одной из школ, "одним из учителей".
Лукиан писал, что "христиане поклоняются
некоему распятому софисту", а
Палладий именовал Христа "архипастырем,
архиучителем и архисофистом". Упоминания
об учительской деятельности И. Христа
сохранились в Новом Завете: n
Школьность в средние века приобрела космические размеры. История превратилась в педагогический размер, а Христос - в верховного учителя, его проповеди - "божественные уроки". Жизнь стала иметь смысл лишь как время переделки человека (См.: Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.,1977. С.162). Все учат друг друга, все проходят жизненный путь - школу: ученик - подмастерье - мастер, паж - оруженосец - рыцарь, студент - бакалавр - магистр. Подчинена педагогической цели и природа. Весь мир становится учебником, природа - наглядным пособием. Если идеалом античности был гражданин, воин, человек, достигший расцвета (акме - 40 лет), то в христианской средневековой Европе считалось, что человек должен уподобиться ребенку. Обоснование этого опять же есть в Новом Завете: " В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное. Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном" (Мф 18, 1- 4). Климент Александрийский даже уподобляет учение Христа молоку: "Возлюбите чистое словесное молоко; учение - молоко для тех, кто впитывает его в детской простоте, отложив всякую злобу, всякое коварство и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы" (Цит. по: Аверинцев С.С. Поэтика... С.172,173). Сам Христос у христиан часто предстает в виде ребенка, но на иконах этого ребенка изображают со старческим лицом, ибо он - "предвечный бог" и знает всю печаль мира. Таким образом, у всякого старца, как у младенца, не должно быть злобы, но всякий ребенок должен быть по-старчески мудрым и серьезным. Раз мир есть школа, то не общество формирует школу, а школа - мир и культуру. Если в раннем христианстве, по словам Г. Г. Майорова, новой и оригинальной является концепция любви, которая превыше знания и веры, то более поздние христианские авторы сделали акцент на идеях авторитета и учительства, на дисциплине. Дисциплина понимается и как форма организации знания, т. Е. Как учебный предмет, и как форма контроля со стороны учителя за деятельностью ученика. Все
возможные вопросы и ответы уже
известны заранее, ученику остается
только повторять поучения учителя.
Все это оформляется в " 1. Пипин. Что такое буква? - Алкуин. Страж истории. 2.Пипин. Что такое слово? - Алкуин. Изменник души. 3.Пипин. Кто рождает слово? - Алкуин. Язык. 4.Пипин. Что такое язык? - Алкуин. Бич воздуха. 5.Пипин. Что такое воздух? - Алкуин. Хранитель жизни. 6.Пипин. Что такое жизнь? - Алкуин. Счастливым радость, несчастным горе, ожиданье смерти. 7.Пипин. Что такое смерть? - Алкуин. Неизбежный исход, неизвестный путь, живущих рыдание, завещаний исполнение, хищник человеков. 8. Пипин. Что такое человек? - Алкуин. Раб смерти, мимо идущий путник, гость в своем доме. ...18.Пипин. Что составляет свободу человека? - Алкуин. Невинность." ( цит. по: Памятники средневековой латинской литературы IV - IX веков. М.,1970. С.265 - 267). Школьность средневековой культуры принимает самые различные формы. Таковы рыцарство и монашество. Фигура учителя, поклонение ему порождают идею примера, образца, возникают разного рода предписания, каноны, рецепты(См.: Рабинович В. Л. Средневековый рецепт как форма познания природы // Методологические проблемы историко-научных исследований. М.,1982).Слово учителя не обсуждается, а точно воспроизводится, этим словом клянутся. Типичными примерами рецептов являются проповедь и молитва. В Евангелии содержится прямая рекомендация: " Молитесь так: Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила, и слава во веки. Аминь. ( Мф 6, 9 - 13). Истоки университетов. Филологии"
он, использовав античные источники,
дал систему античного знания,
сведя его в семь дисциплин, которые
и будут впоследствии изучаться
в средневековой школе и "Последний римлянин" Аниций Манлий Торкват Северин Боэций ( около 480 - 524 ) был одним из самых читаемых и почитаемых в средневековой школе авторов. Он заложил основы схоластического метода, дал латинские эквиваленты категориям греческой философии. Именно Боэций разделил семь свободных искусств, выделенных Марцианом Капеллой, на тривиум и квадривиум, т. Е. Практически на гуманитарный (грамматика, риторика, диалектика) и естественно- научный (геометрия, арифметика, астрономия, музыка) циклы. Сам он занимался квадривием, впервые дал его теоретическое обоснование и классификацию, написал ряд сочинений по дисциплинам квадривиума ( сохранились трактаты по арифметике и музыке). Его трактат "О музыке" изучался студентами Оксфордского университета даже в 18в. Боэций считал, что изучение квадривия помогает обострить ум, учит логически мыслить, а самое главное, без него невозможно усовершенствование философских наук, полное и всестороннее постижение божественной мудрости. Дисциплины квадривия - это ступени к высшему знанию, т.е. философии. К истине ведут знания, сфокусированные в дисциплинах квадривия, но постижение ее дает только философия. Таким образом, именно Боэций стоит у истоков процесса складывания характерной особенности средневекового образования - его созерцательности, оторванности от практических потребностей. Большой вклад в разработку схемы процесса обучения в школе сделалФлавий Магн Аврелий Кассиодор Сенатор (около 490 - около 585). Этот, по словам И.Н. Голенищева - Кутузова, "последний из великих стражей античной культуры" и в то же время "один из величайших деятелей средневекового Запада", "который сбросил тогу и облекся в рясу", продолжая мысли Иеронима и Августина, считал, что светские науки развивают то, что в зародыше содержится в откровении, т.е. он преодолевает существовавшую до него в христианской литературе двойственность в отношении к светской и богословской литературе. Кассиодор, считавший, что знания - это путь к высшей истине, и писавший об этом в отличие от Боэция ясно, разработал схему процесса обучения клирика и применял ее на практике. Особое внимание он уделял дисциплинам тривия. Таким
образом, в остготской Италии начал
формироваться новый тип Благоприятные
условия для дальнейшего Алкуин
попытался упорядочить учебный
материал, создав такую схему обучения:
латинский язык - семь свободных
искусств - богословие. Составил учебники
по тривию. Составленные им учебники -
слабая компиляция из Марциана Капеллы
и Боэция, они написаны в форме
диалога между учителем и учеником
и свидетельствуют о специфике
тогдашней образованности. Учебник
грамматики в некоторых школах использовался
до XV века. Учебник риторики ( с приложением
об этике) и учебник диалектики были
составлены в виде диалога Алкуина
с королем Карлом. Алкуин рассуждает
об истории риторики, дает сведения
о римском судопроизводстве, неоднократно
цитирует Цицерона. Он дает также советы,
как правильно говорить, как дышать
при произнесении речи и т. П. В
учебнике грамматики он использует и
аллегорическое объяснение: гласные
звуки - это как бы души, а согласные
- тела. Из-под пера Алкуина вышел
шедевр средневековой культуры - цитированный
выше "Спор Пипина с Альбином".
Это произведение считали раньше
образцом суесловия и пустоты, но
ведь это, по сути, не учебник, а художественное
произведение, главное здесь не содержание
определений, а их замысловатая форма.
Сейчас это рассматривается как
своеобразный сборник загадок и
отгадок типа скандинавских кеннингов
или загадок Леонардо да Винчи. Своими
загадками Алкуин часто стремился
оживить сообразительность Идеалом Каролингского Возрождения по форме была античная поэзия, а по содержанию - христианство. "Вежественные" мужи мечтали о царстве божьем на земле, объединенном христовой верой и латинским языком, во главе с вселенским императором, избранником божьим Карлом. Однако в условиях глубочайшего культурного упадка возрождать приходилось элементарную грамотность - язык, стиль, стих, основы семи свободных наук. В этих условиях одинаково полезны и необходимы были и Библия, и Вергилий. Очень скоро эта ступень была пройдена, начало ощущаться противоречие между библейским и вергилианским идеалами. Как писал один из биографов Алкуина, " в юности читал этот муж Господень книги древних философов лживые россказни Вергилия, но после не хотел их ни сам читать, ни позволять ученикам своим, говоря: "Достаточно с вас божественных поэтов, нет вам нужды и пятнать себя сладострастным краснобайством Вергилиевой речи!". Через десять лет после смерти Алкуина разрыв между светской и духовной культурами стал повсеместным. Центральной
фигурой этого периода Точкой
наибольшего соприкосновения Монастырские:
Соборные или кафедральные - при епископских резиденциях:
Приходские,
которые содержались Приходские и внешние монастырские и соборные школы посещали мальчики 7 - 15 лет. Они изучали чтение, письмо, счет, церковное пение. Во внутренних школах образование было более широкое. Прежде всего изучался латинский язык. Санкт - галленский аббат Соломон требовал, чтобы младшие ученики приветствовали его латинской прозой, средние - ритмическими стихами, которые сочинялись на слух, а старшие - метрическими стихами, которые сочинялись по книгам.Схема школьной программы была алкуиновской. Сначала изучалось чтение, счет и церковное пение, затем грамматика с чтением доступных авторов и элементами остальных свободных наук. Для немногих способных проводились индивидуальные занятия по богословию. Пользовались учебниками Алкуина, Беды Достопочтенного, Исидора Севильского, Боэция, Марциана Капеллы, Доната, их комментировали, на полях выписывали переводы латинских слов (глоссы). Широко использовали античных авторов. Начинающие ученики читали Катона, Вергилия, потом переходили к Плавту, Цицерону. Очень любили читать платоновский диалог "Тимей". К текстам третьей ступени трудности относились Вергилий, Гораций, Овидий, Саллюстий. Писали сочинения в стихах и прозе на латыни. Из греческого языка брались азбука, отдельные слова и фразы символа веры, молитв и литургии. Знатоков греческого языка было немного. Риторические приемы не использовались, к Цицерону обращались не часто. И все же объем знаний увеличивался. В каждом монастыре существовали мастерские по переписке. Рукописи, вывезенные в свое время Карлом Великим из Италии, широко разошлись по Европе, переписывались, выменивались. Сбором книг прославился Гримальд, аббат санкт-галленского монастыря. Именно в этом монастыре впоследствии итальянский гуманист Поджо Браччолини нашел рукописи Лукреция Карра и Квинтиллиана. Герберт,будущий папа Сильвестр II , в X в. Призывал читать прежде всего подлинные тексты Аристотеля, а не многочисленные комментарии к нему. Через Испанию и Сицилию проникала в Европу арабская культура. Ученик Храбана Мавра Серват Луп (805-862) занимался не только сбором книг, но даже сверкой различных текстов. Его письма очень напоминают письма итальянских гуманистов. Именно ему принадлежит смелая мысль о том, что "мудрость... заслуживает достижения уже ради ее самой". Многие монастырские школы уже начинают специализироваться на отдельных науках: Мец - на музыке, Тур - на медицине, Комбре - на математике. Появляются бродячие студенты. Это один из источников вагантства. И все же главной заботой монастырей была не филология, а богословие. Составлялись и переписывались комментарии к Священному Писанию. Это был период расцвета схоластики. В начале II тысячелетия начинают действовать новые социально - экономические и политические факторы: возникновение феодального типа города, освоение новых земель, подъем сельского хозяйства, развитие торговли. Стали расширятся торговые связи с мусульманскими территориями. Знакомству с более высокой арабской культурой способствовали и крестовые походы. Начали расширяться знания европейцев в области математики, астрономии, географии, медицины и других наук. В X в. Начинается укрепление императорской власти, а в XI в. - папской. Вскоре папство вступает в борьбу с империей. Культурные последствия всех этих явлений весьма значительны. Церковные школы игнорировали новые знания как не соответствовавшие духу христианства. Поэтому начинают складываться внецерковные союзы ученых. Именно так возникли медицинская школа в Салерно, юридические школы в Болонье и Падуе. Новое сословие горожан для удовлетворения своих потребностей в образовании создает новый тип учебных заведений - городские школы (магистратские, цеховые, гильдейские). Здесь впервые начали обучать детей на родном языке, обращать внимание на сообщение полезных знаний. Усиливается переводческая деятельность. К началу XIII века был переведен весь Аристотель и арабские комментарии к нему. Переводились с арабского труды по географии, математике, астрономии, медицине. Значительно вырос интерес к дисциплинам квадривия. Медицина и юриспруденция становятся науками. Если раньше они были практической деятельностью ( кровопускание, травы, прижигание), то теперь начинает развиваться теория. Это началось в Италии, где уже существовала знаменитая Салернская медицинская школа. Вероятно, и в других городах начинают возникать такие школы, иначе непонятным становится появление в XIII в. Медицинских факультетов. Возрождается римское право, причем европейские юристы сразу обращаются к кодексу Юстиниана, т. Е. к первоисточнику, а не к глоссариям. Это тоже происходит в Италии (Болонья, Равенна, Павия). Своеобразный характер носило воспитание сыновей светских феодалов -Рыцарей. Неразвитость военной техники, постоянные вооруженные стычки между феодалами вызвали к жизни тип сугубо сословного военно-физического, рыцарского воспитания. Рыцарство, жившее за счет эксплуатации крестьян и военной добычи, относилось с презрением ко всем видам труда, в том числе и к умственному. Даже элементарная грамотность не считалась обязательной. В соответствии с семью свободными искусствами существовали и семь рыцарских добродетелей, составлявшие содержание воспитания мальчиков: умение ездить верхом; умение плавать; умение владеть копьем; умение фехтовать; умение охотиться; умение играть в шахматы; умение слагать стихи и играть на музыкальных инструментах. Все эти навыки приобретались при дворе сюзерена. С 7 до 14 лет служили пажом, потом - оруженосцем. В 21 год происходило посвящение в рыцари. К концу средневековья для знатных рыцарей считалось необходимым знать французский язык, ставший к тому времени языком придворных кругов. Сословный характер носило также воспитание и образование женщин.Дочери феодалов воспитывались в семье под надзором матерей и специальных воспитательниц. Эта традиция сложилась еще на заре средневековья. Впоследствии женщин нередко обучали чтению и письму капелланы и монахи. Широко стала применяться практика отдавать девочек из знатных семей на воспитание в женские монастыри. Здесь воспитывали и обучали латыни, знакомили с Библией, приучали к благородным манерам. Вероятно, грамотность женщин была шире, чем среди рыцарей. В известной мере это было связано с тем, что католическое духовенство стремилось оказать влияние на светских феодалов через их жен, воспитывавшихся в монастырях в духе религиозности. Не случайно в числе приданого были книги религиозного содержания. Воспитание девочек, принадлежавших к непривилегированным сословиям, ограничивалось приучением вести хозяйство, обучением рукоделию и религиозным наставлениям. Таким
образом, практика воспитания и обучения,
вся педагогическая мысль средневековья
были пронизаны духом религиозной
идеологии. Педагогики как таковой
еще не было, ее в известной мере
заменяли мысли о религиозно - нравственном
воспитании детей, содержавшиеся в
богословской литературе. Отдельные
руководства по воспитанию детей
высшей феодальной знати начали появляться
в XII - XIII вв. Одно из наиболее известных
- сочинение Винцента
из Бовэ ( XIII в. ) "О
наставлении сыновей
правителей и благородных
людей", которое составлено в основном
из выдержек из различных источников. Концепция университета Средневековый
университет несомненно был продуктом
именно западноевропейской средневековой
цивилизации. В определенном смысле
его предшественниками были некоторые
учебные заведения классической
древности: философская школа в
Афинах (4 в. до н. э.), школа права в
Бейруте (3-6вв.), императорский университет
в Константинополе (424 - 1453 гг). Их организация
и программа отдельных курсов
напоминают средневековые. Так, например,
в Бейруте существовал не существовало универсальной религии - христианства, не было необходимости в массовом выпуске специалистов, не
существовал еще отрыв не было еще такой специализации знания, доминировало сельское хозяйство и др. С
другой стороны, средним векам неизвестно
было и то значение университета, которым
пользуемся мы сейчас. Для 20 -го века, как
правило, университет - это совокупность
всех наук в противоположность генеральные (generale), т. е. не местные, а предназначавшиеся для всех представителей наций, которые благодаря приобретенным ученым степеням имели право преподавать в любом районе христианского мира (facultas docendi ubique terrarum). studium universale, studium commune, studium solempne, т. е. обыкновенные. Чаще эти школы назывались просто STUDIUM , изредка - Академия. Примерно с 14-го века существует эпитет alma mater , т. е. нежная мать( термин заимствован из канонического права и литургического языка). Это во многом связано с тем, что скопление вокруг некоторых школьных центров ( Болонья, Париж, Монпелье, Оксфорд, Саламанка и др.) явилось результатом стихийного паломничества во имя науки молодежи из среды горожан, мелкого рыцарства и низшего духовенства. Отсутствие элементарной безопасности и общественных служб, враждебность городских властей и местной церкви заставляли как учителей, так и учеников объединяться в эти ассоциации в интересах взаимной помощи и борьбы за свои права. К 14-му веку утверждается общее название -universitas scolarium et magistrorum. К этому времени складывается и концепция университета. Университет обладал целым рядом прав и привилегий: право изучать не только семь свободных искусств, но и право (гражданское и каноническое), теологию, медицину. В средневековых университетах существовало ,как правило, четыре факультета : младший - подготовительный, он же - факультет семи свободных искусств, артистический, художественный, философский; старшие - медицинский, юридический, теологический. право получать часть бенефициальных церковных доходов на обучение. право обладателя степени из одной школы преподавать в любом другом университете без дополнительных экзаменов ( ius ubique docendi). особая
подсудность для школяров по выбору
или перед учителями или право издавать свои законы, статуты и распоряжения, регламентирующие оплату труда преподавателям, приемы и методы обучения, дисциплинарные нормы, порядок проведения экзаменов и т. д. Были и другие привилегии, носившие в основном местный характер. Таким образом, перед нами, по сути, идея "ученого цеха". Везде стало складываться общее обозначение "studentes": так именовались не только учащиеся, но все, кто "штудирует", т. е. посвящает себя научным занятиям, учителя и ученики. Таким
образом, эти ассоциации организовывались
по образцу ремесленных и Возникновение университетов В
общей массе средневековых это были первые по времени университеты, на
новые учебные заведения после
провозглашения их университетамиавтоматически пе По мнению отдельных исследователей "самым ранним университетом средневековой Европы" был Салернский. Он развивался на основе древнейшей Салернской медицинской школы, первое упоминание о которой относится к 197 г. до н. э. В период существования римской империи небольшой городок Салерн в глубине Пестанского залива в Кампании был своеобразны курортом. В 9в. Он был столицей лангобардского королевства, а с 11 века стал резиденцией норманнского герцога Робера Гюискара. Существовавшая здесь "Гиппократова община" (civitas Hippocratica) хранила и развивала лучшее из античного медицинского наследия. Именно здесь в 820 году был основан госпиталь - первая гражданская больница в Западной Европе, финансировавшаяся за счет средств города. Салернская медицинская школа в качестве одного из крупнейших центров образования была известна вплоть до 1812 года. Однако университетом она все же не стала. Во-первых, потому, что кроме медицины такого же высокого уровня образования по остальным дисциплинам не давала. Во-вторых, широкое распространение с начала 13 века арабской медицины, новых идей, лекарств, созданных на основе идеи химического воздействия на организм, смесь знаний и заговоров поразили воображение Европы. Идеи здорового образа жизни, физического воздействия на организм Галена и Гиппократа были оттеснены в университетах на второй план. Салернская же школа сохраняла слепую преданность античным медикам. Студенты начали разбегаться. Примером продукции салернских медиков стал написанный в 13 веке известным врачом, поэтом и еретиком Арнольдом из Виллановы "Салернский кодекс здоровья" , вышедший у нас уже несколькими изданиями. По
указанным причинам первым европейским
университетом традиционно Но
подлинный рост значения Болонской
школы начинается с середины 12 века.
В 1158 году германский император Фридрих
I Барбаросса захватил один их самых
богатых городов Ломбардии г.
Милан и созвал на Ронкальском
поле ( на р. По, между Пьяченцей и
Пармой) сейм с целью навязать североитальянским
городам новый порядок брал под свое покровительство тех, кто "путешествует ради научных занятий, в особенности преподавателей божественного и священного права"; болонские школяры освобождались от круговой поруки в уплате налогов и от подчинения городским судам Болоньи. Эти привилегии усилили приток слушателей. По свидетельствам современников к началу 13 века в Болонье обучалось до 10 тысяч человек со всей Европы. У знаменитого болонского профессора Ацо будто было так много слушателей, что приходилось читать лекции на площади. Здесь были представлены почти все языки Европы. Школа стала называться генеральной. Именно в Болонье впервые стали появляться так называемые нации(землячества). Иной
тип объединения представлен Па В 13 веке возникает и Оксфордский университет . Как и Парижский университет, он возникает после массы конфликтов с городскими и церковными властями. После одной из таких стычек в 1209 году студенты в знак протеста ушли в Кембридж и там возник новый университет. Эти два университета настолько тесно связаны друг с другом, что часто объединяются под общим названием "Оксбридж". Здесь в меньшей степени были представлены богословские проблемы, зато гораздо большее внимание уделялось естественным наукам. Особенностью Оксбриджа является и наличие так называемых колледжей ( от слова "коллегия"), где студенты не только учились, но и жили. Образование в общежитиях привело к появлению такого феномена децентрализованного университета. Гордостью
Испании является университет в Саламанке (
Много университетов появилось в 14-15 вв.:
К
1500 году в Европе существовало уже 80
университетов, численность которых
была самая разная. В парижском
университете в середине 14 века обучалось
около трех тысяч человек, в пражском
к концу 14 века - 4 тысячи, в краковском
- 904 человека. Учебный процесс в средневековом университете В средние века не было отделения высшего образования от среднего, поэтому в университетах и существовали младший и старшие факультеты. После изучения латыни в начальной школе школяр (scolarius) в 15-16, а иногда даже в 12-13 лет поступал в университет на подготовительный факультет. Здесь он изучал "семь свободных искусств" ( septem artes liberales), состоявшие из двух циклов- "тривиум" ( trivium - "перекресток трех путей знаний": грамматика, риторика, диалектика) и "квадривиум" ( quadrivium - "перекресток четырех путей знания": музыка, арифметика, геометрия, астрономия). Только после изучения "философии" предоставлялось право поступать на старшие факультеты: юридический, медицинский, богословский. Посмотрим
на примере подготовительного Учебные занятия в университете были рассчитаны на весь учебный год. Разделение на полугодия или семестры появляется лишь к концу средневековья в германских университетах. Правда, учебный год делился на две неравных части: большой ординарный учебный период ( magnus jrdinarius) с октября, а иногда с середины сентября и до Пасхи, а также "малый ординарный учебный период (ordinarius parvus) с Пасхи и до конца июня. Учебный план, однако, составлялся на весь учебный год. Основных форм преподавания было три. Полное,
систематическое изложение Repetitio
- это подробное объяснение Одной из самых распространенных форм преподавания был диспут (disputatio). Руководство университетов придавало им очень большое значение. Именно диспуты должгны были научить школяров искусству спора, защите приобретенных знаний. В них на первое место выдвигалась диалектика. Самым
распространенным методом проведения
диспутов был предложенный Пьером Абеляром
метод pro et contra, sic et non (за и против, да
и нет). Каждые две недели один из
магистров держал речь по возможно
более широкой теме и в заключение
называл тезисы или вопросы, которые
должны были стать предметом спора,
затем в течении нескольких дней
собирал со школяров все "за" и
"против". Самым любопытным и
самым торжественным был Диспут, проведенный Маттео Акваспартой в 13 веке на тему "делается ли необходимое существование благодаря знанию этой вещи или может быть объектом интеллекта то, чего нет?", отразил борьбу между двумя философскими направлениями - номинализмом и реализмом. Нужно было доказать или опровергнуть аристотелевский силлогизм "Все люди - животные. Сократ - человек. Следовательно, Сократ - животное". Целый день мог идти диспут о том, может ли быть оставлена проповедь слова Божьего по запрету светской власти. Можно ли связать заклинанием демонов и силы тьмы? Допускается ли поединок и турнир по каноническим законам? Разрешались и шуточные вопросы, но не предосудительного характера, хотя с точки зрения нашей морали они и могут показаться таковыми:
Университетские власти стремились на диспутах к академизму. Запрещались резкие выражения, крики и оскорбления. Но тем не менее диспуты действительно часто переходили в сражения магистров и школяров. Не спасал и дубовый барьер. По
окончании обучения студент выдерживал
экзамен . Его принимала группа магистров
от каждой нации во главе с деканом.
Студент должен доказать, что читал
рекомендованные книги и Таков
в самых общих учебный процесс
в средневековом Таким
образом, первые университеты возникали
самостоятельно, без вмешательства
церковных и светских властей, Нередко
они превращались в очаги распространения
свободомыслия и еретических
идей, связанных с городской Но
к 15-16 вв. университетская схоластика
и вся система средневекового
университетского образования, строго
регламентированная, подчиненная теологии,
оторванная от жизни стала тормозом
для дальнейшего культурного
и научного развития. Гуманисты резко
отрицательно относились к старому
университетскому образованию и
быту. Возникновение и развитие опытной
науки, потребности зарождавшегося
капиталистического производства требовали
полной ломки средневековой системы
образования, а университеты, за редким
исключением, упорно придерживались старой
системы, были враждебны опытной
науке. Расцвет естествознания 17-18вв.,
вызвавший к жизни | ||
Информация о работе Средневековая система образования и университеты