Средние века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:39, реферат

Описание работы

Период Средневековья (от лат. media — середина) занимает срединное положение между временем Древнего мира и Новым временем. Переход к нему ознаменовался эпохой Возрождения, Великими географическими открытиями, промышленным переворотом и зарождением рыночной экономики. Хронология начала периода Средних веков не вызывает сомнений. За точку отсчета принято считать V в н. э., точнее, 476 г. н. э., когда вождь германских варварских племен Одакр сместил последнего императора Западной Римской империи Ромула Августула. Слово “варвары” произошло от “барбарос”, так греки называли всех, непонятно болтающих на неизвестном им и неблагозвучном языке.

Файлы: 1 файл

средние века.docx

— 42.91 Кб (Скачать файл)

3.1. Средние века — "темные" века?  

 Период Средневековья (от  лат. media — середина) занимает срединное положение между временем Древнего мира и Новым временем. Переход к нему ознаменовался эпохой Возрождения, Великими географическими открытиями, промышленным переворотом и зарождением рыночной экономики. Хронология начала периода Средних веков не вызывает сомнений. За точку отсчета принято считать V в н. э., точнее, 476 г. н. э., когда вождь германских варварских племен Одакр сместил последнего императора Западной Римской империи Ромула Августула. Слово “варвары” произошло от “барбарос”, так греки называли всех, непонятно болтающих на неизвестном им и неблагозвучном языке. Слово это стало нарицательным для разрушителей материальных и духовных ценностей. К тому же представители племен — покорителей Рима находились на более низком уровне общекультурного развития, чем греки и римляне. Для всех, кто изучает экономическую историю человечества, представляется наиболее разумным начать точку отсчета Нового времени, следующим за средневековьем с событий промышленной революции в Англии в 60-х гг. XVIII в. 
   Условно все Средневековье можно поделить на три этапа: первый — раннее Средневековье с конца V — начала VI в. по IX в.; второй — расцвет. Средневековой цивилизации с X по XV в.; третий — позднее Средневековье — с кон- ца XV до середины XVIII в. О третьем этапе речь пойдет в следующих разделах. 
   Итак, время действия определено. Место действия — Европа. Слово это произошло от “Эреб” — “Запад” (в переводе с семитского). При греках и римлянах Европа рассматривалась как объект для сбора контрибуций. Она была как бы варварской периферией, границей Римской империи. С севера на юг континент располагается от Северного Ледовитого океана до берегов Средиземного моря, с запада на восток — от побережья Атлантики до Уральских гор. Итак, еще со времен античности понятие Европы отождествлялось с географическим определением “Запад” и противопоставлялось “Асу” (в переводе с семитского “Азия”), или Востоку. Для народов и стран, заселявших уже в те века Европу, можно выделить общие черты экономического, социально-политического и социокультурного развития. На континенте издавна выделялись страны Западной Европы: Англия, Франция, Германия, Бельгия, Голландия, Италия, Испания, Португалия, Скандинавские страны. Здесь быстрее, чем в Восточной Европе, проходили процессы феодализации и индустриализации, ярче проявлялись достижения в науке и технике. Кельтские и германские племена входили в состав Римской империи и имели возможность познакомиться и перенять некоторые достижения передовой для того времени античной цивилизации. Западноевропейские страны с окончанием Великого переселения народов утвердились в государственных границах. Они активно пользовались преимуществами и выгодами своего географического положения. Окружавшие их моря и реки, пересекавшие равнины и горы, содействовали торговле и первичным обменам информацией о различного рода новшествах материальной культуры. Восточная Европа стала местом расселения славянских племен, оказавшихся по географическому положению дальше от морей и старинных мировых центров культуры. 
   Своеобразным форпостом Европы на востоке была Византия — правопреемница Восточной Римской империи. 
   Основной особенностью раннего Средневековья было зарождение феодализма в молодых европейских государствах. Качественно новая цивилизация — Западная (Европейская) формируется именно в Средние века на основе синтеза отношений частной собственности и колоната (арендных отношений) античности и общинно-коллективистских начал европейских племен. Третьей составляющей этого синтеза новой цивилизации была материальная и духовная культура Древнего Востока — фундамента всей мировой цивилизации. Не учитывая эти тесно взаимосвязанные процессы, определившие материальный базис европейской цивилизации, не понять особенности прогресса экономики Европы в Средние века, формирование мирохозяйственных связей. 
   К началу Средневековья производительные силы Древней Греции и Рима во многом были разрушены, памятники материальной и духовной культуры погибли в огне пожарищ при набегах варварских племен, в беспрерывных войнах, при активной миграции больших масс населения. Забыты были многие трудовые навыки, утеряны квалификации ремесленников. В раннем Средневековье на весьма низком уровне находилось развитие техники и знаний людеі об окружающем мире. Это вело к низкой производительности труда. Превалировало ручное, кустарное производство. Для успешного освоения огромных новых пространств на севере и в центре Европы, покрытых густыми лесами, примитивными были средства сообщения. Плохая связь между отдельными регионами затрудняла обмен опытом экономической жизни, что тоже сдерживало прогресс. Войны, эпидемии чумы и холеры, массовые заболевания людей и домашних животных сильно подрывали производительные силы общества. 
   Но одновременно проходил важнейший процесс складывания современных государств, в рамках которых начали постепенно формироваться национальные хозяйственные комплексы. Появление уже в XIII в. в Англии парламента, затем первых конституций в ряде стран в законодательном порядке закрепляло право частной собственности на основные средства производства. Труды ученых по химии, математике, астрономии, медицине, механике использовались в технических усовершенствованиях, мореплавании; рос уровень жизни людей. Распространению знаний, накопленных человечеством, способствовало книгопечатание. Через 1000 лет после падения Древнего Рима плеяда гениальных мыслителей, возглавляемых по праву Леонардо да Винчи, поставила на службу людям производственный и культурный опыт античности. Они достигли новых высот в технике, науке, искусстве, частенько при этом заглядывая далеко вперед, опережая свое время. Эпоха Возрождения явилась не только расцветом средневековой цивилизации, но и достойно вводила человеческое общество в Новое время, проведя его через Великие географические открытия. 
   Итак, не получилось плавного перехода, поступательного движения в развитии производительных сил по восходящей линии от эпохи Древнего мира к Средним векам, но несомненен был экономический прогресс, особенно характерный для третьего периода Средневековья. 
   Началось все с формирования аграрного общества в Европе.

3.2. Средневековая деревня   

 Генезис феодализма в Европе начался на первом, раннем этапе Средневековья, т. е. с начала VI в. н. э., в таких странах, как Франция, Англия, Германия. С XIII в. наблюдался уже процесс раскрепощения крестьян. В странах Восточной Европы, со времен промышленного переворота в Англии, наоборот, проявляется феномен “второго издания” крепостничества. 
   Феодализм — это система политической организации общества, экономической основой которого является владение землей. 
   Для феодальной экономики периода ее становления (VI—XII вв.) характерно: 
   ♦ господство крупной земельной собственности в руках феодалов; 
   ♦ экономическое принуждение крестьян со стороны феодалов; 
   ♦ внеэкономическое принуждение крестьян, усиливавшее их личную зависимость от феодала, на чьей земле они проживали в связи с исполнением феодалом законодательно оформленных судебных, административных, полицейских, налоговых функций, 
   ♦ преобладание аграрного сектора экономики над промышленным и торговым; 
   ♦ господство натурального хозяйства с тенденцией роста его товарности; 
   ♦ недостаточный уровень развития техники и знаний, господство ручного производства. Основные признаки феодализма: 
   1) наличие крупной земельной собственности в виде феодов, ленов, вотчин и т. д.; 
   2) перевод крестьян в зависимое от земельных собственников состояние (закрепощение); 
   3) наличие системы вассалитета (иерархической “лестницы” соподчинения социальных групп); 
   4) социально-политическая раздробленность до эпохи позднего Средневековья. 
   Эти признаки с вариациями проявились в разное время в странах Западной и Восточной Европы. 
   С падением Римской империи в 476 г. форпостом Европы между Западом и Востоком еще тысячу лет оставалась Византийская империя. 
   Наиболее стабильно Византия развивалась с конца V по X в. Она смогла устоять перед набегами варваров, имея сильную армию, хотя на части ее территории и поселились представители германских племен. 
   Интересной особенностью хозяйственной жизни византийцев было наличие не только частной собственности на землю (наследство позднего Рима) мелких земледельцев- общинников, но и все расширяющейся государственной собственности на землю. Были в Византии и государственные крестьяне. 
   Государство в Византии контролировало рост феодальной собственности на землю, поэтому там медленно складывалась феодальная вотчина. Феодалы (динаты) расширяли свои владения во многом за счет захвата земель свободных общинников. Феодализирующаяся знать получала от государства податные привилегии (экскуссии), т. е. право на взимание податей с крестьян, осуществляя их внеэкономическое принуждение. 
   Аграрное общество в Византии, находящейся между Западной Европой и странами Востока, представляло своеобразный сплав социально-экономических черт развития стран Западной и Восточной цивилизаций. Все большую роль здесь приобретала государственная форма собственности, не запрещалась и частная собственность. Здесь четко не оформились вассальные отношения, своеобразным было положение зависимых крестьян. 
   Классическое воплощение система феодализма приобрела во Франции, и несколько позднее — в Англии. 
   Франкское государство Меревингов, а затем Каролингов (по имени их королей — основателей), возникшее в VI в., было одним из самых крупных в ранней средневековой Европе. Оно захватывало территорию современной Франции, Бельгии, Люксенбурга, частично Нидерландов, ФРГ, Италии и Испании. Здесь на плодородных равнинах и в поймах рек сохранилась крупная и мелкая земельная собственность римского типа. Об этом есть упоминания в “Салической правде (Lex Salica) — своде законов франков периода правления Хлодвига (VI в). Она представляет собой не только свод законов, регламентировавших хозяйственные отношения, нормы поведения, но и свидетельствует о распаде родовой общины и ее трансформации в сельскую (территориальную). “Салическую правду” можно характеризовать и как свод законов, легитимно обосновывающих существование Франкского государства, а также как свидетельство коллективной экономической мысли того периода. 
   Исходя из этого свода законов можно заключить, что у франков довольно мирно уживались частное и общественное хозяйства. Основной массой населения во Франкском государстве были свободные крестьяне, жившие в соседских общинах, литы — полусвободные люди, а также бывшие рабы-вольноотпущенники. 
   Завоевав Галлию, франки усвоили такие прогрессивные методы обработки земли, как многократную пахоту, прополку хлебов, обмолот цепами, использовали вьючных животных-мулов. 
   Под влиянием римских порядков общинная собственность на пахотную землю трансформировалась в аллод — наследственную индивидуально-семейную земельную собственность, или собственность малых семей. Община в это время превратилась в территориальную (соседскую) общину-марку. 
   В VIII в. во Франкском государстве появились бенефиции, которые жаловались королем или иными феодалами (графами, баронами) в пожизненные владения вассалу (рыцарю) без права наследования при условии несения им военной или административной службы. Так складывалась система крупного земельного владения и вассалитета, распространившаяся к VIII—IX вв. и в других странах Западной Европы. 
   При Карле Великом утверждается политическая система, в основу которой было положено упрочение вассальных связей. С 789 г. он неоднократно обязывал каждого свободного мужчину найти себе сеньора, которому он бы лично подчинялся и под началом которого должен был воевать. 
   Именно со времен Карла Великого потомки галло-римских крестьян и германских разорившихся аллодистов превращаются в зависимое крестьянство, позже названное крепостными. Даже в ополчении отныне могли служить не просто рядовые свободные люди, а владельцы трех— четырех земельных наделов. Множество документов IX и до середины X в. свидетельствуют о росте крупной земельной собственности и закрепощении свободного крестьянина. Этот период можно рассматривать как второй этап генезиса феодализма во Франции. В крупные сеньории входило 3—4 тыс. крестьянских хозяйств-держаний (мансов). Барщина зависимых крестьян составляла 2—3 дня в неделю. Это становится формой феодальной земельной ренты, которую феодалы получали от зависимых крестьян, работавших собственным инвентарем в хозяйстве феодала. 
   Процесс закрепощения крестьян отрицательно сказывался на производительности труда. Они плохо питались, жили в землянках и шалашах, болели, что вело к сокращению численности этих главных производителей материальных благ. 
   С середины X в. в течение ста лет во Франкском государстве участились внутриполитические усобицы, т. е. проявлялась еще одна важнейшая черта феодальной системы — социально-политическая раздробленность. 
   Усилилась она из-за разорительных набегов норманнов, терроризировавших многие европейские страны. При сыновьях Карла Великого государство распадается на три части: Западно-Франкское, Восточно-Франкское и Среднюю Францию. С этого времени графские и герцогские должности превращаются в наследственные. Таковыми стали и условные бенефиции. Им на смену пришли феоды — наследственные земельные владения в Европе, пожалованные сеньором (господином) своему вассалу при условии несения службы (чаще военной). От слова “феод” произошли названия “феодал”, “феодализм”. 
   Знатные роды распространяют свое влияние на свободные территории, закрепощая крестьян и усиливая раздробленность страны. В конце X в. в Западно-Франкском государстве к власти пришла династия Капетингов (по имени ее родоначальника Гуго Капета). За королевством закрепилось название Франция, которая вступила в эпоху зрелого феодализма. Как раз в эти годы католическая церковь освятила деление общества на три сословия: молящихся (духовенство), сражающихся (феодальная знать) и трудящихся (земледельцев, ремесленников). 
   Усиление феодальных отношений во Франции в X в. проявилось и в возведении феодалами мощных каменных замков. Окрепли экономически их сеньории. На базе натурального хозяйства была достигнута самодостаточность владений. Это позволило феодалам игнорировать вассальные обязанности по отношению к королю. Они, особенно графы и герцоги, стали считать себя государями. И Франция оказалась раздробленной на отдельные герцогства и графства. Подвластная королю территория под названием домен находилась на небольшом удалении от Парижа. Значительная часть Франции считалась владением английских королей, потомков викингов. Они в начале X в. основали на севере Франции Нормандское герцогство. Усилилась натурализация хозяйства, невыгодной стала торговля через феодальные таможенные заставы, в упадок пришли дороги и денежное обращение. 
   Свободные общинники были превращены в сервов — зависимых от феодалов крестьян. 
   В IX — начале X в. во Франции лишь 30% свободных общинников было превращено в сервов — зависимых крестьян, а к ХІП в. в стране не осталось свободных земель п земледельцев. Несколько по-другому проходило формирование феодальных отношений в Англии. До XI в. свободные крестьяне-общинники составляли основную массу населения. Периферийное по отношению к материковой Европе географическое положение страны и достаточно суровые природные условия обусловили заторможенность разложения родовой общины и превращение ее в территориальную. Общинники владели гайдами — участками земли до 50 акров, которые должны были обеспечить жизнь большой патриархальной семьи. 
   Крупная земельная собственность зарождается в VII—VIII вв. в виде королевских пожалований земли дружинникам. Чаще король жаловал право поборов с каких-либо участков королевских владений. Такие земли назывались боклэндом (держанием). Право получения доходов с земли вскоре превратилось в право собственности на нее. Крестьяне, хотя и попадали в зависимость от феодалов, сохраняли личную свободу. Из-за более поздней трансформации родовой общины в территориальную в Англии не появились, подобно Франции, аллоды — свободно отчуждаемая земельная собственность крестьян. Отчуждаемой (с правом продажи) индивидуальная земельная собственность общинника стала в IX в. Размеры наделов сократились в 5 раз (до 10 акров). Крестьянские хозяйства перестали быть самодостаточными, они все чаще попадали в зависимость от лордов, причем и внеэкономическую. Так возникла феодальная вотчина — манор. 
   В 1066 г. Англия была покорена норманнами во главе с Вильгельмом Завоевателем. Он добился большей централизованное™ власти, чем во Франции. Широкое распространение получила государственная форма собственности на землю. Порядок землевладения и зависимого положения вилланов (свободных общинников) от господ был регламентирован в “Книге Страшного суда”, которая появилась в итоге проведенной в 1086 г. поземельной переписи. Согласно данным этой книги и других документов можно заключить, что в Англии не сложилась, подобно Франции, система феодального вассалитета: → король → герцог → граф → барон → рыцарь (“шевалье” с фр.) по формуле “вассал моего вассала — не мой вассал”. Все английские феодалы-лорды считались прямыми вассалами короля. 
   Владельцу вотчины — манора подчинялись ранее свободные общинники. Земельная рента взималась чаще в виде барщины. Манор делился на две части: до 50% составлял домен — господская запашка с применением барщинного труда крестьян. Отработочная рента применялась в крупных вотчинах. Вторую часть манора составляли земли крес- тъян-вилланов, которые были сродни французским сервам. Они имели до 30 акров земли, выполняли за нее барщину или вносили оброк в натуральной или денежной форме. Вдвое меньше — до 15 акров было земли у бордарий, еще меньшие наделы — до 3 акров приусадебной земли — имели коттеры. Дворовые-сервы не имели совсем земельных наделов. Оставались еще и фригольдеры — лично свободные крестьяне. 
   Еще одной особенностью феодализации Англии было отсутствие у ленлордов права на внеэкономическое принуждение зависимых от них крестьян. Король назначал чиновников — шерифов, которые ведали административными, судебными делами и сбором денежных налогов. Наблюдали они за режимом заповедных лесов, регламентировали права охоты. 
   Недовольство крестьян создавшимся положением выросло в крупное антифеодальное восстание во главе с Уотом Тайлером (1381 г.). В итоге соглашений с властными структурами большинство вилланов в Англии стали лично свободными на рубеже XIV—XV вв. Навсегда было покончено и с барщиной. 
   Процесс этот как в Англии, так и во Франции получил название коммутация ренты, т. е. перевод ее с барщины на оброк. В результате коммутации ренты: большинство земледельцев становилось лично свободным; крестьяне оставались держателями личных земельных наделов; феодалам ежегодно уплачивался сравнительно небольшой денежный оброк. Окончательное раскрепощение крестьян в странах Западной Европы проходило путем выкупа повинностей за деньги. Помещики при этом полностью отказывались от прав на крестьянское имущество. 
   Переход на денежный оброк стал благом не только для крестьян, но и землевладельцев: с деньгами крестьян они получали более широкий доступ на городской рынок. 
   Раскрепощение крестьян в Англии, Франции, Фландрии не было проведено единым актом, как позже в России в 1861 г. Во Фландрии, где отчетливее, чем в других странах, проявились ростки рыночной экономики, в Средние века уже в XIII в. не осталось крепостных. 
   С началом коммутации ренты в Англии среди крестьян выделились копигольдеры. Вместо документа на владение наделом у них была выписка, или копия, из протоколов манориального суда. Они были лично свободными и платили лорду фиксированную денежную ренту. 
   Фактическими собственниками земли, или ее свободными держателями, стали фригольдеры, платившие за землю номинальную денежную ренту. К XV в. большинство тех и других выкупилось на волю. Тогда было уже почти ликвидировано домениальное хозяйство. Земли лордов все чаще сдавались в аренду. 
   Крестьянские хозяйства в Англии постепенно превращались в мелкие товарные и вместе с помещичьими хозяйствами нового типа (“джентри”) активно выходили на рынок. Арендой больше занимались йомены — самая богатая часть (15%) фригольдеров и копигольдеров. 
   Еще большим, чем в Англии, своеобразием отличалось феодальное хозяйство Германии. На германских землях медленно протекал процесс феодализации. Там дольше, чем во Франции, сохранилась аллоидная собственность, но уже сформировался и слой крупных земельных собственников. Причем не крестьяне получали землю от феодала, а они осваивали свободные деревни. Вначале возникало внеэкономическое принуждение в форме баналитета: феодалы захватывали винные прессы и вместе с ними право на производство и продажу вина; присваивали водяные мельницы с правом помола зерна', в их собственность переходили печи с правом хлебопечения. Следующим этапом было распространение вотчинной (экономической) зависимости крестьян. За участки земли, где располагались их хозяйства, крестьяне выполняли барщину на господской земле и платили оброки. Феодализация в Германии закончилась лишь в начале XII в. Крестьяне отныне подразделялись на группы: 
   ♦ маниципий — лично зависимых от феодала; 
   ♦ сервов — часть их “сидела” на земле, а часть была дворовыми людьми; 
   ♦ прекаристов — поземельно (экономически) зависимых от господина, так как получали земельный надел от него в виде прекария; 
   ♦ аллодистов — лично свободных владельцев собственных наделов, численность их быстро снижалась. 
   Германия с X в. (962 г.) развивалась вместе с Италией и частью Центральной и Восточной Европы в рамках Священной Римской империи. 
   Это на несколько веков задержало процесс национально-политического единства страны. С развитием вассально- ленных обязанностей (король —» епископы и аббаты —» независимые князья —» сеньоры и т. д.) император распоряжался ленами в собственном домене. Поэтому большинство населения, в том числе в княжествах-герцогствах Германии, были подвластны не императорской юрисдикции, а власти своих феодалов. Это усиливало гнет феодалов, в том числе внеэкономическое принуждение, судебные расправы и т. д. 
   В Германии не было аграрного переворота, наоборот, наметилась тенденция ко “второму изданию” крепостничества. К востоку от Эльбы, где проживало много лично свободных колонистов, обрабатывающих землю, прошел процесс их закрепощения. С конца XV в. они трудились на барщине, в то время как крестьяне Франции, Фландрии и Англии были уже лично свободными. Германия обрекала себя на длительный юнкерский (крупные земельные владения) путь феодально-крепостнических отношений. Несколько иначе обстояло дело к западу от Эльбы. Здесь появились майеры, относительно свободные зажиточные крестьяне с хозяйством в 20—40 га и использованием труда разорившихся крестьян. Так в некоторых германских княжествах началась капитализация сельского хозяйства. 
   Вплоть до XV в. сельское хозяйство европейских стран претерпевало небольшие изменения в агротехнике земледелия и агрономии. В различных климатических зонах даже одной страны различными были системы земледелия: двухпольная и трехпольная (чередование культур с “черным” паром, т. е. отдыхающей от запашки землей). Главным орудием вспашки во многих местах был тяжелый или легкий плуг, который тянули бык или лошадь. 
   Сеяли рожь, пшеницу, овес, ячмень, полбу, бобы, горох, фасоль. С развитием хлебной торговли с другими странами все больше требовалось расширять посевы пшеницы. Ее вывозили и в качестве муки. Даже с применением водяных мельниц выход муки составлял чуть более 40%. 
   Развивалось и огородничество, особенно вблизи больших городов. Эта отрасль в числе первых становилась товарной, но продукция ее шла в основном на внутренний рынок. 
   При заготовке сена и уборке урожая применяли серп и косу, при обмолоте — деревянный цеп. 
   Развивалось виноградарство, особенно во Франции, Италии, Южной Германии. В садах росли яблони, груши, сливы, вишни, на юге Европы — оливы. Из технических культур выращивали лен и коноплю. 
   Разводили как и в прошлые века коров, овец, коз, свиней в качестве крупного рогатого и мелкого продуктивного скота. 
   Коневодство превратилось в специальную отрасль. Кроме участия в войнах и рыцарских турнирах лошадь все шире применяется как тягловая сила в сельском хозяйстве и при перевозке товаров. 
   Развивается овцеводство, которое с XIII в. становится очень прибыльным делом, и с этого периода в Англии начинается процесс “огораживания” крестьянских земель и превращения их в загоны для овец. Шерсть идет возрастающим потоком на вывоз — в мануфактуры Фландрии и Италии. Подобные примеры свидетельствуют о росте товарности сельскохозяйственного производства. 
   На крестьянских усадьбах и в поместьях выращивалась разнообразная домашняя птица. 
   Средневековое общество в Европе переживало расцвет к концу XV в., но в недрах его зарождались предвестники кардинальных перемен. 
   Огромную роль в грядущих переменах сыграли средневековые города, развитие торговли, ремесленного и мануфактурного производства.

1. Развитие наук в средневековой  Европе 
 
Европейское средневековье долгое время считалось эпохой дикости, невежества и технического застоя. Между тем, именно этой эпохе человечество обязано таким выдающимся достижениям, как изобретение книгопечатания, огнестрельного оружия и механических часов, массовое внедрение в производство водяных и ветряных мельниц, разработка технологий дальнего мореплавания и многое другое, без чего были бы невозможны ни географические открытия ХVI в., ни научная революция ХVII в., ни промышленная революция ХVIII в. 
В средневековье в Европе сложились такие социально-культурные условия, благодаря которым именно в Европе оказалось возможным массовое внедрение технических новинок в различные производственные процессы. Так, водяные мельницы использовались еще в античности и на Востоке, но это использование осуществлялось лишь в рамках одного технологического процесса (например, обмолота зерна). В Европе же мельницы уже в XII в. стали основой подлинной промышленной революции: их применяли практически во всех сферах производства того времени. Аналогичным образом, изобретенный в Китае порох стал основой для создания новых видов вооружения, компас позволил осуществить транс-океанические путешествия и т.д. По сути, средневековая Европа стала первой цивилизацией, в которой, в отличие от культур античности и Востока, сформировалось принципиально новое отношение к труду и природе, в рамках которого применение различных технических устройств начало рассматриваться не как сугубо вспомогательное, не меняющее традиционного взгляда на мир, а как средство его активного преобразования. 
Для средневековой науки характерно было выделение свободных искусств, что составляет заимствование из древнеримской культуры. Марциан Капелла (V в.) в книге «Сатирикон, или о бракосочетании филологии и Меркурия» выделял 7 искусств: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка. 
Все свободные искусства делились на две части, образуя «тривиум» и «квадривиум». В тривиум входили: грамматика, риторика, диалектика (логика). Квадривиум образовывали арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Следующий шаг в развитии образования делает Кассиодор (487-575 г.г.) - придворный короля Теодориха. В своём трактате «Руководство к божественной и мирской словесности, или об искусствах и научных дисциплинах» он предлагал соединить все науки с христианством, т.е. «…точное понимание Писания возможно только при обладании начальным знанием. Поэтому церковь должна контролировать развитие науки и образования. Происходит подчинение науки религией, идеологизация науки». 
В раннем средневековье Парижский университет стал центром культурной и идейной жизни средневековья. У истоков его образования стояли Пьер Абеляр (1079-1142 г.г.), Пётр Ломбардский, Жильбер де ля Порре (1076 - 1154 г.г.) и др. 
Обучение в Университете было длительным. Студент ещё в молодые годы (в 12 лет) должен был поступить на факультет свободных искусств. В 18 лет он получал звание «бакалавр свободных искусств». После этого он мог обучаться на теологическом факультете и после 8 лет обучения получить звание «бакалавра теологии». Затем бакалавр теологии под руководством магистра 2 года должен был заниматься комментированием Священного Писания и 2 года - комментированием «Сентенций» - свода теологического знания. После этого (в 30 лет) он становился «полным бакалавром». Затем 4 года он должен был принимать участие в диспутах и произносить проповеди. Только после этого он получал (в 34 года) право на чтение лекций и из бакалавра становился магистром теологии. 
В средневековой науке существовало три тенденции.  
Джованни Фаданца (Бонавентура) (1221-1274 г.г.) отстаивал тезис о том, что всякое знание - теологическое.  
Сигер Брабантский (1235-1282 г.г.) отстаивал идеи о различии теологического и научного знания и автономии науки от теологии.  
Промежуточную позицию занимал Фома Аквинский (1224-1274 г.г.). Он признавал различие между теологическим и научным знанием, но объявил теологическое знание более высоким. Фома Аквинский также признавал разделение знания на три сферы, но отстаивал тезис об их автономии и независимости. «Это не значит, что они равноправны с теологией. У них - разная возможность в постижении истины. Наиболее высокими истинами обладает теология»: утверждал он. 
Впервые разделение знания на три сферы - теологию, философию и науку - ввёл Альберт фон Больштедт (Великий) (1193-1280 г.г.), но он считал, что это всё в целом христианское знание. Поэтому теология - выше науки и философии и последние не могут быть автономными, независимыми от теологии. 
В основном, проблематика соотношения теологии, философии и науки - традиционное направление исследований Парижского университета. Но в Средневековье наряду с Парижским университетом сложился второй центр культуры, в Англии - Оксфорд. Здесь в основном изучали древние языки, математику, астрономию наряду с теологией. Именно для этой школы характерно обращение к «опыту». «Опыт» - отношение теолога к богу, и отношение учёного к природе. Существует сфера физического познания - отношение к природе и сфера религиозного опыта - мистическое озарение. Отсюда - есть наука, и есть теология. 
Во многом «тормозом» развития науки выступила идеология - религия, христианство. Попытки освободиться от влияния христианства предпринимались на всём протяжении средневековья, особенно в период его упадка, но эти попытки были непоследовательными. Одной из таких попыток выступало учение о двойственности истин: есть истины божественные, истины Писания, и есть истины научные. Но высшие истины - истины теологии. 
Научная мысль и развитие науки в средневековой Европе отставали от развития культуры арабского Востока. В конце X в. библиотека Фатимидов в Каире насчитывала более 600 000 томов. Знаменитая библиотека Сорбонны к 1340 г. имела у себя только 1720 изданий.

9.3. Достижения  и ценности культуры Средневековья

.

9.3. Достижения и  ценности культуры Средневековья

Среди важнейших  ценностей, утверждаемых культурой, находится  отношение к труду. Любое общество вынуждено культивировать особое отношение  к труду, в противном случае оно  не могло бы существовать.

В Античной культуре, человек - это прежде всего свободный человек, гражданин, то есть человек - основатель полиса, города, а значит, человек политический. Для этого человека главное - "республика", общее дело, управление, следовательно, труд умственный, а не физический, деятельность по сбору, сохранению и распределению прибавочного продукта, а не его производству. Поэтому в античной культуре "труд" несёт в себе отрицательное определение: лат. "negotium" - беспокойство. Отсюда современный термин "негоциант" - торговец, делец. Труд воспринимался античностью как отсутствие покоя, досуга, как деятельность, приносящая "беспокойство", заботу. Этой деятельности противопоставлялась другая - "otium", что означало - "покой, досуг, отдых". Античность ценила положительное - покой, и деятельность, осуществляемую свободно, как отдых, то есть умственную деятельность. Античность ценила наиболее абстрактные, всеобщие формы умственной деятельности: философию, математику, музыку, политику. Она не ценила, или ценила, но меньше, конкретные виды умственной деятельности - например, секретарское дело, бухгалтерское, труд надсмотрщиков, приказчиков и т. п. Но не ценился и труд скульпторов, так как античность рассматривала деятельность скульптора как физический труд, схожий с трудом каменотёса.

Варварская культура, лежащая в основе Средневековья, также относилась к труду противоречиво, но это - иное противоречие, чем в  Античности. В период крушения Рима, варварское общество в Европе само переживает переходный период, связанный  со становлением классов и переходом  к цивилизации. Для Европы характерен был особый тип классообразования - "аристократический", где верхушка родов и племён приватизирует общинное достояние. При "плутократическом" типе частная собственность утверждается за счёт накопления богатства в личном труде. Приватизация приводит к появлению излишней рабочей силы в аграрном производстве, возникновению "деклассированных" элементов. Они объединяются в "дружины" и занимаются грабежом. Поэтому утверждается своеобразное отношение к труду, для верхушки варварского общества труд - недостойное занятие для благородного и свободного. Труд унижает достоинство дружинника, это - удел "чёрной кости", "простонародья", "черни", а не "лучших людей". Иное дело - ратный труд. Он достоин всяческого воспевания и возвеличивания. На место мифологии приходит героический эпос как сознание и осознание периода военной демократии и разложения варварской культуры. Для античности - это период, воспетый Гомером в "Илиаде" и "Одиссее". Для Средневековья - это "Беовульф" (VIII в.), ирландский эпос "Изгнание сыновей Уснеха", саги "Старшая Эдда" ("Прорицание вёльвы", "Речи Высокого") и др. Но и для свободного общинника труд - второстепенное занятие, дело ленивых и малодушных. Тацит так описывает ценности германских племён: "гораздо труднее убедить их распахать поле и ждать целый год урожая, чем склонить сразиться с врагом и претерпеть раны; больше того, по их представлению, потом добывать то, что может быть приобретено кровью - леность и малодушие".

Необходимо было утвердить новые ценности для  того, чтобы общество могло существовать и развиваться. И эту задачу стало  решать христианство. В христианской теологии - труд необходим. Он освещается библейской историей как наказание  за грехи. Труд - проклятие бога: "И  будешь в поте лица своего добывать хлеб свой насущный", - свидетельствует  Библия. Труд - неизбежность в этой жизни, на этой земле. За прилежный труд верующего  ждёт на том свете воздаяние, спасение для жизни вечной. Уже апостол  Павел утверждал: "Не трудящийся - да не ест".

Но труд - труду  рознь. Поскольку Средневековье  утверждает иерархию собственности, оно  утверждает иерархию культуры и её ценностей. В труде также есть иерархия его различных видов. На первом месте стоит труд аграрный, а не ремесленный, промышленный. В  своём знаменитом произведении, названном "Беседа", епископ Эльфрик писал: "Мы все предпочтём жить с тобою, пахарь, чем с тобою, кузнец; ибо пахарь даёт нам хлеб и питьё, а что ты, кузнец, в своей кузнице, можешь нам предложить, кроме искр, стука молотов и ветра из мехов?" Но и аграрный труд объявлялся более ценным, чем иные виды деятельности, в том числе и в области искусства. Епископ Гонорий в "Светильнике" (XI в.) обещает крестьянам "по большей части" спасение в раю, тогда как ремесленники, неправедные священники, рыцари-грабители, купцы-обманщики, жонглёры - слуги Сатаны попадут в ад.

Таким образом, Средневековье  противопоставляет культуры - аграрную и индустриальную, праведную (то есть религиозную, соответствующую христианским догматам) и "неправедную", куда относится  и артистическая, поэтическая деятельность.

Разделение общества на два класса - господствующий, феодалов, и зависимое население, крестьянство, - приводит к разделению культур. Первую известный историк культуры А. Я. Гуревич назвал культурой "господствующего меньшинства", вторую - "культурой безмолвствующего большинства". Соответственно, в глазах господствующего класса ценилась "своя" культура. И ценность людей определялась их статусом, а последний - владением землей. Так, в Англии в VI в. выкуп за убийство кэрла, богатого общинника, был равен половине вергельда (выкупа) эрла, представителя знати, и в дальнейшем этот разрыв увеличивается.

Было бы упрощением считать, что Средневековье из-за своего консерватизма и традиционализма  ничего не создало, не изобрело, не придумало. Одним из первых, кто пересмотрел  взгляды на Средневековье как  на перерыв в ходе истории, вызванный  тысячелетием "варварства", был  А. Тюрго. Он отметил, что в Средневековье  на фоне упадка наук и порчи вкуса  механические искусства под влиянием потребностей людей совершенствовались во всех областях: "Какая масса  изобретений, не известных древним  и обязанных своим появлением варварской эпохе! Ноты, векселя, бумага, оконное стекло, большие зеркальные стёкла, ветряные мельницы, часы, порох, компас, усовершенствованное мореходное искусство, упорядоченный торговый обмен и т. д. и т. п.".

Информация о работе Средние века