Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 21:31, реферат
Каждую экономику преследуют спады и подъемы, экономика государства не может постоянно процветать. Мы можем увидеть экономические подъемы и спады на примере многих стран, одной из которых являются Соединенные Штаты Америки. Данная тема привлекла меня именно потому, что на примере США есть возможность проследить за экономическим подъемом, после которого следует не виданный ранее кризис, вошедший в историю под названием «Великая Депрессия» и повлиявший на экономику не только США, но и всего мира, а также за выходом из этого кризиса путем неимоверных усилий и экономических реформ, которые были воплощены в жизнь благодаря экономической политике президента Рузвельта.
Введение
1. США до начала ХХ века
1.1 Окончание гражданской войны и отмена рабства
1.2 Послевоенный подъем в США
1.3 Факторы быстрого экономического развития
1.4 Экономика США в последние десятилетия XIX века
2. Развитие США до Первой мировой войны
2.1 Эпоха прогрессизма
2.2 Монополистический капитализм
2.3 Промышленное производство
2.4 Сельское хозяйство
2.5 Положение рабочих и городского населения
2.6 Американская внешнеэкономическая экспансия
3. США до 1929 года
3.1 Первая мировая война
3.2 США в послевоенные годы
3.3 Период американского процветания
4. Мировой экономический кризис. «Великая депрессия»
4.1 Предпосылки экономического кризиса
4.2 Экономический кризис
4.3 Экономическая политика президента Гувера
4.3.1 Биография
4.3.2 Действия
5. Реформы Ф.Д. Рузвельта - «Новый курс»
5.1 Биография
5.2 Реформы «Нового курса». 1й этап реформ (первоначальный)
5.2.1 Реформа финансовой системы
5.2.2 Оздоровление промышленности и регулирование трудовых отношений
5.3.3 Реформирование сельского хозяйства
5.3.4 Решение проблем безработицы
5.4 2й этап Нового Курса. Социальная направленность
5.5 Итоги «Нового курса»
6. Влияние кризиса на развитые капиталистические страны и их выход из кризисной ситуации
6.1 Кризис в экономике Англии
6.1.1 Антикризисные меры
6.2 Кризис во Франции
6.3 Экономический кризис в Германии и его последствия
Заключение
Статистические данные
Список литературы
С «Великой депрессии» начался мировой экономический кризис. Он назывался мировым, потому что охватил не только экономику США, но и экономики развитых капиталистических стран. На примере Англии, Франции и Германии я попытаюсь это показать.
Кризисные явления в экономике Англии были отмечены в начале 1930 г., т. е. несколько позднее, чем в ряде других стран. В первоначальный период в правящих кругах страны не было единства в отношении антикризисной программы. Лейбористское правительство, стремясь выполнить предвыборные обещания, склонно было увеличивать бюджетные расходы для облегчения положения широких слоев населения, малоимущих и безработных, в основном за счет усиления налогового пресса на имущих. Подобная политика встретила серьезное сопротивление со стороны последних и заставила Дж. Макдональда в августе 1931 г. сформировать новый кабинет с консервативным большинством. Поворот в антикризисной политике получил обоснование в докладе королевской Комиссии по национальной экономии под председательством финансиста Дж. Мея. Руководствуясь либеральными принципами, новое английское правительство на первых порах попыталось усилить косвенное вмешательство, стремясь сохранить прежде всего устойчивость финансовой системы страны за счет обеспечения бюджетного равновесия. При одновременном увеличении прямых и косвенных налогов произошло резкое сокращение бюджетных расходов по социальным статьям, пособиям по безработице. Кроме того правительству консерваторов удалось получить крупный внешний займ (80 млн. фунтов стерлингов) с целью, восстановления платежного баланса.
6.1.1 Антикризисные меры
Важным мероприятием стала отмена в сентябре 1931 г. золотого паритета национальной валюты, в результате чего произошла девальвацияфунта. За Великобританией вынуждены были последовать страны, входившие в так называемый стерлинговый 6лок (25 государств - страны Скандинавии, Голландия, Португалия, Аргентина, Бразилия и другие, включая британские колонии и доминионы), которые устанавливали курс своих валют на основе курса английского фунта. Помимо этого, страны блока передавали свои валютные резервы Англии в общий фонд блока, что обеспечило стране немалые выгоды от данной операции. Члены блока, ориентируясь на стерлинг, были вынуждены закупать английские товары и одновременно поставлять Англии преимущественно сырьевые и продовольственные товары.
В отношениях со странами-конкурентами, сохранявшими некоторое время золотой паритет национальных валют (США, Франция, Германия, Италия и др.), Англия получила преимущество за счет повышения ценовой конкурентоспособности своих товаров, что способствовало в свою очередь усилению политики протекционизма в этих странах. В силу последнего обстоятельства и Великобритания, наконец, отказалась от принципа фритредерства, перейдя к политике жесткого протекционизма.
В комплексе е другими антикризисными мерами уже к концу 1933 г. Англии удалось достичь стабилизирующего эффекта. Как видим, это происходило в основном за счет использования имеющихся у Великобритании преимуществ в отношениях с другими странами, за счет упреждающих шагов на внешнем рынке и достаточно жесткого внутреннего экономического курса, что отличало ее антикризисную политику от «Нового курса» Рузвельта. Следует отметить, что уже в 1934 г. жесткая бюджетная политика экономии начинает несколько смягчаться, о чем свидетельствует рост заработной платы, восстановление урезанных пособий по безработице, снижение размера подоходного налога и другие мероприятия, способствовавшие смягчению социальных противоречий. Начавшийся в 1934 г. подъем подкреплялся существенными государственными ассигнованиями на развитие отраслей, связанных е производством вооружения (автомобилестроение, авиационная, радиопромышленность и др.). Наряду с этим меры правительства по оздоровлению финансовой системы, жесткая политика протекционизма способствовали притоку инвестиций в ряд старых отраслей экономики (судостроение, металлургия), что, впрочем, существенно не изменило имевшиеся внутрихозяйственные диспропорции, а угольная и текстильная отрасли промышленности продолжали стагнировать. [2]
Осенью 1930 г., несколько позже, чем в других капиталистических странах, во Франции разразился затяжной экономический кризис, который продолжался по 1935 г. включительно. Падение промышленного производства наметилось в конце 1930 г. и было не таким быстрым, как в США и Германии, но зато более длительным. В развитии кризиса во Франции можно выделить два наиболее тяжелых периода: 1932 и 1935 г. Так, в 1932 г. объем промышленного производства сократился на 44% по сравнению е 1930 г. и на 4% - по сравнению е 1913 г. После оживления 1933 - 1934 гг. кризис вновь обострился. В 1935 г. темпы промышленного производства на 4% , отставали от темпов 1930 г. За годы кризиса продукция французской машиностроительной промышленности упала до 69,6% от уровня 1929 г., производство средств производства - до 80, выплавка чугуна и стали - почти на 50%. Сократилось производство автомобилей, цветных металлов, алюминия, цинка. В тяжелом положении находилась текстильная промышленность, которая еще е середины 20-х гг. переживала хроническую недогрузку предприятий и застой.
Внешняя торговля за годы кризиса уменьшилась более чем в 2 раза. Не выдерживая конкуренции Англии, США и Германии, Франция уступала свои позиции на внешних рынках. Внутренняя торговля также была нарушена. Резко снизились цены на пшеницу, ячмень, овес, шерсть, сахар. Импорт и экспорт сократились на 65% от уровня 1930 г.
В области кредитно-денежного обращения наступление кризиса ознаменовалось крахом банка Устрика - одного из крупнейших во Франции. Затем последовал ряд других банкротств. Мелкие вкладчики были ограблены на сумму не менее 3 млрд. франков.
От кризиса сильно пострадало крестьянство. Доходы сельского хозяйства в 1934 г. составили 17 млрд. франков против 44,8 млрд. франков в 1929 г. Вследствие неуплаты долгов, налогов и арендной платы массовый характер приняла продажа имущества крестьянами. Многие мелкие крестьяне, гонимые нуждой, оставляли свои хозяйства и уходили в города.
Намного ухудшились материальные условия жизни рабочих. В добывающей промышленности общая сумма заработной платы рабочих с 1930 по 1934 г. уменьшилась на 38%. Десятки фабрик и заводов бездействовали. В стране росла армия безработных. Число безработных в 1935 г. превысило 1 млн. человек. От кризиса очень пострадали средние слои городского населения: доходы мелкой городской буржуазии с 1929 по 1934 г. снизились на 30%, разорились более 100 тыс. мелких торговцев.
Очевидно, что кризис нанес Франции большой экономический ущерб. Однако он выполнял и важные оздоровительные функции, прежде всего поразил архаичные, неэффективные звенья экономики, ускорил ее структурную перестройку на базе последних достижений науки и техники и явился важнейшим историческим рубежом между стихийным, классическим и современным высокоорганизованным капитализмом.
Выход из создавшегося тяжелого положения французское правительство искало на путях реформирования экономики, используя уже известную теорию английского экономиста Кейнса. Сторонников государственного управления экономикой называли дирижистами.
Правительство предоставило предприятиям «защищенного сектора», прежде всего ВПК, государственные заказы и кредиты, обеспечило им налоговые и таможенные льготы.
Крестьянам государство выплачивало премии за сокращение посевных площадей, уничтожение части урожая. Была разработана и социальная программа помощи безработным.
Государственное регулирование проводилось в рамках рыночной экономики при соблюдении принципа частной собственности и затрагивало в основном государственный сектор. Это регулирование помогло избежать экономической и социальной катастрофы, реформировать классический капитализм, придать существующей экономической системе социальную направленность. [3]
Зависимое положение в достаточной мере неокрепшей экономики Германии определило глубину кризиса 1929 - 1933 г. в стране. Своей нижней точки он достиг в 1932 г., поразив прежде всего промышленный сектор (обанкротилось 68 тыс. предприятий), банковскую сферу, вызвал огромную безработицу (около 8 млн. человек). Прекращение помощи со стороны ведущих стран, испытывавших также тяжелый кризис, усугубляло положение Германии. Неспособность режима Веймарской республики эффективно противодействовать экономическому кризису, обострению социальных противоречий, стремление монополий к восстановлению утраченных позиций на мировых рынках, растущая ностальгия достаточно широких общественных кругов граждан по былому величию Германской империи в условиях резкого падения жизненного уровня, безразличие к внутренним проблемам Германии со стороны правительств других стран явились главными факторами установления фашистского режима в стране в 1933 г. Экономическая политика фашизма носила ярко выраженный этатистский характер. Несмотря на то, что Гитлер пришел к Власти на этапе закончившегося падения экономики, антикризисные мероприятия носили чрезвычайный характер, так как преследовали не только тактические цели вывода хозяйства в режим роста, но главным образом стратегические, военно-политические цели - возвращение утерянных территорий и рынков, дальнейшее расширение границ государства, наконец, завоевание мирового господства. Эта стратегия собственно и определила формы и методы вывода страны из кризиса, главным содержанием которых становится тотальная милитаризация народного хозяйства. С этой целью нацистским руководством был сделан упор на восстановление важных в военном отношении отраслей тяжелой и топливной промышленности, на создании предприятий, выпускающих военную технику, что потребовало концентрации огромных средств в руках государства. Поэтому нацисты создают мощный аппарат государственного регулирования хозяйства, явившийся основным рычагом сосредоточения финансовых, сырьевых, производственных, продовольственных, людских и прочих ресурсов. Ряд принятых законов о принудительном картелировании экономики, о подготовке к органическому построению германского хозяйства, об обороне империи и другие позволили установить жесткий контроль государства над 2/3 промышленного потенциала. Закон об организации национального труда создал нормативную базу для становления системы принудительного труда. Руководство экономикой Германии осуществлялось из единого центра - Главного хозяйственного совета, перераспределявшего финансовые средства, людские и сырьевые ресурсы прежде всего в военный комплекс, за счет гражданских отраслей. Таким образом, в условиях фашистской диктатуры при отсутствии необходимых средств на широкомасштабные военные инвестиции, прекратившейся помощи со стороны других стран, наконец, самоизоляции страны, методы государственного регулирования изначально приобрели ярко выраженные прямые, административные формы. Быстрыми темпами шло расширение государственного сектора в экономике, что, в частности, было связано с политикой «ариизации» предприятий», а точнее, их конфискацией у владельцев-евреев, и национализацией собственности нелояльных к режиму предпринимателей. Одновременно росла доля участия государства в акционерных компаниях. Такой вариант интервенции государства в хозяйственную жизнь оказался весьма эффективным и позволил фашистскому режиму в течение 1934 г. покончить с кризисом, прежде всего в тяжелой промышленности, и на этой основе обеспечить быстрые темпы роста. Однако следует отметить, что успехи Германии в преодолении кризиса были весьма призрачными, так как вовсе не устраняли народнохозяйственные диспропорции, явившиеся его причиной, а напротив усугубляли их. Возросшие в 25 раз за 1932 - 1936 гг. ассигнования на военное строительство намного опередили темпы роста государственных инвестиций в транспорт (выросли за тот же период в четыре раза), общественное управление (в полтора раза), жилищное строительство (в 1,7 раза). Продолжение политики милитаризации экономики, таким образом, не решало задачи восстановления оптимальных хозяйственных пропорций, расширения внутреннего и внешних рынков, оздоровления финансовой системы и многих других. Впрочем, нацистское правительство, как уже отмечалось, и не стремилось к решению данных проблем.
Только развязывание внешней агрессии могло временно отодвинуть неотвратимую хозяйственную катастрофу. Поэтому уже с 1935 г. Германия все более втягивается в военные конфликты и в конечном счете развязывает Вторую мировую войну, покончившую с самим фашизмом. Фашистская модель создания системы государственного регулирования с учетом национальной специфики была использована достаточно большой группой стран, уровень экономического развития которых достигал, как правило, средней отметки, а зачастую находился ниже. Эти страны хорошо известны как сателлиты Германии во Второй мировой войне. Исключение составляли высокоразвитые страны - союзницы Германии - Италия и Япония. [2]
Заключение
В данном реферате я ответил на все поставленные перед собой вопросы.
На основании проделанной работы я пришел к выводу, что от экономики США в этот период очень сильно зависела экономика всего остального мира. Мировой экономический кризис это отчетливо показал. Великая депрессия стала учебником для дальнейшего развития многих стран. Проанализировав американские ошибки, которые привели к кризису, государства мира сделали для себя соответствующие выводы. Но нельзя не отметить и политику США по выводу страны из затяжного масштабного кризиса. Это были действительно умелые действия президента и правительства, которые непосредственным образом влияли на дальнейшее развитие Соединенных Штатов.
Мировой кризис показал, что рыночный механизм несовершенен, он не может регулировать себя сам на протяжении длительного периода времени, государственное вмешательство необходимо. В США в то время это было вынужденной мерой для выхода страны из катастрофического положения, и с этим невозможно не согласиться. Сегодня, конечно, ни в США, ни в другой развитой капиталистической стране не наблюдается такого сильного вмешательства государства в экономику, но все же оно присутствует. Государству необходимо создавать законодательную базу для успешного развития экономики, для ее постоянного роста. Примеры сегодняшних лидеров, таких как Франция, Япония и те же Соединенные Штаты подтверждают эту необходимость.
Возможно, успехи Нового Курса Рузвельта не учли российские реформаторы в начале 90х. После 70ти летнего господства командно-административной системы новая власть уверовала в либеральную хозяйственную модель, в то, что государство должно полностью отказаться от какого-либо регулирования экономики страны. На смену «ударникам соцтруда» пришли так называемые «олигархи» - отдельные личности, которые смогли в условиях кризиса довольно успешно приспособиться к рыночным отношениям, но жизнь большинства людей в России не стала лучше. Что будет дальше - неизвестно…
Все это говорит о том, что ошибки неизбежны, но всегда есть наиболее эффективные методы их исправления. Это доказал нам «Новый Курс» Франклина Рузвельта.
ВВП |
Потребительские расходы |
Частные инвестиции |
Торговля |
Гос. расходы |
ВНП | ||
Экспорт |
Импорт | ||||||
1929 |
103,6 |
77,4 |
16,5 |
5,9 |
5,6 |
9,4 |
104,4 |
1930 |
91,2 |
70,1 |
10,8 |
4,4 |
4,1 |
10 |
91,9 |
1931 |
76,5 |
60,7 |
5,9 |
2,9 |
2,9 |
9,9 |
77,0 |
1932 |
58,7 |
48,7 |
1,3 |
2,0 |
1,9 |
8,7 |
59,1 |
1933 |
56,4 |
45,9 |
1,7 |
2,0 |
1,9 |
8,7 |
56,7 |
1934 |
66 |
51,5 |
3,7 |
2,6 |
1,2 |
10,5 |
66,3 |
1935 |
73,3 |
55,9 |
6,7 |
2,8 |
3,0 |
10,9 |
73,6 |
1936 |
83,8 |
62,2 |
8,6 |
3,0 |
3,2 |
13,1 |
84,0 |
1937 |
91,9 |
66,8 |
12,2 |
4,0 |
4,0 |
12,8 |
92,2 |
1938 |
86,1 |
64,3 |
7,1 |
3,8 |
2,8 |
13,8 |
86,5 |
1939 |
92,2 |
67,2 |
9,3 |
4,0 |
3,1 |
14,8 |
92,5 |