СССР – Россия в 1964-1999 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 22:33, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение СССР в середине 60 – начале 80-х гг, нарастание кризисных явлений в эти времена, а также изучение основных этапов перестройки и их противоречия; изучение положения в России в конце XX века. Задачи исследования, вытекающие из его целей:
1. Изучить СССР и Россию в середине 60 – начале 80 – х гг.
2. Изучить основные этапы перестройки 1985 1991 гг. и их противоречия.
3. Изучить Россию в конце XX века.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….с.3
I. СССР в середине 60- начале 80 – х гг.: нарастание кризисных явлений………………………………………………………………………с.4
II. Перестройка 1985 – 1991 гг. – основные этапы и противоречия……………………………………………………………….с.10
III. Россия в конце XX века………………………………………………………………………….с.18
Заключение……………………………………………………………..с.
Список источников и литературы…………………………………….с.

Файлы: 1 файл

I.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

 

III Россия в конце XX века. Новая геополитическая ситуация, перспективы модернизации страны.

Осенью — зимой 1991—1992 гг. Россия столкнулась с первостепенно  важными задачами государственного строительства.

РСФСР располагала незначительным административным аппаратом, и началась долгая и трудная перегруппировка кадров и целых структур из аппарата союзного уровня. В целом ряде случаев пришлось формировать новые органы власти.

В момент распада СССР у Российской Федерации не было границ, утвержденных договорами с соседними государствами, не было таможенной и пограничной служб. Только 7 мая 1992 г. Президент России Б.Н. Ельцин подписал указ о создании российских Вооруженных сил. До этого момента у России не было армии и флота. Серьезный спор возник из-за Черноморского флота между Россией и Украиной. Немногое отделяло в тот момент Крым от вспышки военных действий. Политикам с большим трудом удалось избежать подобного развития событий.

После распада СССР не было гарантий, что Российская Федерация  сохранит единство. Автономные республики РСФСР в 1990—1991 гг. провозгласили свой государственный суверенитет, принимали участие в подготовке Союзного договора. Сепаратизм был реальной угрозой, что наглядно показали события в Чечне, где 1 ноября 1991 г. Дж. Дудаев объявил о независимости самопровозглашенной Чеченской Республики.

Однако внимание российского  общества и руководства России было сосредоточено не на государственном  строительстве, а на экономике. Главной  проблемой и самой страшной угрозой  считался распад потребительского рынка. Хотя в 1991 г. был собран лучший за несколько лет урожай, закрома государства были пусты — хозяйства придерживали зерно. Пусты были и прилавки магазинов. В Москве осенью 1991 г. во многих продовольственных магазинах не продавалось ничего, кроме острых приправ — аджики в банках и хмели-сунели в пакетах. Наступала зима, и приходилось опасаться голода.

Экономический кризис сконцентрировал  основное внимание Президента Ельцина  и правительства на экономических  проблемах. 

1 ноября 1991 г. V Съезд народных депутатов РСФСР предоставил Президенту широчайшие полномочия для проведения экономических реформ. Он получил право лично возглавить правительство. Его указы по экономическим вопросам приобрели большую юридическую силу, чем действующие законы. Президент получил право назначать по согласованию с соответствующими Советами народных депутатов глав исполнительной власти регионов (за исключением республик). Таким образом, Б.Н. Ельцин получал власть, делавшую его почти самодержавным правителем, но на четко определенный и довольно короткий срок — до 1 декабря 1992 г.

Проводить в жизнь  рыночную реформу должно было сформированное Ельциным 10 ноября 1991 г. правительство. Экономический блок в новом правительстве  возглавил доктор экономических  наук, известный публицист Е.Т. Гайдар. Он считал, что нерешительность в ценовой реформе погубила правительство Советского Союза и сам Союз. 

Разрушение старых экономических  схем и освобождение пространства для  рыночных отношений проводились  быстро и масштабно. Однако наполнение прилавков не было достигнуто за счет роста производства. Напротив, в 1992 г. валовой внутренний продукт (ВВП) упал на 14,5%, промышленное производство — на 18%, инвестиции в основной капитал — на 40%. Потребительский рынок был восстановлен за счет снижения потребления и увеличения импорта. Финансовая стабилизация не состоялась — инфляция составила фантастические 2509%. Падение производства и высокая инфляция вызвали расстройство хозяйственных связей, что привело к кризису производства. Инфляция обесценила оборотные средства предприятий. Начался кризис неплатежей — предприятия почти половину продукции поставляли, не получая оплаты. В этой ситуации предприятия перешли к натуральному обмену продукцией (бартеру). Бартер на все 1990-е гг. стал хронической проблемой российской экономики.

Параллельно разворачивалась  приватизация. Суть ее состояла в передаче права собственности от государства  частным лицам. Номенклатурная приватизация стихийно шла еще в 1989—1991 гг. Правительство  Гайдара и особенно возглавляемый  А.Б. Чубайсом Государственный комитет по управлению имуществом (ГКИ) начинали приватизацию с борьбы против номенклатурной приватизации. В 1993—1994 гг. были приватизированы 65 тыс. предприятий. В 1996 г. в государственной и муниципальной собственности оставалось 23,1% предприятий и организаций. Экономисты и юристы отмечали множество злоупотреблений, сопровождавших процесс приватизации.

Множество злоупотреблений, сопровождавших процесс приватизации, привело к тому, что часть приватизированных  предприятий попала под контроль криминальных элементов. 

Слабость государства  создала благоприятные условия  для разного рода афер. Помимо экономических  потерь, крупные аферы подрывали  веру граждан и внешнеполитических партнеров России в способность  государства эффективно управлять ситуацией внутри страны. Многие из таких «комбинаций» активно поддерживались бизнесменами и политиками за пределами России.

В 1992 г. в России сложилась  обстановка нарастающего кризиса. Она  стимулировала активность политиков, выступавших против курса Президента Б.Н. Ельцина. 23 февраля в Москве и многих городах России прошли антиправительственные митинги, на которых выдвигались лозунги восстановления СССР и свертывания реформ. Это свидетельствовало о новой расстановке политических сил, ведь до сих пор «улицей» безраздельно владели демократические организации.

Первый «бой» между  командой Ельцина и растущей оппозицией произошел на VI Съезде народных депутатов  России, открывшемся 6 апреля 1992 г. Доклад Президента сопровождался протестующими  и насмешливыми репликами, в зале стоял гул.

15 апреля этот демарш  вынудил Съезд принять политическую  декларацию, составленную так, что  каждая из сторон конфликта  могла найти в ней отражение  своих стремлений.Остальные заседания  Съезда посвящались приведению  Конституции России в соответствие с новыми реалиями, возникшими из-за распада СССР. При этом ни одно предложение, касающееся распределения власти (как со стороны Президента, так и со стороны оппозиции), не набрало необходимого для принятия решения числа голосов. 21 апреля Съезд завершил работу.

В июне Б.Н. Ельцин сложил с себя полномочия председателя Совета министров и назначил исполняющим  обязанности главы правительства  Е.Т. Гайдара.

Силовая развязка конфликта  между Президентом и парламентом  определила путь дальнейшего развития России.

 Юридические основы  нового политического режима  заложила новая Конституция. По  этой Конституции законодательную  власть осуществлял парламент  — Федеральное Собрание, состоящее  из двух палат. В нижнюю палату  — Государственную Думу —  входили депутаты, избираемые напрямую гражданами Российской Федерации. В верхнюю палату — Совет Федерации — входили представители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Федеральную исполнительную власть осуществляло правительство РФ, возглавляемое председателем правительства. Председатель правительства назначался Президентом с согласия Государственной Думы.

Ключевую роль в системе  государственной власти отныне играл  Президент Российской Федерации, который  не входил ни в одну из ветвей власти. Президент являлся главой государства. Он выступал гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, определял основные направления внутренней и внешней политики государства, издавал указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации. Являясь Верховным Главнокомандующим российскими Вооруженными силами, Президент становился руководителем всех силовых ведомств. Единственное существенное ограничение, установленное Конституцией для Президента, — норма о невозможности одному человеку занимать президентский пост больше двух сроков подряд.

12 декабря 1993 г. состоялись  всенародное голосование по проекту  Конституции и выборы в новый  парламент. Выборы проводились  по смешанной избирательной системе: 225 из 450 депутатов избирались по общефедеральному округу голосованием по спискам с барьером в 5% голосов, 225 — в одномандатных округах простым большинством голосов.

Президент Б.Н. Ельцин внес в Государственную Думу указ № 1400 и еще 64 указа, изданных им за период между 21 сентября 1993 и началом работы нового парламента. Однако Дума уклонилась от рассмотрения их по существу. Вместо этого 23 февраля 1994 г. она объявила амнистию в связи с событиями 19—21 августа 1991 г. и 21 сентября — 4 октября 1993 г. Однако эта попытка поставить точку на прошлом не удалась: Б.Н. Ельцин воспринял амнистию как вызов, радикальные оппозиционеры — как признание своей правоты.

 

Заключение

Проведенное исследование позволяет сделать следующее  заключение:  в середине 1960 – начале 1980 гг. произошли многие реформы,которые сыграли большую роль в становлении государства.

 

 

 

 

 


Информация о работе СССР – Россия в 1964-1999 гг