Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 21:13, контрольная работа
К концу 1920-х годов благодаря политике НЭПа удалось преодолеть разруху и восстановить народное хозяйство. По основным показателям оно в 1925-27 гг. достигло довоенного уровня, либо приблизилось к нему. Но в то же время экономическое отставание России от передовых западных стран не только не уменьшилось, а наоборот, увеличилось.
Обостряется топливный и товарный голод. Растет городское население. Значительные до революции внешние источники финансирования практически отсутствовали.
Таким образом, временный компромисс с Германией, достигнутый путем слома всей внешнеполитической линии Советского Союза 30-х годов, не был достаточно эффективно использован. Стремясь решить свои внешнеполитические задачи, советское руководство в условиях тоталитарной диктатуры, не допускало демократического механизма формирования решений, обсуждения альтернативных вариантов. Эта система не позволила эффективно распорядиться накопленным с большим трудом военным потенциалом и поставила страну и народ на грань гибели.
План «Барбаросса»: успех и провал «блицкрига»
Воспользовавшись затишьем
на Западе, фашистская Германия сосредоточила
против СССР 70% своих вооруженных сил,
а также войска своих союзников: Венгрии,
Румынии, Финляндии. В общей сложности
армия агрессора насчитывала около 5 млн.
человек, сведенных в 190 дивизий, располагала
4 тыс. танков и 5 тыс. самолетов. Рассчитанный
на «молниеносную войну», план «Барбаросса»
основывался на согласованных действиях
четырех армейских групп. Финляндская
группировка под командованием генерала
фон Дитла и финского фельдмаршала Маннергейма
была нацелена на Мурманск, Беломорье
и Ладогу. Задачей группы «Север» (командующий
— генерал-фельдмаршал фон Лееб) было
взятие Ленинграда. Наиболее мощная группа
«Центр» во гла; ве с генералом-фельдмаршалом
фон Боком наступала непосредственно
на Москву. Задачей группы «Юг» под командованием
генерал-фельдмаршала фон Рундштедта
была оккупация Украины. Дислоцированные
в западных военных округах части Красной
Армии значительно уступали по численности,
были гораздо хуже подготовлены и оснащены.
Наступавшие превосходили их по живой
силе в 1,8 раза, по танкам — в 1,5 раза, по
артиллерии — в 1,3 и по современным самолетам
— в 3,2 раза. Советские войска были растянуты
по огромному фронту длиной в 4500 км при
удалении от передовых рубежей до 400 км.
Плотность войск в этой полосе была крайне
неравномерна, а оборонительные линии
имели широкие разрывы. Большая часть
войск, и прежде всего танковые подразделения,
располагалась на расстоянии от 80 до 300
км от границы. На необорудованных аэродромах
базировалась авиация. Неразвитость коммуникаций
и нехватка транспортных средств усугубляли
уязвимость оборонительных позиций.
Осуществление плана «Барбаросса» началось
на рассвете 22 июня 1941 г. бомбардировками
с воздуха и наступлением сухопутных войск.
Господство люфтваффе было полным; за
первые сутки войны она уничтожила 1200
самолетов, из них 800 на земле. За считанные
дни немецкие армии продвинулись на несколько
десятков километров; уже 28 июня пал Минск.
Уничтожив охватывающим маневром белостокско-минский
выступ и взяв в плен 320 тыс. советских
бойцов и командиров, войска фон Бока вышли
на подступы к Смоленску. На северо-западном
направлении в середине июля фон Лееб
достиг Ковно и Пскова. Группа фон Рундштедта
на юго-западном участке опрокинула войска
Буденного, которым пришлось сдать Львов
и Тернополь. В целом за три недели боев
немецкие войска продвинулись на 300 —
600 км вглубь советской территории, оккупировав
Латвию, Литву, Белоруссию, правобережную
Украину и почти всю Молдавию. Немецкое
наступление было приостановлено лишь
в районе Смоленска, где советские войска
держали оборону с 16 июля по 15 августа.
Смоленское сражение внесло временную,
но крайне важную стратегически и психологически
задержку в реализацию плана «молниеносной
войны» на центральном участке советско-германского
фронта. Советское командование получило
возможность развернуть подходившие из
глубокого тыла части, имея в виду прежде
всего укрепление оборонительных рубежей
Москвы. В складывавшейся обстановке немаловажную
роль сыграло решение Гитлера не бросать
все силы против советской столицы: 23 августа
фюрер потребовал от своих войск не только
взятия Москвы, но и овладения экономическими
ресурсами Украины и Кавказа.
Несмотря на заминку в центре, немецкое
наступление быстро развивалось на флангах.
На северо-западе были взяты Тихвин и Выборг;
9 сентября был блокирован Ленинград. На
юго-западе 19 сентября был окружен Киев.
Из-за отказа Сталина разрешить войскам
генерала Кирпоноса отступить от города
в плен попало более 650 тыс. человек. Взяв
Киев, германские армии развернули наступление
на Донбасс и Крым и 3 ноября подошли к
Севастополю.
24 сентября командующий группы армий «Центр»
внес последние коррективы в план операции
«Тайфун» — наступления, которое должно
было завершиться штурмом и взятием Москвы.
Для проведения этой операции фон Бок
располагал 75 дивизиями, в том числе 14
танковыми, и примерно 1500 самолетами. Первая
линия советской обороны была прорвана
между Ржевом и Вязьмой 5 октября; на следующий
день пал Брянск. В боях под Вязьмой был
уничтожен цвет московской интеллигенции,
сражавшейся в дивизиях народного ополчения.
Продвижение немцев на несколько дней
задержала вторая линия обороны под Можайском
— за это время к Москве из резерва были
срочно переброшены сибирские дивизии.
10 октября командующим Западным фронтом
был назначен Г.Жуков. После того как 12
октября немцы заняли Калугу, правительство
начало эвакуацию в Куйбышев органов государственного
управления и дипломатического корпуса.
14 октября части вермахта вошли в Калинин.
Чувство обреченности Москвы породило
панику, охватившую многих жителей столицы
и достигшую своей кульминации 16 октября,
десятки тысяч москвичей пытались в беспорядочном
бегстве покинуть город. Некоторое подобие
порядка вернулось, когда населению стало
известно, что Сталин и правительство
по-прежнему в Москве. 1 9 октября в городе
было введено осадное положение.
Возобновившемуся 16 ноября немецкому
наступлению противостояло уже население,
от мала до велика поднявшееся в едином
порыве, напоминавшем героические часы
1812 г. Хотя германским войскам удалось
28 ноября форсировать канал Москва — Волга
и 5 декабря выйти к московскому пригороду
Химки, намеченные сроки операции были
сорваны. Действиями партизан была нарушена
доставка необходимого количества снаряжения
и зимней одежды. Итогом операции «Тайфун»
стал полный и очень тяжелый (160 тыс. убитых,
раненых и взятых в плен) ее провал: 6 декабря
советские войска перешли в контрнаступление,
опираясь на свежие резервы и новые формирования
созданных в сентябре гвардейских частей.
К югу от Москвы советские войска вернули
Калугу и Орел; к северу — Калинин. На некоторых
участках фронта продвижение достигло
120 км только за декабрь. Продолжавшееся
весь январь наступление выдохлось в следующем
месяце, отчасти из-за перебоев со снабжением.
К марту фронт стабилизировался по линии
Великие Луки — Гжатск — Киров, Ока.
Битва за Москву означала провал и конец
«блицкрига»; Германия поняла, что предстоит
война на истощение. Гнев Гитлера обрушился
на генералов, в декабре — январе были
смещены 35 из них, в том числе фон Рундштедт
и Гудериан. Тем не менее положение СССР
оставалось тяжелым: военная катастрофа
первых пяти месяцев войны привела к оккупации
врагом жизненно важных регионов, в которых
в мирное время проживало 40% населения
страны, производилось 68% чугуна, 58 — стали
и алюминия, 40 — железнодорожного оборудования,
65 — угля, 84 — сахара и 38% зерна.
Эвакуация и перестройка страны на военный лад. Солидарность союзников.
Военная катастрофа 1941 г. и оккупация
врагом огромной территории сразу же поставили
фундаментальную экономическую проблему:
чтобы продолжать сопротивление, необходимо
было спасти уцелевший промышленный потенциал
и до прихода вражеских войск эвакуировать
в тыл основные производства и часть населения.
С первых дней войны эвакуация и перевод
предприятий на военное производство
происходили относительно организованно.
Несмотря на растерянность, уже через
два дня после вторжения правительство
приступило к действиям по сохранению
оказавшейся под угрозой промышленности.
24 июня был создан возглавленный Л.Кагановичем,
а затем Н.Шверником Совет по эвакуации,
который должен был обеспечить эвакуацию
населения, промышленных и продовольственных
ресурсов, а с 25 декабря к его ведению была
отнесена и координация транспортных
перевозок эвакуируемых грузов. Перебазирование
промышленности на восток было осуществлено
Советом по согласованию с Госпланом в
два этапа: лето — осень 1941 и лето — осень
1942 гг. Наиболее важным и трудным был первый
этап, когда руководившие эвакуацией органы
еще не имели необходимого опыта и, кроме
того, были вынуждены постоянно менять
свои планы в соответствии с военными
действиями, развитие которых Красная
Армия не контролировала. Операции по
эвакуации в Белоруссии были прерваны
уже в августе из-за полной оккупации республики.
В Ленинградской области эвакуация, начавшаяся
в июле, была остановлена в сентябре блокадой.
С июля по октябрь продолжалась переброска
промышленных предприятий Украины. Операции
по перемещению целых заводов и их пуску
на новом месте были исключительно сложны
(только для перевозки металлургического
комбината «Запорожсталь» из Днепропетровска
в Магнитогорск потребовалось 8 тыс. вагонов).
Ввод в строй заводов, многие из которых
были перепрофилированы (например, ленинградский
завод им. Кирова и харьковский завод по
производству дизелей были слиты с челябинским
тракторным для выпуска танков), в Поволжье,
Сибири, Казахстане и Средней Азии, на
Урале, ставшем арсеналом Красной Армии,
осуществлялся в чрезвычайно тяжелых
условиях: эвакуированные рабочие трудились
по 13 — 14 часов в сутки, вынужденные к тому
же ютиться в наспех сколоченных бараках
и мириться с плохим снабжением. В целом,
задействовав четверть подвижного состава
железных дорог, руководство страны сумело
за пять месяцев, в июле — декабре 1941 г.,
перебазировать в другие районы 1530 крупных
предприятий.
С театра военных действий и из прифронтовых
районов было эвакуировано около 7 млн.
человек в 1941 г. и 4 млн. в 1942 г. Все трудоспособные
эвакуированные, по большей части женщины,
были немедленно привлечены к работе на
производстве. Этим во многом был обусловлен
начавшийся с 1942 г. впечатляющий подъем
полностью перешедшей на выпуск вооружения
советской промышленности. Хотя деятельность
Совета по эвакуации не помешала немцам
захватить множество заводов, которые
они использовали или разрушили, все же
его усилия существенно сократили потери
в промышленном потенциале СССР.
Как все государственные институты и структуры,
наркоматы, армия и даже партия, Совет
по эвакуации работал под руководством
Государственного Комитета Обороны (ГКО)
— чрезвычайного органа, обладавшего
всей полнотой власти, способного оперативно
принимать решения по любым вопросам,
свободного от того политического надзора,
который так усложнял деятельность органов
управления. Созданный 30 июня по подобию
учрежденного Лениным в период гражданской
войны Совета рабоче-крестьянской обороны,
ГКО возглавлялся непосредственно Сталиным;
в него первоначально входили также Молотов,
Берия, Маленков и Ворошилов. Утвержденные
ГКО документы (более 10 тыс. за четыре года
войны) имели силу закона. ГКО не имел своего
аппарата, осуществляя свои властные функции
через все существовавшие правительственные
органы. Информацию по военным вопросам
ГКО получал от образованной 10 июля Ставки
Верховного Командования, включавшей
в себя Сталина, Молотова и виднейших военачальников:
Тимошенко, Ворошилова, Буденного, Шапошникова,
Жукова. Заняв посты наркома обороны (19
июля) и Верховного Главнокомандующего
(8 августа), Сталин таким образом сосредоточил
в своих руках всю власть.
С первых же часов советско-германской
войны стало ясно, что расчеты Гитлера
на международную изоляцию СССР не оправдались.
В день начала фашистской агрессии Черчилль,
несмотря на свое категорическое неприятие
коммунизма, заявил: «Всякий, кто сражается
против Гитлера, — друг Англии; всякий,
кто воюет на его стороне, — враг Англии».
Начавшиеся переговоры с Великобританией
и США завершились подписанием 12 июля
1941 г. советско-английского соглашения
о сотрудничестве, согласно которому обе
стороны обязались не заключать сепаратный
мир с Германией. 16 августа последовало
экономическое соглашение о торговле
и кредитах. Первыми совместными действиями
стала оккупация Ирана, а также давление
на Турцию и Афганистан, чтобы добиться
их благожелательного нейтралитета. В
сентябре Сталин обратился к Англии с
просьбой о прямой военной помощи: открытии
во Франции второго фронта или даже направлении
в Архангельск 25 — 30 дивизий! На необходимости
открытия жизненно важного для СССР второго
фронта Сталин настаивал с самого начала
переговоров с западными державами; со
временем это требование станет все более
настоятельным и превратится для Сталина
и советского народа в пробный камень
их отношения к западным союзникам. Подчеркивая,
что миллионы советских солдат погибли
на «единственном настоящем фронте этой
войны», Сталин превратил требование второго
фронта из признания собственной слабости
в элемент торга: оказавшись неспособными
удовлетворить Советский Союз в военном
плане, Англия и Америка пытались умиротворить
Сталина экономически, а затем и политически.
Первым объектом и жертвой этого умиротворения
суждено было стать Польше. Уже в июле
1941 г. британское правительство дало понять,
что для этой страны оно не будет требовать
возвращения границ 1939 г. Президент Рузвельт,
по итогам поездки в Москву своего советника
Гопкинса и в соответствии с законом о
ленд-лизе, дал согласие предоставить
СССР первый беспроцентный заем в 1 млрд.
долл. 1 октября 1941 г. Гарриман, Бивербрук
и Молотов подписали в Москве трехстороннее
соглашение о поставках в СССР вооружений,
военного снаряжения и продовольствия.
Поставки (400 танков, 500 самолетов ежемесячно,
а также стратегическое сырье, в частности
алюминий) начались сразу же. Первые танки
и самолеты западного производства появились
на фронте в конце ноября, в разгар сражений
под Москвой. Помощь союзников доставлялась
главным образом северными морскими конвоями
под охраной королевского ВМФ. Хотя очень
много кораблей было потоплено немцами,
с октября 1941 г. по июнь 194 2 г. СССР получил
3 тыс. самолетов, 4 тыс. танков, 20 тыс, различных
транспортных средств. Чтобы показать
свое искреннее желание сотрудничать
с демократическими государствами в послевоенном
урегулировании, Советский Союз присоединился
к Атлантической хартии и Декларации 26
государств (названных Объединенными
Нациями), подписанной 1 января 1942 г. в Вашингтоне.
Советское правительство заключило также
соглашения с находившимися в Лондоне
представителями оккупированных нацистами
стран. 18 июля 1941 г. советский посол в Англии
Майский подписал с Бенешем советско-чехословацкий
договор о взаимопомощи, аннулировавший
мюнхенское соглашение. После непростых
переговоров польский генерал Сикорский
дал 30 июня свое согласие на заключение
советско-польского договора о взаимопомощи,
дополненного 14 августа военной конвенцией
о создании в СССР польской армии под командованием
генерала Андерса. Декларацию «о достижении
прочного и справедливого мира» Молотов
и Сикорский подписали 4 декабря в уже
натянутой атмосфере, омраченной сведениями
об исчезновении 15 тыс. польских офицеров,
интернированных Красной Армией в 1939 г.
(в феврале 1943 г. немцы найдут во рвах под
Катынью 4 тыс. трупов). В Лондоне Майский
вошел в контакт и с французским Комитетом
национального освобождения, который
27 сентября 1941 г. был официально признан
СССР.
Состояние экономики СССР после окончания войны.
Победа над фашизмом досталась
СССР дорогой ценой. Военный ураган несколько
лет бушевал над основными районами наиболее
развитой части Советского Союза. Удару
подверглись большинство промышленных
центров на европейской части страны.
В пламени войны оказались и все основные
житницы — Украина, Северный Кавказ, значительная
часть Поволжья. Разрушено было так много,
что восстановление могло занять многие
годы, а то и десятилетия.
Война обернулась для СССР огромными
людскими и материальными потерями. Она
унесла почти 27 млн. человеческих жизней.
Было разрушено 1710 городов и поселков
городского типа, уничтожено 70 тыс. сел
и деревень, взорвано и выведено из строя
31850 заводов и фабрик,1135 шахт,65 тыс. км железнодорожных
путей. Посевные площади сократились на
36,8 млн. га. Страна потеряла примерно одну
треть своего национального богатства.
В условиях перехода от войны
к миру встали вопросы о путях дальнейшего
развития экономики страны, о ее структуре
и системе управления. Речь шла не только
о конверсии военного производства, но
и о целесообразности сохранения сложившейся
модели экономики. Во многом она формировалась
в условиях чрезвычайной обстановки тридцатых
годов. Война еще более усилила эту «чрезвычайность»
характера экономики и наложили отпечаток
на ее структуру и систему организации.
Годы войны выявили сильные черты существовавшей
модели экономики, и в частности, очень
высокие мобилизационные возможности,
способность в короткие сроки наладить
массовое производство высококлассного
вооружения и обеспечить необходимыми
ресурсами армию, ВПК за счет перенапряжения
остальных секторов экономики. Но война
также со всей силой подчеркнула и слабости
советской экономики: высокий удельный
вес ручного труда, низкие производительность
и качество невоенной продукции. То, что
было терпимо в мирное, довоенное время,
теперь требовало кардинального решения.
Речь шла о том, нужно ли возвращаться
к довоенной модели экономики с ее гипертрофированными
военными отраслями, строжайшей централизацией,
беспредельной плановостью в определении
деятельности каждого предприятия, полным
отсутствием каких-либо элементов рыночного
обмена, жестким контролем за работой
администрации.
Послевоенный период потребовал
перестроить тип работы государственных
органов для решения двух противоречивых
задач: конверсии огромного военно-промышленного
комплекса, который сложился в ходе войны,
с целью быстрейшей модернизации хозяйства;
создания двух принципиально новых систем
оружия, гарантирующих безопасность страны
- ядерного оружия и неуязвимых средств
его доставки (баллистических ракет). Работа
большого числа ведомств стала объединяться
в межотраслевые целевые программы. Это
был качественно новый тип государственного
управления, хотя изменялась не столько
структура органов, сколько функции. Эти
изменения меньше заметны, нежели структурные,
но государство есть система, и процесс
в ней не менее важен, чем структура.
Конверсия военной промышленности
была проведена быстро, повысив технический
уровень гражданских отраслей (и тем самым,
позволив затем перейти к созданию новых
военных производств). Наркомат боеприпасов
был перестроен в Наркомат сельскохозяйственного
машиностроения. Наркомат минометного
вооружения в Наркомат машиностроения
и приборостроения, Наркомат танковой
промышленности в Наркомат транспортного
машиностроения и т.д. (в 1946 г. наркоматы
стали именоваться министерствами).
В результате массовой эвакуации
промышленности на восток и разрушения
во время оккупации и боевых действий
в европейской части 32 тыс. промышленных
предприятий сильно изменилась экономическая
география страны. Сразу после войны началась
соответствующая реорганизация системы
управления - в него наряду с отраслевым
стали вводить территориальный принцип.
Смысл был в приближении органов управления
к предприятиям, ради чего происходило
разукрупнение министерств: во время войны
их было 25, а в 1947 г. стало 34. Например, угледобычей
стали теперь управлять Наркомат угольной
промышленности западных районов и Наркомат
угольной промышленности восточных районов.
Аналогично был разделен Наркомат нефтяной
промышленности.
На этой волне среди хозяйственных
руководителей, экономистов стали появляться
стремления к реорганизации системы управления
экономикой, к смягчению тех ее сторон,
которые сдерживали инициативу и самостоятельность
предприятий, и в частности, к ослаблению
пут сверхцентрализации.
Анализируя сложившуюся экономическую
систему, отдельные ученые и промышленники
предлагали осуществить преобразования
в духе НЭПа: при преобладающем господстве
государственного сектора официально
допустить частный сектор, охватывающий
в первую очередь сферу обслуживания,
мелкое производство. Смешанная экономика,
естественно, использовала рыночные отношения.
Объяснение подобных настроений
можно искать в той обстановке, которая
сложилась во время войны. Экономика страны
во время войны, быт населения, организация
работы местных органов власти приобрели
своеобразные черты. С переводом работы
основных отраслей промышленности для
обеспечения нужд фронта, резко сократился
выпуск мирной продукции обеспечением
жизни населения, снабжением его самыми
необходимыми товарами и услугами стали
заниматься преимущественно местные власти,
организуя мелкое производство, привлекая
к выпуску необходимых товаров кустарей
и ремесленников. В результате получила
развитие кустарная промышленность, оживилась
частная торговля и не только продуктами
питания, но промышленными товарами. Централизованным
же снабжением была охвачена лишь небольшая
часть населения.
Война приучила к определенной
самостоятельности и инициативе многих
руководителей всех уровней. После войны
местные власти предпринимают попытки
развернуть производство товаров для
населения уже не только на мелких кустарных
мастерских, но и на крупных заводах, подчиненных
непосредственно центральным министерствам.
Совет Министров Российской Федерации
вместе с руководством Ленинградской
области в 1947 г организовали в городе ярмарку,
на которой предприятия не только России,
но и Украины, Белоруссии, Казахстана и
других республик, продавали не нужные
им материалы. Ярмарка открыла возможности
установления самостоятельных экономических
связей между промышленными предприятиями,
минуя центр. Она в известной мере содействовала
расширению сферы действий рыночных отношений
(несколько лет спустя организаторы этой
ярмарки поплатились жизнью за проявленную
инициативу).
Надежды на преобразования
в области управления экономикой оказались
несбыточными. С конца 40-х годов был взят
курс на усиление прежних административно-командных
методов руководства, на дальнейшее развитие
существовавшей модели экономики.
Для понимания причин такого
решения надо иметь в виду двойное предназначение
промышленности России. Ее высокие мобилизационные
возможности в годы войны объяснялись
во многом тем, что экономика с самого
начала была ориентирована на работу в
военных условиях. Все заводы, которые
создавались в предвоенные годы, имели
одновременно гражданский профиль и военный.
Таким образом, вопрос о модели экономики
должен был обязательно затрагивать и
этот ключевой аспект. Предстояло решить,
будет ли экономика действительно гражданской
или как прежде, остается двуликим Янусом:
мирной на словах и военной по существу.
Решающей стала позиция Сталина
- все попытки перемен в этой области наталкивались
на его имперские амбиции. В результате
советская экономика возвращалась к милитаристической
модели со всеми присущими ей недостатками.
Также в этот период встал вопрос:
что такое советская система хозяйства
(она называлась социализм, но это - чисто
условное понятие, не отвечающее на вопрос).
До окончания войны жизнь ставила столь
четкие и срочные задачи, что большой потребности
в теории не было. Теперь надо было понять
смысл плана, товара, денег и рынка в экономике
СССР.
Чувствуя, что вопрос сложен
и готового ответа в марксизме нет, Сталин,
сколько мог, оттягивал издание учебника
по политэкономии социализма. В 1952 г. он
опубликовал важную работу «Экономические
проблемы социализма в СССР», где осторожно,
не вступая в полемику с марксизмом, дал
понимание советской экономики как нерыночного
хозяйства отличной от Запада ("капитализма")
цивилизации. Иное толкование было невозможно.
К восстановлению хозяйства
страна приступила еще в год войны, когда
в 1943г. было принято специальное партийно-правительственное
постановление "О неотложных мерах
по восстановлению хозяйства в районах,
освобожденных от немецкой оккупации".
Колоссальными усилиями советских людей
к концу войны в этих районах удалось восстановить
промышленное производство на треть от
уровня 1940 г. Освобожденные районы в 1944
г. дали свыше половины общегосударственных
заготовок зерна, четверть скота и птицы,
около трети молочных продуктов.
Однако как центральная задача
восстановления встала перед страной
лишь после окончания войны.
В конце мая 1945 г. Государственный
Комитет Обороны постановил перевести
часть оборонных предприятий на выпуск
товаров для населения. Несколько позднее
был принят закон о демобилизации тринадцати
возрастов личного состава армии. Эти
постановления ознаменовали начавшийся
переход Советского Союза к мирному строительству.
В сентябре 1945 г. был упразднен ГКО. Все
функции по управлению страной сосредоточились
в руках Совета Народных Комиссаров (в
марте 1946 г. преобразован в Совет министров
СССР).
Были осуществлены меры, направленные
на возобновление нормального труда на
предприятиях и в учреждениях. Отменялись
обязательные сверхурочные работы, восстанавливался
8-часовой рабочий день и ежегодные оплачиваемые
отпуска. Был рассмотрен бюджет на III и
IV кварталы 1945 г. и на 1946 год. Сокращались
ассигнования на военные нужды и увеличивались
расходы на развитие гражданских отраслей
экономики. Перестройка народного хозяйства
и общественной жизни применительно к
условиям мирного времени завершилась
в основном в 1946 г. В марте 1946 г. Верховный
совет СССР утвердил план восстановления
и развития народного хозяйства на 1946-1950
гг. Основная задача пятилетнего плана
заключалась в том, чтобы восстановить
районы страны, подвергавшиеся оккупации,
достичь довоенного уровня развития промышленности
и сельского хозяйства, а затем превзойти
их. План предусматривал первоочередное
развитие отраслей тяжелой и оборонной
промышленности. Сюда направлялись значительные
финансовые средства, материальные и трудовые
ресурсы. Намечались освоение новых угольных
районов, расширение металлургической
базы на востоке страны. Одним из условий
выполнения плановых заданий выдвигалось
максимальное использование научно-технического
прогресса.
1946 год явился наиболее трудным
в послевоенном развитии промышленности.
Для переключения предприятий на выпуск
гражданской продукции менялись технология
производства, создавалось новое оборудование,
велась переподготовка кадров. В соответствии
с пятилетним планом развернулись восстановительные
работы на Украине, в Белоруссии, Молдавии.
Возрождалась угольная промышленность
Донбасса. Была восстановлена «Запорожсталь»,
вступил в строй Днепрогэс. Одновременно
велось строительство новых и реконструкция
действующих заводов и фабрик. За пятилетие
было восстановлено и вновь сооружено
свыше 6,2 тыс. промышленных предприятий.1
Особенно большое внимание уделялось
развитию металлургии, машиностроения,
топливно-энергетического и военно-промышленного
комплексов. Были заложены основы атомной
энергетики и радиоэлектронной промышленности.
Новые гиганты индустрии возникли на Урале,
в Сибири, в республиках Закавказья и Средней
Азии (Усть-Каменогорский свинцово-цинковый
комбинат, Кутаисский автомобильный завод).
Вступил в строй первый в стране дальний
газопровод Саратов – Москва. Начали действовать
Рыбинская и Сухумская гидроэлектростанции.
Предприятия оснащались новой
технологией. Увеличилась механизация
трудоемких процессов в черной металлургии
и угольной промышленности. Продолжилась
электрификация производства. Электровооруженность
труда в промышленности к концу пятилетки
в полтора раза превзошла уровень 1940 г.
Большой объем индустриальных
работ был осуществлен в республиках и
областях, включенных в состав СССР накануне
второй мировой войны. В западных областях
Украины, в республиках Прибалтики были
созданы новые промышленные отрасли, в
частности, газовая и автомобильная, металлообрабатывающая
и электротехническая. Торфяная промышленность
и электроэнергетика получили развитие
в Западной Белоруссии.
Работы по восстановлению промышленности
были в основном завершены в 1948 г. Но на
отдельных предприятиях металлургии они
продолжались еще и в начале 50-х годов.
Массовый производственный героизм советских
людей, выразившийся в многочисленных
трудовых починах (внедрение скоростных
методов работы, движение за экономию
металла и высокое качество продукции,
движение многостаночников и др.), способствовал
успешному выполнению плановых заданий.
К концу пятилетки уровень промышленного
производства на 73% превысил довоенный.
Однако приоритетное развитие тяжелой
индустрии, перераспределение в ее пользу
средств из легкой и пищевой отраслей
привели к дальнейшей деформации структуры
промышленности в сторону увеличения
производства продукции группы «А».
Восстановление промышленности
и транспорта, новое индустриальное строительство
привели и к росту численности рабочего
класса.
После войны страна находилась
в разрухе, и остро встал вопрос выбора
пути хозяйственного развития. Альтернативой
могли бы стать рыночные реформы, но существующая
политическая система не была готова к
этому шагу. Директивная экономика все
еще сохраняла тот мобилизационный характер,
который был присущ ей в годы первых пятилеток
и в годы войны. Миллионы людей организованно
направлялись на восстановление Днепрогэса,
металлургических заводов Криворожья,
шахт Донбасса, а также на строительство
новых заводов, гидроэлектростанций и
т.д.
Развитие экономики СССР упиралось
в ее чрезмерную централизацию. Все экономические
вопросы, большие и малые, решались только
в центре, а местные хозяйственные органы
были строго ограничены в решении любых
дел. Основные материальные и денежные
ресурсы, необходимые для выполнения плановых
заданий, распределялись через большое
количество бюрократических инстанций.
Ведомственная разобщенность, бесхозяйственность
и неразбериха приводили к постоянным
простоям на производстве, штурмовщине,
огромным материальным издержкам, абсурдным
транспортным перевозкам из края в край
необъятной страны.
Советский Союз получил с Германии
репарации на сумму 4,3 млрд. долл. В счет
репараций из Германии и других побежденных
стран в Советский Союз вывозилось промышленное
оборудование, включая даже целые заводские
комплексы. Однако толком распорядиться
этим богатством советская экономика
так и не смогла из-за общей бесхозяйственности,
а ценное оборудование, станки и пр. постепенно
превращались в металлолом. В СССР трудились
1,5 млн. немецких и 0,5 млн. японских военнопленных.
Кроме того, в системе ГУЛАЙ в этот период
содержалось примерно 8-9 млн. заключенных,
чей труд практически не оплачивался.
[8, с.294]
Размежевание мира на два враждебных
лагеря имело негативные последствия
для экономики страны. С 1945 по 1950 г. на 35%
сократился внешнеторговый оборот с западными
странами, что заметно сказывалось на
советской экономике, лишенной новой техники
и передовых технологий. Вот почему в середине
1950-х гг. Советский Союз оказался перед
необходимостью глубоких социально-экономических
и политических перемен. Поскольку путь
прогрессивных изменений политического
характера был заблокирован, сузившись
до возможных (и то не очень серьезных)
поправок на либерализацию, наиболее конструктивные
идеи, появившиеся в первые послевоенные
годы, касались не политики, а сферы экономики.
Центральный Комитет ВКП (б) рассматривал
различные предложения экономистов на
этот счет. Среди них - рукопись “Послевоенная
отечественная экономика”, принадлежащая
С.Д. Александру. Суть его предложений
сводилась к следующему:
* преобразование государственных
предприятий в акционерные или паевые
товарищества, в которых держателями акций
выступают сами рабочие и служащие, а управляет
полномочный выборный совет акционеров;
* децентрализация снабжения
предприятий сырьем и материалами путем
создания районных и областных промснабов
вместо снабсбытов при наркоматах и главках;
* отмена системы гос. заготовок
сельскохозяйственной продукции, предоставление
колхозам и совхозам права свободной продажи
на рынке;
* реформа денежной системы
с учетом золотого паритета;
* ликвидация государственной
торговли и передача ее функций торговым
кооперативам и паевым товариществам.
Эти идеи можно рассматривать
в качестве основ новой экономической
модели, построенной на принципах рынка
и частичного разгосударствления экономики,
- весьма смелой и прогрессивной для того
времени. Правда, идеям С.Д. Александера
пришлось разделить участь других радикальных
проектов, они были отнесены к категории
“вредных” и списаны в “архив”. [3, c.494]
Центр, несмотря на известные
колебания, в принципиальных вопросах,
касающихся основ построения экономической
и политической моделей развития, сохранял
стойкую приверженность прежнему курсу.
Поэтому центр был восприимчив лишь к
тем идеям, которые не затрагивали основ
несущей конструкции, т.е. не покушались
на исключительную роль государства в
вопросах управления, финансового обеспечения,
контроля и не противоречили главным постулатам
идеологии.
Первая попытка реформирования
командно-административной системы тесно
связана с окончанием в марте 1953 г. сталинского
периода в истории СССР, когда управление
страной сосредоточилось в руках трех
политиков: Председателя Совета Министров
Г.М. Маленкова, министра внутренних дел
Л.П. Берии и секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева.
Между ними разгорелась борьба за единоличную
власть, в ходе которой каждый из них рассчитывал
на поддержку партийно-государственной
номенклатуры. Этот новый слой советского
общества (секретари ЦК республиканских
компартий, обкомов, крайкомов и др.) готов
был поддержать одного из этих руководителей
страны при условии предоставления ему
большей самостоятельности в решении
местных вопросов и, главное, гарантий
личной безопасности, прекращения политических
“чисток” и репрессий.
При соблюдении этих условий
номенклатура была готова согласиться
на реформы в определенных пределах, дальше
которых она не могла и, не хотела идти.
В ходе реформ предстояло реорганизовать
или упразднить систему ГУЛАГа, стимулировать
развитие аграрного сектора экономики,
провести преобразования в социальной
сфере, снизить напряжение постоянной
“мобилизационности” в решении хозяйственных
проблем и в поисках внутренних и внешних
врагов.
Вследствие сложной борьбы
на политическом “Олимпе” к власти пришел
поддержанный номенклатурой Н.С. Хрущев,
стремительно оттеснивший своих соперников.
В 1953 г. был арестован и расстрелян Л, Берия
по абсурдному обвинению в “сотрудничестве
с империалистическими разведками” и
“заговоре с целью восстановления господства
буржуазии”. В январе 1955 г. подал в вынужденную
отставку Г. Маленков. В 1957 г. была изгнана
из высшего руководства “антипартийная
группа” в составе Г. Маленкова, Л. Кагановича,
В. Молотова и др. Хрущев, будучи первым
секретарем ЦК КПСС, в 1958 г. стал еще и Председателем
Совета Министров СССР.
Политические изменения в СССР
требовалось закрепить изменениями и
в экономике. Выступая в августе 1953 г. на
сессии Верховного Совета СССР, Г.М. Маленков
четко сформулировал основные направления
экономической политики: резкий подъем
производства товаров народного потребления,
крупные инвестиции в отрасли легкой промышленности.
Такой коренной поворот, казалось бы, навсегда
должен был изменить принципиальные ориентиры
развития советской экономики, устоявшиеся
в предыдущие десятилетия.
Но этого, как показала история
развития страны, не произошло. После войны
несколько раз проводились различные
административные реформы, но они не вносили
коренных изменений в сущность планово-административной
системы. В середине 1950-х годов были предприняты
попытки отказа от применения мобилизационных
мер при решении хозяйственных проблем.
Через несколько лет стало ясно, что эта
задача является неразрешимой для советской
экономики, поскольку экономические стимулы
развития были несовместимы с командной
системой. По-прежнему нужно было организовывать
массы людей для выполнения различных
проектов. В качестве примеров можно привести
призывы к молодежи участвовать в освоении
целины, в возведении грандиозных “строек
коммунизма” в Сибири и на Дальнем Востоке.
В качестве примера не очень
продуманной реформы можно привести попытку
перестроить управление по территориальному
признаку (1957). В ходе этой реформы были
упразднены многие отраслевые союзные
министерства, а взамен появились территориальные
советы народного хозяйства (совнархозы).
Не были затронуты данной перестройкой
лишь министерства, ведавшие военным производством,
министерство обороны, иностранных и внутренних
дел и некоторые другие. Таким образом,
была сделана попытка децентрализации
управления.
Всего в стране было создано
105 экономических административных районов,
в том числе 70 в РСФСР, 11 - на Украине, 9 -
в Казахстане, 4 - в Узбекистане, а в остальных
республиках - по одному совнархозу. В
функциях Госплана СССР осталось лишь
общее планирование и координация территориально-отраслевых
планов, распределение между союзными
республиками важнейших фондов.
Первые результаты реформы
управления были вполне успешными. Так,
уже в 1958 г., т.е. через год после ее начала,
прирост национального дохода составил
12,4% (по сравнению с 7% в 1957). Возросли масштабы
производственной специализации и межотраслевого
кооперирования, ускорился процесс создания
и внедрения новой техники в производство.
Но, по мнению специалистов, полученный
эффект - следствие не только самой перестройки.
Дело также в том, что на какой-то период
предприятия оказались “бесхозными”
(когда министерства фактически уже не
функционировали, а совнархозы еще не
сформировались), и именно в этот период
они стали работать заметно продуктивнее,
не ощущая никакого руководства “сверху”.
Но как только сложилась новая система
управления, прежние негативные явления
в экономике стали усиливаться. Более
того, появились новые моменты: местничество,
более жесткое администрирование, постоянно
растущая “своя”, местная бюрократия.
И хотя внешне новая, “совнархозовская”
система управления существенно отличалась
от прежней, “министерской”, ее суть оставалась
той же. Сохранялся прежний принцип распределения
сырья, продукции, тот же диктат поставщика
по отношению к потребителю. Экономические
рычаги просто не могли стать определяющими
в условиях абсолютного господства командно-административной
системы.
Все реорганизации, в конечном
итоге, не приводили к заметным успехам.
Более того, если в 1951-1955 гг. промышленное
производство увеличилось на 85%, сельскохозяйственное
- на 20,5%, а в 1956-1960 соответственно на 64,3
и 30% (причем рост сельскохозяйственной
продукции шел, в основном, за счет освоения
новых земель), то в 1961-1965 эти цифры стали
снижаться и составили 51 и 11%
Итак, центробежные силы заметно
ослабили экономический потенциал страны,
многие совнархозы оказались неспособными
к решению крупных производственных задач.
Уже в 1959 г. началось укрупнение совнархозов:
более слабые стали присоединяться к более
мощным (по аналогии с укрупнением колхозов).
Центростремительная тенденция оказалась
более сильной. Достаточно скоро восстановилась
прежняя иерархическая структура в экономике
страны.
Ученые экономисты и практические
работники пытались разрабатывать новые
подходы к экономическому развитию страны,
особенно в области долгосрочного планирования
и прогнозирования, определения стратегических
макроэкономических целей. Но эти разработки
не были рассчитаны на быструю отдачу,
поэтому им не уделялось достаточного
внимания. Руководству страны нужны были
реальные результаты в настоящее время,
а посему все силы направлялись на бесконечные
корректировки текущих планов. Например,
так и не был составлен детальный план
на пятую пятилетку (1951-1955), а в качестве
отправного документа, направлявшего
работу всей экономики в течение пяти
лет, стали Директивы XIX съезда партии.
Это были всего лишь контуры пятилетки,
но конкретного плана не существовало.
Такая же ситуация сложилась и с шестым
пятилетним планом (1956-1960).
Традиционно слабым было так
называемое низовое планирование, т.е.
составление планов на уровне предприятий.
Низовые плановые задания часто корректировались,
поэтому план превращался в чисто номинальный
документ, имеющий непосредственное отношение
лишь к процессу начисления заработной
платы и премиальных выплат, которые зависели
от процента выполнения и перевыполнения
плана.
Поскольку, как отмечалось выше,
планы постоянно корректировались, то
выполнялись (или точнее не выполнялись)
совсем не те планы, которые принимались
вначале планового периода (года, пятилетки).
Госплан “торговался” с министерствами,
министерства - с предприятиями насчет
того, какой план они могли бы выполнить
при имеющихся ресурсах. Но поставки ресурсов
под такой план все равно срывались, и
снова начинались “торги” по цифрам плана,
по величине поставок и т.д.
Все это подтверждает вывод
о том, что советская экономика зависела
в большей степени не от грамотных экономических
разработок, а от политических решений,
постоянно меняющихся в прямо противоположных
направлениях и заводящих чаще всего в
тупик. В стране осуществлялись бесплодные
попытки улучшить структуру государственного
аппарата, наделить министров, начальников
главков, директоров предприятий новыми
правами или, наоборот, ограничить их полномочия,
разделить существующие плановые органы
и создать новые и т.п. Таких “реформ”
в 1950-1960-х годах было немало, но ни одна
из них не принесла реального улучшения
в работу командной системы.
В основном, при определении
приоритетов послевоенного экономического
развития, при разработке четвертого пятилетнего
плана - плана восстановления - руководство
страны фактически вернулось к довоенной
модели развития экономики и довоенным
методам проведения экономической политики.
Это значит, что развитие промышленности,
в первую очередь тяжелой, должно было
осуществляться не только в ущерб интересам
аграрной экономики и сферы потребления
(т.е. в результате соответствующего распределения
бюджетных средств), но и во многом за их
счет, т.к. продолжалась предвоенная политика
“перекачки” средств из аграрного сектора
в промышленный (отсюда, например, беспрецедентное
повышение налогов на крестьянство в послевоенный
период).
Победа СССР в Великой Отечественной войне – великий подвиг советского
народа. Россия потеряла свыше 20 миллионов человек. Материальный ущерб составил 2600 миллиардов рублей, разрушены сотни городов, 70 тысяч сёл, около 32 тысяч промышленных предприятий.
Схватка с фашизмом убедительно показала, что подвиг во имя Отчизны –
это норма для воинов и тружеников тыла.
На советско-германском фронте было разгромлено или пленено 607
вражеских дивизий, в то время как англо-американские войска разгромили 176 дивизий Германии, и её союзников. Советские войска уничтожили и большую часть личного состава и военной техники противника.
В годы Великой Отечественной войны в тылу врага действовали 6200
партизанских отрядов, в которых сражались свыше 1,1 миллиона человек, а также вели борьбу свыше 220 тысяч подпольщиков.
В годы войны совершили подвиг труженики тыла, снабжавшие армию всем необходимым. «Всё для фронта, всё для победы» – лозунг, которым руководствовались старики и подростки, женщины, вставшие на места ушедших на фронт мужчин.
Победителей – воинов армии и тыла с каждым годом остаётся всё меньше, время берёт своё, а законы природы неумолимы. Вот почему сегодня так важно вспомнить славные дела полувековой давности и оказать внимание каждому, кто помог одержать победу над фашизмом.
Список литературы.
Содержание.
Введение
1. Советское общество в предвоенный
период –
а) изменения социально-классовой
структуры общества перед
б) новый курс советской
дипломатии –
в) советско-германское
сближение 1939-1941 гг. –
2. План «Барбаросса»: успех и
провал «блицкрига» -
а) эвакуация и перестройка
страны на военный лад. Солидарность
союзников
3. Состояние экономики СССР после окончания войны - 14 - 22
Заключение -
Список литературы -
Информация о работе СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны