Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 08:21, контрольная работа
Несмотря на все реформы производимые правительством Хрущева в начале 60-х гг. наступил социально-политический кризис, что поставило руководство страны перед выбором. Каждый новый неудачный эксперимент в экономике обнажал роковой для социалистической системы хозяйствования вопрос: как заставить людей работать, где найти новые стимулы к труду? Рынок, конкуренция, прибыль как инструменты хозяйственного механизма отрицались в СССР по идеологическим соображениям.
Использование Хрущевым мер материального стимулирования по развитию товарного производства, по ослаблению идеологического контроля над духовной сферой общества на первых порах принесло ощутимые положительные результаты, но при этом скоро обернулось ростом дефицита промышленных и продовольственных товаров, падением производительности труда на общественном производстве, ростом обывательских «мелкорбуржуазных» настроений. С 1961 г. начинается непрерывное падение темпов развития советской экономики. Среднегодовые темпы прироста национального дохода к 1963 г. падают по сравнению с первой половиной 50-х гг. в 3 раза.
1. Борьба за власть
2. XX съезд КПСС
3. Реформы 50-х – начала 60-х годов
• Новый курс в деревне
• Развитие промышленности
• Реформа образования
• Социальная политика
• Научно-техническая политика
• Демократизация культуры
4. Внешняя политика страны
5. Социально-политический кризис
6. Тест
7. Список литературы
План
Борьба за власть
В связи со смертью Сталина в Кремле началась борьба за власть. Для политической системы смерть вождя послужила толчком к началу ее кардинальной перестройки. Сосредоточение власти в руках Сталина препятствовала созданию надежного механизма ее передачи новому поколению руководителей. Поэтому ближайшие соратники, не сговариваясь, выступали за коллективный контроль над нею, который мог бы гарантировать каждому личную безопасность от репрессий со стороны более удачливого соратника. Так был провозглашен принцип «коллективного руководства».
Первые действия коллективного
руководства носили откровенно популистский
характер. Чтобы снять напряжение
в обществе и удержать власть в
своих руках, новые лидеры уже
в день похорон Сталина (9 марта) говорили
о необходимости повышения
Новое советское руководство могло удержаться у власти, лишь продолжая курс на построение коммунистического общества в «отдельно взятой стране», провозглашая приверженность марксизму-ленинизму.
Обладая исчерпывающей информацией о положении дел в стране, Л. Берия понимал, что многочисленные проблемы, накапливавшиеся в послевоенные годы, требуют неотложного решения. Страна уже не могла по-прежнему эксплуатировать крестьянство, содержать армию по нормам военного времени, тратить деньги на «великие стройки социализма». Чтобы предстать перед обществом борцом против злоупотреблений властью и самому уйти от ответственности за массовые репрессии, Берия активно занялся различными проблемами как внутренней, так и внешней политики. Он предложил смягчить коллективизацию и выступил как сторонник разрядки международной напряженности. Берия также предложил амнистию заключенным, чей срок составлял не больше пяти лет.
Хрущев и Маленков настороженно отнеслись к реформаторским инициативам Берии, справедливо видя в них стремление обелить себя в глазах народа. Поэтому летом 1953 г. члены высшего партийного руководства при поддержке военных организовали заговор и свергли Берию. Он был обвинен в шпионаже и расстрелян. Устранение Берии усилило позиции Маленкова и Хрущева в руководстве страной. Самый молодой и самый образованный из «наследников» Сталина Г.М. Маленков, по оценкам зарубежных наблюдателей, был «наиболее западноориентированно мыслящим человеком среди других советских лидеров». Маленков был противником авторитарной власти, однако он решительно возражал против гласного анализа ошибок прошлого, считая, что главное — не повторить эти ошибки вновь.
В августе 1953 г. Маленков на сессии Верховного Совета СССР изложил новый экономический курс. Важнейшей его частью было намерение руководства страны уделить больше внимания производству потребительских товаров и повышению жизненного уровня трудящихся. В соответствии с предложениями главы государства менялась и сталинская антикрестьянская политика. Снижение налогов с крестьян с последовавшим вскоре повышением закупочных цен на сельхозпродукты позволили улучшить положение с продовольствием и сделали Маленкова в 1953-1955 гг. самым популярным человеком в стране. В качестве главы государства Маленков сделал важные шаги по улучшению международного положения СССР. В августе 1953 г. он впервые заговорил о «разрядке», употребив именно это слово, международной напряженности и призвал Запад к снижению военного противостояния.
Однако смелый для того времени экономический курс Маленкова не мог быть реализован по многим причинам. Прежде всего, он противоречил заданиям пятого пятилетнего плана (1951-1955 гг.), рассчитанного на преимущественное развитие тяжелой промышленности, и менять его было уже нереально.
Еще более существенно то, что новый экономический курс противоречил всей логике существования советской системы, ставил под сомнение статус СССР как великой державы, лишал его способности успешно решать внешнеполитические задачи, укреплять оборону. Того и другого добиться без кардинальных перемен было невозможно.
В начале 1955 г. Маленков был обвинен в отсутствии необходимых знаний, опыта хозяйственной и советской работы, а также в былом сотрудничестве с Берией, в следствии чего он был снят с поста Председателя Совмина.
XX съезд КПСС
В феврале 1956 г. состоялся ХХ съезд КПСС, в повестке дня которого были анализ международного и внутреннего положения, подведение итогов пятой пятилетки, пути строительства коммунизма.
На съезде говорилось
о том, что социализм приобрел
мировой характер, проник в другие
страны, был освещен ряд вопросов
о международном положении
Руководство партии наметило пути дальнейшего развития социалистического общества. Говорилось также о необходимости повышать материальный и культурный уровень населения.
Во время ХХ съезда партии был поднят вопрос о разоблачении культа личности Сталина. С докладом об этом выступил Н. Хрущев. Он отметил, что методы построения социализма не могут не меняться. В каждой стране свои условия и, следовательно, свои пути построения социализма. В докладе говорилось о многочисленных нарушениях Сталиным ленинской политики и содержался призыв сохранять «верность Ленину».
Делегаты узнали, что Ленин оставил «завещание», о котором раньше никто не слышал. В докладе рассказывалось о «незаконных методах следствия» и чистках, которые погубили множество невиновных людей.
Делегаты съезда были ошеломлены таким количеством информации и многие из них не поверили Хрущеву. Желание получить более полную информацию привело к созданию следственной комиссии по данному вопросу.
Развенчание сталинского мифа обезоружило наиболее преданных и фанатичных сторонников советской системы, вызвало к жизни мощные стихийные силы, идущие из народных глубин. Время безоглядной веры в коммунистические мифы прошло. После XX съезда обнадеживающие перемены стихийно охватывают все новые сферы советского общества — партию, государство, науку, культуру.
Оздоровление
советского общества шло трудно, с
частыми отступлениями. Мыслящая часть
общества восприняла решения XX съезда
как шаг к свободе и
Уступив консервативным
силам, руководство ограничилось опубликованием
постановления ЦК КПСС «О преодолении
культа личности Сталина и его
последствий». В нем, несмотря на попытки
отразить объективные и субъективные
условия формирования культа личности
Сталина, так и не был осуществлен
разрыв со сталинизмом, ничего не говорилось
о личном участии Сталина в
организации массовых репрессий, которые
характеризовались всего лишь как
некоторые ограничения
XX съезд не
завершил борьбы за власть
в партийной верхушке. Противники
публичной критики Сталина (
Последнюю точку в борьбе за единоличную власть Н. С. Хрущев поставил в начале 1958 г., совместив посты председателя правительства и первого секретаря ЦК КПСС. Однако ценой этой победы стала его зависимость от партийного аппарата, поставившего всю последующую реформаторскую деятельность Хрущева во вполне определенные рамки, ограниченные интересами партийно-государственной бюрократии.
Реформы 50-х – начала 60-х годов
Начавшиеся после смерти
Сталина реформы были вынуждены
и неизбежны. Их параметры и основные
задачи фактически были определены еще
при жизни «отца народов». Реформы
не затрагивали основ власти и
определялись прежде всего внешним
вызовом: необходимостью выдержать
экономическое и военное
В 1954 г. по инициативе Хрущева началось освоение целинных земель. Это стало крупнейшим начинанием, реализованным Н.С. Хрущевым в аграрной сфере.
В условиях экстенсивного
развития советской экономики, слабого
развития химической индустрии, бюрократизации
аппарата управления лишь освоение целинных
земель сулило быструю отдачу и позволяло
хотя бы на время снять остроту
продовольственной проблемы. За
1954-1957 гг. было освоено 36 млн. га, что
позволило увеличить
Освоение целинных земель сыграло немаловажную роль в развитии сельского хозяйства Западной и Восточной Сибири, но оно не оправдало надежды на стабильное увеличение урожаев зерновых. Целина, безусловно, помогла на время снять остроту зерновой проблемы, спасла население страны от голода, но задержала перевод отечественного сельского хозяйства на интенсивный путь развития.
Власть оказалась
непоследовательной в аграрной политике.
Село превратилось в полигон для
разного рода скороспелых решений
и преобразований. Хрущев изобретал
один чудодейственный рецепт за другим.
То он громил травопольную систему
земледелия академика В. Р. Вильямса:
требовал изгнать из севооборотов травы
и расширять посевы пшеницы. После
пшеницы на долгое время «царицей
полей» была объявлена кукуруза. Вслед
за кукурузой и горохом главными
и решающими звеньями подъема
сельского хозяйства
В 1957 г. перед советским сельским хозяйством была поставлена задача в кратчайшие сроки догнать США по производству продуктов животноводства на душу населения. Не опирающаяся на реальные возможности, эта программа также потерпела полный провал.
На рубеже 60-х гг. провал
хрущевской аграрной политики становится
очевидным. Экономические стимулы
в деревне вновь перестают
действовать. В немалой степени
этому способствовала незаконная ликвидация
на рубеже 60-х гг. личного скота
сельских жителей, якобы отвлекавшего
их от труда в общественном хозяйстве.
Главным результатом этой политики
стало фактическое завершение раскрестьянивания
деревни, снижение темпов роста сельскохозяйственного
производства. Чтобы избежать голода
в 1963 г., Хрущев впервые за всю историю
страны пошел на массовые закупки
зерна за рубежом. Во многих городах
было введено закрытое распределение
продуктов по карточкам. Реформирование
сельского хозяйства