Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 05:51, реферат
На протяжении многих лет после окончания Октябрьской революции в СССР происходили коренные изменения во всех системах страны, начиная с экономики, заканчивая жизненным укладом советских граждан. Невероятных успехов достигла страна в развитии тяжелой промышленности, сельском хозяйстве. Но все это было куплено ценой огромных трудностей для всего народа, сверхцентрализации экономической жизни, предельного ограничения сферы деятельности рыночных механизмов, полного подчинения производителя государству, все более широкого применения мер принуждения по отношению к работникам.
Введение
Итоги экономического, социально-политического и духовного развития общества к концу 30-х годов
Объективные и субъективные причины возникновения культа личности Сталина
Сталинизм как политическая система и её последствия для страны
Заключение
Библиографический список
ФГБОУ ВПО НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Юридический факультет
Кафедра истории, политологии и культурологии
Реферат по истории
ТЕМА 34. СССР в конце 30-х — начале 40-х гг.
Выполнил: студент 1 курса
Черникова Е.И.
Шифр ую13104
Проверил:
Новосибирск 2013
План изучения темы:
Введение
Заключение
Библиографический список
На протяжении многих лет после окончания Октябрьской революции в СССР происходили коренные изменения во всех системах страны, начиная с экономики, заканчивая жизненным укладом советских граждан. Невероятных успехов достигла страна в развитии тяжелой промышленности, сельском хозяйстве. Но все это было куплено ценой огромных трудностей для всего народа, сверхцентрализации экономической жизни, предельного ограничения сферы деятельности рыночных механизмов, полного подчинения производителя государству, все более широкого применения мер принуждения по отношению к работникам. После смерти Ленина в острой борьбе за власть в партийном руководстве одержал победу И.В. Сталин. Именно Сталин со своими взглядами и идеями о быстром строительстве социализма стоял во главе узкого круга партийных деятелей страны. До сих пор ведутся споры - был ли И.В Сталин, во время своего правления для народа заступником и помощником или он был эксплуататором и палачом. Сталин-сталинизм-сталинщина - всё это проявление культа личности Сталина. И все это непосредственно влияло на внешнее и внутреннее развитие страны. Каких же итогов достигла страна к концу 30-х и началу 40-х годов, как возник культ личности Сталина и какие последствия были для страны, все это мы рассмотрим более подробно.
Изменения, которые произошли в жизни советского общества к концу 30-х годов, сделали необходимым принятие новой Конституции. В 1935 году ЦИК СССР образовал Конституционную комиссию под председательством И.В.Сталина для выработки проекта новой Конституции. 5 декабря 1936 года на VIII Всесоюзном чрезвычайном съезде Советов была принята новая Конституция СССР, вошедшая в историю как «сталинская».
Сталин, обосновывая необходимость новой Конституции, заявил, что советское общество «осуществило то, что у марксистов называется первой фазой коммунизма, - социализм». Экономическим критерием построения социализма сталинская Конституция провозглашала ликвидацию частной собственности (а значит, и эксплуатацию человека человеком) и создание двух форм собственности – государственной и колхозно-кооперативной. Политической основой СССР были признаны Советы депутатов трудящихся. Коммунистической партии отводилась роль руководящего ядра общества, марксизм-ленинизм был объявлен официальной государственной идеологией. Высшим руководящим органом страны стал Верховный Совет СССР, состоящий из двух палат – Совета Союза и Совета Национальностей.
Конституция предоставляла
всем гражданам СССР независимо от
их пола и национальности основные
демократические права и
Новая советская Конституция была удивительным по своей двойственности документом. К реальной жизни многие ее нормы, связанные прежде всего с демократическими правами населения, не имели никакого отношения. С другой стороны, вполне реальными для советских граждан были некоторые записанные в Конституции социальные права : право на труд, право на бесплатную медицину и т.д. Однако главной целью социализма «по-сталински» являлось не создание экономических, политических и культурных предпосылок для свободного развития каждого члена общества, а наращивание мощи государства, зачастую за счет ущемления интересов большинства его граждан. Функции по распоряжению «социалистической» собственностью и политическая власть сосредоточилась в руках Сталина, окруженного узким кругом партийных деятелей, в стране утвердился жесточайший политический режим, характеризовавшийся полным свертыванием демократии, утверждением единомыслия, массовыми репрессиями.
Экономическое развитие СССР определялось заданиями третьего пятилетнего плана (1938-1942). Советский народ с энтузиазмом взялся за выполнение третьего пятилетнего плана. Появились новые формы движения новаторов производства. Особенно широкое распространение получило движение многостаночников, зародившееся летом 1939 года в машиностроительной промышленности. Другой формой новаторов было совмещение нескольких профессий.
В III пятилетке осуществлялось
большое капитальное
Благодаря культурной революции в 30-е годы в СССР повысился образовательный и профессиональный уровень страны. В школу были возвращены старые, осужденные после революции методы обучения и воспитания: уроки, предметы, твердое расписание, строгая дисциплина. К концу 30-х годов за школьными партами в республиках страны обучалось свыше 35 млн. учащихся. По переписи 1939 года , грамотность в СССР составила 87,4%. На многих предприятиях часто ощущалась нехватка квалифицированной рабочей силы. Для предотвращения этой проблемы Указом Президиума Верховного совета СССР в октябре 1940 года была создана система государственных трудовых резервов: профессиональные технические учебные заведения. Были созданы десятки средних и высших учебных заведений на Украине, в Белоруссии, Армении, Азербайджане, Грузии, в республиках Средней Азии. При этом некоторые национальные республики не имели до революции ни одного вуза.
Рост грамотности в
стране вызывал большой спрос
на литературу. Значительно увеличился
тираж книг. Вместе с тем уровень
полученного образования
Жизнь в деревне постепенно улучшалась. Крестьянам было разрешено иметь приусадебный участок, одну корову, двух телят, свинью с поросятами, 10 овец. Индивидуальные хозяйства начали поставлять на рынок продукцию. Сельское хозяйство все более механизировалось. В деревне все больше тракторов, грузовых автомашин, зерновых комбайнеров. Создавались картофельные, овощные и животноводческие базы. Но в условиях нарастающей угрозы войны не позволяли оказывать необходимую материальную помощь для более быстрого развития сельского хозяйства.
Введение в стране паспортов, которых крестьянам не полагалось, означало не только возведение стены между городом и деревней, но и фактическое прикрепление крестьян к месту своего рождения, лишение их свободы передвижения, выбора занятий.
И все же на основе роста сельского хозяйства, а также роста промышленности происходило расширение внутреннего товарооборота. Легкая и пищевая промышленность увеличивает выпуск своей продукции, увеличивается и покупательная способность многих граждан страны. В продаже появляются такие товары, как кожаная обувь, одежда, сахар, велосипеды и т. д.
Были увеличены расходы на развитие военной промышленности. Особое внимание обращалось на производство самолетов и танков. Улучшилась техническая оснащенность армии и флота. Стали поступать на вооружение образца новых артиллерийских орудий.
К концу 30-х началу 40-х годов население страны значительно возросло, увеличилась численность городского населения, появилось более 200 новых городов. Более 96% всех крестьянских хозяйств были объединены в колхозы.
Также в эти годы значительно развивалась и наука, что не оставила без внимания власть. Сталин заявил, что все науки, в том числе естественные и математические , носят политический характер. Острая борьба развернулась в биологической науке. Группа биологов и философов во главе с Т.Д Лысенко выступали против генетики, объявив ее «буржуазной лженаукой». Разработки советских генетиков были свернуты. Развитие общественных наук определялось партийными документами и указаниями Сталина. Это сильно отразилось на состоянии гуманитарных наук. И все же получила мировое признание советская физическая школа, представленная именами С.И. Вавилова (проблемы оптики), А.Ф. Иоффе (изучение физики кристаллов и полупроводников), П.Л. Капицы (исследования в области микрофизики) и т. д. Самое пристальное внимание Сталин уделял истории, ибо контроль над историей означал контроль над памятью народа. Сталин нуждался в цементирующей все слои общества идее. Такой идеей стал патриотизм, который называли советским, но все чаще он звучал как русский. Для Сталина было важно, что чувство патриотизма имело глубокие корни в душе русского народа, в его характере.
Также всемирный вклад в прикладную науку внесли работы ученых-химиков Н.Д. Зеленского, Н.С. Курнакова, А.Е. Фаворского и т. д. Был открыт способ получения синтетического каучука, началось производство искусственных волокон, пластических масс, ценных органических продуктов и т.д.
Особенно в эти годы партийная цензура полностью подчинила себе искусство. Необходимо было следовать одному художественному направлению – социальному реализму. Политическая суть этого метода заключалась в том, что мастера искусства обязаны были отображать советскую жизнь не такой, какой она была в действительности, а такой, какой она должна быть в обещанном социализме. Искусство насаждало мифы, и большинство советских людей с готовностью их воспринимали.
Особенно большой вклад
в создание подобного социально-
Не отставал от этого и
художественный кинематограф. Он находился
под личным контролем Сталина. Многие
лучшие художественные фильмы того времени
были посвящены историко-
Музыкальная жизнь в эти годы была связана с такими именами как С. Прокофьев, Д. Шостакович, И. Дунаевский, Д. Кобалевский и т.д. В этот период были созданы коллективы, впоследствии прославившие советскую музыкальную культуру: Квартет им. Л. Бетховена, Большой государственный симфонический оркестр, Оркестр Государственной филармонии и др. Однако судьба «серьезной» музыки была наиболее показательна с точки зрения претворения в жизнь одного из главных сталинских принципов в области культурной политики, гласившего, что искусство должно быть «понятно народу». Были решительно пресечены любые новаторские поиски в оперной, симфонической, камерной музыке. При оценке музыкальных произведений сказывались личные эстетические вкусы партийных вождей.
Наибольшую популярность получила ветвь музыкального творчества – песенная. Простые, легко запоминающиеся мелодии песен были у всех на слуху: они звучали дома и на улице, лились с кинотеатров и из репродукторов. И вместе с мажорной, бодрой музыкой звучали незамысловатые стихи, прославляющие Родину, труд, Сталина.
Верность социалистическому реализму должны были демонстрировать и мастера изобразительного искусства. Перед художниками была поставлена задача «предугадать будущее и выразить его в картинах», и притом так, чтобы это было «общедоступно». Главным критерием оценки художника являлось идейная направленность сюжета. Официально признанные художники (Б. Иогансон «допрос коммунистов», А. Дайнека «Будущие летчики») создавали образ ликующей, праздничной жизни.
Значительное внимание уделялось развитию всех видов монументального искусства. Монументы Ленину, Сталину, руководителям партии и государства, революционерам и героям гражданской войны, ученым и литераторам стали непременным атрибутом городской жизни.
Грандиозные сталинские планы нашли свое воплощение не только в гигантских индустриальных стройках, но и в грандиозных культурных проектах и замыслах: Всесоюзная государственная выставка, канал имени Москвы, строительство метрополитена в Москве, театров, санаториев, дворцов культуры и т.д. Однако, для осуществления новых архитектурных планов, нередко сносились и уничтожались здания, имеющие историческую ценность. Особенно безжалостно разрушались церкви (храм Христа Спасителя в Москве).