Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 10:40, реферат
Смена политического руководства. Период с 1964 - 1985 гг. вошёл в историю страны вначале как "эпоха развитого социализма", позже как "период застоя".
Первым секретарём ЦК КПСС, а с 1966 г. - Генеральным секретарём стал Л.И. Брежнев. Председателем Совета Министров СССР был назначен А.Н. Косыгин.
Более полувека страна жила в чрезвычайных условиях. Новые руководители считали, что обществу нужна стабильность. Стабильности можно достичь при отказе от политического курса последних лет, от политики десталинизации и реформ. Но первое время руководство страны ещё тяготело к реформам.
Смена политического руководства. Период с 1964 - 1985 гг. вошёл в историю страны вначале как "эпоха развитого социализма", позже как "период застоя".
Первым секретарём ЦК КПСС, а с 1966 г. - Генеральным секретарём стал Л.И. Брежнев. Председателем Совета Министров СССР был назначен А.Н. Косыгин.
Более полувека страна жила в чрезвычайных условиях. Новые руководители считали, что обществу нужна стабильность. Стабильности можно достичь при отказе от политического курса последних лет, от политики десталинизации и реформ. Но первое время руководство страны ещё тяготело к реформам.
Экономическая реформа 1965 г. Ещё в конце 50-х гг. советская экономика стала терять эффективность. Об этом свидетельствовало падение производительности труда, низкое качество продукции, убытки. Тогда же крупными учёными - экономистами началось обсуждение экономической реформы. К середине 60-х гг. необходимость экономической реформы стала очевидной. Спланировал экономическую реформу, активно способствовал проведению её в жизнь А.Н. Косыгин.
В 1965 г. сентябрьский пленум
ЦК КПСС принял решение об экономической
реформе. Вводились изменения в
систему управления производством.
Совнархозы - децентрализованное управление
народным хозяйством на региональном
уровне - ликвидировались и
Таким образом, реформа повышала
роль экономических методов
Развитие промышленности. ХХIII съезд КПСС (март 1966 г.) провозгласил переход от административных к экономическим методам управления народным хозяйством.
Только в 1966 г. к работе
на новых условиях хозяйствования приступили
704 предприятия. Переход предприятий
на условия хозрасчёта осуществился
к концу восьмой пятилетки (1966
- 1970 гг.). Начало брежневского правления
оказалось успешным для советской
экономики. За годы восьмой пятилетки
было построено 1900 крупных промышленных
предприятий. Объём промышленного
производства увеличился на 50%. Наиболее
успешно развивались: электроэнергетика
- на 54%, машиностроение - на 74%, приборостроение
- в 2, 3 раза; радиоэлектроника и нефтехимическая
отрасль - на 78%. Началось освоение Тюменского
нефтегазодобывающего комплекса, и
добыча газа в стране резко возросла.
Были построены самая крупная
в мире Красноярская ГЭС и Славянская
ГРЭС. На европейской территории страны
было завершено создание единой энергосистемы,
управляемой из единого центра. Были
также построены Западно-
В результате за годы восьмой пятилетки был создан мощный промышленный потенциал.
Нарастание противоречий
в экономике. С начала 70-х годов
темпы роста экономики стали
снижаться, а к 80 годам показатели
производства перестали расти. Главной
бедой советской экономики
Экономика 70-х и первой половины 80-х годов развивалась в целом на экстенсивной основе, ориентировалась на вовлечение в производство дополнительных материальных и трудовых ресурсов, что проявилось:
в погоне за увеличением объемов. В 70-е годы нам удалось догнать США по выплавке стали, добыче угля, нефти, газа и других видов промышленной продукции;
экономика СССР развивалась за счет увеличения числа рабочих;
экономика страны была монополизированной, в которой не было конкуренции внутри каждой отрасли (например, в автомобилестроении);
наличие гигантомании, т.е. строительств огромных предприятий, дорогостоящих и не всегда оправдываемых (например, БАМ);
в сверхцентрализации экономики.
В стране вилась определенная работа по осуществлению технической реконструкции. Так, в 1971 году в промышленности действовало 89481 механизированных поточных линий, то в 1985 - 161601; соответственно автоматических линий - 10917 и 34278.
Ресурсы страны все больше истощались. Небольшую часть экономики страны составляли наиболее современные производства высокой технологии, которые работали на военные заказы.
В 70-е годы активно развивался военно-промышленный комплекс (ВПК), где были заняты миллионы людей, использовались лучшие материалы. Экономика страны работала в основном на военно-промышленный комплекс. Военная нагрузка привела к небольшим диспропорциям. Из-за разницы издержек в разных отраслях экономики покупная возможность рубля была различной (в оборонной промышленности она составляла 4-6 долларов, в других отраслях гораздо ниже).
На рубеже 70-80-х годов
начали проявляться серьезные
Сельское хозяйство. Сельское хозяйство со времён И.В. Сталина находилось в глубоком провале. Руководство решило предпринять срочные меры по поднятию сельского хозяйства.
На мартовском пленуме ЦК КПСС (1965 г.) была предпринята программа ускоренного развития сельского хозяйства. Устанавливался твёрдый и неизменный план закупок зерна. На зерновые культуры, на продукцию животноводства были повышены закупочные цены. Наряду с плановым было предусмотрено сверхплановое, свободное приобретение продовольственных культур в хозяйствах, которые будут иметь излишки товарного хлеба. В целях поощрения продажи колхозами и совхозами продукции сверх плана была установлена надбавка в размере 50% к основной закупочной цене. Конкретные меры намечались по дальнейшему укреплению материально - технической базы сельского хозяйства: предполагалось увеличить выпуск сельскохозяйственной техники, повысить её качество, надёжность и долговечность; разрабатывалась программа электрификации, химизации аграрного производства, орошение и мелиорация полей. Резко увеличились капиталовложения в сельское хозяйство.
В 70-е гг. стали создаваться интегрированные хозяйства - агропромышленные объединения, комбинаты, агрофирмы. В их состав включались колхозы, совхозы, предприятия по переработке сырья, организация транспорта и торговли. К середине 80-х гг. в стране было создано около 4, 8 тыс. межхозяйственных предприятий, но они не давали эффекта. Для улучшения управления сельским хозяйством был создан Государственный агропромышленный комитет, на местах - районные агропромышленные объединения.
Тем не менее, объём валовой продукции сельского хозяйства сокращался. В годы девятой пятилетки (1971-1975 гг.) он составил 13% совокупного общественного продукта, а в годы десятой пятилетки (1981-1985гг.) - 6%.
Развитие народного
В результате с середины
60-х гг. завершился переход ко всеобщему
обязательному восьмилетнему
По сравнению с предшествующим периодом в 70-80-е гг. удалось добиться высоких темпов роста образовательного уровня населения. Относительно 1959 г. удельный вес граждан, имеющих высшее образование, увеличился к 1987 г. в 3,9 раза, а приобретших полное среднее - в 3,6 раза. Одновременно сокращалось количество людей с неполным средним образованием.
Развитие науки. Большое
внимание уделялось развитию науки.
На её развитие выделялись всё большие
ассигнования. Наиболее ярким свидетельством
расцвета советской науки являются
достижения в области освоения космоса.
СССР продолжил изучение Луны с помощью
космических аппаратов. В 1965 г. автоматическая
станция "Зонд-3" сфотографировала
обратную сторону Луны. На основании
этих и ранее сделанных снимков
были впервые составлены полная карта
и глобус Луны. Выдающимся достижением
советской науки явилась
Социальная политика. В
правительственных документах определялась
цель социалистического
Конституция СССР 1977 г. 7 октября 1977 г. сессия Верховного Совета СССР приняла Конституцию. В новой Конституции отмечалось, что в "СССР построено развитое социалистическое общество, в котором созданы могучие производительные силы, передовая наука и культура, в котором постоянно растёт благосостояние народа… в котором на основе сближения всех классов и социальных слоёв, юридического и фактического равенства всех наций и народностей, их братского сотрудничества сложилась новая историческая общность людей - советский народ".
Политической основой
государства оставались Советы. Все
Советы народных депутатов - Верховный
Совет СССР, Верховные Советы союзных
и автономных республик, краевые, областные
и другие Советы составляли единую
систему органов
Нарастание застойных
явлений в экономике и
Причины замедления социального развития коренятся в противоречиях "социализма". Сохранилась жёстко централизованная система власти. Костяк этой власти составили аппаратчики. К власти пришло "третье поколение" советских правителей - типичных аппаратчиков - исполнителей. Они выросли в недрах сталинской кадровой политики. Но в отличие от "сталинских кадров" (В.М. Молотов, Г.М. Маленков, Н.С. Хрущёв и др.) среди них, за редким исключением (А.А. Громыко, Ю.В. Андропов ), не было ярких личностей, они были лишены дара стратегического предвидения, способности ставить большие цели и принимать ответственность на себя. Когда в конце 80-х гг. общество оказалось, и настала пора ответить на зов времени, принять адекватные меры, - они оказались не готовы к этому.
В последние годы жизни И.В. Сталина и в период правления Н.С. Хрущёва формирование властных структур обрело новые черты и качество. В моменты ослабления центрального руководства "незаметные" исполнители почувствовали мощь власти и те блага, которые можно приобрести с её помощью. У них возникло желание и впредь сохранить такое положение вещей, оградить себя от "чисток", "перетряхиваний", столь характерных для правления И.В. Сталина. Так возник "принцип коллегиального руководства", характерный для аппарата управления.