Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 22:03, реферат
Перемены, происходившие внутри страны, не могли не отразиться на внешней политике советского руководства. После смерти Сталина во внешнеполитической доктрине проявился подход, основывающийся на принципе мирного сосуществования государств с различным общественным строем. После Второй мировой войны расстановка сил сложилась в пользу СССР и стран социализма, на стороне которых выступали народы колониальных стран и рабочий класс западных стран. Исходя из этого, а также учитывая наличие термоядерного оружия у США и СССР, советские лидеры (Маленков, а позже Хрущев) не только признавали возможным мирное сосуществование, но и считали его основой межгосударственных отношений в послевоенном мире. Постепенно по инициативе советской стороны происходило смягчение международной обстановки.
СССР в системе
международных отношений в 1953-1985
гг.
Перемены, происходившие
внутри страны, не могли не отразиться
на внешней политике советского руководства.
После смерти Сталина во внешнеполитической
доктрине проявился подход, основывающийся
на принципе мирного сосуществования
государств с различным общественным
строем. После Второй мировой войны расстановка
сил сложилась в пользу СССР и стран социализма,
на стороне которых выступали народы колониальных
стран и рабочий класс западных стран.
Исходя из этого, а также учитывая наличие
термоядерного оружия у США и СССР, советские
лидеры (Маленков, а позже Хрущев) не только
признавали возможным мирное сосуществование,
но и считали его основой межгосударственных
отношений в послевоенном мире. Постепенно
по инициативе советской стороны происходило
смягчение международной обстановки.
Летом 1953 г. был
достигнут компромисс с США, результатом
которого стало подписание перемирия
в Корее. В том же году СССР отказался
от выдвинутых Сталиным требований к
Турции о "совместной обороне" черноморских
проливов. Были выдвинуты инициативы по
нормализации отношений с Грецией и Югославией.
В 1954 г. было достигнуто важное соглашение
о прекращении войны в Индокитае. В 1956
г. была заключена Совместная декларация,
что между СССР и Японией прекращается
состояние войны, восстанавливаются мир,
дипломатические и консульские отношения.
В Декларации 1956 г. Советский Союз также
пообещал передать Японии острова Хабомаи
и Шикотан по заключении мирного договора;
предстояли переговоры о Кунашире и Итурупе
(но в 1960 г. советская сторона в одностороннем
порядке отказалась от данного обещания,
а решение территориальной проблемы и
подписание мирного договора не достигнуты
до сих пор).
Г.М. Маленков первым
среди государственных деятелей
как в СССР, так и в мире, указывая
на необходимость борьбы за мир, заявил
о недопустимости мировых конфликтов
в условиях существования ядерного оружия,
которое способно погубить все человечество.
Этот тезис получил дальнейшее развитие
в материалах ХХ съезда КПСС. В качестве
трех главных направлений обеспечения
мира на Земле Н.С. Хрущев выдвинул идеи
обеспечения системы коллективной безопасности
в Европе, а затем и в Азии, а также достижения
разоружения.
В то же время
внешняя политика как западных держав,
так и Советского Союза велась с
позиции силы. Многое объяснялось взаимным
недоверием лидеров СССР и западных стран,
отсутствием национальных средств контроля
за ядерным оружием. В мае 1955 г. была создана
в противовес НАТО Организация Варшавского
Договора. В 1957 г. СССР первым успешно испытал
межконтинентальную баллистическую ракету
и вывел на орбиту Земли искусственный
спутник, что впервые подвергало опасности
ядерного возмездия территорию США.
Курс на разрядку
во многом оказался под угрозой в
связи с венгерским кризисом 1956 г.,
когда состоялись ввод советских войск
на территорию Венгрии и подавление выступления
против коммунистического режима. После
венгерских событий акценты политики
мирного сосуществования несколько изменились:
опираясь на приоритет в ракетном вооружении,
советское руководство все чаще стало
перемежать проводившуюся им до сих пор
тактику компромиссов силовыми приемами.
Выступив в 1953 г. с инициативой о проведении
четырехсторонней встречи о статусе Берлина
(эта идея была одобрена Эйзенхауэром
во время визита Хрущева в США в сентябре
1959 г.), советский руководитель стал и инициатором
ее срыва в мае 1960 г., когда новыми советскими
ракетами был сбит американский разведывательный
самолет. В июле 1961 г. из-за жесткой позиции
советского премьера провалом закончилась
его встреча в Вене с новым президентом
США Дж.Кеннеди. Отношения обострились
с новой силой, когда в августе 1961 г. по
решению политического руководства стран
Варшавского Договора была возведена
Берлинская стена – полоса укреплений,
изолировавшая Западный Берлин. В сентябре
1961 г. Советский Союз отказался от соглашения
с США о моратории на ядерные взрывы в
атмосфере и провел серию испытаний мощных
ядерных устройств. Противостояние, конфронтация
диктовались логикой "холодной войны".
В глобальном противостоянии
Западу СССР отводил особое место странам
"третьего мира". Кризис и распад
колониальных империй, сопровождавшиеся
ослаблением позиций стран-метрополий
(прежде всего Англии и Франции), вели к
усилению борьбы США и СССР за сферы влияния
в постколониальном мире. Результатом
этого было усиление регионального противостояния
США и СССР.
Самым острым оказался
карибский кризис 1962 г., когда на
Кубе были размещены советские ядерные
ракеты средней дальности. Мир оказался
на пороге ядерной войны. Ее удалось
избежать лишь благодаря своевременно
достигнутому секретному компромиссу
между Кеннеди и Хрущевым, по которому
советские ракеты были выведены с Кубы
в обмен на обещание США отказаться от
агрессии против этой страны и демонтаж
американских ядерных ракет в Турции.
После карибского
кризиса началась относительная
разрядка в советско-американских отношениях
и международных отношениях в
целом, в основе которой лежало наметившееся
взаимное доверие между Хрущевым
и Кеннеди. Была установлена линия
прямой связи между Кремлем и Белым Домом.
В августе 1963 г. был подписан договор о
запрещении ядерных испытаний в атмосфере,
в космосе и под водой, ставший первым
соглашением по контролю над стратегическими
вооружениями. Но после убийства Кеннеди
(ноябрь 1963 г.) и отставки Хрущева (октябрь
1964 г.) этот процесс на какое-то время оказался
прерванным.
В то же время
карибский кризис привел не только
к падению авторитета Хрущева, но
и к размежеванию внутри социалистического
лагеря. Против политики разрядки, мирного
сосуществования выступали лидеры Китая,
КНДР, Албании, отчасти Румынии. Китайский
вождь Мао Цзедун, оценивая политику разрядки,
обвинял "советский ревизионизм"
и "американский империализм" в преступном
сговоре. С 1963-1964 гг. Китай постоянно выдвигал
территориальные претензии к СССР. Попытки
Хрущева апеллировать в этом споре к коммунистическим
и рабочим партиям мира привели к открытому
противостоянию КПСС и КПК.
Хотя социалистический
лагерь находился в состоянии
раскола, роль и влияние СССР в
странах "третьего мира" не приносили
ожидаемых результатов и не оправдывали
колоссальных затрат, а отношения с Западом
вновь осложнились из-за начавшейся открытой
агрессии США во Вьетнаме, в целом результатом
советской внешней политики 50-х – первой
половины 60-х гг. было сохранение статус-кво
в международных делах.
Главной чертой,
характерной для внешней
Во внешней
политике Брежневское руководство
по-прежнему исходило из тезиса о радикальном
изменении соотношения сил в
мире, связанном с ослаблением
глобальных позиций США и их союзников.
Это, в свою очередь, объяснялось
достижением военно-
На самом деле
причины, в силу которых Запад
пошел на разрядку международной напряженности,
были иными. К началу 70-х гг. гонка ядерных
вооружений привела к перенасыщению арсеналов
и к невозможности ведения ядерной войны.
Политика "сдерживания коммунизма"
(в частности, во Вьетнаме) привела к колоссальным
материальным затратам и людским потерям,
к падению международного авторитета
США и к негативному отношению общественности
западных стран к курсу своих правительств.
Не последнюю роль в достижении разрядки
сыграла и взвешенная политика советского
руководства в отношении вьетнамской
войны и ближневосточного кризиса 1967 г.
США и их стратегические союзники исходили
также из того, что политические режимы
стран Восточной Европы способны сохранять
свою силу именно в условиях жесткого
военного противостояния, и поэтому рассматривали
в качестве одного из возможных результатов
разрядки демонтаж тоталитарных и авторитарных
режимов в СССР и странах "социалистического
содружества".
Итак, в конце
60-х – начале 70-х гг. после полосы
кризисов началась постепенная нормализация
отношений между Востоком и Западом.
В 1969 г. страны Варшавского
Договора выступили с предложением
о созыве Совещания по безопасности
и сотрудничеству в Европе (СБСЕ).
В начале 70-х гг. были подписаны
договоры между ФРГ и СССР, Польшей,
Чехословакией, по которым признавались
окончательными послевоенные границы
в Европе и был зафиксирован отказ от применения
силы, заключено соглашение между СССР,
США, Англией и Францией по Западному Берлину,
которое также исходило из неприменения
силы или угрозы силой в урегулировании
вопросов, связанных со статусом этого
города, состоялось взаимное признание
ФРГ и ГДР.
В ходе состоявшегося
в мае 1972 г. первого в истории
советско-американских отношений визита
в Москву американского президента
Р.Никсона были подписаны Договор
об ограничении систем противоракетной
обороны, Временное соглашение об ограничении
стратегических наступательных вооружений,
а также "Основы взаимоотношений между
СССР и США". В ходе ответного визита
Л.И. Брежнева в США в 1973 г. было заключено
Соглашение о предотвращении ядерной
войны. Эти договоры явились важнейшими
документами, обозначившими поворот от
конфронтации к разрядке между двумя ведущими
мировыми державами. Результатом стало
развитие сотрудничества в различных
областях: вступила в силу Конвенция о
запрещении разработки и накопления запасов
бактериологического и химического оружия
и об их уничтожении (март 1975 г.); был подписан
советско-американский договор, регламентировавший
проведение подземных ядерных взрывов
в мирных целях (1976 г.); состоялся совместный
космический полет двух кораблей – "Союза"
и "Аполлона" (лето 1975 г.); увеличился
в 1971-1976 гг. в восемь раз товарооборот между
СССР и США и т.д.
Кульминацией
процесса разрядки международной напряженности
стало подписание в августе 1975 г.
в Хельсинки Заключительного акта СБСЕ.
Стержнем этого документа была декларация
принципов стран-участниц совещания: их
суверенного равенства; территориальной
целостности государств; нерушимости
послевоенных границ; неприменения силы
или угрозы силой; мирного урегулирования
споров; невмешательства во внутренние
дела; уважения прав человека и др.
Однако период
разрядки оказался недолгим. Главными
причинами ее срыва стали не только
диаметрально противоположное понимание
причин и перспектив разрядки, но и
вытекавшие отсюда попытки использовать
ее для изменения в свою пользу соотношения
сил в мире. Нарастало противостояние
СССР и США в региональных конфликтах
(Ангола, Мозамбик, Эфиопия, Никарагуа
и др.). Окончательный крах разрядки произошел
после ввода советских войск в Афганистан
в декабре 1979 г.
Начавшийся новый
виток гонки вооружений поставил
экономику СССР и других социалистических
стран в очень тяжелые условия,
что объективно способствовало нарастанию
глобального кризиса в этих странах.
Да и политика разрядки породила или
усилила антитоталитарные процессы в
странах Восточной Европы. В 1968 г. попытка
демократизировать общество при помощи
экономической и политической либерализации,
эволюции правящей партии, развития реального
народного самоуправления была предпринята
чехословацкими лидерами. "Пражская
весна" закончилась вводом войск стран
Варшавского Договора и силовым подавлением
тенденции обновления социализма. В дальнейшем
советское руководство уже не решалось
на открытое военное вмешательство в дела
союзных стран. Для влияния на них предпринимались
другие меры, получившие на Западе название
"доктрины Брежнева": серией межгосударственных
договоров и соглашений, а также путем
создания межгосударственных учреждений
была обеспечена теснейшая экономическая
и военная интеграция стран СЭВ и Варшавского
Договора, значительно ограничившая суверенитет
этих стран и усиливавшая роль и значение
СССР в социалистическом содружестве.
Тем не менее
ситуация постепенно выходила из-под
полного контроля Москвы. С одной
стороны, усиливались антикоммунистические
настроения в странах социалистического
содружества, с другой – правительства
этих стран стремились к самостоятельности.
Окончательно дистанцировались от СССР
в эти годы Китай, Албания, Румыния, Югославия,
КНДР, сложность отношений с которыми
в основном была обусловлена именно их
самостоятельностью в проведении внутренней
и внешней политики.
Итак, советская внешняя политика в 1965-1985 гг. прошла непростой путь от жесткой конфронтации с Западом (во второй половине 60-х гг.) к разрядке международной напряженности (в 70-е гг.) и от нее – к новому обострению международных отношений (в конце 70-х – начале 80-х гг.), поставившему человечество на грань новой мировой войны. В результате наметившееся к середине
70-х гг. органичное вхождение СССР и других социалистических стран в мировое сообщество не состоялось. Как и во внутренней политике, главным тормозом здесь выступал тоталитарный политический режим.
Информация о работе СССР в системе международных отношений в 1953-1985 гг