Сталинизм. Политическая система в СССР в 30-е годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 21:11, реферат

Описание работы

В рамках данной работы рассматривается становление Сталинизма за счет получения Сталиным тотального контроля за всеми областями и сферами советской жизни. Раскрывается, как происходило становление исключительной роли партии в оглушительных успехах индустриализации, получение «контроля над умами» за счет лояльных правительству людей с помощью науки и культуры, рассматривается законодательное закрепление культа личности за счет вышеупомянутых факторов и создание Конституции СССР 1936 года, которую впоследствии названа Сталинской.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика 4
Глава 2. Наука и культура в эпоху Сталинизма 8
§ 2.1 Наука 8
§ 2.2 Культура 9
Глава 3. Сталинская модернизация СССР 11
§ 3.1 Коллективизация 11
§ 3.2 Индустриализация 12
Глава 4. Культ личности Сталина 14
Глава 5. Политическая система. 17
Заключение 22
Список использованной литературы 24

Файлы: 1 файл

ГОТОВЫЙ с параграфами.docx

— 47.19 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

«Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(ВлГУ)

 

Кафедра музеологии и истории культуры

 

 

 

 

 

 

 «Сталинизм. Политическая  система в СССР в 30-е годы.»

 

 

 

 

 

Выполнил:

ст. гр. ЗИСТс - 213

Д.В. Петров

 

Проверил:

доцент Н.В.Мягтина

 

 

 

Владимир 2013

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Времена сталинского правления относят к времени молодого СССР – страны, вставшей из пепла бывшей Российской империи. Есть множество точек зрения, по разному оценивающих роль Иосифа Виссарионовича Сталина в становлении страны, индустриализации, коллективизации, впоследствии во Второй Мировой войне. Одни называют его тираном, другие – спасителем страны. Насчет этого стоит отметить что сам Сталин впоследствии скажет в беседе с Коллонтай, что «на его могилу нанесут много мусора»  и вместе с тем общеизвестно, что историю пишут победители. Мы отмечаем в новостях, что в странах Прибалтики идет активное очернение всего советского и превозношение нацизма. В 2008 году по телевидению был продемонстрирован проект «Имя Россия», в котором Сталин получил третье место.

В рамках данной работы рассматривается становление Сталинизма за счет получения Сталиным тотального контроля за всеми областями и сферами советской жизни. Раскрывается, как происходило становление исключительной роли партии в оглушительных успехах индустриализации, получение «контроля над умами» за счет лояльных правительству людей с помощью науки и культуры, рассматривается законодательное закрепление культа личности за счет вышеупомянутых факторов и создание Конституции СССР 1936 года, которую впоследствии названа Сталинской.

Вместе с тем, сделана попытка рассмотреть исторические факты с разных сторон и максимально беспристрастно, не отдавая политических предпочтений.

 

 

 

 

 

Глава 1. Общая характеристика

Доктор философских наук А. Н. Медушевский называет идеологию сталинизма выражением социального конструктивизма, ведущего своё происхождение от Просвещения и Французской революции XVIII века. Он указывает, что сталинизм как идеология основывался на механистической концепции мира и на представлении о возможности его изменения с позиций Разума посредством революции, которая, в свою очередь, рассматривалась как конструирование новой социальной реальности без учёта исторической традиции и цены вопроса. Именно такой подход обусловил масштабы сталинской программы модернизации и логику социальных процессов.

Создание сталинизма в качестве тоталитарной системы власти и идеологии знаменовало фактическое окончание внутрипартийной войны за власть, полным разгромом всех оппозиционных формирований и началом «большого скачка» — взятым в конце 1920-х годов курсом на насильственную сплошную коллективизацию сельского хозяйства и форсированную индустриализацию для реализации модернизационного проекта громадных масштабов — перехода от традиционного аграрного общества к индустриальному, — что потребовало мобилизации всех внутренних ресурсов, централизации экономической жизни и, в итоге, привело к формированию в СССР целостной командно-административной системы. В 1930-е годы в условиях утверждения монополии на мысль, создания культа вождя, образа врага и массовых репрессий произошло окончательное утверждение режима личной власти Сталина и перерождение партии в структуру командно-административной системы управления

Как пишет А. Н. Медушевский, ключевыми параметрами проекта модернизации (строительства нового общества) стали:

  1. создание новой информационной картины мира и социально-психологической ситуации путём внедрения мобилизационной идеологии;
  2. унификация социальной структуры;
  3. подавление социальных и национальных противоречий там, где они представляют опасность для целей системы;
  4. создание политического режима, способного осуществлять эти цели вопреки сопротивлению общества и даже части элиты.

По определению А. Н. Медушевского, изменение информационной картины мира привело к «переформатированию социума по таким основополагающим координатам, как пространство, время и смысл существования индивида».

«Узурпация географического пространства» выразилась прежде всего в его сворачивании, изоляции от внешнего мира. В сознание населения внедрялись идеологизированные представления о географических границах системы и их расширении — концепцию «мировой революции» сменило «построение социализма в одной отдельно взятой стране», которую, в своё время, заменил «мир социализма» («мировая социалистическая система»). Одновременно было фактически реализовано стремление к воссозданию исторических границ бывшей Российской империи. Внутреннее пространство использовалось для осуществления идеологических целей режима — высылка «врагов» на необжитые земли, в Сибирь, на Крайний Север и Дальний Восток, в голые степи Казахстана как своего рода продолжение освоения новых территорий, создание новых городов на окраинах страны, «преобразование природы» через создание каналов и искусственных водохранилищ.

«Узурпация временного пространства» ставила своей целью вытеснение подлинной исторической памяти ради создания иллюзорной картины светлого коммунистического будущего, разрыв исторической преемственности — с одной стороны, уничтожение нежелательных воспоминаний, а с другой — восстановление той части истории, которая становилась полезной системе в изменившихся условиях (так, во время Великой Отечественной войны были восстановлены русские военные традиции, ослаблены антирелигиозные ограничения ради укрепления легитимности режима). Отличительной характеристикой сталинизма, как и других тоталитарных режимов, стало переписывание, фальсификация российской и мировой истории, а впоследствии — и радикальный пересмотр истории российского революционного движения.

Смысл существования человека, согласно сталинской идеологии, состоит в борьбе за переустройство общества по предначертаниям партии. Большевизм изначально отличался резко выраженной антирелигиозной направленностью. Коммунистические режимы и в самой России, и позднее в странах Центральной и Восточной Европы рассматривали церковь как основного конкурента в борьбе за умы людей и, в конечном счёте, за власть. Системе ценностей, основанной на религиозной вере, сталинизм противопоставил принципиально новую рационалистическую систему ценностей, представлений о жизни и смерти, добре и зле, этике и морали, которые должны были способствовать строительству нового общества и воспитанию «нового человека». Уничтожение оппонентов и, как минимум, длительная изоляция и «перевоспитание» сомневающихся при этом рассматривались как наиболее эффективные методы «ресоциализации», формирования «нового человека». Хорошо известно, например, высказывание Бухарина о том, что «пролетарское принуждение во всех его формах, начиная от расстрелов и кончая трудовой повинностью, является, как ни парадоксально это звучит, методом выработки коммунистического человеческого материала капиталистической эпохи». Как пишет А. Н. Медушевский, сталинизм «отличало стремление установить тотальный контроль над индивидом, цель состояла в его полной ресоциализации, а методы определялись стремлением получить послушное орудие диктатуры». В результате такого сталинского социального конструирования в обществе возобладали отказ от религиозной ценности жизни и смерти, культ революционного насилия и произвола, подавление прав личности, информационная агрессивность, фатализм и пассивность. Социально поощряемыми нормами поведения стали общественная апатия, социальный инфантилизм, отрицание индивидуального вклада, эгоизм и зависть, недоверие к полноценному труду, агрессия, страх, поощрение доносов, лицемерие [5, с.147-с.168].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Наука и культура в эпоху Сталинизма

 § 2.1 Наука

В 1930-е гг. наука в СССР оказалась в достаточно сложных условиях. Ее развитие было обусловлено в значительной степени интересами партии и государства, в результате вмешательства которых произошла унификация исторического знания и возникла тенденция фальсификации исторической реальности. Именно с тех пор появилось слово «Лысенковщина».

Общеизвестно, что историю пишут победители. Это верно и для  нынешнего времени, которое достаточно активно очерняет все, что связано с советским периодом, и для 1930-х гг. Советская пропагандистская машина активно занималась адаптацией исторической науки к требованиям партии. Была выпущена «История ВКП(б). Краткий курс» под личной редакцией И.В.Сталина, который написал черновик главы о «диалектическом и историческом материализме», а также исправил ряд более исторических глав. Книга переиздавалась множество раз, вышла далеко за рамки партии и стала эталоном при изучении отечественной истории XIX—XX веков. Л.И.Брежнев в 1966 году так говорил об этом научном труде: «Краткий курс» был настольной книгой не только каждого коммуниста, но и каждого трудящегося в нашей стране... «Краткий курс истории ВКП(б)» стал действительно настольной книгой каждого, была проведена большая работа не только по его созданию, но и по его пропаганде. Целое поколение людей воспитывалось на этом учебнике.»

Естествознание тоже было подвергнуто влиянию власти. Именно в это время возникает такое явление, как «лысенковщина». К посту директора Института генетики АН СССР пришел Т.Д.Лысенко. «Босоногий профессор» особенно отметился продвижением псевдонаучных теорий и травлей т.н. «вейсманистов-менделистов-морганистов». Многие из его теорий (зимнее культивирование гороха) не подтвердились, однако, Лысенко был обласкан властью в основном потому, что в конце 1932 года заявил в Институте генетики и селекции в Одессе, что берется выводить сорта за вдвое меньший срок — за два с половиной года. Это же обязательство он повторил в январе 1933 года на собрании в институте, пообещав «в кратчайший срок, в два с половиной года, создать путём гибридизации сорт яровой пшеницы для Одесского района, который превзошел бы по качеству и количеству урожая лучший стандартный сорт этого района — саратовский „Лютесценс 062“». [1, стр. 13.] Кроме этого, любопытно его предложение в годы Великой Отечественной войны о посадке картофеля не целиковыми клубнями, а лишь верхушками, что позволило сэкономить основную массу клубня для питания, повышая, тем не менее, долю ручного труда. В целом, беда отечественной генетики, которая к 30-м годам ХХ века была самой передовой в мире, заключается именно в долгом получении результата. Это хорошо показывает выдержка из стенографического отчета сессии ВАСХНИЛ-1948:

«— В то время, когда верные сыны советского народа победоносно завершали борьбу за честь, независимость и свободу нашей Родины, нашлись исследователи, которые начали изучать влияние войны на мух!

Голос с места — Муховоды!» [10]

Таким образом, в 1930-е гг. был сделан существенный скачок вперед во ряде отдельных областей науки, но, тем не менее, во многом происходило существенное «торможение» за счет следования «линии партии».

 

§ 2.2 Культура

В искусстве Советского Союза господствует социалистический реализм, берущий свое начало с 1920-х годов, был одобрен в 1932 году партийными органами в литературе и искусстве.

Для произведений социалистического реализма характерно изображение событий эпохи, «динамично изменяющихся в своём революционном развитии»

Идейное содержание метода было заложено марксизмом-ленинизмом.

Метод охватывал все сферы художественной деятельности (литературу, драматургию, кинематограф, живопись, скульптуру, музыку и архитектуру). Его применением утверждались следующие принципы:

  1. художественное изображение действительности «точно, в соответствии с конкретным историческим революционным развитием».
  2. согласование художественного творчества с идеями марксизма-ленинизма, активное вовлечение трудящихся в строительство социализма, утверждение руководящей роли Коммунистической партии.

Двигателем Советской социалистической литературы являлся Максим Горький. По его словам: «Социалистический реализм утверждает бытие как деяние, как творчество, цель которого — непрерывное развитие ценнейших индивидуальных способностей человека ради победы его над силами природы, ради его здоровья и долголетия, ради великого счастья жить на земле, которую он, сообразно непрерывному росту его потребностей, хочет обрабатывать всю, как прекрасное жилище человечества, объединенного в одну семью» [1, с. 390.]

Цели искусства, лояльного существующей власти, были просты и понятны: народность (не сложны для понимания простым народом, использование народных речевых оборотов), идейность (изображение мирного быта, поиска путей к новой, лучшей жизни, героические поступки с целью достижения всеобщей счастливой жизни), конкретность (показать процесс исторического развития, который, в свою очередь, должен соответствовать материалистическому пониманию истории, расчет делался на то, что в процессе изменения условий своего бытия люди меняют и свое сознание, отношение к окружающей действительности).

Таким образом, и искусство было максимальным образом обращено в инструмент пропаганды.

Глава 3. Сталинская модернизация СССР

Информация о работе Сталинизм. Политическая система в СССР в 30-е годы