Становление и развитие культуры Древнерусского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2015 в 18:20, доклад

Описание работы

История культуры Древнерусского государства длилась с X века и до начала XIII века, в тесном контакте с экономическими, политическими и социальными переменами.
В те времена замедленностью отличался весь ход истории, что привело к неспешному развитию самой культуры. Причиной этого стало отсутствие знаний с научной точки зрения, ведущая роль христианства в виденье мира. Деятельность творческих личностей оставляла своих авторов в тени, потому что в древние времена всё считалось только Божьим творением, а не человеческим.

Файлы: 1 файл

история.docx

— 34.95 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»

 

 

 

 

 

 

 

доклад

по дисциплине: "ИСТОРИЯ"

 

«Становление и развитие культуры Древнерусского государства»

 

  

 

 

 

 

РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА

Студентка 2 курса группы 190-25Т

Факультет ГРТСИ направление "Туризм"

Очной формы обучения

Шестакова Юлия Игоревна

 

 

 

 

 

Москва, 2015

 

История культуры Древнерусского государства длилась с X века и до начала XIII века, в тесном контакте с экономическими, политическими и социальными переменами.

В те времена замедленностью отличался весь ход истории, что привело к неспешному развитию самой культуры. Причиной этого стало отсутствие знаний с научной точки зрения, ведущая роль христианства в виденье мира. Деятельность творческих личностей оставляла своих авторов в тени, потому что в древние времена всё считалось только Божьим творением, а не человеческим.

Культура Древнерусского государства включает в себя два этапа развития, которые возникали в разные времена развития Руси:

  • Культура Киевской Руси, как древнего государства в XI веке
  • Культура, когда Киевская Русь распадалась на отдельные владения в первой половине XII до трети XIII века.

Поначалу развитие культуры стремительно пошло вверх, и Древнерусское государство получило статус самого развитого.

Проанализировавши можно выделить два источника, которые стали первоначалом для зарождения и процветания культуры:

  • Язычество – первая культура восточнославянских племён, которая влияла всю культуру средневековья в разные эпохи.
  • Культура Византии, которая творилась под влиянием христианства. А появление его в Древнерусском государстве (988 год) — способствовало интенсивному развитию философии, литературе, общеобразовательному процессу.

В результате реформ и принятия христианства создавались школы, библиотеки, которые заставляли прогрессировать грамотность населения. Так и создали славянский алфавит в X веке. Образованными становились не только в высших слоях общества (духовенство, знатные люди), а и простые ремесленники и купцы, которые пользовались грамотами в быту. Доказательством этого свидетельствуют находки археологов в Новгороде.

Историки разделяют два этапа в истории Древнерусской литературы:

  • Развитие литературы, как неотъемлемой части культуры в Древнерусском государстве совпадало с единством двух центров – Киева и Новгорода (конец XI начало XII века).
  • Появление новых жанров в литературе  в связи с подключением других литературных центров в таких городах – Смоленск, Суздаль, Владимир, которые внесли в литературу свои обычаи, традиции.

 

Развитие литературы Древней Руси отражалось в основном с помощью переписки текстов религиозного характера, перевод слов с латыни, с греческого языка. Все мысли древнерусские авторы излагали только религиозного характера, так как мировоззрение в Древней Руси было исключительно религиозное.

Книги писались только от руки, а стоимости и ценности предавало им пергаментная основа и  разного рода украшения. Такую книгу имели только зажиточные люди.

Много памятников связанных с письменностью и образованностью древнерусского народа не удалось сохранить из-за чужеземных нашествий.

«Поучение Владимира Мономаха» 1117 г. В «Поучении» создан образ идеального мужественного князя, заботливого по отношению к подданным, радеющего о единстве и благополучии Руси. Мономах призывает сыновей следовать его примеру.

«Слово о законе и благодати» митрополита Илариона (ХI в.) – по форме это проповедь, содержащая нравственную оценку правителя, а также идею независимого от Византии развития Руси.

«Устав» князя Ярослава Мудрого – нормы церковной юрисдикции, связанные с семейным и брачным правом, укреплением христианской нравственности. Церковный судебник выступал за моногамию, против языческого многожёнства, запрещал умыкание невест, защищал честь девушек, наказывал родителей за принуждение детей к вступлению в брак, давал женщинам возможность защиты своих прав в суде.

«Хождение Даниила в Святые места» (в Палестину, 1113 г.).

Жития – жизнеописания святых («Сказание о Борисе и Глебе»).

Апóкрифы – произведения, не вошедшие в библейский канон («Сказание, как сотворил Бог Адама»)

Имело место в создании литературы и устное народное творчество – разного рода заговоры, песни для обрядов, свадебные песни, похоронные причитания, песни на празднованиях. Пословицы загадки, скороговорки также были частью древнерусского фольклора.

К устной поэзии относилось прославление дружинниками князей с их подвигами. Даже с появлением литературы в письменном виде устное творчество оставалось главной составляющей в культуре Древнерусского государства. Наши современники спустя многих лет черпают информацию с устной поэзии древних времен и ее оригинальные подходы творчеству.

Сохранились сказки, свадебные песни, похоронные плачи-причитания, пословицы, поговорки, загадки. Былины – народные эпические песни-сказания – повествуют о пахаре Микуле Селяниновиче, князе Владимире Святославиче («Красное Солнышко»). Герои былинного эпоса – богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович. Антигерои – реальные противники Руси. Например, «Тугарин-змей» – половецкий хан Тугоркан.

С принятием христианства начинается строительство первых деревянных храмов (Софийский собор 989 г. в Новгороде). Известны имена древних мастеров –Миронг и Ждан-Никола (XI в.).

С кон. Х в. под влиянием Византии возникает каменное церковное древнерусское зодчество. На Руси утвердился византийский крестово-купольный стиль, или крестово-купольная система – система перекрытия церкви, при которой в центре находится купол, опирающийся на четыре столба-колонны, а к центральному пространству примыкают крестообразно расположенные своды. Такой вариант постройки называется вписанный крест.

Храмы имели абси́ды (апсиды) – полукруглые алтарные выступы с восточной стороны, нéфы – пространства, ограниченные колоннами, лопатки – плоские вертикальные выступы стен, закомáры – полукруглые завершения стен, хóры - балкон в западной части церкви, предназначенный для привилегированных лиц. Здания возводились из плинфы (от греч. plinthos – кирпич) – плоского византийского кирпича.

В Киеве были построены каменные сооружения: Десятинная церковь (на содержание шла 10-я часть доходов князя), 13-купольный Софийский собор (1037–1051 гг.),Золотые ворота. В 1051 г. был основан Киево-Печерский монастырь.

Спасо-Преображенский собор в г. Чернигове (1033–1036 гг.) – древнейший из сохранившихся до наших дней соборов Киевской Руси. В Новгороде и Полоцке построены кирпичные Софийские соборы.

 

Живопись на территории Древнерусского государства до самого конца  XVII века ориентирована была на религию. Появление первых икон в Древней Руси датируется X веком, которые привезли греки с Византии. Писаны они были на обычных деревянных досках натуральными красками, которые разбавляли желтком с яйца. На иконах изображали, Богоматерь, распятие, а в XII веке появилось изображение  древнерусских святых.

 

 

Виды живописи:

-фреска – техника живописи водяными красками по сырой штукатурке (изображения семьи Ярослава Мудрого, сцен охоты, музыкантов-скоморохов в Софийском соборе Киева);

-мозаика – изображение из цветных камней или смальты – цветного стекла (Богоматерь-Оранта («Нерушимая стена») и Христос-Пантократор (Вседержитель) в Софийском соборе Киева). Мозаика собора имеет 130 оттенков.

-и́конопись – (от греч. «эйкон» – изображение, образ) – живопись масляными красками по дереву. Иконописцы применяли византийскую технику плоского изображения ликов. Иконы помещались на иконостасе, прикрепляясь к продольным балкам (тяблам), в 5 рядов.

К живописи относятся книжные миниатюры (древнейшие – в Остромировом Евангелии 1056–1057 гг.). Художники, как правило, не подписывали свои работы. Поэтому большинство произведений анонимны. До нас дошли фрески иконописца Али́мпия, или Алипия (?–1114),про которого современники говорили, что он «иконы писать хитр бе (был) зело». Любимым цветом мастера был красный.

Музыка, певческое творчество. В «Слове о полку Игореве» упоминается сказитель-певец Боян, который «напускал» свои пальцы на живые струны, и они «сами князьям славу рокотали». На фресках Софийского собора мы видим изображение музыкантов, играющих на деревянных духовых и струнных инструментах – лютне и гуслях. Из летописей известен певец Митус из Галича.

Хотя большая часть культуры Древнерусского государства пострадала из-за войн, пожаров, но памятники, дошедшие до наших времен позволяют судить о Руси, как о развитом государстве среди других того времени.

 


Информация о работе Становление и развитие культуры Древнерусского государства