Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2015 в 18:20, доклад
История культуры Древнерусского государства длилась с X века и до начала XIII века, в тесном контакте с экономическими, политическими и социальными переменами.
В те времена замедленностью отличался весь ход истории, что привело к неспешному развитию самой культуры. Причиной этого стало отсутствие знаний с научной точки зрения, ведущая роль христианства в виденье мира. Деятельность творческих личностей оставляла своих авторов в тени, потому что в древние времена всё считалось только Божьим творением, а не человеческим.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»
доклад
по дисциплине: "ИСТОРИЯ"
«Становление и развитие культуры Древнерусского государства»
РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА
Студентка 2 курса группы 190-25Т
Факультет ГРТСИ направление "Туризм"
Очной формы обучения
Шестакова Юлия Игоревна
Москва, 2015
История культуры Древнерусского государства длилась с X века и до начала XIII века, в тесном контакте с экономическими, политическими и социальными переменами.
В те времена замедленностью отличался весь ход истории, что привело к неспешному развитию самой культуры. Причиной этого стало отсутствие знаний с научной точки зрения, ведущая роль христианства в виденье мира. Деятельность творческих личностей оставляла своих авторов в тени, потому что в древние времена всё считалось только Божьим творением, а не человеческим.
Культура Древнерусского государства включает в себя два этапа развития, которые возникали в разные времена развития Руси:
Поначалу развитие культуры стремительно пошло вверх, и Древнерусское государство получило статус самого развитого.
Проанализировавши можно выделить два источника, которые стали первоначалом для зарождения и процветания культуры:
В результате реформ и принятия христианства создавались школы, библиотеки, которые заставляли прогрессировать грамотность населения. Так и создали славянский алфавит в X веке. Образованными становились не только в высших слоях общества (духовенство, знатные люди), а и простые ремесленники и купцы, которые пользовались грамотами в быту. Доказательством этого свидетельствуют находки археологов в Новгороде.
Историки разделяют два этапа в истории Древнерусской литературы:
Развитие литературы Древней Руси отражалось в основном с помощью переписки текстов религиозного характера, перевод слов с латыни, с греческого языка. Все мысли древнерусские авторы излагали только религиозного характера, так как мировоззрение в Древней Руси было исключительно религиозное.
Книги писались только от руки, а стоимости и ценности предавало им пергаментная основа и разного рода украшения. Такую книгу имели только зажиточные люди.
Много памятников связанных с письменностью и образованностью древнерусского народа не удалось сохранить из-за чужеземных нашествий.
«Поучение Владимира Мономаха» 1117 г. В «Поучении» создан образ идеального мужественного князя, заботливого по отношению к подданным, радеющего о единстве и благополучии Руси. Мономах призывает сыновей следовать его примеру.
«Слово о законе и благодати» митрополита Илариона (ХI в.) – по форме это проповедь, содержащая нравственную оценку правителя, а также идею независимого от Византии развития Руси.
«Устав» князя Ярослава Мудрого – нормы церковной юрисдикции, связанные с семейным и брачным правом, укреплением христианской нравственности. Церковный судебник выступал за моногамию, против языческого многожёнства, запрещал умыкание невест, защищал честь девушек, наказывал родителей за принуждение детей к вступлению в брак, давал женщинам возможность защиты своих прав в суде.
«Хождение Даниила в Святые места» (в Палестину, 1113 г.).
Жития – жизнеописания святых («Сказание о Борисе и Глебе»).
Апóкрифы – произведения, не вошедшие в библейский канон («Сказание, как сотворил Бог Адама»)
Имело место в создании литературы и
устное народное творчество – разного
рода заговоры, песни для обрядов, свадебные
песни, похоронные причитания, песни на
празднованиях. Пословицы загадки, скороговорки
также были частью древнерусского фольклор
К устной поэзии относилось прославление дружинниками князей с их подвигами. Даже с появлением литературы в письменном виде устное творчество оставалось главной составляющей в культуре Древнерусского государства. Наши современники спустя многих лет черпают информацию с устной поэзии древних времен и ее оригинальные подходы творчеству.
Сохранились сказки, свадебные песни, похоронные плачи-причитания, пословицы, поговорки, загадки. Былины – народные эпические песни-сказания – повествуют о пахаре Микуле Селяниновиче, князе Владимире Святославиче («Красное Солнышко»). Герои былинного эпоса – богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович. Антигерои – реальные противники Руси. Например, «Тугарин-змей» – половецкий хан Тугоркан.
С принятием христианства начинается строительство первых деревянных храмов (Софийский собор 989 г. в Новгороде). Известны имена древних мастеров –Миронг и Ждан-Никола (XI в.).
С кон. Х в. под влиянием Византии возникает
каменное церковное древнерусское зодчество.
На Руси утвердился византийский крестово-
Храмы имели абси́ды (апсиды) – полукруглые алтарные выступы с восточной стороны, нéфы – пространства, ограниченные колоннами, лопатки – плоские вертикальные выступы стен, закомáры – полукруглые завершения стен, хóры - балкон в западной части церкви, предназначенный для привилегированных лиц. Здания возводились из плинфы (от греч. plinthos – кирпич) – плоского византийского кирпича.
В Киеве были построены каменные сооружения: Десятинная церковь (на содержание шла 10-я часть доходов князя), 13-купольный Софийский собор (1037–1051 гг.),Золотые ворота. В 1051 г. был основан Киево-Печерский монастырь.
Спасо-Преображенский собор в г. Чернигове (1033–1036 гг.) – древнейший из сохранившихся до наших дней соборов Киевской Руси. В Новгороде и Полоцке построены кирпичные Софийские соборы.
Живопись на территории Древнерусского государства до
самого конца XVII века ориентирована была
на религию. Появление первых икон в Древней
Руси датируется X веком, которые привезли
греки с Византии. Писаны они были на обычных
деревянных досках натуральными красками,
которые разбавляли желтком с яйца. На
иконах изображали, Богоматерь, распятие,
а в XII веке появилось изображение древнерусских свя
Виды живописи:
-фреска – техника живописи водяными красками по сырой штукатурке (изображения семьи Ярослава Мудрого, сцен охоты, музыкантов-скоморохов в Софийском соборе Киева);
-мозаика – изображение из цветных камней или смальты – цветного стекла (Богоматерь-Оранта («Нерушимая стена») и Христос-Пантократор (Вседерж
-и́конопись – (от греч. «эйкон» – изображение, образ) – живопись масляными красками по дереву. Иконописцы применяли византийскую технику плоского изображения ликов. Иконы помещались на иконостасе, прикрепляясь к продольным балкам (тяблам), в 5 рядов.
К живописи относятся книжные миниатюры (древнейшие – в Остромировом Евангелии
1056–1057 гг.). Художники, как правило, не
подписывали свои работы. Поэтому большинство
произведений анонимны. До нас дошли фрески
иконописца Али́мпия, или Алипи
Музыка, певческое творчество. В «Слове о полку Игореве» упоминается сказитель-певец Боян, который «напускал» свои пальцы на живые струны, и они «сами князьям славу рокотали». На фресках Софийского собора мы видим изображение музыкантов, играющих на деревянных духовых и струнных инструментах – лютне и гуслях. Из летописей известен певец Митус из Галича.
Хотя большая часть культуры Древнерусского государства пострадала из-за войн, пожаров, но памятники, дошедшие до наших времен позволяют судить о Руси, как о развитом государстве среди других того времени.
Информация о работе Становление и развитие культуры Древнерусского государства