Становление и развитие социально-политической системы Российского государства.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 11:42, реферат

Описание работы

В конце XV- начале XVI вв. завершилось образование Российского государства. Это произошло в переломный период мировой истории. В 1453 г. пал Константинополь, в 1492 г. была открыта Америка. Это было время Великих географических открытий, начало капиталистической эры в передовых странах Европы, где шел процесс первоначального накопления капитала, возникала мануфактурная промышленность, складывались основные классы буржуазного общества.

Содержание работы

Введение.
1.Эволюция государственного и политического строя.
2.Социально-экономическое развитие.
Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 70.00 Кб (Скачать файл)

Уральский институт экономики, управления и права.

Реферат 
«Становление и развитие социально-политической системы Российского государства.»

Выполнил: студентка 1 курса  
Группа:БИ-101  
Еремеева Татьяна

 

План

Введение.

1.Эволюция государственного  и политического строя.

2.Социально-экономическое  развитие.

Заключение.

Список используемой литературы.

Введение

В конце XV- начале XVI вв. завершилось  образование Российского государства. Это произошло в переломный период мировой истории. В 1453 г. пал Константинополь, в 1492 г. была открыта Америка. Это было время Великих географических открытий, начало капиталистической эры в передовых странах Европы, где шел процесс первоначального накопления капитала, возникала мануфактурная промышленность, складывались основные классы буржуазного общества. Происходили заметные изменения в идеологической жизни общества, связанные с утверждением идей Возрождения и идей гуманизма. В конце XVI в. началась первая в Европе победоносная буржуазная революция (Нидерланды, 1566-1609).

Образовавшееся в конце XV - начале XVI вв. Российское государство развивалось как часть мировой цивилизации. Однако следует учитывать своеобразие условий, в которых шло это развитие. Территория России лежала в полосе резко-континентального климата с коротким сельскохозяйственным летом. Плодородные черноземы Дикого поля, Поволжья, Сибири только начинали осваиваться. Шел трудный процесс освоения новых территорий. Страна не имела выхода к теплым морям. При отсутствии естественных границ постоянная борьба с внешней агрессией требовала напряжения всех ресурсов. Земли запада и юга бывшего Древнерусского государства находились в руках противников России. Ослабли и были разорваны традиционные торговые и культурные связи.

Российская держава сумела добиться политического единства, включив в свой состав различные по уровню развития княжества и земли, которые сохраняли еще в условиях господства натурального хозяйства и отсутствия интенсивных экономических связей, "живые следы прежней автономии". В стране отсутствовали сколько-нибудь реальные элементы буржуазного развития. Такой уровень экономики предопределял неизбежность внутренних конфликтов в процессе централизации страны.

 

1.Эволюция государственного и политического строя. Начальной формой политической (государственной) централизации в России сложившейся в середине, XVI века по мнению многих историков была сословно-представительная монархия. В государственном управлении она предусматривает, кроме воли монарха, наличие институтов центрального и местного управления. В них в решении вопросов внутреннего (иногда внешнеполитического) значения участвовали представители от разных сословий.

Развитие государственно-политического  строя в XVI веке шло по пути неуклонного  возрастания роли аппарата государственного управления. Центральные и местные органы государственной власти, сформировавшиеся во второй половине XV  века, продолжали существовать и развиваться.

Высшим законосовещательным органом  и высшим органом управления страной  была Боярская дума. Она не имела  отдельной от монарха самостоятельной компетенции. Наряду с вопросами общегосударственной важности (проекты новых законов внешнеполитические проблемы) Дума рассматривала дела о земельных пожалованиях, служебных назначениях о нарушениях закона. Обычно основные вопросы обсуждались вместе с монархом, иногда в отсутствие государя.

Управление отдельными отраслями  жизни государства усложнялось, и это требовало создания соответствующих  органов. Дворцовые учреждения (вместе с Казной) уже с трудом справлялись  с управлением отдельными территориями, военными вопросами или проблемами суда. Поэтому насущной задачей централизации власти было создание разветвленной системы органов отраслевого государственного управления.

Очень уязвимой была в начале XVI века и система назначения на должность  – местничество, связанная с феодальной иерархией. Название произошло от обычая считаться «местами» за столом и на службе. «Место зависело от родословной («отечества») и служебной карьеры предков («отеческой чести»). Именно с учетом этих данных происходило назначение человека на конкретную должность на военной и административной службе. Несовершенство местничества как системы служебных отношений мешало работе аппарата государственного управления и требовало реорганизации.

Еще одним слабым звеном в системе  управления государством было местное управление. Система кормлений, в соответствии с которой наместники и волостели получали «корм» (т.е натуральные и денежные сборы с подвластного им населения), не обеспечивала четкой работы местных властей. Судебно-административные функции не выполнялись ими в необходимом объеме. Система кормлений не могла обеспечить ни подавление крестьянских волнений, ни оборону от внешних врагов.

Основу войска в середине XVI века составляла дворянская конница Бояре  и дети боярские (дворяне) были обязаны приводить с собою хорошо вооруженных конных воинов из числа своих военных холопов которые, и составляли массу дворянского войска. Свои отряды были у крупнейших феодалов, особенно у удельных княжат. Лук, стрелы, копья, кольчуги, щиты и шлемы издавна были вооружением конницы. Войску была придана артиллерия (наряд), роль которой постепенно увеличивалась. В качестве вспомогательных сил для транспортировки артиллерии и т д. использовались так называемые посошные люди. Большая часть полков создавалась на время походов, а после их окончания распускалась по домам границы страны оставались незащищенными.

Соседями России были государства, обладавшие более боеспособным войском. XVI век был временем, когда в  Европе получило широкое распространение  огнестрельное оружие, которое произвело переворот в организации вооруженных сил и привело к созданию регулярного войска. В Великом княжестве Литовском и Русском перешли к использованию профессионального войска наемников, способного легко использовать новейшие средства вооружения. Спешили изменить систему вооружения и в Швеции.

В России процесс создания регулярного войска происходил медленно. В первой половине XVI века появляются сначала в городах в качестве гарнизонов так называемые пищальники, вооруженные огнестрельным оружием – пищалями. Пищальники, набиравшиеся из среды городского населения были ядром регулярного войска. В зависимости от важности похода войско делилось на 3 или 5 полков. Во главе их находились военачальники из феодальной знати. Система местничества, определявшая положение и взаимоотношения воевод соответственно их знатности и предшествующей службе препятствовала выдвижению талантливых полководцев, на важнейшие командные должности зачастую сводила на нет ратные подвиги войска. Трудно мобилизуемое малоподвижное плохо приспособленное к решению задач обороны и наступления войско не удовлетворяло потребности государства. Система вознаграждения землей за участие в боевых действиях не устраивала самих воинов. Потребности обороны страны требовали реорганизация войска.

Таким образом, в XVI веке перед  государством стояла задача укрепления и усовершенствования системы управления и вооруженных сил.

 

Процесс централизации шел по линии  усиления власти великого князя, и хотя казненный в 1525 г. Василием III Берсень Беклемишев считал, что отец Василия Иван III любил противоречивших ему людей, это не помешало Ивану III казнить князя Семена Ряполовского и подвергнуть опале князей Патрикеевых за "высокоумничание» в 1499 г. В XVI в. продолжала существовать Боярская дума на правах совещательного органа при великом князе. Число членов Думы (включая окольничих) не превышало 24 человек. В XVI в. в число думных бояр начинают жаловать и князей. До середины века существовало лишь два общегосударственных центральных учреждения: Дворец, ведавший землями великокняжескими, и Казна (Казенный двор) — не только финансовый центр, но и государственная канцелярия. В середине века из Казны выделяются приказы — центральные органы: Поместный, ведавший земельными раздачами дворянам; Разрядный, обеспечивающий их жалованьем и ведший учет всех служилых людей, как бы структурировавший правящий класс; Разбойный, Посольский, Челобитный.

Государство делилось на уезды, территориально близкие к бывшим княжествам, а уезды —на волости. Во главе ставился наместник — в уезде, волостель — в волости. Должности эти давались, как правило, за прежнюю военную службу. Поэтому административные и судебные обязанности оказывались лишь обременительным довеском к получаемому наместническому «корму».

Отсутствие стабильных местных органов власти делало личную власть князя наверху сильнее, чем на местах. Вопрос о судьбах централизации в XVI в. был уже решен, но место главы государства при бездетном Василии III оставалось источником династических смут.

Важным этапом в истории России был первый Земский собор, созванный в Москве в феврале 1549 г. Он состоял из Боярской думы, Освященного собора, представителей различных слоев феодалов. Созыв Земского собора стал важным шагом в развитии России на пути сословно-представительной монархии. Сохранились данные о том, что Соборы созывались в 1575, 1576, 1580, 1584 гг., однако регулярно действующим органом в XVI в. они так и не стали.

Сословно-представительные учреждения на местах оказались более  жизнеспособными. К этим органам  относились введенные губной (от слова «губа» — округ) реформой Елены Глинской должности губных старост, выбираемых дворянами в уездах, городовых приказчиков, выбираемых в городах. В черносошных волостях и городах избирались земские старосты из числа крестьян и посадских людей.

В жизни крестьян исключительную роль играла община, функции которой на протяжении столетий расширялись, включая  и регулирование землепользования, и использование различных угодий, разверстку и сбор налогов. Община в XVI в. имела свою, пусть очень ограниченную, юрисдикцию, управляясь с помощью разветвленной системы выборных должностей, и имела несколько уровней. Община часто противостояла феодалам и представителям государственной власти, отстаивая интересы своих членов (причем далеко не всегда безуспешно) с помощью обычного права, суда и челобитных.

В русском городе, возникшем как  центр феодального властвования, но со временем превратившемся в центр ремесла и торговли, очень большое значение имели низовые формы сословных организаций городских посадских людей. Деятельность выборных в общине и  на посаде строго  контролировалась рядовыми членами. Демократические традиции этих сословных организаций оказались очень жизнестойкими. Государство всегда было вынуждено считаться с этим сословным демократизмом, временами приспосабливаясь к нему, временами — используя его для своих целей или опираясь на него.

В русле централизации находится и новый Судебник, который был принят в 1550г. Он базировался на Судебнике 1497 г., но включал в себя более упорядоченные статьи о правилах перехода крестьян, ограничил права наместников, ужесточил наказания за «разбой», вводил статьи о наказании за взяточничество.

2.Социально-экономическое развитие.

Территория Московского государства к концу 10-х годов XVI в. составляла около 2,8 млн. км, население —6,5 млн. человек. Плотность населения в среднем 2,3 человека на 1 кв. км, что, конечно, не стимулировало ускоренного развития земледелия. На Руси XVI в. оставались и широко использовались возможности внутренней, а с присоединением новых земель и внешней колонизации.

В XVI в. налогом облагается земля, а  не крестьянин, поэтому взрослые сыновья  и племянники имели право уходить на новые земли. Большую роль в колонизации играют монастыри. Хозяйство сохраняет натуральный характер, однако появляются районы, специализирующиеся на определенных культурах, в Замосковском крае, например, развивается пашенное земледелие и продуктивное скотоводство, в районах Поволжья скотоводство.

 Большое развитие получают  промыслы, развиваются ремесла, идет  их специализация. (Только в обработке  металла было более двадцати  специальностей.) На базе болотных  руд растут центры железоделательного производства (Устюжна Железопольская, Тула). Растет число торговых сел (прежде всего в Новгородской земле), но центром торговли остаются города, в которых проживало всего около 2% населения. И если в Москве жило около 100 тыс. человек, то в Новгороде около — 30 тыс., а многие города в XVI в. не насчитывали и 500 посадских дворов.

При великом князе Василии Ивановиче  в Москве и ряде других городов России развернулось каменное строительство. В этих целях великий князь широко привлекает иностранцев. Привлекались иностранцы и для пушкарного дела. Своим военным победам первой трети XVI в. московские войска часто были обязаны артиллерии.

Опричнина и Ливонская война  сказались на Руси тяжелыми последствиями: разоренные деревни и города, разбегающиеся крестьяне.

 Застойные явления, появившиеся  в экономике страны в 60-х  годах, усугубились свирепствовавшим  в начале 70-х годов "моровым  поветрием" —эпидемией чумы, неурожаями  и вылились в экономический  кризис. В некоторых центральных  районах 9/10 земель было запущено. Оставшиеся в живых крестьяне уходили в Поволжье, Приуралье, на юг, а с середины 80-х годов и в Сибирь.

В поисках выхода из кризиса в 1581/1582 г. правительство вводит "заповедные годы", в течение которых крестьянам запрещалось переселение. В конце XVI в. крестьянам вообще было запрещено уходить от помещиков. Выход из кризиса сдерживался тем, что при сокращении размеров обрабатываемых крестьянами земель величина налогов сохранялась.

Вызванная ростом денежных налогов  товаризация крестьянского хозяйства не вела к созданию рынка, а случаи сдачи феодалами земли в аренду крестьянам распространения не получили. Хозяйственный подъем наметился в 90-х годах XVI в., но экстенсивный характер сельского хозяйства делал это хозяйство крайне уязвимым, так как двух-трех неурожайных лет было достаточно, чтобы поставить его на грань катастрофы.

Информация о работе Становление и развитие социально-политической системы Российского государства.