Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 11:23, реферат
Московское государство существовало с середины XV до конца XVII века. Значительный период в истории России начинается с момента вступления Ивана III на великокняжеский престол в 1462 г. и продолжается до 1613 года - времени появления новой династии.
Ярким проявлением повышения авторитета государя Московского явилось торжественное венчание Ивана IV на царство в 1547 году. За этим событием последовали важнейшие реформы органов государственного управления, судебной системы, армии, церкви.
Становление российского самодержавия в XVI веке сопровождалось его успехами в области централизации государства и активизацией внешней политики.
Обеспечению роста международного авторитета Московского государства способствовало также значительное расширение его территории за счет успешных завоевательных походов и колонизации новых земель на востоке.
1. Предпосылки и этапы объединения русских земель вокруг Москвы
2. Русское централизованное государство
2.1. Особенности формирования
2.2. Развитие аппарата управления
2.3. Значение
3. Система подданства
4. Становление самодержавия, как формы государственного устройства
5. Иван IV
5.1. Судебник 1550 года
5.2. Военная реформа
5.3. Избранная рада
6. Великорусское государство в середине XVI века
7. Опричнина
7.1. причины
7.2. сущность
7.3. последствия
8. Заключение
План:
После ослабления власти Киева и постоянных междоусобных войн, Русь отчаянно нуждалась в объединении. Только целостное государство могло противостоять захватчикам и сбросить, наконец, татаро-монгольское иго. Особенностью объединения Руси было то, что не было одного четкого центра власти, политические силы были разбросаны по всей территории Руси.
В начале 13 века существовало несколько городов, которые могли бы стать новой столицей. Центрами объединения Руси могли быть Москва, Тверь и Переяславль. Именно эти города обладали всеми необходимыми качествами для новой столицы:
В целом, все три города имели примерно равные шансы, однако умелое правление Московских князей привело к тому, что именно Москва захватила власть и постепенно стала укреплять свое политическое влияние. В результате, именно вокруг Московского княжества стало образовываться новое централизованное государство.
1-й этап - конец XIII- начало XIV веков (Возвышение Москвы):
В этот период происходило: перемещение экономического центра на северо-восток; усиление Московского и Тверского княжеств, борьба между ними; рост территории Московского княжества, его победа над Тверью. Начало объединения земель при князьях Данииле Александровиче и Иване Калите.
2-й этап - вторая половина XIV - начало XV веков (Москва-центр борьбы с монголо-татарами):
Разгром Москвой в 60-70-е годы ее основных соперников и переход от утверждения политического главенства к государственному объединению русских земель вокруг Москвы. Организация Москвой общенародной борьбы за свержение Ордынского ига. Укрепление роли Москвы как центра борьбы с монголо-татарскими завоевателями. Куликовская битва 1380 г.;
8 сентября 1380 г. у впадения речки Непрядвы в Дон состоялась Куликовская битва. Дмитрий Иванович и воеводы проявили военный талант, русское войско - несгибаемую храбрость. Татарское войско было разгромлено.
Монголо - татарское иго сброшено не было, но значение Куликовской битвы в русской истории огромно:
Современники назвали Куликовскую битву "Мамаевым побоищем", а Дмитрий Иванович во времена Ивана Грозного получил почетное прозвище "Донской
3-й этап - вторая четверть XV века- начало XVI веков (Завершение образование Русского централизованного государства ):
феодальная война за власть в Москве; поражение коалиции удельных князей, пытавшихся отстоять независимость своих княжеств. Василий II Темный. Подчинение Новгорода Москве; завершение объединения земель вокруг Москвы. Свержение монголо-татарского ига в 1480 г.
2. Русское централизованное
2.1.Особенности образования Русского централизованного государства:
Князья в присоединенных землях становились боярами московского государя («обояривание князей»). Эти княжества теперь назывались уездами, управлялись наместниками из Москвы. Наместники назывались боярами-кормленщиками, т.к. за управление уездами получали корм-часть налога, величина которого определялась прежней платой за службу в войсках. Местничество-это право на занятие той или иной должности в государстве в зависимости от знатности и служебного положения предков, их заслуг перед Московским великим князем.
Начал складываться централизованный аппарат управления.
2.2.Развитие аппарата управления
После завершения процесса политического объединения русских земель произошли изменения в государственном аппарате. Аппарат управления в русских княжествах до их объединения отличался чертами, характерными для периода феодальной раздробленности. При князе состоял совет из бояр (боярская дума). Видную роль в княжеском совете играли тысяцкий (предводитель городского ополчения), окольничий (соответствующий позднейшему церемониймейстеру) и казначей (хранитель княжеской казны). Во главе княжеского дворцового хозяйства стоял дворецкий. В города и волости посылались для управления (обычно сроком на год) наместники и волостели из бояр и «вольных слуг». Они получали право на поборы с населения, являясь, по терминологии того времени, кормленщиками. В системе дворцовых учреждений и кормлений не было чёткого разграничения функций государственного аппарата феодального княжества и хозяйственно-административного аппарата княжеских дворцовых владений. Зависимое население частновладельческих феодальных земель находилось под вотчинной властью феодала, который обычно обладал иммунитетными правами. Владения такого феодала освобождались (полностью или частично) от суда княжеских наместников и волостелей и от уплаты государственных платежей и повинностей.
Политическое объединение
русских земель сопровождалось централизацией
государственного управления. Формой
централизованного государства на Руси
была феодальная монархия. В 80-х годах XV в. политические права удельных
князей московского дома были сильно урезаны,
а сами они низведены на положение служилых
вотчинников.
С усложнением функций Русского единого государства боярская дума приобрела характер постоянного учреждения, возникли особые органы управления, развившиеся в приказы. Иммунитетные привилегии феодалов-вотчинников урезывались. Они лишались права суда по наиболее важным делам — об убийстве, разбое и т. д. Суд по этим делам передавался княжеским наместникам, за деятельностью которых усиливался контроль со стороны великокняжеской власти.
Централизованный государственный аппарат был поставлен на службу господствующему классу, предоставляя ему средства для подчинения крестьян и укрепляя его экономическую власть над зависимым населением.
2.3. Значение образования Русского централизованного государства
Созданное в конце XV в. Русское централизованное государство было многонациональным. Несмотря на классовый характер политики великокняжеской власти, в результате включения в состав единого централизованного государства ряда нерусских народностей создавались условия для роста связей этих народностей с русским народом, для взаимодействия их экономики и культуры с более высокой по своему уровню экономикой и культурой России. В то же время в составе Русского централизованного государства, аппарат которого был поставлен на службу интересам господствующего класса феодалов, нерусские народности оказались оттеснёнными на задний план. Естественно, что антифеодальные движения нерусского трудового крестьянства, вызванные эксплуатацией со стороны русских и местных феодалов и национальным гнётом со стороны великокняжеской власти, постепенно сливаясь с выступлениями русского народа против феодально-крепостнического гнёта, носили часто также характер борьбы против чужеземного ига.
Отличительной чертой российского централизованного государства является особая организация власти (её идеологизация, тенденция к самодержавию).
Процесс превращения княжеской власти в самодержавную нельзя понять без анализа проблемы перехода от вассалитета к отношениям подданства.
Возникает вопрос: « Когда и под влиянием каких причин возобладало подданство?»
Изменения стали происходить в XIII в. под влиянием монголо-татарского ига. Уже первый акт ордынской власти– назначение Ярослава Всеволодовича великим князем (1243 г.) – означал перелом в политических отношениях Руси: впервые права великого князя были дарованы ханом. Положение русских князей под властью Орды были близко к вассальному, но формы, в которых проявлялась зависимость, были значительно более суровы и уже напоминали подданство. Важна и политика ордынских ханов, которые переносили на Русь отношения жёсткого подчинения, характерные для Монгольской империи.
Другой существенной причиной была гибель в ходе ордынского нашествия основной массы дружинников. Например, среди основных родов московского боярства нет ни одной фамилии (за исключением Рюриковичей, Гедиминовичей и выходце из Новгорода), предки которых были бы известны до Батыева нашествия. Внезапная (причём почти полная) смена состава дружинников привела под власть князей Северо-Восточной Руси сразу большое количество новых людей, вышедших из непривилегированных слоев населения, привыкших к повиновению и готовых быть слугами, а не боевыми товарищами князей.
Дальнейший ход политического объединения русских земель и централизация государства окончательно утвердили власть великого князя как государя и привели к постепенному превращению всех его подданных в холопов.
Конечно, Батыево нашествие
и ордынское иго не
Предпосылками становления самодержавия стало усиление власти московских князей (принявших в 1478 г. титул “государей Всея Руси”) и ликвидация феодальной раздробленности. При Иване III утвердилась воспринятая из Византии концепция богоизбранности власти. В нач. XVI в. были созданы идеологические предпосылки для утверждения исторической преемственности между Москвой, Константинополем и Римом (концепция “Москва – третий Рим” в послании монаха Филофея Василию III, легенда о регалиях Мономаха и претензия на происхождение от римского императора Августа в “Сказании о великих князьях Владимирских”). Этот процесс получил логическое завершение в принятии царского титула Иваном IV в 1547 г.
Первые годы правления Ивана IV прошли в сотрудничестве с группой советников во главе с протопопом Сильвестром и окольничьим А.Ф. Адашевым (которую князь А.М. Курбский назвал «избранной радой») и ознаменовались рядом преобразований (созыв первого земского собора, издание “Судебника 1550 г.”, привлечение к управлению на местах представителей земства). С распадом «избранной рады» в нач. 1560-х гг. Иван IV отошел от реформ и учредил «опричнину» – удел с особой («опричной») администрацией, находившийся исключительно в ведении царя; другая часть государства, называвшаяся «земщиной», подчинялась Боярской думе. Развитие опричного режима (1565–1572) сопровождалось масштабным террором, в ходе которого пострадали многие видные политические деятели. Наиболее известным актом опричнины являлся разгром Новгорода по подозрению в измене в 1570.
Трёхлетний Иван IV Васильевич формально вступил на великокняжеский престол после смерти отца в декабре 1533 г. Созданный Василием III опекунский совет (во главе с Михаилом Львовичем Глинским) должен был не допустить ослабления власти и управлять страной до достижения Иваном совершеннолетия (15 лет). В 1533 г. начался непродолжительный период регентства матери Ивана великой княгини Елены Глинской. После смерти великой княгини фактически власть перешла в руки семибоярщины. По сути, произошел своеобразный государственный переворот, в результате которого устанавливается боярское правление, которое сопровождалось многочисленными опалами, конфискациями, казнями. Старшим среди опекунов стал Василий Шуйский. Между боярскими кланами Вольских и Шуйских началась борьба за усиление своего влияния на малолетнего князя. Противоречивая внутренняя политика в годы боярского правления привела к ослаблению государства
Информация о работе Становление и развтие социально-политической системы Российского государства