Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 22:19, реферат
Войти в XXI век образованным человеком можно, только хорошо владея информационными технологиями. Ведь деятельность людей все в большей степени зависит от их информированности, способности эффективно использовать информацию. Для свободной ориентации в информационных потоках современный специалист любого профиля должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других средств связи. Об информации начинают говорить как о стратегическом курсе общества, как о ресурсе, определяющем уровень развития государства. Информатизация обеспечит переход общества от индустриального типа развития к информационному.
Введение…………………………………………………………………………………………2
Роль и значение информационных революций…………………………………3
Формирование информационной среды общества……………………………4
Понятие информационного общества………………………………………………5
Человек в новом обществе………………………………………………………………6
Проблемы информационного общества……………………………………………7
Заключение…………………………………………………………………………………….8
Список литературы………………………………………………………………………….9
Человек в новом обществе
Представления авторов
концепции “информационного общества”
о жизни человека в новом социуме
являются слегка сказочными и утопичными.
Таковы идиллические мечтания и воздушные
замки Дж. Мартина и некоторых
других, не процитированных здесь
авторов. Они руководствуются идеей
о том, что можно сделать человека
счастливым, решив все его материальные
проблемы, избавив от работы и обеспечив
продолжительный досуг. Как уже
неоднократно было доказано, это совершенно
неверная точка зрения. Любопытно
будет рассмотреть бытие
Дом и семья. Распад классической “нуклеарной” семья как “ячейки общества” на сегодня стал реальностью. Единство формы семьи заменяется на многообразие видов брака и совместного проживания. Естественность этой тенденции очевидна, и, согласно данным статистики, в США уже сегодня иные формы брака численно превышают количество “нуклеарных” семей. Что же касается возникновения “электронного коттеджа”, то здесь я не согласен с Тоффлером. Книга была написана в 70-х годах, когда ставилась цель избавления от бумажно-канцелярского труда, с каковой целью работа переносилась на компьютер и отдавалась на дом. Сейчас можно с уверенностью утверждать, что за 20 истекших лет этот процесс должен был прийти к логическому завершению. И тот факт, что этого не произошло, подтверждает идею о необходимости личного контакта людей для выполнения большинства видов творческой, а иногда и нетворческой работы.
Дети и образование. Очевидно, что в настоящее время образование претерпевает огромные изменения, прежде всего, в плане специализации, диверсификации и индивидуализации. Утопические идеи обучения по телевизору остались нереализованными в силу малой практического эффекта данного способа.
Политическая, социальная
и общественная жизнь. В этой сфере
я полностью согласен с идеями
респондентного телевидения и реализации
свободы слова через создание
собственных информационных банков.
Несмотря на некоторую утопичность
попыток построения “настоящей”
демократии, подобные технические нововведения
служили бы как минимум надежной
защитой против попыток тоталитарного
возрождения.
Проблемы информационного общества
Многие авторы пытаются слить воедино три вида проблем: трудности настоящего момента, трудности перехода к новому обществу и собственно проблемы нового общества. Рассмотрим эти группы несколько подробнее.
Проблемы современного
мира широко известны: экология, локальные
войны, экономическая пропасть между
Западом и странами “третьего
мира” и т.д.. Иного рода проблемы
поджидают нас при переходе к
“информационному обществу” - такому,
как его идеализированно
Что же касается проблем
“информационного общества”, то здесь
несколько глобальных являются причиной
более мелких. Первая из них - принципиальная
неопределенность сущности информации,
как материальной, так и с философской
точки зрения. Другая - взаимодействие
техники и природы -является ли первая
продолжением второй или ее антиподом.
Наконец, третья - взаимоотношения техники,
информации и человека - должен ли человек
приспосабливаться к бурно
На сегодняшний день во всех ведущих странах, использующих информационные технологии в национальных интересах, разрабатываются и действуют государственные программы по вхождению в глобальное информационное общество. Эти программы, содержат ответы на три основополагающих вопроса:
1) цель создания
в стране информационного
2) определение средств
и путей достижения этой цели,
направленных на расширение
3) распределение политических,
экономических, финансовых и
В России наблюдается
бурное развитие телекоммуникационных
сетей, Интернет, мобильной связи. Внедряются
новые информационные технологии, развивается
компьютерная пресса, открываются и
новые сайты, многочисленные компании.
Заключение
Рассмотрим прогнозируемый учеными характер изменений социальной структуры под влиянием информатизации по указанным выше направлениям:
Количество социальных групп будет расти, что приведет, естественно, к уменьшению их среднего размера. Современные информационные технологии предоставляют реальную возможность более точного, оперативного учета интересов людей.
Качественные параметры социальных групп будут улучшаться по таким параметрам как уровень образования, интеллектуальности и др.
Новые процентные соотношения между социальными группами, выделяемыми в обществе по различным критериям, будут, вероятно, выглядеть следующим образом:
1) возрастет доля
людей, занятых
2) увеличится количество
работоспособных людей. Люди
Пирамидальная социально-экономическая
структура все больше и больше
будет уступать место сетеобразной
(мозаичной) структуре. Структура сети
точнее соответствует новой
Американские исследователи отмечают, что “конвергенция меняющихся общественных и личных ценностей с новой техникой и энергоэкономическими нуждами делает становление мозаичного общества по существу неизбежным”..
Для преодоления опасности возникновения общества потребления необходимо:
- систематически
в масштабах государства
- формировать общественное
мнение о необходимости
- создавать
гибкую, совершенную систему
Список
литературы
1. Блюменау
Д.И. Информация и
2. Информационные ресурсы России. - М.:Росинформресурс,1996
3. Ракитов
А.И. Философия компьютерной
4. Тоффлер О. Третья волна. В жур.: США - экономика, политика, идеология. №7-11 за 1982 год.
5. Философский словарь. М.: Политиздат, 1987.
6. Урсул
А.Д. Информатизация общества. - М.:1990.