Становление образования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 11:18, доклад

Описание работы

Система образования в начале XIX века.
Домашнее образование.
Гувернантка - домашний наставник - репетитор.
Школа, просвещение и печать в 60-90-е годы XIX века.
Образование и просвещение в XX века.

Файлы: 1 файл

История становления образования в России.docx

— 21.82 Кб (Скачать файл)

Система образования

В начале XIX века эта система подверглась коренной перестройке.

Программа средней школы была расширена и усложнена, а обучение продлено до 7 лет (последовательно в четырёх видах учебных заведений - приходской школе, уездном и главном и главном училищах и гимназии). К общеобразовательным можно отнести созданные во второй половине века миссионерские школы для детей нерусских народов Поволжья (татар, чувашей и др.), где готовили переводчиков, учителей и низшее православное духовенство. Основной формой обучения населения продолжали оставаться школы грамоты. Для дворянских детей была создана сеть закрытых учебных заведений.Они пользовались наибольшей финансовой поддержкой правительства. Для сравнения: один Смольный институт получал 100 тыс. рублей в год, в то время как все народные школы целой губернии - всего 10 тыс. рублей, причём, часть этих денег предназначалась на нужды больниц, богаделен и т.п. Появились профессионально-художественные училища закрытого типа, в которые не принимали детей крепостных крестьян. К концу XVIII века в стране было 550 учебных заведений с числом учащихся около 60-70 тыс.

Хотя создание системы народных училищ и других общеобразовательных школ явилось важным вкладом в становление русской светской школы, но провозглашённая «всесословной», она на деле оставалась придатком сословной системы образования. Эта ситуация отражала отношение властей к распространению знаний среди низших сословий. « Черни не должно давать образование, - писала Екатерина московскому генерал-губернатору П.С. Салтыкову, - поскольку она будет знать столько же, сколько вы да я, то не станет повиноваться нам в той мере, в какой повинуется теперь». Эта ситуация не менялась до начала XX века.

Значительные успехи были достигнуты в области высшего образования. В начале XIX в. было образовано 5. Возросшее число школ сделало актуальной проблему подготовки учителей, которых катастрофически не хватало (на каждое уездное училище, например, приходилось в среднем по 2 учителя, преподававших по 7-8 предметов каждый). Петербургское главное народное училище для подготовки учителей народных училищ, открытое в 1782 году, было преобразовано в Педагогический институт. Педагогические институты были созданы при всех университетах.

Домашнее образование

Если определять эффективность образовательной системы количеством ярких воспитанников, то лучше всего в России себя зарекомендовала как раз система домашнего обучения и воспитания. Каждая семья создавала свою образовательную конструкцию в результате творческого общения родителей, преподавателей и ребёнка.

Гувернантка - домашний наставник - репетитор

Триада, составившая систему домашнего обучения и воспитания.

Гувернантку-иностранку обычно приглашали к ребёнку 5-6 (иногда 3-4) лет и поселяли рядом с детской. Дабы привить ребёнку хорошие манеры, гувернантка ела вместе с ребёнком, гуляла, играла с ним. И занималась с ним на иностранном языке. Родному языку до поры до времени учились без программ и педагогов. К 10-12 годам ребёнок получал возможность читать на двух-трёх языках книги из домашней библиотеки.

Наступает пора приглашать домашнего наставника. Вот где начиналось настоящее педагогическое творчество родителей. Они предоставляли рекомендательные письма, предшествующий опыт работы, а знание иностранного языка подтверждалось иностранным происхождением. А где готовили в домашние наставники? Нигде! Кого же приглашали в наставники? Да кого угодно, в меру прозорливости и изобретательности родителей.

Если с гувернанткой ребёнок осваивал дом, то с домашним наставником он осваивал мир. Домашний наставник был для ребёнка другом, покровителем, компаньоном во время путешествий, партнёром для игр, объектом для подражания, положительным примером. То есть всем. Он мог быть чудаком, но не мог не быть личностью, а отсутствие диплома педагога никого не смущало.

Помимо постоянно живущего в доме наставника родители часто приглашали и приходящих учителей. По окончании урока учителю выдавался билет, который служил потом документом для оплаты. Среди приходящих учителей преобладали русские люди - студенты, вынужденные давать уроки для оплаты своего обучения, семинаристы. Они часто были выходцами из образованных семей и обладали более глубокими знаниями, нежели многие из их иностранных коллег. Но в числе дающих платные уроки не стеснялись состоять и известные люди.

При этом ребёнок мог одновременно и гимназию посещать, но это вовсе не значит, что родители отказывались от домашнего наставника и репетиторов.

Школа, просвещение и печать в 60-90-е годы XIX века

Падение крепостного права и либеральные реформы образования вызвали серьёзные сдвиги в народном просвещении. В 1860-90-е годы заметно вырос уровень грамотности населения (в среднем в 3 раза), в городе больше, чем в деревне (в 2,5 раза ). Хотя высшее и среднее образование имели чуть более 1% населения. Таким образом, общий уровень образованности в России до второй половины XIX в. определяла начальная школа.

В 60-е годы правительство провело реформы в сфере просвещения. «Положение о начальных народных училищах» 1864г. допускалось, в частности, открытие начальных школ общественными организациями (органами городского самоуправления и земствами на селе). Это позволило широкому общественному движению за создание народных школ претворять в жизнь передовые педагогические идеи К. Д. Ушинского и его учеников. Под влиянием общественности начальное образование получило значительный импульс к дальнейшему развитию. Наряду с церковно-приходскими школами (учителей для которых готовили церковно-учительские школы, находившиеся в ведении Синода), начали действовать земские трёхгодичные школы (в это время наиболее распространённый тип начальной школы), преподавали в которых представители земской интеллигенции, как правило, истинные подвижники, носители демократической культуры. Обучение в них было поставлено лучше: кроме обычных для церковно-приходской школы предметов - письма, чтения, четырёх правил арифметики и закона божьего, здесь изучались география, природоведение, история.

Среднее образование, одновременно с гуманитарными классическими гимназиями, давали училища - с 1864 года реальные  и с 1873 года коммерческие (где изучались - бухгалтерия, товароведение и др.). В период реформ открылись женские гимназии, которых к 90-м годам насчитывалось около 200; для дочерей православного духовенства действовало около 60 епархиальных училищ. В период контрреформ знаменитый циркуляр «О кухаркиных детях» 1887 года закрыл доступ к образованию неимущим слоям.

В пред-реформенную эпоху качественные изменения наметились в высшем образовании. В Одессе и Томске были открыты новые университеты. Либеральный университетский устав 1863 г., предоставивший этим учебным заведениям автономию, привёл не только к росту числа студентов, но и к демократизации их состава, правда, неравномерно. В университетах страны стали сосредоточиваться лучшие научные кадры (А.М. Бутлеров, Д.И. Менделеев, К.А. Тимирязев и др.), оживилась научная работа, и повысился образовательный уровень выпускников. Появились первые ростки высшего женского образования - высшие женские курсы, готовившие врачей и учителей.

Понимая недостатки существовавшей системы образования, представители передовой общественности способствовали становлению в России внешкольного образования: с 1859 года начали работать бесплатные воскресные школы, программа которых была шире, чем в казённых школах, и включала знакомство с основами физики, химии, естественной истории и др. Правительство также в ряде случаев выступало инициатором внешкольного образования. Так, начиная с 1871 года, проводились вызывавшие широкий интерес народные чтения, в которых преобладала историческая, военная и религиозно-нравственная тематика.

В 70-90-е годы почти втрое возросло число периодических изданий на русском языке (до 1 тысячи наименований в 1900г.). Окончательно оформился тип «толстого» журнала, публиковавшего литературно-художественные, публицистические, критические, научные материалы и имевшего значительное влияние на общественно-культурную жизнь («Современник», «Русское слово», «Вестник Европы»). Издание книг росло ещё стремительнее. Всё это было возможно, так как полиграфическая база в России за три пореформенных десятилетия выросла более чем в три раза. Среди издателей ведущее место занимали частные фирмы М. О. Вольфа, Ф. Ф. Павленкова, И. Д. Сытина, выпускавшие учебную, научно-популярную, художественную литературу, в том числе дешёвые издания русской классики. Количество книжных лавок увеличилось в 6 раз. В городах и сёлах росло число библиотек и читателей, открывавшихся общественными учреждениями и органами местного управления. В 1862 году была открыта первая Публичная библиотека в Москве (сейчас Российская Государственная Библиотека). Главная роль в развитии культурно-просветительных учреждений принадлежала интеллигенции, в том числе земской.

Образование и просвещение в XX века

Система образования в России рубежа XIX-XX веков по-прежнему включала три ступени: начальную, среднюю и высшую школы.

В значительной мере развитие народного образования было связано с деятельностью демократической общественности. Политика властей в этой области не представляется последовательной.

Растущая потребность в специалистах способствовала развитию высшего, в особенности технического, образования. Количество студентов многих университетов заметно. Получили распространение частные высшие учебные заведения. В университет принимались лица обоего пола независимо от национальной принадлежности и политических взглядов.

Одновременно с воскресными школами стали действовать новые типы культурно-просветительских учреждений: для взрослых - рабочие курсы, просветительские рабочие общества и народные дома - своеобразные клубы с библиотекой, актовым залом, чайной и торговой лавкой.

Большое влияние на просвещение оказало развитие периодической печати и книгоиздательства. По количеству издаваемых книг Россия занимала третье место в мире (после Германии и Японии).

 


Информация о работе Становление образования в России