Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 20:44, реферат
Описание работы
Актуальность темы. Время Ивана Грозного давно привлекает к себе внимание ученых и беллетристов необычным в русской истории драматизмом положений и яркостью характеров. В эпохе Грозного много содержания: бурное детство и юность великого князя; период светлых реформ и счастливых войн на востоке; ссора с советниками и опалы на них; опричнина, которая была, в сущности, глубоким государственным переворотом; сложный общественный кризис, приведший к опустению государственного.
Содержание работы
Введение 1. Тенденции социально-экономического и политического развития России в I половине XVI века 1.1 Социально-экономическое развитие 1.2 Эволюция политического строя 2. Внутренняя политика Ивана Грозного 2.1 Реформы Избранной рады: причины, содержание, итоги 2.2 Опричнина Ивана IV, ее последствия Заключение Список использованных источников литературы
После смерти в декабре 1533 г.
Василия III правительницей государства
при малолетнем Иване стала Е. Глинская,
а фактически - её дядя М. Глинский. Вскоре
он был отстранен от власти фаворитом
великой княгини И.Ф. Овчиной - Телепневым
- Оболенским. Время правления Елены Глинской
отмечено укреплением центральной власти.
Так, уже в декабре 1533 г. был арестован,
а умер в заточении удельный князь Юрий
Дмитровский, в 1537 г. было успешно подавлено
выступление князя Андрея Старицкого,
а сам он брошен в тюрьму. В эти же годы
с целью укрепления обороноспособности
велось строительство крепостей и (в том
числе каменных стен вокруг Китай-города
в Москве). В 1535 г. была проведена денежная
реформа, устранившая разнобой между московской
и новгородской чеканкой. Все это вызвало
раздражение у знатного боярства. В 1538
г. великая княгиня скоропостижно скончалась
(возможно, она была отравлена), а вскоре
после этого был захвачен и уморен в тюрьме
голодом князь Овчина - Телепнев. Вслед
за этим наступил десятилетний период
ожесточенной борьбы за власть между придворными
боярско-княжескими группировками, которые
возглавляли князья Шуйские (потомки князей
суздальских), Бельские и Глинские (дядья
великого князя). Нестабильность верховной
власти в стране порождала всевластие
и произвол феодалов на местах, сопровождающиеся
ростом народного недовольства и открытыми
выступлениями в ряде городов. Все это
подготовило крупный бунт населения Москвы
в июне 1547 г., причиной которого послужил
грандиозный пожар, истребивший значительную
часть города. В ходе этого бунта, подавленного
правительством, был растерзан один из
дядьев царя -- Ю.В. Глинский, а дома других
-- разграблены. Этот народный бунт запомнился
юному Ивану IV.
В целях укрепления центральной
власти 16 января 1547 г. по задуманному митрополитом
Макарием ритуалу 17-летний великий князь
Иван принял царский титул и формально
был приравнен к западноевропейским императорам.
Тем самым подчеркивалась неограниченность
власти монарха внутри государства. В
феврале 1547 г. также по инициативе митрополита
был созван церковный собор, канонизировавший
большое число местных святых, что идеологически
подчеркивало превращение страны в единую
Российскую державу.
2. Внутренняя политика
Ивана Грозного
2.1 Реформы Избранной
рады: причины, содержание, итоги
Отражением преображений при
дворе Ивана IV стало образование в 1549г.
нового правительства, получившего название
Избранная Рада. В нее входили: князья
Д. Курляжев, А. Курбский, М. Воротынский,
Н. Одоевский, А. Серебряный, А. Горбатый
- Шуйский, бояре Шереметевы. Важную роль
играл митрополит Макарий и дьяк Посольского
приказа И. Висковатый. Лидерами Рады стали
священник Благовещенского собора Кремля
Сильвестр и Алексей Адашев. Умный и честный,
Адашев приобрел большое влияние на царя.
Иван делает Адашева сокольничим, а затем
постельничим, хранителем личного архива
и государственной печати.
Избранная Рада не являлась
официальным государственным учреждением,
но в течение 13 лет управляла от имени
царя, стремясь к проведению основательных
структурных реформ, направленных на образование
сословно - представительной монархии.
Великий князь "всея Руси" (с 1533 г.),
первый русский царь (1547г.) правил с участием
Избранной рады. При нем начался созыв
Земских соборов, составлен судебник,
начались реформы.
Реформы 50-х гг. XVI века
Началом реформ стал созыв первого
Земского собора (1549г.). Туда входили Боярская
дума, состоявшая из бояр и удельных князей,
и Освященный собор, состоявший из представителей
церкви, а также избранные представители
дворянства и посадских людей, призванные
доносить мнение своих выборщиков до государя.
На земском сборе обсуждались вопросы
внешней политики, финансов, выслушивались
жалобы. Собор принял решение о создании
на смену устаревшему Судебнику 1497г. нового
и сформировал программу реформ. Важной
реформой с целью централизации церкви
было создание единого церковного календаря,
в 1550г. была завершена новая редакция Судебника
1497г., который больше не соответствовал
требованиям централизованной монархии.
Реформа центральных органов
государственного управления
В результате этой реформы была
создана новая система центральных органов
управления - приказы, специализированные
по роду деятельности. К середине XVI в.
в России действовало около 20 приказов.
А.Адашев возглавил Челобитный приказ,
разбиравший жалобы и осуществлявший
высший контроль. Адашев руководил и финансовой
политикой страны, был успешным дипломатом.
М. Висковатый - Посольский приказ, который
руководил внешней политикой, отправлял
посольства за границу, принимал иностранных
послов, вел переговоры с иноземцами и
подготавливал документы. Большой приказ
ведал финансами, Поместный - ведал земельным
фондом и распределял земли за службу,
вел учет всех земельных преобразований,
занимался переписью населения и сыском
беглых крестьян. Разрядный приказ - отвечал
за организацию дворянского ополчения.
Разбойный приказ - занимался сыском и
уголовными делами.
Каждый приказ возглавлял знатный
боярин, которому подчинялись дьяки и
подьячие. Приказы ведали сбором налогов
и судами. Впоследствии, с усилением специализации
государственной службы, увеличивалось
и число приказов (в XVI в. их было уже 50).
Реформа законодательных норм
Реформа законодательных норм
привела к созданию Судебника 1550г., который
подтвердил право перехода крестьян от
одного хозяина к другому только один
раз в году, за неделю до и неделю после
Юрьева дня (26 ноября по старому стилю)
и увеличил плату за " пожилое". Впервые
устанавливалась ответственность за взятничество.
Общая тенденция к централизации страны
привела к видоизменениям в системе налогообложения,
что также было закреплено юридически
в Судебнике 1550г. Отныне население несло
натуральные и денежные повинности - тягло.
Размер тягла рассчитывался из единой
единицы налогового обложения - сохи. В
зависимости от плодородия почвы, социального
положения соха могла составлять от 400
до 600 га земли.
Реформа системы местного управления
В 1556г. была отменена система
кормлений. Служилые люди стали получать
вознаграждения в виде помощи, которую
выделял централизованный фонд.
По губной реформе властные
и судебные функции возлагались на губных
старост, избиравшихся из местных дворян,
в черносошных городах - на земских старост,
которые избирались крестьянами и горожанами.
Губным и земским старостам помогали целовальники,
губные и земские дьячки (секретари).
Эта реформа обеспечила приток
дополнительных средств козну, укрепила
положение дворянства в административном
аппарате на местах.
Военная реформа
В военном деле анархизм местнических
порядков ощущался особенно остро. Назначения
на высшие воеводские посты по принципу
"породы" и знатности приводили на
поле брани подчас к катастрофическим
последствиям.
Боярская дума и знать не допустили
отмены местничества, чего требовали дворянские
публицисты. По этой причине " приговоры
" о местничестве носили половинчатый
компромиссный характер. Они запрещали
воеводам вести местнические споры в период
военных действий, а, кроме того, вносили
некоторые перемены в структуру военного
командования. Новые законы позволили
правительству назначать в товарищи главнокомандующему
менее знатных, но зато более храбрых и
опытных воевод, которые отныне ограждались
из местнических претензий всех других
воевод.
В 1550г. из пищальников в Москве
было создано постоянное стрелецкое войско.
У него на вооружении находились пищали
и холодное оружие - мечи и бердыши. Личную
охрану царя обеспечивал специальный
отряд в три тысячи человек. К концу ХVIв.
численность стрелецкого войска достигла
25 тысяч человек. Войско делилось на московские
и городовые приказы. Стрельцы были обязаны
участвовать в боевых действиях, в мирное
время занимались военной подготовкой,
несли караульную службу. За службу стрельцы
наделялись землей или деньгами. Стрелецкое
войско в мирное время не распускалось,
но жили стрельцы не в казармах, а на своих
дворах с семьями. В свободное время им
разрешалось заниматься ремеслом и торговлей.
Постоянное стрелецкое войско стало мощной
боевой силой Московского государства.
Было составлено " Уложение о службе
" - первый военный устав. Устанавливались
две формы прохождения военной службы:
по Отечеству, т.е. по происхождению. По
прибору, т.е. по набору. Вливались в войско
и казаки с Дона. В 1571г. был составлен первый
Устав по организации сторожевой и станичной
службы.
К концу ХVI в. русская армия
превышала 100 тысяч человек. Проведенные
реформы укрепили вооруженные силы страны.
Церковные реформы
Принципиальное совещание царя,
иерархов и аристократии по поводу религиозно
- морального состояния общества, произошло
в 1551г. на Стоглавом соборе. Он был назван
так из-за повестки дня, содержавшей сто
вопросов и разработанной под личным руководством
царя. Эти вопросы отражали изменения
в общественно-политической ситуации
в Русском государстве: одобрены реформы
Избранной Рады; проведены унификация
святых, религиозных обрядов, канонов;
приняты меры по ограничению монастырского
землевладения и установлен царский контроль
над монастырскими владениями.
Реформы имели следующие результаты:
1. Усилилась централизация
и личная власть царя.
2. Стала более четкой
и действенной система центрального
и местного управления.
3. Выросла военная мощь
страны.
4. Произошло дальнейшее
закрепощение русского крестьянства.
Падение Избранной Рады. В 1560г.
Иван Грозный начал менять систему своего
правления. В немилость попали члены Избранной
рады Данило Адашев, брат Алексея Адашева,
и Андрей Курбский. Даже отличившись в
Ливонской войне, они не вернули доверие
царя. Избранная Рада была распущена, а
ее лидер Алексей Адашев отправлен служить
воеводой на Ливонскую войну.
Формальной причиной роспуска
стали разногласия в вопросах внешней
политики Ивана IV, настаивавшего на продолжении
Ливонской войны, А. Адашев считал необходимым
установить мир в Прибалтике и вести наступление
на Крым.
Однако считают некоторые историки,
имелись и более глубокие причины разрыва
отношений между царем и участниками Рады:
Иван IV тяготился опекой Избранной Рады,
был недоволен медленными темпами реформ,
стремился ускорить централизацию и править
единолично. Наряду с некоторыми разногласиями,
которые возникли у Ивана IV со своими советниками,
определяющую роль в этих событиях сыграла
сложная не вполне здоровая натура грозного
царя. Обладая многими талантами, тонко
разбираясь в людях, он в то же время отличался
непомерным властолюбием и жестокостью.
Иван IV решил укрепить самодержавную власть
кровью. Начались самые страшные годы
его правления. Сбросивший груз опеки,
Иван стал преследовать всех, кто ограничивал
его волю. Без суда он казнил родственников
и близких Адашева. Подозреваемых в сочувствии
Адашеву и Сильвестру пытали, казнили
и ссылали.
С падением Рады были свернуты
размеренные и неторопливые реформы. Им
на смену пришли стремительные действия
- опричнина.
2.2 Опричнина
Ивана IV, ее последствия
Главную причину неудач своей
политики Иван IV видел в изменах и мятежах
феодальной знати. Он был уверен в необходимости
сильной самодержавной власти, основным
препятствием к которой были боярско-княжеская
оппозиция и боярские привилегии. В этих
условиях Иван IV пошел на установление
режима террора. В декабре 1564г. царь с семьей
после долгого путешествия по монастырям
остановился в Александровской слободе
(современный г. Александров во Владимирской
области). Он уехал из Москвы, захватив
при этом из Кремля наиболее почитаемые
иконы и религиозные святыни. Из слободы
царь отправил в столицу два послания.
Первое было адресовано митрополиту Александру
и Боярской Думе. В нем Иван IV объявлял,
что он положит гнев свой на богомольцев
своих, архиепископов, епископов и все
духовенство, на бояр, окольничих, дворецкого,
казначея, конюшего, дьяков, детей боярских,
приказных людей. Припоминал злоупотребления,
расхищение казны и убытки причиняли они
государству во время его малолетства.
Жаловался, что бояре и воеводы разобрали
себе, своим родственникам и друзьям государевы
земли, собрали себе великие богатства,
поместья, вотчины. Не радеют о государе
и государстве, притесняют христиан, убегают
со службы, а когда царь, сказано было в
грамоте, захочет своих бояр, дворян, служивых
и приказных людей наказать, архиепископы
и епископы заступаются за виновных. Они
за одно с боярами, дворянами и приказными
людьми покрывают их перед государем.
Поэтому государь от великой жалости не
захочет, более терпеть их изменных дел
и поехал, поселиться там, где его Господь
Бог наставит. Второе письмо предназначалось
посадским людям. Сообщая о решении отказаться
от власти, царь заверял горожан, что к
ним у него нет претензий, в отличие от
изменников бояр. Эти послания настроили
простой народ против знати. Разумеется,
что это был всего лишь политический маневр.
Это был тонко рассчитанный ход: московский
люд тут же потребовал, чтобы бояре уговорили
царя вернуться, угрожая, что иначе сами
их истребят. Умело, играя, на чувствах
своих подданных, Иван IV заставил их несколько
раз униженно просить его вернуться в
Москву. А когда, наконец, согласился, то
поставил свои условия:
1. Предоставить царю право
внесудебной расправы над любыми
- "изменниками";
2. Выделить опричнину - личный
удел царя;
3. Набрать для царя
особое войско из тысячи избранных
бояр и дворян.
В январе 1565г. с введением опричнины
начался передел страны. Территория государства
была разделена на две части: опричные
земли, доходы с которых поступали в государеву
казну и шли на содержание царского двора
и опричного войска и земли, не вошедшие
в опричнину, стали называться земщиной.
Владельцы вотчин в земщине,
попавшие в опалу, теряли свои земли, которые
включались в опричнину и отдавались на
разграбление опричникам.
В опричнину вошли наиболее
плодородные земли с развитым земледелием,
наиболее богатые поморские города и города
с большими посадами, то есть лучшая половина
страны. В этих областях княжеские и боярские
вотчины были конфискованы, прежние их
владельцы были " выведены" в окрестные
районы, где получили земли на основе поместного
права. За Время опричнины было выселено
множество людей. Страдала не только знать,
но и простой люд. Земщина напоминала захваченное
государство, отданное на разграбление
победителям, и должна была выплатить
царю 100 000 рублей на обустройство нового
порядка. Земщиной управлял боярский совет
во главе с Бельским, Мстиславским и другими
боярами, и только в особых случаях земские
обращались к государю.
Иван Грозный оставил Кремль
и переехал в Александровскую слободу.
Здесь выстроили дворец, окруженный валом
и рвом. На подъездах стояла стража, не
пропуская никого без особого разрешения
царя. В слободе жили и царские любимцы:
Басмановы, Вяземский, Скуратов, Грязнов,
здесь находился весь царский двор и правительство.
В России одновременно оказалось два правительства
со всеми службами и приказами и с разной
казной, причем земское правительство
подчинялось опричному.
Вначале опричников было около
1000 человек. Постепенно их число дошло
до 6000,все они наделялись землей и крестьянами
и получали жалование. Из них было сформировано
опричное войско. Каждый опричник приносил
клятву на верность и обязывался доносить
государю обо всем, что услышит о нем дурного,
и не общаться с земскими. Опричникам даже
ставилось в обязанность притеснять земских.
В народе опричников называли "кромешниками",
от значения слова "опричь" - "кроме".
Опричники одевались в черную одежду подобную
монашеской рясе, носились опричники по
городам и селам в поисках поживы. Конные
опричники имели особые знаки отличия,
к седлам прикреплялись мрачные символы
эпохи: метла - чтобы выметать измену и
собачьи головы - чтобы выгрызать измену
"аки собаки ".
Опричное войско было организовано
подобно монашескому ордену. Царь стал
игуменом, Вяземский - келарем, Малюта
Скуратов - пономарем. Александровская
"братия" строго оправляла все богослужения,
трапезничала, слушая, как царь читает
жития святых, соблюдала посты и носила
черные рясы. Но под скромными рясами у
опричников сверкали золотые одежды, между
богослужениями они пытали и мучили опальных,
за трапезой напивались допьяна, а по ночам
распутничали. Царь не уступал своим слугам
в жестокости, лично истязая людей. Вместе
с тем, каясь в грехах, он во время богослужений
набивал себе шишки на лбу и отсылал монастырям
богатые дары на поминовение своих жертв.