Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2015 в 11:53, контрольная работа
Объединение русских земель и образованием Российского государства после многовековой войны русского народа за своё государственное единство и национальную независимость завершилась в конце XV - в начале XVI веков. 1439 год - падение Византийской империи. В 1453 году турецким султаном Мухаммедом был взят Константинополь, и Россия стала единственным самостоятельным могущественным православным государством в мире. В 1547 году по размерам территории Россия стала крупнейшим государством Европы.
Введение
1. Тенденции социально-экономического и политического развития России в I половине XVI века.
2. Внутренняя политика Ивана Грозного:
2.1. Реформы избранной рады: причины, содержание, итоги.
2.2. Опричнина Ивана IV, её последствия.
Заключение.
Список литературы.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Отечественная история»
на тему (вариант): «Становление Российского государства в XVI веке»
Исполнитель:
студент группы:
(Фамилия, имя, отчество студента)
Преподаватель:
(Фамилия, имя, отчество преподавателя)
Екатеринбург 2014г.
Содержание:
Введение
1. Тенденции социально-экономического и политического развития России в I половине XVI века.
2. Внутренняя политика Ивана Грозного:
2.1. Реформы избранной рады: причины, содержание, итоги.
2.2. Опричнина Ивана IV, её последствия.
Заключение.
Список литературы.
Введение
Объединение русских земель и образованием Российского государства после многовековой войны русского народа за своё государственное единство и национальную независимость завершилась в конце XV - в начале XVI веков. 1439 год - падение Византийской империи. В 1453 году турецким султаном Мухаммедом был взят Константинополь, и Россия стала единственным самостоятельным могущественным православным государством в мире. В 1547 году по размерам территории Россия стала крупнейшим государством Европы.
К началу XVI века Российское государство обладала единой территорией, сложившейся системой управления, единым законодательством и верховной властью. Образование единого Российского государства создавало благоприятные условия для социально-экономического развития. Благодаря ликвидации раздробленности, Русь расширила свою территорию, добилась независимости и стала проводить самостоятельную внешнюю политику, превращаясь в субъект международных отношений. Российское государство стало развиваться как часть мировой цивилизации. В это время перед Россией встал ряд важных решений внутренней и внешней политики.
Во внутренней политике:
- создание и укрепление
государственного аппарата
- снижение междоусобиц;
- ограничение власти крупных княжеств.
Во внешней политике:
- борьба за выход к Балтийскому морю;
- борьба за возращение
исконно-русских земель, воссоединение
украинских и белорусских
- борьба за ликвидацию ига Золотой Орды;
- установление отношений с ханствами: Крымским, Казанским и Астраханским.
В XV - XVI веках закладываются основы и традиции дипломатической службы.
1. Тенденции социально-
В первой половине XVI века происходит завершающий процесс образования русского централизованного государства. Многовековое собирание земли Русской московскими князьями, их политической ловкостью и хозяйственностью, поддержка Церкви помогло объединить все земли вокруг единого центра - Москва. Успешная борьба с остатками Золотой Орды раздвигала границы на восток, юго-восток и юг. Территория Московского государства к началу правления Ивана Грозного составляла 2,8 млн. км², а к концу столетия уже 5,4 млн. км². находилось в границах России. Границы Российского государства простирались от Белого и Баренцева морей на север до Чернигова, Путивля и рязанских земель на юге; от берегов Финского залива и Смоленска до Северного Урала и ниже городских земель на востоке. Народы Урала, Поволжья, Западной Сибири вошли в состав России. Территория государства увеличилась почти в два раза, но малая населённость и её не равномерное распределение сильно тормозили процессы социально - экономического развития России. В середине XVI века население Российского государства составлял лишь 6,5 млн. человек.
Россия формировалась как многонациональное государство нескольких народов - русского, северного финно-угорского и приволжского. Русская народность играла ведущую роль в экономическом, политическом и культурном отношениях.
Ведущей отраслью экономики было сельское хозяйство. Земельная собственность носила сословный характер, существовали частновладельческие, церковно-монастырские, дворцовые и черносошные земли. Развитие государства в первой половине XVI века было экономически стабильным, с сельским хозяйством развивалось городское ремесленное производство: в металлургии, обработке дерева и цветных металлов, что способствовало росту производительности труда в сельском хозяйстве. В основе производственных отношений в русской деревне лежала феодальная собственность на землю: вотчинную и поместную. Поместная система гарантировала воспроизводство и материальное обеспечение военных кадров, т.к. для обладания поместьем ставилось условие - военная служба, и для сохранения земельной собственности сыновья продолжали служить государю.
Основной рабочей силой в хозяйствах вотчинников и помещиков в начале XVI века были холопы и крестьяне, попадавшие в зависимость от феодалов. Развитие феодализма приводило к усилению зависимости крестьян от феодала, к ограничению их прав. В конце XV века Судебник Ивана III (1497 г.) ограничил право перехода крестьян от одного феодала к другому двумя неделями в году, а на протяжении всего XVI века закрепощение крестьян усиливалось. Прикрепление крестьян к земле обеспечивало власть и доходы класса земельных собственников.
Экономического единства страны в XVI веке ещё не было, её хозяйственное районирование и пути создания всероссийского рынка только намечались.
Наряду с экономической стабильностью возрастает роль аппарата государственного управления. Центральные и местные органы государственной власти, сформировавшиеся во второй половине XV века, продолжали существовать и развиваться. Высшим законосовещательным органом и высшим органом управления страной была Боярская дума. Дума рассматривала дела общегосударственной важности (проекты новых законов, внешнеполитические проблемы), о земельных пожалованиях, служебных назначениях, о нарушениях закона.
Существующая система местничества и местного управления из-за несовершенства мешала работе аппарата государственного управления, и требовало реорганизации. Несовершенство местничества как системы служебных отношений заключалось в том, что назначение человека на конкретную должность зависело от родословной и служебной карьеры предков на военной и административной службе. Несовершенство местного управления как системы кормлений не обеспечивала чёткой работы местных властей и не могла обеспечить ни подавление крестьянских волнений, ни оборону от внешних врагов.
В России процесс создания регулярного войска происходил медленно. Основу войска в середине XVI века составляла дворянская конница. Бояре и дети боярские (дворяне) были обязаны приводить с собою хорошо вооружённых конных воинов из числа своих военных холопов, которые и составляли массу дворянского войска. Свои отряды были у крупнейших феодалов, особенно у удельных княжат. Лук, стрелы, копья, кольчуги, щиты и шлемы издавна были вооружение конницы. Войску была придана артиллерия (наряд), роль которой постепенно увеличивалась. Большая часть полков создавалась на время походов, а после их окончания распускалась по домам, границы страны оставались незащищёнными.
Соседями России были государства, обладавшие более боеспособным войском. В XVI веке, в Европе получило широкое распространение огнестрельное оружие, которое произвело переворот в организации вооружённых сил и привело к созданию регулярного войска. В Великом княжестве Литовском и Русском перешли к использованию профессионального войска наёмников, способного легко использовать новейшие средства вооружения. Спешили изменить систему вооружения и в Швеции.
Система местничества, определявшая положение и взаимоотношения воевод соответственно их знатности и предшествующей службе, препятствовала выдвижению талантливых полководцев на важнейшие командные должности, зачастую сводила на нет ратные подвиги войска. Трудно мобилизуемое, малоподвижное, плохо приспособленное к решению задач обороны и наступления войско не удовлетворяло потребности государства. Система вознаграждения землёй за участие в боевых действиях не устраивала самих воинов. Потребности обороны страны требовали реорганизация войска.
Таким образом, в XVI веке перед государством стояла задача укрепления и усовершенствования системы управления и вооружённых сил.
2. Внутренняя политика Ивана Грозного.
2.1. Реформы избранной рады: причины, содержание, итоги.
Иван IV Васильевич (1530– 1584 гг.), Иван Грозный, первый русский царь. В 1533 году, после смерти отца, Василия III, в возрасте трёх лет был великим князем Московским. В детстве стал свидетелем ожесточённой борьбы бояр Шуйских и Бельских за власть. Лишь в 1547 году, когда Иван принял титул царя, смута улеглась. 13 лет царь находился под влиянием, так называемой Избранной рады, созданной им самим и возглавлявшейся А. Ф. Адашевым и священником Сильвестром. В это время были проведены важные реформы, предусматривавшие централизацию и совершенствование системы государственного управления. Чтобы покончить со своими политическими противниками, царь с 1565 г. проводил политику государственного террора – опричнину, приведшую страну к тяжёлому кризису. В 1572 году Иван IV был вынужден упразднить опричнину и восстановить прежний порядок. Однако страна была истощена, центральные и западные области опустошены, росло недовольство народа. Своему сыну и преемнику Фёдору царь оставил разорённую державу. Царствование Ивана
Грозного предопределило беды Смутного времени (1605–1613 гг.).
Неограниченная монархия - вот идеал молодого царя, Ивана IV Васильевича, потому что он был сторонником дальнейшего укрепления самодержавной власти и считал, что единоличная власть может сплотить общество и спасти его от раздоров.
Летом 1547 года, в начале правления Ивана IV, в Москве произошёл пожар, в котором обвинили князей Глинских. Волнения, охватившие Псков, Коломну, Великий Устюг свидетельствовали о недовольстве различных слоёв общества. Для восстановления стабильности в обществе необходимо было укрепить положение власти, совершенствовать государственный аппарат, найти компромисс с Боярской думой. Все эти задачи можно было решить путём реформ.
Около 1549 года вокруг царя сложился правительственный кружок, под названием Избранной рады. Избранная рада стала органом, который осуществлял непосредственную исполнительную власть и формировал новый аппарат государственного управления. Деятелями Избранной рады была проведена серия серьёзных реформ, направленных на централизацию государства.
В 1549 году был созван первый Земский собор, учреждение, предназначенное для решения важнейших вопросов внутренней и внешней политики, состоявший из Боярской думы, представителей духовенства и феодалов. Появление таких учреждений было показателем степени:
- объединения русских земель в единое государство;
- роста политического
значения дворянства и участия
церкви в системе
Земские соборы стали (наряду с Боярской думой) институтами сословно-представительной монархии.
Центральной реформой стало изменение принципа местного управления. В 1555–1556 гг. кормления были отменены, вместо них создавались принципиально новые органы местной власти. Отмена кормлений явилась заключительным актом длительного процесса преобразования местного управления. Земские органы власти стали выборными, а не назначаемыми из центра. Во главе их стояли «выборные головы», или старосты, из местных феодалов. В их руках концентрировались функции управителей и судей. Новые органы власти осуществляли исполнение поступавших из центра распоряжений, сбор и отправку в столицу налогов, они же отвечали за исправное отбывание государевых повинностей (строительство городов, оборонительных сооружений, дорог и т. п.).
Правительством была осуществлена реформа суда. В 1550 году был принят расширенный, лучше систематизированный новый Судебник, в нем была учтена судебная практика. Судебник целиком отдал «разбойные дела» в руки губных старост. Старосты и городовыми приказчиками возглавили уездную администрацию. В отличие от пришлых в уезде людей – наместников и волостелей, они были кровно заинтересованы в установлении в своих уездах жёсткого порядка. В тех уездах, где не было частного землевладения, а также в городах население выбирало земских старост, обычно из наиболее зажиточных слоёв черносошного и посадского населения.
Реформы 1550-х годов не оставили в стороне и церковь, была проведена церковная реформа. В 1551 году состоялся церковный собор, который утвердил Стоглав – сборник предписаний о церковной обрядности, внутренней жизни церковного сословия, его взаимоотношениях с обществом и государством.
Завершилась централизация денежной системы и системы мер.
1550-е годы стали временем активного проведения этих преобразований, имеющих комплексный, программный характер, вошедших в историю как реформы Избранной рады. Реформы охватили многие сферы государственной жизни.
13 летняя деятельность Избранной рады привела к крупным военным и внешнеполитическим успехам. В 1552 году в результате военного похода русских войск Казанское ханство было присоединено к России. В 1556 году было присоединено Астраханское ханство, в результате все течение Волги вошло в состав русского государства, и началась колонизация Поволжья. Начало войны с Ливонским орденом (1558 г.) принесло блистательные успехи.
Информация о работе Становление Российского государства в XVI веке