Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 10:06, курс лекций
1. Начало объединения русских земель. Возвышение Москвы.
2. Создание централизованного государства. Установление самодержавия в России. Крепостное право.
3. Россия в эпоху Ивана Грозного: поиск альтернативных путей. Социально-политическое развитие. Опричнина
В русле
централизации находился и
Важным этапом в эволюции государственно-политического развития России стая первый сословно-представительный законосовещательный институт - Земский собор, созванный в Москве в феврале 1549 года. Он состоял из Боярской думы, "Освященного собора" из числа высших иерархов Русской православной церкви и представителей различных слоев землевладельцев (помещиков). В работе Собора, однако, не участвовали выборные от социальных низов (податных сословий). Созыв Земского собора явился вехой в формировании сословно-представителъной монархии и способствовал укреплению царской власти. Именно Собор 1549 года поддержал решение правительства о подготовке нового Судебника. Сохранились данные о том, что Соборы созывались в 1566, 1575, 1576, 1579, 1580, 1584 и вначале 1598 гг., однако регулярно действующим "парламентским" органом, ограничивающим самодержавие в России, ни в XVI веке, ни позже они так и не стали. В эпоху правления Ивана Грозного продолжала существовать и Боярская дума на правах совещательного органа при царе. Количество членов Думы (включая не только бояр, но и окольничих) не превышало 24 человек. В XVI веке в число думных бояр начинают жаловать представителей княжеских родов. Помимо этого в заседаниях Думы стали принимать участие думные дворяне и думные дьяки.
На основе решений Земского собора в 50-х годах XVI в. были проведены следующие реформы:
> военная;
> государственного управления
> церковная;
> опричнина.
1. В целях укрепления
Наконец, был определен единый порядок прохождения воинской службы: "по отечеству" (по происхождению) и "поприбору" (по набору). Службу "по отечеству" проходили дворяне и дети боярские. Их военно-административные обязанности регулировались изданным в 1556 году "Уложением о службе" (первым воинским уставом), переходили по наследству и налагались с 15 лет. До этого возраста дворянин считался недорослем. Эта категория служилых людей формально обеспечивалась окладом от 150 до 450 десятин земли "в трех полях" и от 4 до 7 руб. в год. Фактически же у государства не было ни таких денег, ни столько свободных земель. С каждых 150 десятин земли бояре и дворяне должны были выставлять одного воина "конно и оружно", а в случае недодачи налагался штраф, поощрялись перевыполнившие эту норму.
С 1550 года формируется постоянное стрелецкое войско, имевшее как огнестрельное (пищали), так и холодное (бердыши и сабли) оружие. Сначала в стрельцы набрали 3 тыс. человек, которые были сведены в 6 "приказов" (полков). К концу XVI века в стрелецком войске насчитывалось уже до 25 тыс. человек. Они являлись наиболее мощной боевой силой русской армии. К "приборным людям" относились также казаки, воротники, казенные кузнецы и другие категории. Неся службу по городам и на границах, "приборные люди" селились отдельными слободами, получая за службу коллективные земельные "дачи", а также, крайне редко, хлебное и денежное жалованье. Помимо этого им разрешалось вести мелкую торговлю и заниматься промыслами.
В военную службу нанимались и иностранцы - служилые иноземцы (в основном, поляки и немцы), число которых в русской армии к концу XVI в. составляло около 2,5 тыс. человек.
2. Правительство
Избранной рады уделяло
Важнейшими учреждениями общегосударственной компетенции являлись Посольский приказ, отвечавший за внешнюю политику России, Разрядный приказ - главное военное ведомство, занимавшееся сбором дворянского ополчения, распределением вооруженных сил по всей территории страны, назначением воевод, и, наконец, Поместный приказ, в функции которого входили учет и описание земель, а также населения, проживавшего в частных владениях. Разбором жалоб и подготовкой решений по ним царской власти занимался Челобитный приказ. Особое учреждение по борьбе с "лихими людьми" представлял Разбойный приказ. Финансовые поступления налогов в государственную казну были главной заботой Приказа Большого прихода. В компетенцию особого Земского приказа входило управление внутренней жизнью и обеспечение общественного порядка в столице.
Появляются также и приказы, ведающие делами отдельных территорий, например, Приказ Казанского дворца - по управлению присоединенным Казанским ханством, из которого позже выделился Сибирский приказ.
Приказные учреждения одновременно являлись и судебными инстанциями в рамках своей сферы деятельности. При Иване Грозном судебные дела дворян входили в компетенцию царской власти. Растет и бюрократический аппарат приказной администрации. Во главе приказа стоял судья, как правило, боярин, окольничий или дьяк, которому подчинялись подьячие и другие канцелярские служащие.
В 1552 году создается Дворовая тетрадь - список членов Государева двора (около 4 тыс. человек) из числа которых назначались высшие должностные лица государства: военачальники, городские воеводы, дипломаты и другие важнейшие "государевы слуги".
Подверглась реформированию и система местного управления. В середине XVI столетия отменяются "кормления", упраздняются должности наместников и волостелей. Властные полномочия и судебные функции на местах переходят в руки назначаемых правительством воевод, а также выборным из детей боярских - губным старостам. В районах, где проживало черносошное (государственное) крестьянство, например, в Поморье на севере России, из его среды выбирали "судеек" и других должностных лиц местной администрации.
Государственно-
3. Царская власть, заинтересованная в поддержке духовенства, не могла остаться в стороне от назревших церковных преобразований. По инициативе царя и митрополита в январе - мае 1551 года собрался Собор русской церкви, получивший название Стоглавого по количеству глав в сборнике, в который были сведены его решения. Собор закрепил унификацию общерусского пантеона святых, единого культа и обрядов, были установлены общие правила - каноны - для церковной живописи. Собор заявил о высоком моральном значении церкви, пастырском служении священников, выступил против распутства, пьянства и бродяжничества монахов. На церковь, возлагалось устройство школ для мирян. Еще при Иване III и Василии III остро стоял вопрос о церковном землевладении. Ряд священнослужителей, духовным предтечей которых был Нил Сорский, выступали за отказ монастырей от крупного землевладения и строгий аскетизм (отсюда их название - нестяжатели). Против этого боролась другая группа церковных деятелей, главой которых был игумен Иосиф Волоцкий, считавших, что только богатая церковь может выполнять в государстве свою высокую миссию. В правление Василия III иосифляне (стяжатели) одержали верх.
В ходе Стоглавого собора вопрос о монастырских землях был поднят вновь. Было решено сохранить земли церквей и монастырей, но в дальнейшем их приобретение или получение в дар можно было осуществить только после доклада царю.
В середине XVI в. религиозное брожение не прекращалось, несмотря на казнь "жидовствующих", и вылилось в ересь Матвея Башкина и Феодосия Косого. Дворянский сын Матвей Башкин отрицал церковные обряды, иконы, а принцип христианского равенства довел до равенства социального: "изодрал" кабалы своих холопов, освободив их таким образом. В 1553 году за эти идеи он был осужден церковным Собором и сослан в Иосифо-Волоколамский монастырь.
Если среди "жидовствующих" еретиков было много высокопоставленных и образованных людей (дьяк Федор Курицын и его брат Иван), а в сочувствии им обвиняли даже Елену Волошанку и самого Ивана III, то у беглого холопа Феодосия Косого оказалось много приверженцев среди простого люда. Это самая радикальная из известных на Руси ересей, лежащая в русле реформационного течения. Ф. Косой никогда не записывал своего "рабьего учения", он проповедовал его только устно. О содержании учения Ф. Косого известно из произведений его ярых противников. Неизвестно и происхождение Феодосия. В то время в холопах мог оказаться человек и из дворянского сословия. Косой отрицал божественную сущность Христа, таинства и возможность воскресения из мертвых, объявлял неправедной всякую власть, проповедуя любовь к ближнему. Есть данные, что феодосиане имели свои общины, построенные на раннехристианских коммунистических принципах. Около 1555 года Феодосию, арестованному незадолго до этого, удалось бежать в Великое княжество Литовское, где он продолжал проповедовать свое учение, приобретая новых сторонников. Не прекратилась деятельность его сподвижников и на территории Московии.
4. Правительство
Избранной рады
3 декабря
1564 года Иван IV вместе со специально
отобранными боярами и
Иван IV поделил все государство на две части: опричнину (от слова "опричь" - кроме), выделяемую лично ему в особый удел, и земщину. В опричнину царь включил наиболее экономически развитые районы страны: торговые города вдоль судоходных речных путей, северные промысловые районы Поморья, основные центры солеварения и стратегически важные форпосты на западных и юго-западных границах. На этих землях поселялись дворяне-помещики, вошедшие в особое опричное войско (Опричный двор), а бывшие владельцы имений - выселялись в земщину. Такой "перебор людишек" еще более усиливал зависимость служилых людей от верховной власти. В опричнине складывались свои, параллельные земским, центральные органы управления: Дума и приказы. Земщиной руководило правительство во главе с И.М. Висковатым.
Средства на содержание опричного войска - этой лейб-гвардии великого государя - собирались с земской части государства. На "прокорм" опричников (их количество первоначально составляло 1 тыс. человек, а позже выросло до 5 тыс.) Иван Грозный потребовал огромную сумму в 100 тыс. руб., равную по стоимости 2 млн. четвертей ржи или тысячи сел с деревнями. От опричников требовалось лишь одно: беспрекословное выполнение приказов царя при полной личной преданности. Взамен опричники получали неограниченные возможности грабить, бесчинствовать и обогащаться за счет открытого разбоя. Фактически опричное войско представляло собой карательный механизм, сочетавший в себе внешние атрибуты монашеского ордена и обычаи бандитской шапки. Страна погрузилась в атмосферу террора.
Среди опричников выделялись князь А.И. Вяземский, боярин Василий Грозной и незнатный дворянин Г.Л. Скуратов-Вельский, по прозвищу Малюта Скуратов, ведавший казнями и пытками. Тогда же выдвинулся и боярин Борис Годунов, в 1570 году женившийся на дочери Малюты Скуратова.
Информация о работе Становление Русского государства в 14-17 веках