Статус французского короля согласно конституциям 1791, 1814 и 1830 годов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 16:31, реферат

Описание работы

Наиболее полное, яркое и типичное выражение нашел себе абсолютизм во французской монархии XVII-XVIII веков. Недаром Людовик XIV, в наибольшем совершенстве воплотивший французский абсолютизм, надолго сделался образцом и идеалом для всех европейских монархов, стремившихся насадить абсолютизм в своих государствах.
Хотя установление абсолютной монархии во Франции связано, главным образом, с именами кардинала Ришелье и короля Людовика XIV, тем не менее, нельзя сказать, что она была их творением. Они только достроили то здание, которое постепенно возводилось в течение нескольких столетий.

Содержание работы

Сравните статус короля по французским конституциям 1791, 1814 и 1830 гг………………………………………………………………………...3
Введение………………………………………………………………………...3
Конституция 1791 года………………………………………………..4
Французские Хартии 1814 и 1830 годов……………………………...6
Заключение……………………………………………………………………..8
Библиографический список……………………………………………………9

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 31.38 Кб (Скачать файл)

План

Сравните статус короля по французским  конституциям 1791, 1814 и 1830 гг………………………………………………………………………...3

Введение………………………………………………………………………...3

    1. Конституция 1791 года………………………………………………..4
    2. Французские Хартии 1814 и 1830 годов……………………………...6

Заключение……………………………………………………………………..8

Библиографический список……………………………………………………9

 

 

 

 

  Сравните статус короля по  французским конституциям 1791, 1814 и  1830 гг.

Введение

Наиболее  полное, яркое и типичное выражение  нашел себе абсолютизм во французской  монархии XVII-XVIII веков. Недаром Людовик XIV, в наибольшем совершенстве воплотивший  французский абсолютизм, надолго  сделался образцом и идеалом для  всех европейских монархов, стремившихся насадить абсолютизм в своих государствах.

Хотя  установление абсолютной монархии во Франции связано, главным образом, с именами кардинала Ришелье и короля Людовика XIV, тем не менее, нельзя сказать, что она была их творением. Они только достроили то здание, которое постепенно возводилось в течение нескольких столетий.

Рост  королевской власти во Франции самым  тесным образом связан с постепенным  территориальным и национальным объединением страны после Столетней  войны. Причем территориальное объединение  обособленных первоначально феодальных территорий в королевский домен  способствовало естественным образом  и сплочению национальному; и  то и другое, вместе способствовали упрочению королевской власти.

Объединенная  в руках короля Франция давала прочную реальную опору королевскому могуществу и тем самым обеспечила процесс дефеодализации королевской  власти, то есть процесс постепенного ее отрыва от средневековых феодальных основ и утверждения ее на новых, государственно-правовых началах.

Исходным  пунктом этого процесса во Франции, как и всюду, является возрождение  римского права с сопутствующей  ему идейной реставрацией неограниченной власти государя. Итальянское возрождение  римского права скоро нашло отголоски  во Франции уже при Филиппе  Августе (годы правления 1180-1223), Людовике IX Святом (1226-1270) и при Филиппе IV Красивом (1285-1314). Про короля начинают говорить, что он - живой закон.

 

    1. Конституция 1791 г.

Самым главным  итогом первого этапа революции  и деятельности Учредительного собрания явилась Конституция, окончательный  текст которой был составлен  на основе многочисленных законодательных  актов, имевших конституционный  характер и принятых в 1789 - 1791 гг.

Из-за противодействия  со стороны короля она была утверждена лишь 3 сентября 1791 г., а через несколько дней король присягнул на верность Конституции.

Несмотря  на свой противоречивый характер, Конституция  представляла собой новый шаг  на пути закрепления сложившихся  за два года революции политико-правовых порядков. Конституция открывалась  Декларацией прав человека и гражданина 1789 г., хотя последняя не рассматривалась в качестве собственно конституционного текста1.

Доктрина  разделения властей, провозглашенная  еще в Декларации 1789 г. и проводимая в Конституции достаточно последовательно, создавала возможность организационно разграничить участие в осуществлении государственной власти двух политически господствующих групп, выражавших интересы, с одной стороны, большинства французского общества, и, с другой стороны, дворянства, но с фактически сложившимся в ходе революции преобладанием первой.

Выборная  законодательная и судебная власть находилась в руках представителей победившего третьего сословия, тогда  как власть исполнительная, которая  по Конституции вверялась королю, рассматривалась дворянскими кругами  в качестве своего оплота.

Тем самым  был окончательно сломлен абсолютизм и создана конституционная монархия. Конституция подчеркивала, что король царствует «лишь в силу закона», и в связи с этим предусмотрела  королевскую присягу «на верность нации и закону». Более скромным стал и сам королевский титул: «король французов» вместо бывшего  «король милостью божьей». Расходы  короля ограничивались цивильным листом, утверждаемым законодательной властью. Вместе с тем Конституция объявляла особу короля «неприкосновенной и священной», наделяла его значительными полномочиями.

 Король  рассматривался как верховный  глава государства и исполнительной  власти, на него возлагалось обеспечение  общественного порядка и спокойствия.  Он являлся также верховным  главнокомандующим, назначал на  высшие военные, дипломатические  и иные государственные должности,  поддерживал дипломатические сношения, утверждал объявление войны. 

Король  единолично назначал и увольнял министров, руководил их действиями. В свою очередь королевские указы требовали  обязательной контрасигнации (подписи-скрепы) соответствующего министра, что в  известной мере освобождало короля от политической ответственности и  перекладывало ее на правительство.

Король  мог не согласиться с постановлением законодательного корпуса, имел право  вето. Признанию этого права короля предшествовала острая и длительная борьба в Учредительном собрании.

 В  конечном счете, Конституция закрепила  за королем отлагательное, а  не абсолютное вето, как этого  добивались сторонники сохранения  сильной королевской власти. Вето  короля преодолевалось лишь в  том случае, если два последующих  состава законодательного корпуса  представят тот же законопроект  «в тех же самых выражениях»2.

Королевское вето не распространялось, однако, на законодательные  акты финансового или конституционного характера. Законодательная власть осуществлялась однопалатным Национальным Законодательным собранием, которое  избиралось на два года. Оно, как  это вытекало из принципа разделения властей, не могло быть распущено  королем.

 Непоследовательный  характер конституции проявился  и в том, что она, построенная на идее равенства, не распространялась на французские колонии, где продолжало сохраняться рабство. В Конституции 1791 г. указывалось, что «нация обладает неотъемлемым правом изменять свою Конституцию». Но при этом устанавливался сложный порядок внесения в нее поправок и дополнений.

Это делало Конституцию «жесткой», не способной  приспосабливаться к быстро меняющейся революционной обстановке. Таким  образом, скорая гибель конституции  и основанного на ней конституционного строя была фактически предопределена.

    1. Французские хартии 184 и 1830 годов

В 1814 году после отречения Наполеона во Франции было сформировано Временное правительство из 5 сенаторов. На престол был призван король Людовик XVIII, брат казнённого Людовика XVI. Новому монарху Сенат предложил проект новой Конституции, которая представляла собой общественный договор между нацией и королём. Однако Людовик XVIII отверг эту конституцию и в мае 1814 года объявил о восстановлении дореволюционной монархии, а 4 июня обнародовал собственный вариант конституции — королевскую Хартию, устанавливавшую в стране конституционную монархию.

Хартия  была составлена из обращения короля и нескольких разделов, регулирующих основные положения государственного устройства3.

Все французские  граждане объявлены равными перед  законом независимо от их званий и  титулов. Хартия провозгласила свободу вероисповедания, однако римско-католическая церковь получила статус государственной религии.

Свобода слова и печати допускалась, но в Хартии была специально оговорена возможность законодательного ограничения этой свободы в случае злоупотреблений. Все дореволюционные титулы восстанавливаются в силе; титулы, полученные после революции, также сохранены за своими обладателями.

Личность  короля объявлена священной и  неприкосновенной. Король является главой государства, верховным главнокомандующим вооружёнными силами и обладает всей полнотой исполнительной власти. Законодательная власть принадлежит королю и двухпалатному парламенту, состоящему из палаты пэров и палаты депутатов. Король обладает правом законодательной инициативы, издания и обнародования законов. Каждый закон должен быть принят большинством обеих палат для того, чтобы вступить в силу.

Палата  пэров формируется королём без  каких-либо ограничений: суммарное  количество пэров может быть любым, титул пэра может стать пожизненным  или наследственным. Принцы и члены  королевской семьи являются пэрами по праву рождения. Минимальный возраст, необходимый для участия в  заседаниях палаты, равен 25 годам, а  право голоса даётся после достижения 30 лет. Все заседания палаты пэров  являются секретными.

Палата  депутатов избирается электоральными коллегиями в порядке, установленном  законом. Срок полномочий каждого депутата — 5 лет, при этом электоральный цикл должен быть организован так, чтобы  ежегодно переизбиралась 1/5 часть всей палаты.

Для того, чтобы быть избранным в палату депутатов, необходимо достичь возраста 40 лет и платить не менее тысячи франков прямых налогов; для участия в выборах депутатов в качестве избирателя необходимо достичь возраста в 30 лет и платить не менее 300 франков прямых налогов.

Заседания палаты являются открытыми, однако всякое заседание может быть объявлено  секретным по запросу группы не менее  чем 5 депутатов.

Источником  правосудия является король. Он обладает правом назначать пожизненных судей, а также правом помилования.

После восстания, произошедшего в июле 1830 года, король Карл X отрёкся от французского престола. На его место палата депутатов пригласила герцога Луи-Филиппа I4.

Луи-Филипп принял корону 9 августа и стал новым  французским королём. Во время коронации он присягнул на верность новой конституционной хартии. Новая конституция была составлена депутатами и затем передана на подписание королю, в отличие от предыдущей, которая исходила от самого Людовика XVIII.

Хартия 1830 года представляет собой переработанную версию Хартии 1814 года. Некоторые положения конституции стали более либеральными.

Католичество утратило статус государственной религии, однако было признано религией, исповедуемой большей частью населения. Свобода слова провозглашена без всяких ограничений, а правительство лишено права восстанавливать в каком-либо виде цензуру.

Король  по-прежнему обладает всей полнотой исполнительной власти и осуществляет законодательную  власть совместно с двухпалатным парламентом, однако право законодательной  инициативы принадлежит теперь не только королю, но и обеим палатам.

 Палата  пэров, как и ранее, формируется  королём по собственному усмотрению. Палата депутатов по-прежнему  избирается населением, но возрастной ценз понижен: активное избирательное право действует с 25 лет, пассивное - с 30. Имущественный ценз сохранён, однако регулируется не самой Хартией, а специальными законами. Официальным флагом Франции вновь становится национальный триколор.

Заключение

Проведя краткий анализ трех французских  конституций (1791 г., 1814 г., 1830г.), можно  сделать вывод о том, что наименьшей властью король обладал по Конституции 1791 года. В ней было сказано, что  законодательная и судебная власть находится в руках третьего сословия, а король лишь обладает исполнительной властью. Король сохранил за собой право  вето, однако оно стало не абсолютным, а отлагательным. Да само значение короля стало ниже – «король французов» (ранее было «король - милость божья»).

Следующая Хартия 1830 года. В ней было сказано, что король обладает законодательной  инициативой на равнее с двухпалатным парламентом. Также он обладал всей полнотой исполнительной власти.

И наконец, наибольшей властью король обладал  по положениям Хартии 1814 года. Хартия была составлена из обращения короля и  нескольких разделов, регулирующих основные положения государственного устройства.

Личность  короля объявлена священной и  неприкосновенной. Король является главой государства, верховным главнокомандующим вооружёнными силами и обладает всей полнотой исполнительной власти. Законодательная власть принадлежит королю и двухпалатному парламенту, состоящему из палаты пэров и палаты депутатов. Король обладает правом законодательной инициативы, издания и обнародования законов

Библиографический список

  1. Абдурахманова И.В. История государства и права зарубежных стран: Учебное пособие. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и Ко»; Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2007. – 480 с.
  2. История государства и права зарубежных стран: учеб. / К.И. Батыр, И.А.Исаев, Г.С. Кнопов и др.; под ред. К.И. Батыра. – 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Проспект, 2008. – 576 с.
  3. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. – М.: Издательство Норма, 2010. – 588 с.
  4. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов: В 2 ч. Ч 1 / Под общ. ред. д. ю. н., проф. О.А. Жидкова и д. ю. н., проф. Н.А. Крашенинниковой. - 2-е изд., стер. - М.: Норма, 2010. – 484 с.
  5. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов: В 2ч. Часть 2/   Под общ. ред. д. ю. н., проф. О.А. Жидкова и д. ю. н., проф. Н. А. Крашенинниковой. - 2-е изд., стер.  – М.: Норма, 2010. 484 с.
  6. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. – М.: Юристъ, 2009. – 692 с.
  7. Абдурахманова И.В., Орлова Н.Е. История государства и права зарубежных стран: 100 экзаменационных ответов. Экспресс-справочник для студентов вузов. – Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002 г. – 288 с.

Информация о работе Статус французского короля согласно конституциям 1791, 1814 и 1830 годов