Стефан Пермский и начало христианизации Коми края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 10:44, контрольная работа

Описание работы

Мы живем на земле Коми. Поэтому знать историю ее народа, этапы его развития и становления просто необходимо. Одной из актуальных тем в истории коми-народа является история обретения азбуки и принятия христианства. История эта не проста. В древнерусских источниках предков коми (зырян) называют пермью или пермянами. Коми - древний народ, живущий в основной массе в современной Республике Коми, а также в Северо-3ападной Сибири и на Кольском полуострове. Заселение Вычегодского бассейна предками Коми началось в глубокой древности

Содержание работы

Введение.
Языческие верования древних коми.
Миссионерская деятельность Стефана Пермского.
Образование Пермской епархии.
Значение христианизации народа коми.
Заключение.

Файлы: 1 файл

КР_ist.komi.docx

— 42.05 Кб (Скачать файл)

 

Тема 7. Стефан Пермский и начало христианизации Коми края

 

План

 

     Введение.

  1. Языческие верования древних коми.
  2. Миссионерская деятельность Стефана Пермского.
  3. Образование Пермской епархии.
  4. Значение христианизации народа коми.

     Заключение.

 

Введение

Мы живем на земле Коми. Поэтому знать историю ее народа, этапы его развития и становления просто необходимо. Одной из актуальных тем в истории коми-народа является история обретения азбуки и принятия христианства. История эта не проста. В древнерусских источниках предков коми (зырян) называют пермью или пермянами. Коми - древний народ, живущий в основной массе в современной Республике Коми, а также в Северо-3ападной Сибири и на Кольском полуострове. Заселение Вычегодского бассейна предками Коми началось в глубокой древности. Уже в первом тысячелетии Коми общались со славянскими племенами. Эти связи отразились в общем типе украшений, орудий, керамики. В начале XIV в. на земли, расположенные по средней Вычегде и Выми, распространяет своё влияние Москва. В это же время происходило обращение Коми в православие. Разнообразные интенсивные контакты с русскими не оказывали существенного влияния на верования пермян. Несомненно, многие из них были знакомы с внешней, обрядовой стороной христианства. Наверное, были среди них и крещеные – например, из числа тех, кто постоянно жил или бывал в Устюге, жил рядом с русскими поселениями в Перми Вычегодской или в районах со смешанным населением, поддерживал с русскими торговые контакты. Проповедников же, ставивших целью христианское просвещение пермян, не было. Первым из них суждено было стать одному из крупнейших деятелей Русской Православной Церкви св.Стефану Пермскому. С него и начинается история Православия в Коми крае. Именно поэтому целью этой работы является показать важность христианизации коми-зырян Стефаном Пермским и его огромное значение для становления культуры народа. Задачами же является показать те этапы пути, которым прошли пермяне и их миссионер на пути к Православию.

  1. Языческие верования древних коми

Одним из важных источников по дохристианским верованиям древних коми-зырян является «Житие Стефана Пермского» Епифания Премудрого. Дохристианские верования пермян представляли из себя сложную систему, основанную на представлении о делении мира на земной и «иной» и возможности контактов между ними с помощью магических действий и посредников-жрецов («волхвов», «кудесников»), которые играли большую роль в жизни пермского социума, составляя немногочисленный, но очень влиятельный его слой. Пермяне одушевляли живую и неживую природу. Биограф Стефана Пермского Епифаний Премудрый устами «могущественного кудесника» Пама отмечает, что у пермян «много богов, много помощников, много защитников» - духов-хозяев, которые «дают улов, и все, что в водах, и что в воздухе, и что в болотах, и в дубравах, и в борах, и на лугах,… и в окружающих пашню, и прочих лесах, и все, что на деревьях, белки, или соболи, или куницы, или рыси, и прочее, что мы ловим»[2]. Почитались и духи предков, способные оказывать влияние на земную жизнь. Епифаний называет пермян «идолопоклонниками», сообщает о многочисленных идолах-кумирах. Идолы ставились в святилищах («кумирнях») – это и небольшие семейные святилища, и места, почитавшиеся большими группами пермян. Такие святилища, наряду с идолами, могли включать и священные деревья, рощи, камни. Большой пласт верований связан с космогоническим мифом коми о двух противоположных началах, олицетворением которых являются Ен (Громовик) - символ верхнего небесного мира, и Омоль (его противник) - хозяин преисподней. Кроме наименований двух братьев-творцов Ёна и Омöля (Куля), у коми сохранилось только одно наименование божества высшего ранга - Войпелъ, божества зимы, ночи, луны. В коми-пермяцких легендах о Кудым-Оше Войпелъ (Ойпелъ) называется добрым божеством, покровителем, защитником и помощником. Его изображение занимало центральное место на святилище древних пермян. Богов олицетворяли идолы - деревянные, каменные, металлические, которым пермяне поклонялись и приносили жертвы. В зависимости от значимости идолы почитались либо отдельными семьями, селениями, либо населением целой округи. В исторической литературе есть сведения о главном божестве коми-зырян - Золотой Бабе («Зарни ань»), которой будто бы они поклонялись до принятия христианства. К деревьям, траве, животным, людям они прибавляли слово «ловъя», что в переводе с коми означает буквально – «с душой». Душа «лов», согласно этим представлениям, обладала свойством перевоплощения. Человек мог превратиться в камень, траву или животное. У человека различали две души: «лов» и «орт». «Лов» в буквальном переводе означает дыхание. После смерти человека душа покидает его тело, но сопровождает его в загробный мир и ведёт там такую же жизнь, как на земле. Орт является тенью, двойником человека, находящимся вне его тела. В отличие от лова, орт обычно ассоциируется со смертью, появление орта является предвестником смерти. После смерти человека орт переселяется в мир предков и сопровождает его в загробном мире.

У коми длительное время сохранялся культ животных, связанный с пережитками тотемизма. Особым почитанием пользовался медведь, являвшийся в древности их тотемом (мифическим предком). Существовал обычай, согласно которому, убив медведя, надо просить у него прощения. Духов, населяющих окружающий мир, коми подразделяли на добрых и злых. Поскольку в хозяйстве коми важную роль играли охота и рыболовство, наиболее почитаемыми из божеств низшей мифологии были духи-хозяева воды и леса. Таким образом, для перми вычегодской характерен синкретический характер верований, в котором сочетаются и переплетаются различные традиции, отражающие как рациональные, так и иррациональные знания и представления древних коми об окружающем мире. До христианизации господствовали анимистические представления, вера в духов (личных, семейных, общественных, покровителей, природных мест). Вера в переселение душ.

2. Миссионерская деятельность Стефана Пермского

При Стефане Пермском началась христианизация Перми Вычегодской. Все известные нам факты биографии Стефана говорят о том, что в его деятельности определяющими были христианские мотивы. «Пермский мир» был хорошо знаком Стефану с детства. Устюг находился на границе с Пермью Вычегодской, пермяне, несомненно, бывали в городе. В Устюге бытовала легенда, что мать Стефана Мария была крещеной пермянкой, дочерью пермского торговца.  Несомненно и то, что Стефан с детства в совершенстве владел пермским языком – об этом говорит Епифаний. Без знания языка он не смог бы создать пермскую азбуку и перевести богослужебные книги на пермский язык. В середине 60-х годов XIV века Стефан предпринимает первый шаг на пути к миссионерскому служению. Он принимает монашеский постриг, но не в одном из двух старинных устюжских мужских монастырей, а в ростовском монастыре св. Григория Богослова. Стефан провел в монастыре св. Григория Богослова четырнадцать лет. Здесь он познакомился со своим будущим биографом Епифанием. За годы, проведенные в Затворе, Стефан стал одним из самых образованных людей своего времени. Причем образование его было многообразным – и богословским, и светским. Пребывание в монастыре, традиции монашеского жительства оказали огромное влияние и на духовный мир Стефана, укрепив его в стремлении к миссионерской деятельности. В Ростове же Стефан свершил дело совершенно необычное – создал пермскую азбуку. Создание пермской письменности теснейшим образом связано с миссионерскими задачами, и в то же время имело и огромное самостоятельное значение. Немногие сохранившиеся до нас образцы древнего пермского письма показывают, что он воспользовался для него не славянским или греческим алфавитом, а, вероятнее всего, местными рунами — знаками для зарубок на дереве. Поэтому можно заключить, что детские души язычников завоевало главным образом личное обаяние Стефана, наряду с его знаниями и мудростью. Отметим и такое важнейшее последствие создания пермской письменности: «Стефан-создатель зырянской письменности – явление совершенно исключительное. Он не пожелал соединить дело крещения язычников с их обрусением. Не пожелал и идти к ним со славянской литургией, разъясняемой проповедью на родном языке. Он сделал для зырян то, что Кирилл и Мефодий – для всего славянства» [3]. Создание Стефаном пермской азбуки относится примерно к 1372 году. Затем еще несколько лет он переводил на пермский язык богослужебные книги. На этот духовный подвиг Стефан должен был получить благословение главы церкви митрополита Алексия Московского: ведь он собирался переводить богослужебные книги на язык нехристианского народа. Через несколько месяцев именно к епископу Герасиму Коломенскому, «бывшему наместником на Москве» пришел Стефан за благословением на миссионерский поход. Стефан – вовсе не единственный проповедник христианства среди язычников. Однако для XIV века более характерен другой путь христианизации – монастырская колонизация. Стефан – первый, кто выбрал иной путь, - Апостольского служения (в летописном рассказе о деяниях Стефана он так и именуется – «новый апостол») [6]. На Апостольское служение мог благословить только глава церкви. Стефан шел к пермянам как представитель всей Русской Православной Церкви, а не только Ростовской епархии. Стефан обратился за поддержкой к Дмитрию Ивановичу не как к московскому, а как к великому князю, собирателю и защитнику Руси. Несомненно, Дмитрий Иванович поддержал Стефана и, вероятно, снабдил его охранными грамотами. Таким образом, миссионерский поход Стефана с точки зрения политической – не эпизод в борьбе княжеств за сферы влияния, но звено в деле строительства нового государства, собираемого под рукой Москвы.

В конце 1379 Стефан, «взяв с собой мощи святых, антиминсы, и прочее потребное, что нужно для освящения святой церкви, и святое миро, и освященное масло, и иное такого рода необходимое» [2], отправился в Пермскую землю. В 1380 году Стефан поднялся по Вычегде до устья Выми, где и обосновался – «келью и дом молитвенный устроих себе» [1]. Место для резиденции было выбрано очень удачно: при слиянии двух крупных рек, в самом центре Перми Вычегодской. В Усть-Выми Стефан «поспешил заложить святую церковь Божию», символично поименованную Благовещенской. Стефан неустанно проповедовал слово Божие, и проповедь его давала плоды – число крестившихся пермян постепенно росло. Успеху Стефана способствовало то, что он проповедовал на родном для пермян языке. Одновременно он учил новокрещеных пермской грамоте, переводил на пермский язык книги, «и с той поры они сами учили друг друга грамоте и переписывая из книг в книгу, число книг умножали» [2]. Так в Перми Вычегодской росло число грамотных людей. Стефану-проповеднику постоянно приходилось преодолевать противодействие жреческой верхушки – наиболее упорных защитников старой веры. Стефан неоднократно вступал с ними в спор. Подобные победы оказывали огромное влияние на пермян, укрепляя авторитет Стефана как проповедника слова Божия. Стефан без устали разрушал языческие святилища, понимая, сколь велика их роль в сохранении старой веры. На пермян особенно подействовало то, что разрушение святилищ прошло для Стефана безнаказанно – для них это было доказательством силы христианского Бога. Обретя же учеников и последователей, Стефан уже вместе с ними разрушал кумирницы. С ростом числа крещеных росла потребность в храмах, призванных стать оплотом веры, заменить языческие святилища. Одной из церквей, поставленных на месте бывших святилищ, по преданию, была Михайло-Архангельская в Усть-Выми – она была возведена там, где стояла срубленная Стефаном священная береза.

Первоначально храмов, поставленных Стефаном вместе с первыми крещеными пермянами, было немного. Епифаний говорит, что, вослед за Благовещенской, Стефан поставил еще две церкви. Но для храмов нужны были священники. Стефан начал готовить священноцерковнослужителей из новокрещеных грамотных пермян, «тех из них, кто выучивал святые книги и в них разбирался» [4]. Сам Стефан, не будучи епископом, не мог рукополагать в священника. Но, возможно, наиболее подготовленных он направлял на поставление в Ростов или Москву. Так закладывались основы Пермской церкви. Очевидный успех проповеди Стефана не означает, что все пермяне были склонны принять крещение. Христианство не только отрицало всю прежнюю систему верований (чему в наибольшей степени сопротивлялись жрецы), языческое мировоззрение, но и изменяло многие стороны традиционных бытовых отношений, отрицало порядок, завещанный предками. Три года проповедовал Стефан на Вычегде и Выми, и за это время, как сообщает Епифаний», «крестил многих». Появились первые христианские общины, были возведены первые храмы. Христианство укрепляло свои позиции, и, в чем несомненная заслуга Стефана, совершало это мирным путем.

Самый драматический момент жития святого Стефана представляет его «прение» с языческим волхвом Памом. Пам был главным волхвом у зырян и чем-то вроде правителя всего племени. Стефан имел уже с ним много бесед: «каждый хваля свою веру» [2]. Он представлял для Стефана серьезного противника. Победа над Памом, очевидно, является венцом миссионерских подвигов святителя Стефана. Местное предание повествует о многих церквах и монастырях, основанных святителем Стефаном. Сохранились иконы, написанные предположительно его рукой (он был и художником).

3. Образование Пермской епархии

В 1383 году Стефан впервые за три года покинул Пермь Вычегодскую – он отправился в Москву просить для Перми епископа. «Да и как можно быть без епископа? Кто может столь дальний долгий путь проделать ради епископских дел, ради дел рук своих, для управления церковью, или чтобы ставить священников, попов, дьяконов и игуменов, или для освящения церкви, и ради множества прочих дел в тех местах, где случается потребность в епископе?» [2]. В том же 1383 году митрополитом Пименом Стефан был рукоположен в епископа Пермского. Быстрота, с какой был решен вопрос о создании новой епархии, позволяет предположить, что оно было согласовано заранее, при условии, что проповедь Стефана окажется успешной. Несомненно, в обсуждении этого вопроса самое активное участие принимал великий князь Дмитрий Иванович Донской. И его слово было решающим, поскольку митрополит Пимен полностью зависел от великого князя. Создание Пермской епархии было в интересах и митрополита, и великого князя. Митрополит Владимирский и Московский с созданием Пермской епархии расширял сферу своего влияния, укреплял авторитет митрополии, что было особенно важно в условиях, когда южнорусские земли с древним центром Киевом перешли под власть Литвы. Великий князь Дмитрий Иванович с помощью создания новой епархии во главе с человеком, преданным общерусской идее, надеялся нанести серьезный удар по претензиям на северные земли новгородцев и ростовцев, получить высокопоставленного союзника, поддерживающего его в сложных отношениях великокняжеской власти с церковными кругами. Пермская епархия стала восемнадцатой в Московской митрополии. Новообразованная Пермская епархия отмечалась большим своеобразием. До сих пор не было епархии, полностью расположенной в северных землях. Пермская епархия была единственной неславянской. Она создавалась «авансом» - ведь к моменту создания в ней было всего несколько храмов, а среди населения значительную часть составляли (а, возможно, и преобладали) язычники. У Пермской епархии не было столицы. Усть-Выми только предстояло ей стать. Можно сказать, что Пермская епархия при Стефане – земля, на которой успешно проходила его миссионерская деятельность, жили крещеные пермяне, стояли первые храмы и монастыри, находившиеся под его пастырским попечением. К концу епископства Стефана в епархию входили земли на Виледи, нижней и средней Вычегде, заселенная часть Выми, нижняя и средняя Сысола. Дмитрий Иванович Донской наделил епископа Пермского правами великокняжеского представителя и управителя Пермского края. Стефан представлял в крае и церковь, и государство, совмещал в своей деятельности обязанности пастыря и светского администратора. Разумеется, такое совмещение было временной мерой, и с укреплением великокняжеской власти и вхождением Перми Вычегодской в состав Московского государства епископы Пермские постепенно освобождались от административно-государственного управления. Для Стефана же по-прежнему главной оставалась пастырская деятельность. Став епископом, Стефан получил новые возможности – он, например, теперь мог рукополагать в священника. Стефан продолжал совершать миссионерские поездки, и не только на Вымь и Вычегду. Вероятно, уже ко времени епископства относится крещение им сысольских пермян. Легенды говорят, что Стефан проповедовал и на Удоре, и не без успеха. Но все же Удора – оплот язычества – при Стефане крещена не была. Однако теперь Стефан был не один, и круг его помощников постоянно расширялся. Кто-то, вероятно, приехал со Стефаном из Москвы, кто-то – из Устюга, через который пролегал его путь.

Новая епархия нуждалась не только в приходских священниках-миссионерах, но и в иконописцах, книжниках, монахах-устроителях и насельниках монастырей, опытных чиновниках. Среди них преобладали лица духовного звания, но были и миряне. Эта относительно немногочисленная группа, в основном обосновавшаяся в Усть-Выми, призвана была стать «корнем» епархии. Среди первых учеников Стефана были истинные подвижники. Один из них – преподобный Дмитрий Цылибинский, основатель Цылибинской Михайло-Архангельской пустыни на Вычегде, недалеко от Яренска. Казалось бы, образование епархии, знаменующей начало иного качественного этапа в развитии христианства в Пермской земле, должно привести к смене языка богослужения с пермского на русский. Однако Стефан-епископ продолжал поощрять практику богослужения на родном для пермян языке – это намного усиливало эффект христианской проповеди. Пермская епархия была единственной в Московской митрополии, где повсеместно служили не на русском языке. Маленький монастырь стал крупным центром православной культуры, сыгравшим большую роль в распространении и укреплении христианства в Пермской земле.

Стефан скончался в Москве во время одного из посещений, в 1396 году, и был похоронен в кремлевском монастыре у Спаса на Бору. Описание смерти святителя Стефана в «Житии» сопровождается красноречивым «плачем». Плач делится на три части: плач пермских людей, плач Пермской Церкви и плач самого автора. Зыряне оплакивают, прежде всего, своего покровителя, который защищал их от русских колонизаторов, Москвы и Новгорода. Особенно они горюют, что лишены могилы святого, которая теперь находится во владениях москвичей. Пермяки слишком многим обязаны святителю Стефану за его духовные подвиги: он превратил их из бедного презираемого племени в христианский народ, один из наиболее древних и почитаемых. Осиротевшая Пермская Церковь оплакивает епископа как своего мужа, отобранного у нее, и заходит в своем негодовании столь далеко, что предлагает похитить его тело у соперницы Москвы. Зыряне - последний обращенный народ.

Продолжить труды св. Стефана Пермского в Коми крае предстояло его преемникам епископам Пермским Исаакию (1398- предположительно 1418), Герасиму (1418-1443), Питириму (1444-1455), Ионе (предположительно 1456-1470 или 1471) и Филофею (1471-1501). Временем правления этих епископов  исчерпывается история Пермской епархии после св. Стефана Пермского. Им пришлось управлять Пермской епархией в непростое время.

4. Значение христианизации народа коми

Историки, в основном, сосредоточивают внимание на личности и трудах первых епископов пермских, безусловно, оказывавших огромное влияние на жизнь епархии. Но при таком подходе в стороне остаются многие важные аспекты епархиальной жизни, такие, например, как храмостроительство, жизнь приходского духовенства и другие. В Перми Вычегодской появились первые храмы, монастыри. Христианизация оказала огромное влияние на культуру коми этноса. По существу, начала меняться мировоззренческая система этноса. Языческое мировосприятие, связанное с системой родовых отношений, уступало место «космическому», наднациональному христианству (но язычество полностью не исчезло, многие его элементы переплелись с христианскими, продолжали существовать наряду с ними). Предки коми были включены в орбиту христианской культуры. Именно в рамках христианской культуры была создана и развивалась древнепермская письменность, создана первая школа, развивались архитектура и изобразительное искусство (под влиянием храмостроительства, иконописи, культового прикладного искусства). Создание Пермской епархии позволило закрепить первенство Москвы в Перми Вычегодской, начать создание в крае великокняжеской администрации. Борьба за влияние в Перми Вычегодской московским великим князем и Новгородом закончилась в пользу великокняжеской власти. Но пока рано было говорить о полном присоединении Перми Вычегодской к Московской Руси. Распространение великокняжеской власти на Пермь Вычегодскую шло мирным путём, что было совершенно необычным для того времени. Власть великого князя несла пермянам новые подати и повинности. Но в то же время великий князь и защищал пермские земли. Более частыми стали контакты пермян и русских. Русские крестьяне начали селиться на землях с пермским населением на нижней Вычегду, что позднее привело к ассимиляции пермян и перенесению этнической границы на среднюю Вычегду. Пермяне призывались на службу к великому князю и участвовали в военных походах, появились русские священнослужители, чиновники, более интенсивными стали торговые контакты. В результате расширения этнических контактов усилилось взаимовлияние культур коми и русских. Оно происходило как в материальной, так и в духовной культуре (включая и заимствования в языке), оказало благоприятное влияние на культуры обоих этносов.

Информация о работе Стефан Пермский и начало христианизации Коми края