Степан Разин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 13:01, реферат

Описание работы

Степан Разин олицетворяет целый период в российской истории, который называется "бунташный век". Неординарная личность Степана Разина также стала истоком вдохновения для народного творчества и развития русского фольклора, а его знаменитый поход в Персию явился основным сюжетом самого первого фильма российского кинематографа. Кем был Разин ставший во главе самого массового народного бунта против царской государственной машины? Какие мотивы двигали им и его соратниками? Что дало восстание Степана Разина для России в историческом контексте ее развития?

Файлы: 1 файл

Степан Разин.doc

— 43.00 Кб (Скачать файл)

Степан Разин

Степан Разин олицетворяет целый  период в российской истории, который  называется "бунташный век". Неординарная личность Степана Разина также стала  истоком вдохновения для народного  творчества и развития русского фольклора, а его знаменитый поход в Персию явился основным сюжетом самого первого фильма российского кинематографа. Кем был Разин ставший во главе самого массового народного бунта против царской государственной машины? Какие мотивы двигали им и его соратниками? Что дало восстание Степана Разина для России в историческом контексте ее развития?

Разин родился около 1630 г. По некоторым сведениям его  матерью была пленная турчанка. Отец Тимофей, по прозвищу Разя, был из "домовитых" (зажиточных)казаков. Экономический быт и общественное устройство у казаков (от тюрк. казак – удалец, вольный человек) имели свои особенности. Основу их жизни составляли промыслы – рыболовство, бортничество, охота. Они занимались скотоводством, огородничеством. До последних десятилетий XVII в. хлеб донские казаки не сеяли, так как считали, что с хлебопашеством придет крепостное право.  За сторожевую службу по охране южных рубежей государства казаки получали царское жалованье хлебом, деньгами и порохом. Для донского казачества было характерна своя власть с войсковым кругом, выборными атаманами и казацкой старшиной. Все важнейшие вопросы обсуждались на общем сходе казаков ("круг»). Соблюдалось выборное начало: во главе общин стояли выборные атаманы и старшины.

Для своего времени Разин был  достаточно образованным человеком: он знал три языка (польский, татарский и калмыцкий). Степан многое повидал: трижды был в Москве в составе казацких посольств, участвовал в переговорах с московскими боярами и калмыцкими князьями. Дважды ходил на богомолье в Соловецкий монастырь. К сорока годам, когда он оказался во главе голытьбы (беднейшая часть казачества), это был человек с военным и дипломатическим опытом, кипучей энергией и неукротимым характером. Голландский парусный мастер Якоб Стрейс, встречавшийся с Разиным в Астрахани, так описал его внешность: "Это был высокий и степенный мужчина, с высокомерным прямым лицом. Он держался скромно, с большой строгостью. На вид ему было сорок лет, и отличить его от остальных было бы совсем невозможно, если бы не выделялся по чести, которую ему оказывали, когда во время беседы становились на колени и склонялись головой до земли, именуя его не иначе, как батька".

С его именем в истории  государства Российского связано  крупнейшее в допетровской России народное выступление, во главе которого и стал Степан (Сенька) Разин. Выступление было неслучайным, а закономерно вытекало из обстановки того времени. В первой половине 17 века в России законодательно оформляется крепостное право (Соборное уложение 1649 г.). Положение крестьян ухудшается, и они недовольные зависимостью бегут туда, где были неосвоенные земли, то есть на юго-восточные окраины государств. Беглые отсюда уже не возвращались, так как тут действовал «неписанный закон» - «с Дону выдачи нет». Без сомнения, это содействовало накоплению здесь своеобразного «горючего материала» и делало эти окраины страны «взрывоопасными». Поэтому выступления казачества в союзе с беглыми крестьянами в той или иной степени было здесь неизбежным.

В 1667 г. казацкая голытьба, объединенная под предводительством  Разина, предприняла поход на Волгу и Каспийское побережье за «зипунами (за добычей)». Вообще, походы за «зипунами» являлись необходимым источником существования казачества. К 1667г. на Дону скопилось немало беглых крестьян и казацкой голытьбы. Им, для того что бы прокормиться, оставался единственный выход – поход за  «зипунами». По сути, это был примитивный грабеж, который сопровождался разбоем торговых и частных судов, разорением городов и деревень, разбоем. В 40-х гг. XVII в. казачество лишилось выхода в Азовское и Черное моря, так как турки укрепили крепость Азов. Это побудило казаков перенести свои походы за добычей на Волгу и Каспийское море. Грабеж русских и персидских купеческих караванов наносил большой ущерб торговле с Персией и всему хозяйству Нижнего Поволжья. Одновременно с притоком беглых из России росла и враждебность казаков к московским боярам и приказным людям.

Степан Разин был, несомненно, удачливым атаманом, о чем свидетельствуют многочисленные победы над врагами, богатая добыча и как следствие -  уважение и почитание среди казаков. "Поход за зипунами" Разина был чисто грабительским. Однако значение его шире. Именно в этом походе сформировалось ядро разинского войска, а щедрая раздача милостыни простому люду принесла атаману неслыханную популярность. Постепенно к нему стягивалось все больше и больше недовольных людей, прослышавших об удачливости Разина и его отваге. Успешный персидский поход 1667-1669гг. Разина и возвращение на Дон с богатой добычей, сделало имя Степана Тимофеевича Разина легендарным.

 Весной 1670 г. Разин начал новый  поход. На сей раз, он решил идти против "бояр-изменников". Без сопротивления был захвачен Царицын, жители которого с радостью открыли казакам ворота. Посланные против Разина из Астрахани стрельцы перешли на его сторону. После этого Разин направился вверх по Волге. По пути он рассылал "прелестные письма"(от слова «прельщать»), призывая простонародье бить бояр, воевод, дворян и чиновников. Для привлечения сторонников Разин распустил слух о том, что в его войске находятся царевич Алексей Алексеевич (на самом деле уже умерший) и патриарх Никон. Основными участниками восстания являлись казаки, крестьяне, холопы, посадские и работные люди. Города Поволжья сдавались без сопротивления. Во всех захваченных городах Разин вводил управление по образцу казачьего круга.

Неудача поджидала Разина лишь под  Симбирском, осада которого затянулась. Между тем правительство направило  для подавления восстания 60-тысячное войско. 3 октября 1670 г. под Симбирском правительственное войско под командованием воеводы Юрия Барятинского нанесли разинцам жестокое поражение. Разин был ранен и бежал на Дон, в Кагальницкий городок, из которого год назад начал свой поход. Он рассчитывал вновь собрать своих сторонников. Однако домовитые (зажиточные) казаки, понимая, что действия Разина могут навлечь царский гнев на все казачество, схватили его и выдали правительственным воеводам. Разина пытали и летом 1671 г. казнили на Болотной площади в Москве вместе с братом Фролом. Участники восстания были подвергнуты жестоким преследованиям и казням.

Главными причинами поражения  восстания Разина явились его  стихийность и низкая организованность. Стихийность и разобщенность  обусловили в итоге слабость восстания. Не было по понятным причинам единодушия между казаками и крестьянами, у которых были разные интересы. Про конкретную программу действий даже нет речи. Даже в том случае, если бы разинцам удалось одержать победу и захватить Москву (в России такого не случалось, но в других странах, например, в Китае, восставшим крестьянам несколько раз удавалось взять власть), они не смогли бы создать новое «справедливое» общество. Ведь единственным образцом такого справедливого общества в их сознании был казачий круг. Но вся страна не может существовать за счет захвата и раздела чужого имущества. Любое государство нуждается в системе управления, армии, налогах. Поэтому за победой восставших неизбежно последовало бы очередное социальное неравенство и деление на бедных и богатых. И еще один немаловажный аспект. Лозунги восставших были проникнуты наивным монархизмом. Разин призывал "постоять за великого государя" истреблять "кровопийцев" бояр и приказных людей. Личность царя оставалась для восставших священной. Главным было - защитить царя от плохих бояр ,что придавало действиям восставших в их глазах характер "законности". Итак, слабому в организационном, военном и идеологическом отношении крестьянству (а именно оно составляло большинство войска Разина) противостояли мощный правительственный административный аппарат и армия. Силы были неравными. Восстание казаков и крестьян было обречено на поражение.

В исторической науке нет единства по вопросу о том, считать ли восстание  Разина крестьянско-казацким восстанием или крестьянской войной. В советское  время употреблялось наименование "крестьянская война", в дореволюционный период речь шла о восстании. В последние годы вновь преобладающим является определение "восстание".

В народном сознании и фольклоре  Разин запечатлен как герой и  бунтарь, "благородный разбойник". По моему мнению, Степан Разин –  яркая, сильная личность, человек наделенный талантами военного и организатора. В его лице выступает одновременно и вождь восставшего народа, ненавидящий крепостнические порядки, и удалой казачий атаман со всем грузом казачьих обычаев и привычек.

Восстание казаков и крестьян под предводительством Степана Разина охватило десятки тысяч людей и распространилось на огромные территории. В момент наивысшего размаха в нем участвовало до 200 тысяч человек. На мой взгляд, это было крупнейшее историческое событие XVII в. в России, вызванное социально-экономическими причинами. Рожденный насилием протест порождал новое насилие. Власть увидела, каким жестоким может быть ее народ, и что он может сопротивляться. Все это вынуждало власть задуматься над своей политикой, по отношению в первую очередь к крестьянству и казачеству, тем самым вынуждало проводить более осторожную и обдуманную политику. Иначе у народа мог появиться новый заступник, память о котором сохранялась в образе Степана Разина.

Литература:

  1. Бунташный век. Восстание Степана Разина. Разин и его соратники. WWW.  BIBLIOTEKAR. RU/ RAZIN/ I. HTM
  2. Астапенко М. П. Где родился Степан Разин // Вопросы истории. 1988. №9.
  3. Лебедев В. И. Крестьянская война под предводительством Степана Разина. – М., 1955.
  4. Большая историческая энциклопедия.
  5. Прелестные грамоты Степана Разина. www/ hrono. info

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Степан Разин