Стиль «Стимпанк»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 11:46, доклад

Описание работы

Цель данной работы: Изучить стиль «Стимпанк» и его историю.
Стимпанк (или паропанк) – современный стиль, базирующийся на особом направлении научной фантастики. Он охватывает не только стиль одежды, но и также и сферу живописи, интерьера, бижутерии. Можно даже сказать, что стимпанк стал обособленной субкультурой, которой увлечены в большей степени юноши и девушки не подросткового, но более старшего возраста.

Файлы: 1 файл

СТИМПАНК.docx

— 1,004.48 Кб (Скачать файл)

 

 

Цель данной работы:

Изучить стиль «Стимпанк» и его историю

 

 

Стимпанк (или паропанк) – современный стиль, базирующийся на особом направлении научной фантастики. Он охватывает не только стиль одежды, но и также и сферу живописи, интерьера, бижутерии. Можно даже сказать, что стимпанк стал обособленной субкультурой, которой увлечены в большей степени юноши и девушки не подросткового, но более старшего возраста.

Хотя стиль одежды стимпанк считается современным, колыбелью  стимпанка считается вторая половина XIX века. Во всяком случае, городские  пейзажи викторианской Англии –  главный образ, используемый в иллюстрациях этого стиля.

Стимпанк, как направление в искусстве, в целом, акцентирует внимание на механистичности природы, при этом механистичности в стиле ретро. Дирижабли, железные роботы, какими их представляли себе первые писатели-фантасты, зубчатые шестеренки и передаточные валы, тяжелые телефонные аппараты и воздушные шары – одним словом, механизмы, из которых практически целиком состоит пространство, являют собой характерный для стимпанка мир, мир-антиутопию. Интересно, что в нем сталкиваются старина и современность, нынешний мир оказывается вдетым в рамки прошлого. Образно говоря, чертежи Леонардо да Винчи живут бок о бок с метрополитеном и освоением космоса.

Казалось бы, человеку нет  места в этом царстве машин. Но нет, люди здесь тоже присутствуют. Однако на фоне шокирующей неодушевленности они сами кажутся механизмами. В  стимпанке человек рассматривается  как существо, наделенное множеством пороков. Даже можно сказать, что  целиком состоящее из них: грехи  алчности, гордыни, зависти, гнева, похоти почти целиком занимают собой  человеческую натуру.

Термин «стимпанк» появился в 80-х годах. Однако произведения, ставшие его прародителями, были изданы несколько раньше, в 60-х-70-х годах. Впрочем, если копать еще глубже и рассматривать жанр не с точки зрения современности, а в плоскости механистического описания мира вообще, то сам художественный стиль стимпанк существует очень давно. Научная фантастика XIX века может по праву считаться его прародительницей. Мэри Шелли, Герберт Уэллс и, конечно же, Жюль Верн традиционно относятся поклонниками стимпанками к «отцам-основателям» этого направления.

 

 

Характерными  элементами мира стимпанка можно  считать:

  • Технологии, основанные на принципах механики и паровых машинах, достигших высоких степеней развития[3]:паровозы, паротурбовозы, гражданские и боевые корабли на паровом ходу, в том числе весьма крупных размеров (океанские лайнеры и дредноуты), паробусы, паровые экипажи, дирижабли, примитивные аэропланы(часто на паровом ходу), роботы и прочие (зачастую весьма загадочные) механизмы, сделанные из клёпаного металла, медных труб и дерева. Машины в изобилии снабжены рычагами и приборами с аналоговымициферблатами и стрелками. Распространено применение паровых турбин в качестве быстроходных двигателей для разнообразных индустриальных машин — насосов, сепараторов, циркулярных пил, станков, альтернаторов. Нефункциональное украшение приборов и машин. Внешний вид машин, как правило, выдерживается в стилистике викторианской Англии:
  • Газовое и частично свечное освещение улиц и домов.
  • Начальный уровень развития электричества — телеграф, примитивные дуговые лампы, опыты с электричеством в стиле работ Николы Теслы.
  • Оружие времён промышленной революции и вариации на его тему: револьверы, однозарядные и магазинные винтовки, ранние образцы автоматических винтовок, ранние образцы пулемётов (весьма популярен пулемёт Гатлинга), нарезные артиллерийские орудия, ранние образцы танков, аэростаты, дирижабли, могут присутствовать ранние образцы самолётов. Ограниченное употребление холодного оружия, такого, как шпаги, сабли, ножи. Особый аксессуар — клинок, размещённый внутри трости.
  • Также встречается и своеобразное протезирование — утерянные конечности заменяются на механические части тела.
  • Информационные технологии викторианской эпохи: уличные газеты, напоминающие кассовые аппараты неэлектронные счётные машины (арифмометр, вычислительная машина Бэббиджа и т. п.), телеграф, в ряде случаев — пневмопочта ипневмотранспорт.

Одежда и аксессуары викторианской Англии:

    • Аристократы в цилиндре и пальто, под которым фрак, брюки и рубашка с кружевами.
    • Дамы в корсетах и кринолинах с капором на голове и чулками с подвязками на ногах.
    • Рабочие в кепках, куртках, сапогах.
    • Распространено курение трубок, используются карманные часы на цепочке, трости и т. п.
  • Урбанистический антураж: фабричные трубы из красного кирпича, пасмурное небо грязно-серого цвета, смог, булыжные мостовые, уличные газовые фонари, магазины, лавки, театры, городские трущобы. Соответственно, общая достаточно мрачная атмосфера.
  • Викторианские персонажи: безумные учёные и инженеры а-ля Виктор Франкенштейн, преступники-маньяки вроде Джека-Потрошителя и «идейные» преступники (профессор Мориарти), отважные путешественники (Филеас Фогг), детективы разрядаШерлока Холмса, растленные аристократы (Дориан Грей), агенты тайной полиции, шпионы, революционеры, уличные продавцы, пролетарии, капиталисты-промышленники, мелкие служащие и клерки, светские хлыщи, проститутки, добропорядочные семейные граждане (буржуа), мальчишки-беспризорники.
  • Общественные настроения конца XIX-начала XX веков — снижение роли церкви, вера в прогресс и науку, остаточные понятия о чести, пуританство (по крайней мере, внешнее) и т. п. В ряде случаев — мистицизм, сектантство, нигилизм, а также порождаемые расслоением общества революционные настроения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К атрибутам альтернативно-исторического  стимпанка чаще всего добавляется  следующее:

  • Фантастические транспортные средства и летательные аппараты, в том числе боевые, основанные на паровых двигателях либо каких-то иных источниках энергии. При этом возможности подобной техники могут поражать воображение, демонстрируя антигравитацию и прочие фантастические явления. Дизайн машин, как правило, выдерживается в стилистике викторианской Англии.
  • Широкий спектр фантастического парового оружия, от стрелкового до артиллерийского.
  • Супероружие — тяжёлые паровые пушки, колоссальные танки, в ряде случаев — электрические пушки и «лучи смерти» (некое подобие лазерного оружия).

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мода  стимпанк

 

Мода стимпанка представляет собой фейерверк гипертрофированных идей и удачных решений. Одежда производила  впечатление невнятных задумок. И странного исполнения того или  иного ансамбля. В тенденциях женской  повседневной одежды хорошо себя зарекомендовал корсет – панцирь, соединенный с  объемными юбками с рюшами.

 

Дизайнерам и художникам хотелось представить женщину красивой, соблазнительной и грациозной. Поражали воображение легкие материалы: струящиеся шелковые,  изысканные шерстяные  ткани.

 

Используются благородные  чистошерстяные ткани, легкие струящиеся шелка. Дизайнеры тканей предпочитают мотивы в стиле либерти,  имитирующие  ткацкие переплетения, фактуру камня  или дерева, геометрически линеарные  в духе арт – деко 20 – х годов. Воцаряется гармония спокойных цветов и оттенков. Используется осенняя  группа сложных «земляных» красок. Предпочтительна натуральная кожа, либо ткани с металлическим или  льдистым блеском.

 

 

Блестящие поверхности материалов напоминают полированный метал старинных  доспехов. Изнаночная сторона представляет практичную шерстяную или хлопчатобумажную ткань.

 

 

Основополагающим элементом  при выборе конструкции для изделия  является культ красивого тела. Стройные силуэты представлены, как результат  спортивной дисциплины. Этими факторами  и объясняется успех женских  корсетов и корсажей. Изделия предлагаются всевозможных форм с привлекающими  взгляд, деталями. Как правило, корсеты  и корсажи  шьются из натуральной  кожи, или ткани ее имитирующей. Отделкой служат шнуровка, плиссированные вставки, многочисленные паты с

пряжками.

 

Лифы корсетов иногда украшаются кружевами  или аппликациями. Что  придает им большей пикантности. Китчевые рисунки корсетов стимпанка  взяты из фольклора, комиксов или  рекламы. Популярны топы, напоминающие нижнее белье, кожаные корсеты в  стиле «милитари». Эта деталь одежды дополняет соблазнительный образ.

 

Многообразие корсетов представлено классическими формами изделий  до экстравагантных образов. Они  комбинируются с кринолинами, воздушными пачками юбок. Стимпанковый корсаж открывает взгляду те участки  тела, которыми можно похвастаться, и, маскируя те, что желательно спрятать. На ноги надевались чулки с подвязками.

 

Современные корсажи и  корсеты  позиционируются, как функциональные изделия, и изделия с нотками  эротики. Они претендуют на успешность в стимпанк – моде, как в качестве белья, так и как самостоятельный  элемент одежды.

 

Аксессуарами и украшениями  стиля являются деревянные, либо металлические  пластинки с мелкими полированными  металлическими деталями, шестернями.

 

Украшения в стиле стимпанк

Через аксессуары любители стимпанка выражают его механистическую  натуру. Украшения в этом стиле  достаточно аутентичны и могут напоминать собой настоящие музейные экспонаты. Серьги и кулоны в виде шестеренок, броши из ржавого металла и  тому подобная атрибутика – характерный для стимпанка вид бижутерии. Впрочем, некоторые аксессуары имеют более простой вид. К примеру, это карманные часы на цепочке, очки-гогглы, зонты.

 
 
 

Суперсовременные девайсы, к примеру, мобильные телефоны, нотубуки и периферийные устройства, планшеты вполне могут входить в число  аксессуаров, относящихся к стилю. Однако для этого их надо стилизовать  таким образом, чтобы они более  всего походили на какой-то невероятный  старинный механизм. Некоторые любители этого стиля могут преобразовать  под стимпанк практически любой  гаджет, который попадает им в руки.

Живопись

Большой популярностью сегодня  пользуется и стимпанк в живописи. Здесь он может тесно переплетаться  с сюрреализмом, выражаться через  детское очарование примитивизма, или  же вбирать в себя элементы футуризма.  В целом, основным мотивом, пронизывающим картины в стиле стимпанк является все та же механизация окружающего мира в стиле XIX века. Дирижабли, шестеренки, ржавые трубы, клубы пара, невиданные изобретения – механизируется практически все – от насекомых до Чеширского кота. Среди художников, увлекающихся этим стилем можно выделить Билла Кармэна (Bill Carmаn), Брайана Кесингера (Brian Kesinger), Иэн Маккей (Ian Mcque), Вадима Войтеховича и других.

 

 

Музыка

Стимпанк-направление в  музыке сегодня довольно размыто  и представляет собой сочетание арт-рока, кантри, дарквэйва и индастриала.  К числу стимпанк-групп относят обычно такие, как The Clockwork Dolls, Abney Park, Ghostfire, Escape The Clouds, Coppelius.

Кино

В киноиндустрии стимпанк чаще всего можно встретить в  таких жанрах, как фантастика и  фентези. Среди фильмов в этом стиле выделяются «Дикий, дикий Вест», «Ван Хельсинг», «Шерлок Холмс» (2009 года). 
Стимпанк широко используется в мультипликации («Ходячий замок», «Стимбой», «Атлантида: затерянный мир» и в других) и в компьютерных играх («Другой мир», «Bioshock», «Damnation» и т. п.).

Литература

Предтечами стимпанка  в литературе считаются книги Жюля Верна «Пять недель в воздушном шаре», «20000 лье под водой», «Вокруг света за 80 дней», «Таинственный остров капитана Немо», «Путешествие к центру Земли», Герберта Уэллса «Война миров», «Машина времени». 

 

Среди современных авторов, пишущих в стиле стимпанк, можно  выделить  Кассандру Клэр («Механический ангел»), Гордона Далквиста («Стеклянные книги пожирателей снов», «Черная книга смерти»), Сергея Лукьяненко («Черновик», «Чистовик»),  Джорджа Манна («Ритуал Осириса»), Алексея Пехова («Под знаком Мантикоры», «Пересмешник»), Кеннет Оппель («Небесный скиталец»).

 

 

 

 

 

 

 

 

Как создать образ в стиле стимпанк?

  • Основные предметы одежды выбирайте в серых, коричневых и черных тонах, допустимы широкие полоски. Женщинам рекомендуется сочетание топа с жестким корсетом и турнюра (пышная сзади юбка). В таком же стиле может быть выполнено и платье, дополненное пышными рукавами.
  • Мужчины могут носить рубашки на пуговицах с галстуками и брюками, в некоторых случаях с шортами. Женщинам такой вариант тоже может подойти, ведь стимпанк не подразумевает гендерных различий.
  • Добавьте немного стимпанка и в вашу обувь. Высокие ботинки на шнурках впишутся и в женский, и в мужской образ. Выберите узкие ботинки с небольшим каблучком, которые будут смотреться не так громоздко, как армейская обувь.
  • Самым необходимым аксессуаром будут очки стимпанк. Вам понадобятся очки в стиле «авиатор», или так называемые «гоглы» с крупными деталями.
  • Шестерни и винтики – отличительные черты стиля стимпанк, поэтому эти детали непременно должны присутствовать в вашем образе. Если у вас возникнут затруднения с поиском подобных аксессуаров, то можете попробовать следующий способ: разбейте старые часы, вытащите из них механизмы, затем скрепите отдельные части и сделайте из этого кулон. Покрасьте получившийся аксессуар бронзовой краской.
  • Завершите образ в стиле стимпанк с помощью шляпы или аксессуаров для волос. Из головных уборов мужчины могут выбрать котелок или цилиндр. На внешнюю сторону прикрепите несколько винтиков, что придаст оригинальности. Женщины могут приклеить шестерни и винтики к своим зажимам для волос.

Стимпанк в массовой культуре


Искусство и дизайн

 

Моддинг персонального компьютера в стимпанк-стиле.

Наличие у стимпанка  специфической художественной формы  привело к появлению в мировой  культуре определённого стимпанк-стиля[8][14]. К его проявлениям можно отнести всевозможные моддинги и редизайн современных предметов быта «под стиль стимпанка»[15], специфические аксессуары и украшения, изобилующие рычагами, вентилями и шестернями и отделанными соответствующими материалами (такими, как блестящая медь, полированное дерево и кожа), некоторых элементов одежды, являющих собой, главным образом, стилизации на тему викторианской эпохи (характерным аксессуаром являются защитные очки — «гогглы» (от англ. goggle) различного вида и формы). Целью такого редизайна является применение и элементов дизайна и мастерства викторианской эпохи. Ряд художников и дизайнеров работают в стиле, который сами же идентифицируют, как стимпанк.

Информация о работе Стиль «Стимпанк»