Столкновение красоты и добра в античном мифе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 02:41, реферат

Описание работы

В этой статье обсуждается два взаимосвязанных вопроса: об эстетическом воздействии красоты на античного человека в свете нравственности, а также о личностном выборе судьбы и моральной ответственности людей, оказавшихся в одинаковых жизненных обстоятельствах.

Содержание работы

Введение 3

1. Искушение красотой 4

2. Три сестры, или моральный выбор человека 8

Заключение 10

Список использованной литературы 11

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 28.27 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО

УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА (УГУЭС)

 

Кафедра “"Языковой подготовки”

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине “Деловая корреспонденция на русском языке”

 

на тему: «Столкновение красоты и добра в античном мифе»

 

 

 

 

                                             Выполнил: студент гр. БСОЗ-4

                                        Чурмантаев Денис Фанович

               Шифр:10.01.576                                       

                                 Проверила: Туманова А.С.                                                       

                                                     кандидат филологических наук, доцент

.

 

 

                               

 

УФА - 2014

Содержание

 

Введение                                                                                                   3

 

1. Искушение красотой                                                                          4

 

2. Три сестры, или моральный выбор человека                               8

 

Заключение                                                                                              10

 

Список использованной литературы                                                  11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В этой статье обсуждается два взаимосвязанных вопроса: об эстетическом воздействии красоты на античного человека в свете нравственности, а также о личностном выборе судьбы и моральной ответственности людей, оказавшихся в одинаковых жизненных обстоятельствах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Искушение красотой

 

«Красота спасет мир» – эта мысль Ф. М. Достоевского сделалась сегодня крылатой фразой, к которой мы обращаемся в поисках ответов на волнующие нас вопросы жизни. Но история культуры учит нас, что красота может вызывать у людей самые разные чувства, как хорошие, так и плохие.Поэтому красота может как спасти мир, так и погубить его. Это и произошло в древнегреческом мифе о Елене Прекрасной – виновнице Троянской войны, из-за которой погиб род героев. Елена была дочерью Зевса от жены спартанского царя Тиндарея Леды. Аполлодор поясняет: «От Зевса

родились Полидевк и Елена, от Тиндарея же – Кастор» .

Со временем Елена превратилась в очень привлекательную девушку, отличавшуюся «необыкновенной красотой». Однако никто из древних авторов прямо и подробно не объясняет нам в чем, собственно, состоял секрет ее красоты. Дарет Фригийский дает лишь краткое описание Елены, называя ее красивой, прямодушной, приветливой, с красивыми голенями, родинкой между бровями и крохотным ртом. А Гомер и вовсе ограничивается только величанием Елены разными эпитетами. Он называет ее лилейнораменной (белой плечами), имеющей «прекрасные ноги», подобной «светлой с копьем золотым Артемиде», лепокудрой (красивой власами) вообще прекрасной и вечным богиням красотою подобной. В его глазах она – «богиня меж смертными. Поэтому о красоте Елены мы можем судить только косвенно, по силе ее воздействия на мужчин, которых она «сводила с ума». Автор «Илиады» и «Одиссеи» через разные ситуации неоднократно показывает силу влияния ее красоты на мужчин.

В этом смысле показательной является реакция троянцев, сидящих на Скейской башне во время боя Париса и Менелая за Елену. Для них эта женщина, виновная в кровавой бане народов, так прекрасна, что нравственно неподсудна. А ведь это были не страстные младые женихи, теряющие голову от одного вида красивой женщины, но «уже не могучие в брани» мужчины (то есть преклонного возраста), которые могли бы контролировать свои чувства. Это были опытные старейшины, «мужи совета», мужчины «сильные словом», умудренные жизнью и одаренные от богов разнообразными талантами. И, тем не менее, увидев Елену, они замирают, цепенеют и млеют от восторга.

Чем же Прекрасная Елена очаровывала мужчин? Здесь – сложный двуединый процесс, зависящий как от Елены, так и от ее поклонников. Что касается Елены, то она всецело поражала воображение тогдашних мужчин. Этому служил не только ее внешний облик, но и некое гипнотическое, колдовское, магическое воздействие, которое она оказывала на мужчин. Важно отметить и особый талант перевоплощения, с помощью которого она могла виртуозно имитировать разные голоса и управлять чужой волей. Например, Елена, пытаясь раскусить злой умысел греков, трижды обошла Троянского Коня и взывала к ахейским героям, сидящим в нем. Она настолько виртуозно подражала голосам их жен, что у многих героев появилось желание откликнуться. Одиссею даже пришлось зажимать рот рукой Антиклексу –одному из загипнотизированных Еленой вождей ахейцев.

А ведь надо напомнить, что в Троянском Коне сидели избранные греческие воины, которых крепила сама Афина – для усиления их духа она поила героев амброзией. Прп. Антоний специально предупреждает подвижников благочестия о роли подобных женщин в жизни: «какая-нибудь женщина бесстыжая бывает у него очень сильным оружием, широко распростирая обольстительные сети свои». Наконец, и это самое важное, эффект воздействия Елены на мужчин многократно усиливался поддержкой богини любви Афродиты. Ведь царевна выполняла определенную миссию в истории, была орудием в руках богов, хотя часто и вопреки собственной воле. Так, в разговоре с Приамом Елена критически оценивает свое бегство из родного дома в Трою, называет себя «недостойной», весьма переживает и искренне, по-человечески плачет по этому поводу. Она также называет себя бесстыдной и нечестивой в разговоре с Гектором. Все те же слова самокритики она повторит позже в беседе с Менелаем уже в Спарте.

Но все эти рассуждения не влияли на ход трагических событий, оставаясь лишь ее субъективными переживаниями. Но, с другой стороны, греки того времени сами были виноваты в происходивших событиях. Их восприятие мира было сильно испорчено. Для объяснения проведем аналогию с библейской Евой и ветхозаветными «сынами божиими» (благочестивыми сифитами), которые, хотя и был запрет на смешение родов, в какой-то момент времени стали брать себе в жены «дочерей человеческих» (нечестивых каианиток). Как сказано, «сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жѐны, какую кто избрал» .

Почему сифиты, которые олицетворяли духовную чистоту и праведность, стали брать в жены дочерей Каина, воплощавших духовную нечистоту и греховные земные интересы? Почему «сыны божии» каким-то образом узрели, что девицы были хороши? Потому что он они сами изменились к тому времени и стали смотреть на мир не в его сущности, не в благодати Духа Святого, а поверхностно. Взгляд сифитов теперь скользил по форме предмета. В их глазах дочери человеческие, отличаясь внешней красотой и рельефными формами, выглядели привлекательно, были соблазнительны и весьма желанны, несмотря на свою внутреннюю неприглядность.

На самом деле, они были хороши и пригодны только для одного – для совращения. И они отлично выполнили свою историческую миссию – их стали брать в жены. Результат не заставил себя долго ждать. Вскоре появилось особое поколение людей смешанной природы – исполинов, или нефилимов (ивр. ,от ивр. – разрушать, ниспровергать, развращать), людей, искусных во зле, попирающих всякую правду. В таком тесном интимном союзе, какой бывает у мужа и жены, обычно побеждает зло, растлевающее добрые нравы, аналогично тому, как ложка дегтя портит бочку меда. Аналогично и все греческие герои захотели взять себе в жены Елену Прекрасную, которая привела их всех к погибели. Налицо общая закономерность. Первой жертвой красоты Елены оказался царь Афин, знаменитый герой Тесей, который совместно со своим другом царем лапифов и аргонавтом Пирифоем (Пиритоем) подыскивал себе жену из дочерей Зевса. По жребию Пирифою досталась жена Аида Персефона, а Тесею – Елена, которую он и выкрал. Аполлодор объясняет, что Тесей «похитил для себя из Спарты Елену, когда той было двенадцать лет».

Но даже уже в этом возрасте она «превосходила красотой всех женщин».Но на этом дело не кончилось. Слух о красоте Елены быстро разошелся по всей Греции. Молодые герои решили попробовать свои силы на брачном поприще. Они наивно думали, что женятся на красавице себе на отраду, не подозревая, какое зло она может им принести. Они не понимали, что когда видишь такую девицу, надо бежать от нее без оглядки, «чтобы не соблазниться прелестями ее». Нелегко держать себя в руках в присутствии такой красавицы без специальных навыков психологической защиты. К сожалению, тогда еще не родился Сократ, который смог бы им объяснить, что нравственное воздержание есть основа добродетели.

Сам философ решительно поборол в себе страсть к наиболее опасным чувственным наслаждениям, к деньгам, сладострастию, власти. Но герои «Илиады» и «Одиссеи» жили в похотях сердца своего, не понимая всю относительность материальных благ жизни. Никто из молодых людей, представлявших элитутого общества, не выдержал искушения красотой. Они все благодаря Елене стали участниками Троянской войны и были убиты. В этом контексте опять вспомним Ф. М. Достоевского, писавшего, что красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей.

 

 

 

 

2. Три сестры, или моральный выбор человека

 

Далее судьба Елены складывалась следующим образом. В споре женихов отец Елены Тиндарей встал на сторону Менелая. Елена через известное время после заключения брака с Менелаем родила дочь Гермиону.

Но вскоре бросила семью, убежав с троянским царевичем Парисом . После смерти супруга в конце войны она досталась брату Париса Деифобу. В ночь перед штурмом Трои Елена коварно вынесла из дома все оружие, и безоружный Деифоб погиб от рук Одиссея и Менелая, ненавидевших его наравне с Парисом. А Елена вновь стала женой своего бывшего мужа Менелая и вернулась в Спарту. Имея в виду ее бурную брачную активность, античные авторы называют Елену «мужебежной».

Елена побывала в замужестве ровно пять раз (Тесей, Менелай, Парис, Деифоб и опять Менелай). Даже по нынешним меркам раскрепощенного века это немало. А по древним представлениям, требовавшим от женщины верности, чистоты, целомудрия и стыдливости, – тем более. Сегодня, по канонам православной Церкви, в особых случаях разрешено три брака. Родная сестра Елены Клитемнестра не уступала ей в распущенности и коварстве. Будучи замужем за микенским царем Агамемноном, в его отсутствии она сошлась с его двоюродным братом Эгистом. По возвращении супруга с войны Клитемнестра со своим любовником коварно убила Агамемнона.

Только их двоюродная сестра Пенелопа, жена Одиссея, оказалась единственной верной и любящей супругой, двадцать лет стойко ждавшей из похода своего мужа. При этом надо отметить, что она пользовалась гораздо большей популярностью у мужчин, чем Елена Прекрасная. В отсутствие благоверного к ней сваталось, по Гомеру, 108 женихов. Аполлодор же перечисляет 129 претендентов на ее руку. Ей пришлось проявить огромное личное мужество, терпение и смекалку, чтоб выдержать продолжительную осаду женихов, «мучащих дерзким своим сватовством Пенелопу», сохранить семейный очаг и сберечь свою женскую честь.

Итак, каждый человек на своем жизненном пути, как Геракл на распутье, встречается с проблемой выбора между двумя возможностями –Добродетелью и Пороком. И хотя в значительной степени наша судьба, как считали древние, определена свыше, тем не менее, остается место и для свободного принятия решения. Неслучайно некий прорицатель, бросающий в толпу душ жребии судьбы от Лахесис, говорит в Государстве Платона: «Это – вина избирающего: бог невиновен».

В истории о трех сестрах – Елене, Клитемнестре и Пенелопе – греки хотели показать, что близкие родственницы, героини Троянской войны, оказавшиеся в похожих обстоятельствах, ведут себя совершенно по-разному. Пенелопа становится символом женского долготерпения, верности и добродетели, а Елена и Клитемнестра, со всеми возможными оговорками, – предательства, блуда и порока. Это неслучайно, ибо, как говорит библейский Иисус, сын Сираха, «как напротив зла – добро, и напротив смерти – жизнь, так напротив благочестивого – грешник». Все нравственные противоположности существуют друг напротив друга, рядом. И избежать этого нельзя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

На примере жизни Елены Прекрасной рассматривается вопрос о соотношении эстетических и этических принципов в античной культуре. Миф понимается как форма самопознания древних греков, выражавших свое знание о мире и человеке не в религиозных догмах, научных понятиях и философских категориях, а в особой художественной форме, которая указывала на внутренний нравственный смысл того или иного события и вызывала у человека эстетическое чувство наслаждения или отвращения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Авдеенко Е. А. «Античная культура» в современной классической гимназии // Опыты православной педагогики. М.: Русский хронограф, 1999. С. 1-9.

2. Антоний Великий, прп. Наставления, изречения // Добротолюбие: в 5-ти т. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. Т. 1. С. 9-154.

3. Аполлодор. Мифологическая библиотека. М.: Наука, 1993. 215 с.

4. Библия. Книги Священного Писания  Ветхого и Нового Завета. М.: Изд-во Московской Патриархии, 1988. 1008 с.

5. Гомер. Илиада. Одиссея. М.: Художественная литература, 1967. 767 с.

6. Дарет Фригийский. История о разрушении Трои. СПб.: Алетейя, 1997. 300 с.

7. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Греческая мифология. М.: Лабиринт, 2000. 224 с.

8. Ксенофонт. Воспоминание о Сократе. М.: Наука, ИФ РАН, 1993. 592 с.

9. Основы социальной концепции  русской православной церкви: деяние юбилейного освященного архиерейского собора русской православной церкви о соборном прославлении новомучеников и исповедников российских ХХ века. М.: Красная звезда, 2000. 112 с.

10. Платон. Государство // Платон. Собр. соч.: в 4-х т. М.: Мысль, 1994. Т. 3. 654 с.

11. Челышев П. В., Котенева А. В. Очерки по истории мировой культуры: боги и герои античной мифологии.

М.: МГГУ, 2013. 351 с.__

 

 


Информация о работе Столкновение красоты и добра в античном мифе