Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2015 в 15:52, контрольная работа
Цель работы - охарактеризовать особенности аграрной реформы.
Задачи работы - рассмотреть сущность агарной реформы; определить значение аграрной реформы 1861 года.
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность аграрной реформы……………………………………..4
1.1. Ход аграрной реформы…………………………………………………6
Глава 2. Значение аграрной реформы……………………………………...7
Заключение……………………………………………………………….…11
Список используемой литературы…………………
Министерство образования Российской Федерации
Негосударственное высшее профессиональное образовательное учреждение
«Уральский институт экономики, управления и права»
Кафедра экономической теории
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: История экономических учений
Тема: Столыпин П.А. Аграрная реформа: содержание, результаты
Студентка 1 курса, экономического факультета
Группы Э-101 КР 080100.62
Заочной формы обучения
Фецер Евгения Александровна
Преподаватель: Доцент
Савенкова Елена Викторовна
Краснотурьинск
2014
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Сущность аграрной реформы……………………………………..4
1.1. Ход аграрной реформы…………………………………………………6
Глава 2. Значение аграрной реформы……………………………………...7
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………...12
Введение
Важное место в реформе 1861 г. занимало решение аграрного вопроса. Закон исходил из принципа признания за помещиками права собственности на всю землю в его имении, в том числе и на крестьянскую надельную. Крестьяне получали надел не в собственность, а в пользование, за установленные законом повинности в виде сбора или барщины. Чтобы стать собственником своей надельной земли, крестьянин должен был выкупить ее у помещика.
В нечерноземных и черноземных районах России устанавливались "высшая" и "низшая" (треть "высшей") нормы надела, а в степных районах - одна ("указная") норма. Закон предусматривал отрезку от земельного надела, если он не достигал "низшей". В результате крестьяне за счет отрезки от наделов потеряли свыше 0,20 своих земель, а в черноземных земледельческих губерниях, в которых преобладала барщинная система и земля особенно высоко ценилась, потери крестьян достигали до 30 - 40%. Но беда была не только в этом. Обычно отрезались наиболее ценные и необходимые для крестьян угодья, без которых было невозможно нормальное ведение хозяйства: луга, выпасы и пр. Крестьянин вынужден был арендовать на кабальных условиях эти крайне необходимые ему "отрезанные земли". Землепользование крестьян сужалось также еще чересполосицей и лишением лесных угодий.
Цель работы - охарактеризовать особенности аграрной реформы.
Задачи работы - рассмотреть сущность агарной реформы; определить значение аграрной реформы 1861 года.
1. Сущность аграрной реформы
Столыпинская аграрная реформа, буржуазная реформа крестьянского надельного землевладения в России. Началась указом 9 ноября 1906, прекращена постановлением Временного правительства 28 июня (11 июля) 1917. Названа по имени председателя Совета министров П. А. Столыпина, инициатора и руководителя реформы.
Социально-экономическая сущность столыпинской аграрной реформы определена В. И. Лениным: "Капиталистическое развитие России сделало уже такой шаг вперед за последние полвека, что сохранение крепостничества в земледелии стало абсолютно невозможным, устранение его приняло формы насильственного кризиса, общенациональной революции". Поражение Революции 1905-07 позволило царизму и помещикам попытаться провести объективно назревшую ломку пережитков крепостничества путём реформ. Они стремились устранить пережитки крепостничества в крестьянском надельном землевладении при сохранении помещичьего землевладения, главного оплота кабалы и отработок. Размах революционной борьбы крестьянства в 1905-1907 вынудил царизм отказаться от попыток "... представить себя в глазах народных масс стоящим "над классами", охраняющим интересы широкой массы крестьян, оберегающим их от обезземеления и разорения" (там же, т. 23, с. 260) и принять меры для установления экономического и политического союза помещиков и царизма с крестьянской буржуазией. Разрушение общины и насаждение частной крестьянской земельной собственности составляло главное содержание столыпинской аграрной реформы.
Разрешением продажи и купли наделов правительство облегчало отлив бедноты из деревни и концентрацию земли в руках кулачества. Проводимое в ходе реформы землеустройство было направлено в первую очередь на создание хуторов и отрубов на крестьянской надельной земле. Делалось это с грубым нарушением интересов остающихся в общине крестьян, т.к. выходившим на хутора и отруба нарезались лучшие земли [4, C. 113].
В осуществлении столыпинской аграрной реформы значительной была деятельность Крестьянского банка. Наибольшие суммы банковских ссуд на покупку земли выдавались отдельным домохозяевам, а в их числе - на льготных условиях - владельцам хуторов и отрубов. 3/4 собственного земельного фонда банк продал владельцам хуторов и отрубов. В годы С. а. р. расширились масштабы крестьянских переселений (см. Переселенчество), правительство стало активно содействовать переселению деревенской бедноты из центральных губерний России на окраины, особенно в Сибирь. Однако освоение новых земель было не под силу разорённому крестьянству. Из 3 млн. чел., переселившихся за 1906-16, возвратились на прежние места 548 тыс. чел., т. е. 18%.
Итоги столыпинской аграрной реформы свидетельствовали о её провале. Несмотря на нажим правительства, из общин вышло к 1 января 1916 всего 2478 тыс. домохозяев с 16 919 тыс. дес. земли, что составило всего 26% числа общинных дворов и около 15% площади крестьянского общинного землевладения [5, C. 108].
Столыпинская аграрная реформа ускорила и облегчила процесс вовлечения крестьянской надельной земли в торговый оборот. На его основе росла классовая дифференциация крестьянства. 1079,9 тыс. домохозяев (53% вышедших из общины) продали за 1908-15 надельной земли 3776,2 тыс. дес. (22,4% всего надельного землевладения). Подавляющая масса крестьян, продававших землю, разорялась. Усилилась концентрация надельной земли в руках кулачества.
Не оправдались надежды царизма на массовое создание хуторов и отрубов как опорной базы "крепкого" крестьянства. За 1907-16 новое участковое землевладение составило на надельной земле 1317 тыс. хозяйств с 12 777 тыс. дес.; на земле, купленной с помощью Крестьянского банка, - 339 тыс. хозяйств с 4137 тыс. дес.; на казённых землях - 13 тыс. хозяйств с 224 тыс. дес.; всего - до 1670 тыс. хозяйств с 17 138 тыс. дес. земли. Организация хозяйства на хуторах и отрубах требовала значительных средств и была разорительной для основной массы крестьянства. Число зажиточных хуторов и отрубов было ничтожным. Ярким показателем провала столыпинской аграрной реформы был голод 1911, охвативший основные земледельческие районы России, от которого пострадало более 30 млн. чел. сельского населения [1, C. 116].
1.1 Ход Аграрной реформы
Наладив деятельность Крестьянского банка, правительство вплотную занялось реализацией указа 9 ноября 1906 г. На места заспешили министерские ревизоры, потребовавшие от губернских и уездных чиновников, чтобы все их силы сосредоточились на проведении аграрной реформы. Земские начальники, уличенные в нерадивости, увольнялись в отставку. Это резко подхлестнуло активность тех, кто оставался на службе. Явившись в то или иное село и собрав сход, они первым делом спрашивали: "Почему не укрепляетесь? Кто вас смущает?" Печать была переполнена сообщениями о произволе администрации. Аресты сельских старост и отдельных крестьян, запрещение высказываться на сходах против указа, вызов стражников и содержание их за счет общества - таков перечень средств, наиболее широко применявшихся властями. Практиковалась и административная высылка особо активных противников реформы из числа крестьян. Сведения о таких высылках можно найти и в литературе, и в архивах. К сожалению, общее число крестьян, высланных за агитацию против реформы, до сих пор не подсчитано. Психология государственных деятелей, говорящих одно и делающих другое,- явление поистине загадочное.
По-видимому, редко кто из них в такие моменты сознательно лжет и лицемерит. Благие намерения провозглашаются чаще всего вполне искренне. Тот же Столыпин, как мы помним, изначально вовсе не хотел насильственною разрушения общины. Другое дело, что не они, выступающие с высоких трибун, составляют множество тех бумаг, в которые и выливается реальная политика. Они их только подписывают, не всегда успев даже бегло просмотреть, не запомнив и, конечно же, не имея представления, какова статистика тех или иных распоряжений. Если при подписании какого-либо документа возникнет сомнение, то докладывающий его чиновник (человек, несомненно, толковый и дельный, показавший свою преданностью тут же все объяснит или предпримет какой-либо маневр. В крайнем случае - обидится (это на начальство тоже иногда действует). После недолгих колебаний документ будет подписан. Третьеиюньский государственный переворот коренным образом изменил обстановку в стране. Крестьянам пришлось оставить мечты о скорой "прирезке". Темпы реализации указа 9 ноября 1906 г. резко возросли. В 1908 г. по сравнению с 1907 г. число укрепившихся домохозяев увеличилось в 10 раз и превысило полмиллиона.
В 1909 г. был достигнут рекордный показатель - 579,4 тыс. укрепившихся. Представители правительства, в том числе Столыпин, жонглировали этими цифрами в законодательных собраниях и в беседах с репортерами. Но с 1910 г. темпы укрепления стали снижаться. Искусственные меры, введенные в закон 14 июня 1910 г., не выправили кривую. Численность выделяющихся из общины крестьян стабилизировалась только после выхода закона 29 мая 1911 г. "О землеустройстве". Однако вновь приблизиться к наивысшим показателям 1908-1909 гг. так и не удалось. За эти годы в некоторых южных губерниях, например в Бессарабской и Полтавской, общинное землевладение было почти совсем ликвидировано. В других губерниях, например в Курской, оно, утратило первенствующее положение.
Глава 2. Значение аграрной реформы
Достижение реального прогресса в области внедрения рыночных механизмов в земельные отношения - одна из основных задач экономической политики. Вместе с тем - это одна из сложнейших политических задач, решение которой до сих пор упирается и в приверженность старым идеологическим догмам, и в интересы крупных земельных собственников, которыми стали по существу многие бывшие руководители колхозов и совхозов.
Политика государства в АПН будет направлена на формирование реальных собственников имущественных лаев и земельных участков, развитие различных форм сельскохозяйственной кооперация. При этом нельзя допускать неконтролируемую скупку паев сельских жителей сторонними лицами в ущерб их эффективному использованию.
Будем двигаться по нескольким направлениям. Первое из них - законодательная база. В 1996 году необходимо принять Земельный кодекс Российской Федерации.
На базе права и под строгим государственным контролем будет сформирован рынок сельскохозяйственных земель, обеспечивающий реальный землеоборот и земельный залог.
Второе направление - стимулирование создания жизнеспособных агрофинансовых групп, в том числе посредством целевой продажи государственных пакетов акций. Третье направление - поддержка производства отечественных продовольственных товаров и защита внутреннего рынка. Мы должны создать стабильные условия для удовлетворения потребностей страны собственными продовольственными ресурсами.
Изменим механизм закупок в федеральные и региональные продовольственные фонды. Порядок их финансирования будет включать обязательную авансовую оплату, а государственные подрядчики будут определяться на конкурсной основе [2, C. 130].
Взамен действующей неэффективной практики предоставления прямых дотаций и льготных кредитов производителям создадим систему гарантирования и страхования экономических рисков при заключении срочных государственных контрактов на поставку продовольствия.
Будем развивать кредитные союзы и банки, ориентированные на село, а размеры импортных таможенных пошлин жестко увяжем с уровнем рентабельности отечественного производства. Продолжится стимулирование создания инфраструктуры аграрного рынка за счет внедрения системы залога и вексельного обращения. Установим 50-процентную скидку по оплате электроэнергии, использованной на производственные нужды.
Получит широкое распространение деятельность региональных лизинговых фондов для материально-технического обеспечения организаций и предприятий АПК на льготных условиях.
Будут сохранены все льготы по налогообложению и финансированию предприятий АПК. В частности, будет продлен срок действия льготы по налогообложению фермерских хозяйств.
Для тех, кто только приступает к созданию собственного дела на селе, мы предполагаем существенно сократить налоги, вплоть до полной их отмены.
Четвертое направление - преодоление локального монополизма. Будет положен конец локальному монополизму перерабатывающих, сбытовых и транспортных предприятий и сформирована конкурентная среда по всей цепочке движения сельскохозяйственной продукции от производителя к потребителю. Если мы не увеличим долю производителя в цене конечного продукта, крестьянину будет невыгодно работать при любой форме собственности.
Пятое направление - возрождение экспортного потенциала аграрного сектора России.
Информация о работе Столыпин П.А. Аграрная реформа: содержание, результаты