Страницы истории Санкт-Петербургского Университета Водных Коммуникаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 07:44, реферат

Описание работы

В настоящее время университет представляет собой отраслевой вертикально интегрированный научно-образовательный комплекс, в котором обучение студентов и курсантов ведется по направлениям подготовки бакалавриата, магистратуры и специальностям эксплуатационного, технического, информационного, экономического и гуманитарного профилей в рамках одиннадцати укрупненных групп специальностей (УГС).

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….3
Глава 1.История и развитие Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций………...7
Глава 2.Факультеты и кафедры Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций……………………………………………………...13
Глава 3.Гордость СПБГУВК……………………………………….23
1.1.Известные преподаватели……………………………………….23
1.2.Известные ученики………………………………………………24
Заключение…………………………………………………………26
Список используемой литературы……………………………………….27

Файлы: 1 файл

СПБГУВК.docx

— 50.87 Кб (Скачать файл)

«Санкт-Петербургский  государственный университет

водных  коммуникаций»

 

 

кафедра отечественной истории, политологии  и социологии

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

“Страницы истории Санкт-Петербургского Университета Водных Коммуникаций”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

Группы ЭФ-11

Карлова Марина

 

 

Проверил

КФН, доцент

Авсеев Александр  Александрович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012 г.

Оглавление:

 

Введение…………………………………………………………….3

 

 

Глава 1.История и развитие Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций………...7

 

 

Глава 2.Факультеты и кафедры Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций……………………………………………………...13

 

 

Глава 3.Гордость СПБГУВК……………………………………….23

 

1.1.Известные преподаватели……………………………………….23

 

1.2.Известные ученики………………………………………………24

 

 

Заключение…………………………………………………………26

 

 

 

Список используемой литературы……………………………………….27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Санкт-Петербургский государственный  университет водных коммуникаций – старейший транспортный ВУЗ России, ведущий свою историю с 1809 года, когда в Петербурге был учрежден Институт Корпуса инженеров водяных и сухопутных сообщений.

 

В настоящее время университет  представляет собой отраслевой вертикально  интегрированный научно-образовательный  комплекс, в котором обучение студентов  и курсантов ведется по направлениям подготовки бакалавриата, магистратуры и специальностям эксплуатационного, технического, информационного, экономического и гуманитарного профилей в рамках одиннадцати укрупненных групп  специальностей (УГС).

 

В составе университетского комплекса 10 факультетов, 47 кафедр, аспирантура и докторантура, научный центр, Колледж водного транспорта.

 

В составе университета образованы и работают филиалы ВПО (Воронежский, Выборгский, Мурманский, Уральский) и СПО на базе речных училищ в городах Печоре и Петрозаводске (Беломорско-Онежский филиал). В Котласском филиале обучение ведётся как по программам высшего, так и среднего профессионального образования. Открыты представительства в Москве и в Великом Новгороде.

 

Общая численность профессорско-преподавательского состава около 350 человек. В их числе 18 академиков и 13 членов-корреспондентов  отраслевых академий; докторов наук, профессоров  – 62 (18%); кандидатов наук, доцентов – 184 (53%), что составляет 71,3% лиц с учеными степенями и званиями.

 

Среди преподавателей университета Президент  Академии транспорта РФ, Заслуженные  деятели науки РФ, Заслуженные  работники высшего образования  РФ, Почетные работники транспорта и речного флота.

 

Общий контингент студентов составляет свыше 6000 чел., в том числе на дневной  форме обучения 3380 чел., около 3000 студентов  получают высшее образование на контрактной  основе с полным возмещением затрат. В университете обучаются свыше 100 аспирантов, докторантов и стажеров.

 

Подготовка специалистов с высшим образованием проводится по 25 специальностям и 10 направлениям.

По шести специальностям университетом  получен Международный сертификат института Морских инженеров  Великобритании.

 

Университет реализует все формы  обучения, включая экстернат.

 

Университет водных коммуникаций представляет собой учебно-научный комплекс, включающий институт ''Экономики финансов, права и судоходного бизнеса'', Колледж Инновационных технологий специалистов флота, девять факультетов, 45 кафедр, аспирантуру, докторантуру, научный центр, издательско-информационный центр.

 

Все кафедры, проводящие лабораторные практикумы, имеют в своем составе  учебные лаборатории. Наиболее крупные  из них: гидротехническая лаборатория  имени проф. В.Е. Тимонова; лаборатория мореходных качеств судов; дизельная лаборатория; специализированная лаборатория моделирования транспортных процессов и инновационных методов обучения имени проф. А.С. Бутова; учебная лаборатория на факультете портовой техники и электромеханики им. Проф. Ю.А. Рейнгольдта; учебно-тренажерный центр им. Проф. В.И. Зайкова.

 

В университете реализуются современные  технологии обучения на базе развитых компьютерных сетей, автоматизированных систем проектирования и управления образовательным процессом. Эффективно развивается дистанционное обучение. Университет имеет выход в  Интернет.

 

Дополнительное профессиональное образование ведется более чем  по 20 специальностям.

 

Университет занимает четыре корпуса  общей площадью 36000 кв.м., с хорошо оборудованными лабораториями, тренажерными комплексами по управлению судном и  его энергетическими установками, имеет уникальный тренажерный центр  глобальной морской системы связи, планетарий, около 20 компьютерных классов, опытовый бассейн, геобазу, два учебно-производственных судна «Василий Калашников» и «Павел Яблочков» для учебных и технологических плавательских практик студентов, учебно-производственный центр.

 

Социально-бытовая сфера включает в себя три современных общежития, в том числе одно гостиничного типа, медицинский пункт, буфеты и  столовые на 600 посадочных мест, базу отдыха в пригороде Санкт-Петербурга.

 

Университет располагает музеем, мемориалом в память об участниках Великой Отечественной  войны, хорошо оборудованным спортивно-оздоровительным  комплексом, спортивными тренажерными классами, яхт-клубом с современными парусными судами.

 

Университет водных коммуникаций имеет тесные связи с учебными научными учреждениями Германии, Голландии, Великобритании, Польши, Китая и других стран. На протяжении ряда лет свыше 100 иностранных студентов получают образование в университете.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.История и развитие Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций.

 

Официально датой основания  университета считается 2 декабря 1809 года.

В этот день Манифестом Александра I Департамент водяных коммуникаций и Экспедиция устроения дорог в государстве были преобразованы в Управление водяными и сухопутными сообщениями и создан Корпус инженеров путей сообщения.

 

Возникновение профессионального  образования для нужд водных сообщений  и военно-морской службы в России относится еще к началу 18 века и связано с реформами Петра I. Большой приток в Санкт-Петербург  европейских специалистов способствовал  образованию высокопрофессиональной научной школы гидротехнических сооружений.

 

Истоки идей создать в России специальное учебное заведение  в области путей сообщения  восходят к Екатерине II. В 1782году был  подписан Указ “Об учреждении гидравлического  корпуса” – “для сочинения планов, для управления и производства работ, как-то: шлюзов, каналов, пристаней и прочего тому подобного”. Среди зарубежных специалистов, внесших крупный вклад в развитие гидротехнического строительства, быль голландец Франц Павлович де Волан, приглашенный на русскую службу Екатериной II. Де Волану принадлежат проекты и постройка Тихвинской водной системы, Мариинского канала, канала между Шексной и Северной Двиной, обеспечившего судоходство от Волги до Архангельского порта, другие водные пути.

 

 

 И, наконец, 2 декабря 1809г. В царствование Александра I был основан Институт корпуса инженеров путей сообщения – первое транспортное и строительное высшее техническое учебное заведение в России.

Первым руководителем института  со званием “инспектор” был назначен Августин Августинович Бетанкур, хорошо знавший водные пути Европы и организовавший аналогичный корпус инженеров путей сообщения в Испании. А.А. Бетанкур известен как крупный инженер-механик, математик, строитель мостов и промышленных комплексов. Под его руководством был переоборудован Тульский оружейный завод, построен пушечный литейный двор в Карелии, построены здания Экспедиции изготовления государственных бумаг в Петербурге, Манеж в Москве. По проекту А.А. Бетанкура были созданы все подъемные механизмы и леса для строительства Исаакиевского собора, а также установлена Александровская колонна на Дворцовой площади в Петербурге. В период 1819 – 1824 г.г. А.А. Бетанкур был главным директором Управления путей сообщения, при котором создал Комиссию проектов и смет – первую проектную организацию для транспорта в России.

 

Первыми преподавателями института, были приглашенные в Россию иностранные  инженеры французы П. Базен, А. Фабр, К. Потье, А. Дестрем – воспитанники Парижской национальной школы мостов и дорог, имевшие большой опыт строительства и проведения работ  по регулированию рек.

 

В институт были привлечены русские  преподаватели В.И. Висковатый, Д.С. Чижов, А.И. Майоров и др. В 1802 г. Из Франции приехали Ламэ и Клапейрон. Постепенно преподавательский состав стал укомплектовываться выпускниками института, получившими опыт практической работы. В числе первых выпускников института С. Муравьев – Апостол А. Львов – известный музыкант и композитор своего времени.

 

За первые полвека своего существования  институт подготовил 1558 специалистов. В 1864г., в период реформ Александра II, институт был преобразован в гражданское  высшее учебное заведение первого  разряда с пятилетним сроком обучения и стал именоваться Институтом инженеров путей сообщения.

 

Число учащихся стало быстро возрастать. На пяти курсах института состояло:

  • 1865 г. – 148 человек;

 

  • 1869 г. – 210 человек;

 

 

  • 1870 г. – 284 человек;

 

 

  • 1871 г. – 445 человек.

 

 

 

В 1890 году институт пополнился рядом  известных ученых-совместителей. В  их числе был и Д.И. Менделеев. К 1891 г. Относятся первые защиты адъюнктских диссертаций.

 

До 1918 г. Институт выпускал инженеров  путей сообщения широкого профиля  без разделения на специализации. В  этом году на четвертом курсе были созданы три специальности: водная, сухопутная и воздушная, а в 1919 г. Организованы соответствующие факультеты.

 

Через несколько лет на водном факультете возникли два отделения – речное и морское, а на сухопутном – три  отделения (автодорожное, железнодорожное  и мостовое). Индустриализация страны потребовала увеличения числа выпускаемых  инженеров для всех отраслей. По решению правительства многофакультетные  высшие учебные заведения в 1930 г. Были реорганизованы в отраслевые учебные заведения.

 

В начале своего существования первый транспортный вуз России готовил  специалистов только для водного  транспорта и гужевых дорог. В  связи с началом строительства  железной дороги между Павловском и  Царским Селом под Петербургом, в 1835-36 годах в программу обучения; студентов» был введен раздел «Железные дороги», а в 1909-1910 учебном году – курс «Воздухоплавание».

 

Институт был однофакультетным до 1920 года, когда в нем были образованы четыре факультета, и уже на их базе в 1930 году в Ленинграде были созданы  четыре транспортных вуза: железнодорожный, автодорожный, гражданского воздушного флота и водный, получивший название Ленинградский институт инженеров  водного транспорта (ЛИИВТ).

 

Ленинградский институт инженеров  водного транспорта был создан 1 апреля 1930 г. На базе водного факультета Ленинградского института инженеров путей сообщения (ЛИИПС), 1 курса водного факультета Московского института инженеров транспорта (МИИТ) и нового набора студентов 1 курса эксплуатационного факультета.

 

Были организованы три факультета: гидротехнический, механический и эксплуатационный.

 

В 1931 году был организован сектор заочного обучения. В конце 1938 года в ЛИИВТе создано отделение заочного обучения и повышения квалификации. Заведующим отделением был назначен инженер путей сообщения Н.Е  Нестеров.

 

В довоенный период в институте  обучалось до 900 студентов заочников, работающих в различных организациях и на предприятиях водного транспорта.

 

После окончания Великой Отечественной  войны по мере роста числа обучаемых  стали создаваться учебно-консультационные пункты (УКП) в местах концентрации студентов-заочников: Киеве (1950), Москве (1954). Гомеле (1957), Котласе (1958).

После образования в 1959 году ЛИВТа, отделение заочного обучения стало  называться отделением заочного и вечернего  обучения, которое в 1962 году было преобразовано  в вечерний факультет, а в 1968 году в Ленинградский заочный факультет.

С целью лучшей координации работы сети иногородних подразделений  заочного обучения в 1985 году был создан заочный факультет пароходств северо-западных бассейнов, работавший параллельно  с Ленинградским заочным факультетом. Он просуществовал до 1992 года, его деканами были д.т.н., профессор В.Б. Чистов (1985-1988) и к.т.н., профессор Н.Н. Лимарь.

Ленинградский заочный факультет  в 1992 году был преобразован в факультет вечерне-заочного обучения, так он называется и в настоящее время.

 

В 1955 году подготовка специалистов велась уже на пяти факультетах: гидротехническом, судомеханическом, механизации и  оборудования портов, кораблестроительном  и инженерно-экономическом. Для работающих в отрасли действуют подразделения  вечернего и заочного обучения, а  также повышения квалификации.

За период с 1930 по 1955 г.г. ЛИИВТ выпустил 5484 специалиста по 12 специальностям. Многие из них добились больших успехов  и стали известны всей стране. 

В 1959 г. Произошло объединение Ленинградского института инженеров водного транспорта и Центрального научно-исследовательского института речного флота в Ленинградский институт водного транспорта (ЛИВТ).

С 9 ноября 2011г. Университет переименован в Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций» (Сокращенное название ФБОУ ВПО «СПГУВК»).

Информация о работе Страницы истории Санкт-Петербургского Университета Водных Коммуникаций