Сущность третье июньской политической системы. Николай II и его окружение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 13:32, контрольная работа

Описание работы

К началу ХХ века Россия представляла собой среднеразвитую страну «второго эшелона» капиталистического развития. В отличие от стран «первого эшелона» (Англии, Франции) она вступила на путь капитализма значительно позже—лишь в середине ХIХ в. Поэтому ее экономическое развитие носило догоняющий характер, проявлявшийся как в высоких темпах, так и определенной деформации его фаз и стадий. Одной из значительных особенностей была ведущая роль государства и государственного регулирования в экономической жизни страны.

Содержание работы

Введение 2
1. Становление многопартийности в России. Политические партии в
1905-1917 гг. 3
2. Достижения, проблемы и противоречия социально-экономической модернизации России в начале XXвека 6
3. Аграрная реформа П. А. Столыпина 10
4. Сущность третьеиюньской политической системы. Николай II и его окружение 13
4.1 Сущность третьеиюньской политической системы. 13
4.2 Николай II и его окружение 14
Заключение 17
Задание 1 18
Задание 2 21
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

История к..docx

— 63.59 Кб (Скачать файл)

В большинстве стран Западной Европы процесс модернизации начинался с развития рыночных отношений в деревне. Промышленному перевороту, как правило, предшествовал аграрный, сутью которого было становление сельского хозяйства фермерского типа, повышение товарности сельскохозяйственного производству. Важнейшим следствием аграрной революции является рост производительности труда в сельском хозяйстве, а значит, и рост излишков сельскохозяйственной продукции, с помощью которых можно было прокормить постоянно растущее население.

 В результате роста  производительности труда в сельском  хозяйстве для производства продуктов  питания требовалось сравнительно  меньше людей, поэтому дополнительная  рабочая сила, возникавшая в результате  роста населения, могла найти  применение в городской промышленности.

Модернизацию сельского хозяйства России сдерживали два основных фактора — помещичье землевладение и господство крестьянской общины. Уравнительная психология общины препятствовал выделению зажиточной

Крестьянские проблемы осложнялись существованием отрезков и выкупных платежей, которые значительно ограничивали платежеспособность крестьян, сужая спрос на промышленные изделия, что тормозило процесс индустриализации. Утверждению капитализма в русской деревне мешали и ограничения свободной купли-продажи земли.

Наиболее жесткие правила устанавливались для купли-продажи крестьянских наделов. Согласно закону от 14 декабря 1893 г. для продажи участка стоимостью до 500 рублей требовалось согласие 2/з всех членов сельского общества, а также утверждение Губернского по крестьянским делам присутствия. Если же стоимость надела превышала 500 рублей, то необходимо было получить разрешение двух министров: внутренних дел и финансов. Одновременно с этим запрещалось закладывать надельные земли у частных лиц и в частных учреждениях даже при условии погашения выкупной ссуды.

Что касается помещичьих имений и других категорий частновладельческих земель, то они находились в свободном обороте. Но и здесь имелись определенные ограничения: своей землей не могли свободно распоряжаться небогатые дворяне, получившие участки казенной земли, а также владельцы имений с особым порядком наследования.

Существовали ограничения в праве землевладения по национальному и религиозному признакам. Так, польские помещики были лишены права пожизненного владения землей в западных губерниях, крестьяне-католики ограничивались в размерах покупки земельных участков, которые не должны были превышать 60 десятин.

Согласно российским законам правом купли-продажи земли обладали иностранные подданные. Однако им было запрещено покупать земли в Польше, в западных российских губерниях, в Амурской и Приморской областях, а также на территориях, для которых вводились особые Положения об управлении (Туркестанский край, Акмолинская, Семипалатинская, Семиреченская, Уральская и Тургайская области).

Влияние российского законодательства на развитие предпринимательской деятельности. Взятый правительством курс на индустриальную модернизацию страны зачастую тормозился несовершенством российского законодательства.

В то время как большинство стран Европы перешло к регистрационной системе учреждения акционерных обществ и промышленных предприятий, в России существовала разрешительная система учреждения. И только в новом Положении о городских общественных банках 1912 г. был введен явочный порядок учреждения.

На рубеже веков в России, как и в других странах, стали появляться монополистические объединения. Юридическая наука того времени рассматривала монополии как объединения самостоятельных предпринимателей, которые были основаны на договоре и преследовали цель устранения или ограничения действия свободной конкуренции на производство и сбыт товаров.

 Между тем в российском  законодательстве содержался запрет  на «соглашение торгующих к  возвышению цен», поэтому коллективные  договоры предпринимателей приравнивались  к стачкам.

Помимо этого, государство вводило социальные ограничения на занятия предпринимательской деятельностью. Заниматься коммерцией было запрещено государственным чиновникам, лицам, находящимся на выборных должностях в общественных, городских и земских учреждениях, монастырским послушникам и некоторым категориям осужденных.

В то же время в России, в отличие от большинства стран Западной Европы, предпринимательством активно занимались женщины. Это было обусловлено особенностью законодательства, согласно которому жена могла самостоятельно распоряжаться собственным имуществом. И если при найме на работу замужней женщины необходимо было согласие мужа, то на занятие предпринимательской деятельностью подобного разрешения не требовалось. Закон предоставлял им те же права, что и мужчинам.

Вмешательство государства в экономику прослеживается и в сфере купли-продажи товаров. И хотя в начале XX в. ценообразование в России носило свободный характер и определялось главным образом спросом и предложением, что было подтверждено российским торгово-промышленным законодательством, тем не менее в стране сохранялись фиксированные цены на лекарства и перевозку по железным дорогам. Что касается таких предметов первой необходимости, как продукты питания (печеный хлеб и мясо), то цены на них устанавливались органами городского самоуправления и утверждались губернаторами. Тем самым государство стремилось защитить малообеспеченные слои населения и расширить потребительский рынок. Эти же цели преследовало постановление правительства от 9 января 1904 г., разрешающее в розничной торговле продажу товаров в рассрочку.

Таким образом, Россия начала XX в. встала на путь ускоренной модернизации. Значительные перемены затронули область индустриального производства. Капиталистическая эволюция сельского хозяйства проходила более медленными темпами, что вело к сохранению потребительского характера крестьянских хозяйств, отсутствию развитого рынка рабочей силы. Развитие рыночной экономики тормозилось ограничением свободной купли-продажи земли, а также существованием старой юридическо-правовой базы, санкционирующей вмешательство государства в экономическую сферу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Аграрная реформа П. А. Столыпина

  В российском обществе важнейшим вопросом всегда был аграрный. Крестьяне, ставшие в 1861 свободными, землю фактически в собственность не получили. Их душили малоземелье, община, помещики, поэтому в период революции 1905 – 1907 судьба России решалась в деревне.                               Все реформы Столыпина, который в 1906 возглавил правительство, так или иначе были направлены на преобразования в деревне. Самая главная из них аграрная, получившая название «столыпинская», хотя её проект был разработан еще до него.

Целью ее должно было стать укрепление позиций «крепкого единоличного собственника». Это был первый шаг реформы, осуществлявшейся в трех основных направлениях:

- разрушение общины и  введение крестьянской частной  собственности на землю вместо общинной;

- помощь кулакам через  Крестьянский банк и путем  частичной продажи им государственных  и дворянских земель;

- переселение крестьян  на окраины страны.

 Сущность реформы заключалась  в том, что правительство отказывалось  от прежней политики поддержки  общины и переходило к её  насильственной ломке.

Как известно, община была организационным и хозяйственным объединением крестьян для пользования общим лесом, выгоном и водопоем, союз в отношении с властями, своего рода социальным организмом, дававшим сельским жителям небольшие житейские гарантии. Община до 1906 г. сохранялась искусственно, так как была удобным средством государственного контроля над крестьянами. Община отвечала за выплату налогов и разных платежей при выполнении государственных повинностей. Но община тормозила развитие капитализма в сельском хозяйстве. Вместе с тем общинное землепользование задерживало естественный процесс расслоения крестьянства и ставило преграду на пути образования класса мелких собственников. Неотчуждаемость надельных земель делала невозможным получение ссуд под их залог, а чересполосица и периодические переделы земли препятствовали переходу к более продуктивным формам её использования, поэтому предоставление крестьянам права свободного выхода из общины было давно назревшей экономической необходимостью. Особенностью «столыпинской» аграрной реформы было стремление быстрее разрушить общину. Главной причиной такого отношения власти к общине послужили революционные события и аграрные беспорядки в 1905 – 1907.

 Другой не менее  важной целью земельной реформы  была социально-политическая, так  как требовалось создать в  качестве социальной опоры самодержавия класс мелких собственников как основной ячейки государства, являющейся противником всяких разрушительных теорий.

Осуществлению реформы положил начало царский указ от 9 ноября 1906 под скромным названием «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения», согласно которому разрешался свободный выход из общины.

Земельные наделы, находившиеся в пользовании крестьян со времени последнего передела, закреплялись в собственность независимо от изменения количества душ в семье. Появилась возможность продать свой надел, а также выделить землю в одном месте – на хуторе или отрубе. Одновременно все это предполагало снятие ограничений на передвижение крестьян по стране, передачу Крестьянскому поземельному банку части государственных и удельных земель для расширения операций по купле-продаже земли, организацию переселенческого движения в Сибирь с целью наделения без- и малоземельных крестьян наделами за счет освоения огромных восточных просторов. Но у крестьян часто не хватало средств для обзаведения хозяйством на новом месте. После 1909г. переселенцев стало меньше. Часть из них, не выдержав тяжелых условий жизни, возвращалась.

Хуторянам банк предоставлял льготы. Крестьянский банк также способствовал созданию в деревне слоя зажиточных хозяев-кулаков.

С 1907 по 1916 г. в Европейской России из общины вышло только 22 % крестьянских дворов. Возникновение слоя хуторян–фермеров вызывало сопротивление со стороны крестьян-общинников, которое выражалось в порче скота, посевов, инвентаря, избиениях и поджогах хуторян. Только за 1909 – 1910 гг. полиция зарегистрировала около 11 тысяч фактов поджога хуторских хозяйств.

Подобная реформа при всей своей простоте означала революцию в почвенном укладе. Предстояло изменить весь строй жизни и психологию общинного крестьянства. Столетиями утверждались общинный коллективизм, корпоративность, уравнительность. Теперь надо было перейти к индивидуализму, частнособственнической психологии.

 Указ от 9 ноября 1906 был затем трансформирован в постоянно действующие законы, принятые 14 июля 1910 и 19 мая 1911, в которых предусматривались дополнительные меры для ускорения выхода крестьян из общины. Например, в случае проведения землеустроительных работ для ликвидации чересполосицы внутри общины её члены впредь могли считаться собственниками земли, даже если они об этом не просили.

Последствия:

- ускорение процесса  расслоения крестьянства,

- разрушение крестьянской  общины,

- неприятие реформы значительной  частью крестьянства.

Итоги:

- выделение из общины  к 1916 25 – 27 % крестьянских дворов,

- рост сельскохозяйственного производства, увеличение экспорта хлеба.

«Столыпинская» аграрная реформа не успела дать всех ожидавшихся от нее результатов. Сам инициатор реформы считал, что необходимо не менее 20 лет, чтобы постепенно решить земельный вопрос. “Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешнюю Россию”, - говорил Столыпин. Этих двадцати лет не оказалось ни у России, ни у самого реформатора. Однако за 7 лет фактического действия реформы были достигнуты заметные успехи: посевные площади выросли в целом на 10%, в районах наибольшего выхода крестьян из общины – в полтора раза, на одну треть увеличился хлебный экспорт. За эти годы удвоилось количество применяемых минеральных удобрений и ширилось использование сельскохозяйственных машин. К 1914 г. фермеры обогнали общину по поставкам товаров в город и составляли 10,3% общего числа крестьянских хозяйств (по мнению Л.И. Семенниковой, это было много за короткий срок, но мало в масштабах страны). К началу 1916 г. фермеры имели личные денежные вклады в размере 2 млрд. рублей.

Проведение аграрной реформы ускорило развитие капитализма в России. Реформа стимулировала не только развитие сельского хозяйства, но и промышленности и торговли: масса крестьян устремилась в города, увеличивая рынок рабочей силы, резко возрос спрос на продукцию сельского хозяйства и промышленности. Иностранные наблюдатели отмечали, что «если у большинства европейских народов дела пойдут таким же образом между 1912 – 1950 годами, как они шли между 1900 – 1912, то к середине настоящего столетия Россия будет доминировать в Европе, как в политическом, так и в экономическом и финансовом отношении».

Однако большинство крестьян по – прежнему было привержено общине. Для бедных – она олицетворяла социальную защиту, для богатых – легкое решение своих проблем. Таким образом, кардинально реформировать «почву» не удалось.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Сущность третьеиюньской политической системы. Николай II и его окружение

4.1 Сущность третьеиюньской политической системы

Избранная в начале 1907 II Государственная дума отказалась сотрудничать с правительством и прежде всего по аграрному вопросу. 1 июня 1907 Столыпин обвинил социал-демократические партии в намерении «ниспровергнуть существующий строй». Николай II 3 июня 1907 своим указом распустил II Государственную думу и ввел новый избирательный закон, согласно которому квоты по выборам перераспределялись в пользу политических сил, лояльных к монархии. Это было определенным правонарушением манифеста 17 октября 1905 и основных законов российской империи, поэтому революционный лагерь определил данное изменение как государственный переворот, что означало окончательное поражение революции 1905 – 1907. В стране начала действовать так называемая третьеиюньская государственная система (1907 – 1914) – внутренняя политика самодержавия направленная на подавление антиправительственных выступлений.

Информация о работе Сущность третье июньской политической системы. Николай II и его окружение