Суть доктрины и влияние на формирование внешней политики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 18:27, лекция

Описание работы

Филофей в своих посланиях великому князю Московскому Василию Ивановичу и царю Ивану Васильевичу сформулировал и обосновал доктрину «Москва – Третий Рим» в соответствии с господствовавшим в то время миропониманием и духовными запросами общества. Первоначально идея превращения Москвы в третий Рим относилась не столько к ее политическому могуществу, сколько к предназначению русского государства быть убежищем "истинного христианства". Однако очень скоро у нее появился и новый смысл, произошло своеобразное смещение акцентов - с религиозного провиденциализма в сторону идейно-политического обоснования возвышения Москвы как державы.

Файлы: 1 файл

СУТЬ ДОКТРИНЫ И ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ.docx

— 16.30 Кб (Скачать файл)

СУТЬ ДОКТРИНЫ И ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

Возникновение концепции  «Москва - Третий Рим» обычно связывают  с именем старца псковского Елизарова  монастыря Филофея. Как ныне считается, старец Филофей родился около 1465 года и скончался в 1542 году.

Филофей в своих посланиях великому князю Московскому Василию Ивановичу и царю Ивану Васильевичу сформулировал и обосновал доктрину «Москва – Третий Рим» в соответствии с господствовавшим в то время миропониманием и духовными запросами общества. Первоначально идея превращения Москвы в третий Рим относилась не столько к ее политическому могуществу, сколько к предназначению русского государства быть убежищем "истинного христианства". Однако очень скоро у нее появился и новый смысл, произошло своеобразное смещение акцентов - с религиозного провиденциализма в сторону идейно-политического обоснования возвышения Москвы как державы.

Филофей писал царю:

"Храни и внимай благочестивый  царь тому, что все христианские  царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий  стоит, четвертому же не бывать".

Таково, по мнению Филофея, "настоящее" и "будущее" русского государства, а с ним и церкви. Эта формулировка и стала классическим выражением концепции "Москва - Третий Рим".

Источники доктрины

Она возникла не сразу: имела "скрытый" период своего развития с XV по конец XVI в.

В 1473 г. Иван III вступил в  брак с последней византийской принцессой Софией Палеолог. Именно тогда Москва приняла в качестве государственного герба византийского двуглавого орла.

Окончательное освобождение русского народа от татаро-монгольского ига в 1480 г. поставило уже напрямую перед Московским государством вопрос об осмыслении своего исторического  бытия и предназначения. Исторические события определенно противопоставляли  исторические судьбы двух великих православных держав: в то время как в Византии мусульманство торжествует над  православием, на Руси православие  одерживает долгожданную победу над  мусульманством. Именно тогда-то и нашла  у нас почву богословская мысль  о "третьем Риме".

Учение Филофея вначале рассматривалось как религиозно-философская теория, не связанная с политическими амбициями, с претензиями Московского государства на господство над другими странами. Царская власть призывалась хранить Православие в его последней столице. Подобная интерпретация возникла лишь в позднейшее время, в частности, в трудах антистарообрядческих полемистов, пытавшихся объяснить причины раскола самовозвеличиванием русского народа перед другими православными странами.

Важное значение для последующей истории имел состоявшийся в 1551 году при царе Иване IV Грозном и митрополите Макарии Стоглавый собор, получивший своё название от ответов на поставленные царем вопросы, разделенные на сто глав. Собор ставил перед собой задачу упорядочения церковной жизни, исправления недостатков и погрешностей.

Важное мировоззренческое  значение имело учреждение в 1589 году патриаршества на Руси. Первым патриархом Московским стал русский митрополит Иов. Доктрина «Москва - Третий Рим» получила подтверждение с утверждением за Московской кафедрой высшего первосвятительского сана.

Русь все более утверждается в роли опоры вселенского Православия  и одновременно апокалипсического Третьего, последнего Рима, с падением которого наступит пришествие антихриста, ибо «четвертому Риму не быти».

Доктрина «Москва – Третий Рим» в общественной и политической жизни  Руси конца XV- XVIII веков

Руководящей идеей у Филофея является идея провиденциализма: все, что совершается в истории, все совершается по мудрому начертанию Промысла.

В основе же его политической идеологии лежит понятие богоизбранности царства, которое направляет жизнь человечества к конечной цели бытия людей на земле; богоизбранный народ хранит истинную богооткровенную религию. Филофей не раскрывает полного чередования мировых царств, а непосредственно останавливается на старом Риме, указывает его преемство Константинополем - вторым Римом, и, наконец, переходит к Руси, с богоспасительной Москвою, этим третьим Римом - и последним.

К XVII веку, ко времени царствования Алексея Михайловича религиозно-историософская концепция «Москва - третий Рим» окончательно приобрела собственное политическое звучание и превратилась в официальную геополитическую доктрину Кремля. Русское государство стало рассматриваться его руководителями не только как хранитель «древнего благочестия», но и как законный покровитель и защитник всех православных христиан.

Постепенно, по мере укрепления основ русского самодержавия и его  идеологии учение о Москве как Третьем Риме из факта консолидации нации превращалось в охранительно-консервативную силу, и неслучайно именно оно сыграло роковую роль в церковном расколе XYII века, переросшем в трагический раскол общества. В эпоху русского раскола идея Москвы как Третьего Рима последний раз выражалась непосредственно народом в своем первоначальном виде, после чего послания старца Филофея имели хождение главным образом в старообрядческой литературе.

Как известно, государство  и официальная церковь выступили  в качестве поборников включения  России в мировой церковный и  политический процесс, тогда как  народ в значительной части своей  остался на позициях верности старине. В основу раскола легло сомнение в том, что русское царство, Третий Рим, есть истинное православное царство. Раскольники почуяли измену в  церкви и государстве, они перестали  верить в святость иерархической  власти в русском царстве. Сознание богооставленности царства было главным движущим мотивом раскола.

Итак, край, где живут русские, воспринимался уже как вполне русский, но окончательно он превращался  в Россию, когда в нем строились  церкви. Основная модель распространения  Православия среди инородцев  была воспринята Россией от Византии. Миссия осуществлялась спонтанным образом  удалявшимися за пределы Византийской империи монахами; имперское же правительство  было готово лишь при успехе миссии оказать ей необходимую поддержку, что подразумевало определенный контроль и определенную централизацию. Императоры осознавали роль добровольных проповедников для сохранения Христианского - "Римского" - единства.

Итак, силу русской экспансии  обеспечивала идеологема "Москва - Третий Рим ". Она, с одной стороны, послужила основой государственной идеологии, предполагающей территориальную экспансию; она же сделала для народа психологически легким процесс переселения в регионы, где еще не была установлена или упрочена (как на завоеванных территориях) российская государственная юрисдикция.

В свете этого центрального принципа, включение в государство  новых земель означало расширение пределов Православного мира и увеличение численности православного народа. Русское переставало быть этнической характеристикой и становилось  государственной: все, что служит процветанию  Православного государства, является русским. Не русские - православный народ, а весь православный народ - русский, по имени православного государства. 


Информация о работе Суть доктрины и влияние на формирование внешней политики России