Суть реформы Петра 1

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 11:12, контрольная работа

Описание работы

Реформы Петра I — преобразования в государственной и общественной жизни, осуществлённые в период правления в России Петра I. Всю государственную деятельность Петра I условно можно разделить на два периода: 1696—1715 годы и 1715—1725.
Особенностью первого этапа были спешка и не всегда продуманный характер, что объяснялось ведением Северной войны. Реформы были нацелены прежде всего на сбор средств для ведения войны, проводились насильственным методом и часто не приводили к желаемому результату. Кроме государственных реформ на первом этапе проводились обширные реформы с целью модернизации уклада жизни. Во втором периоде реформы были более планомерными.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...……3
Реформы государственного управления………………………………….…..4
Областная реформа………….…………………………………………………7
Судебная реформа…………………………………………………………...…8
Контроль над деятельностью государственных служащих…………………9
Реформы армии и флота……………………………….………………………9
Церковная реформа……………………………………………..…………….10
Вероисповедная политика……………………………………………………11
Финансовая реформа……………………………………………………...…..12
Преобразования в промышленности и торговле……………………………13
Реформа самодержавия………………………………………….……………16
Сословная политика……………………………………………………..……16
Дворянство…………………………………………………...………………..16
Крестьянство…………………………………………………………..………18
Городское население……………………………………...…………………..19
Преобразования в сфере культуры…………………………….…………….20
Образование………………………………………………….………………..22
Заключение………………………………………………………………….…24
Список используемой литературы………………………………………...…26

Файлы: 1 файл

суть реформ петра.docx

— 73.52 Кб (Скачать файл)

Городское население.

 

Городское население в эпоху Петра I было очень невелико: около 3 % населения страны. Единственным крупным городом была Москва, которая до царствования Петра являлась столицей. Хотя по уровню развития городов и промышленности Россия сильно уступала Западной Европе, но в течение XVII в. происходил их постепенный рост. Социальная политика Петра Великого, касавшаяся городского населения, преследовала обеспечение уплаты подушной подати. Для этого население делилось на две категории: регулярных (промышленники, купцы, ремесленники цехов) и нерегулярных граждан (всех остальных). Отличие городского регулярного обывателя конца царствования Петра от нерегулярного заключалось в том, что регулярный гражданин участвовал в городском управлении путём избрания членов магистрата, был записан в гильдию и цех или нёс денежную повинность в доле, падавшей на него по общественной раскладке.

В 1722 году появились ремесленные цехи по западноевропейскому образцу. Основной целью их создания стало объединение разрозненных ремесленных мастеров для производства продукции, необходимой армии. Однако цеховая структура на Руси не прижилась. В период правления Петра изменилась система управления городами. Назначаемые царем воеводы были заменены выборными Городскими магистратами, подчинённые Главному магистрату. Магистраты обеспечивали сбор налогов и выполняли судебные функции. Эти меры означали развитие городского самоуправления.

Преобразования в сфере культуры.

Пётр I изменил начало летоисчисления с так называемой византийской эры («от сотворения Адама») на «от Рождества  Христова». 7208 год по византийской эре  стал 1700 годом от Рождества Христова, а Новый год стал праздноваться 1 января. Кроме того, при Петре  было введено единообразное применение юлианского календаря.

После возвращения из Великого посольства Пётр I повёл борьбу с внешними проявлениями «устаревшего» образа жизни (наиболее известен запрет на бороды), но не менее обращал внимание на приобщение дворянства к образованию и светской европеизированной культуре. Стали появляться светские учебные заведения, основана первая русская газета, появляются переводы многих книг на русский. Успех по службе Пётр поставил для дворян в зависимость от образования.

При Петре в 1703 появилась первая книга на русском языке с арабскими цифрами. До того числа обозначались буквами с титлами (волнообразными линиями). В 1708 Пётр утвердил новый алфавит с упрощённым начертанием букв (церковнославянский шрифт остался для печатания церковной литературы), две буквы «кси» и «пси» были исключены.

Петром были созданы новые типографии, в которых за 1700—1725 напечатано 1312 наименований книг (в два раза больше, чем за всю предыдущую историю  русского книгопечатания). Благодаря  подъему книгопечатания потребление  бумаги выросло с 4-8 тысяч листов в конце XVII века, до 50 тысяч листов в 1719 году.

Произошли изменения в русском  языке, в который вошли 4.5 тысячи новых слов, заимствованных из европейских  языков.

В 1724 Пётр утвердил устав организуемой Академии наук (открылась в 1725 после его смерти).

Особое значение имело строительство  каменного Петербурга, в котором  принимали участие иностранные  архитекторы и которое осуществлялось по разработанному царём плану. Им создавалась  новая городская среда с незнакомыми  прежде формами быта и времяпрепровождения (театр, маскарады). Изменилось внутреннее убранство домов, уклад жизни, состав питания и пр.

Специальным указом царя в 1718 были введены ассамблеи, представлявшие новую для России форму общения между людьми. На ассамблеях дворяне танцевали и свободно общались, в отличие от прежних застолий и пиров. Реформы, проведённые Петром I, затронули не только политику, экономику, но также искусство. Петр приглашал иностранных художников в Россию и одновременно посылал талантливых молодых людей обучаться «художествам» за границу, в основном в Голландию и Италию. Во второй четверти XVIII в. «петровские пенсионеры» стали возвращаться в Россию, привозя с собой новый художественный опыт и приобретённое мастерство.

30 декабря 1701 г. (10 января 1702 года) Пётр издал указ, которым предписывалось писать в челобитных и прочих документах имена полностью вместо уничижительных полуимен(Ивашка, Сенька и т. п.), на колени перед царём не падать, зимой на морозе шапку перед домом, в котором находится царь, не снимать. Он так пояснял необходимость этих нововведений: «Менее низости, более усердия к службе и верности ко мне и государству — сия то почесть свойственна царю…»

Пётр пытался изменить положение  женщин в русском обществе. Он специальными указами (1700, 1702 и 1724 гг.) запретил насильственную выдачу замуж и женитьбу. Предписывалось, чтобы между обручением и венчанием был не менее чем шестинедельный период, «дабы жених и невеста могли распознать друг друга». Если же за это время, говорилось в указе, «жених невесты взять не похочет, или невеста за жениха замуж идти не похочет», как бы на том ни настаивали родители, «в том быть свободе». С 1702 г. самой невесте (а не только ее родственникам) было предоставлено формальное право расторгнуть обручение и расстроить сговоренный брак, причем ни одна из сторон не имела права «о неустойке челом бить». Законодательные предписания 1696—1704 гг. о публичных празднествах вводили обязательность участия в торжествах и празднествах всех россиян, в том числе «женского пола».

Постепенно в среде дворянства складывалась иная система ценностей, мировосприятия, эстетических представлений, которая коренным образом отличалась от ценностей и мировоззрения  большинства представителей остальных  сословий.

Образование.

Петр ясно сознавал необходимость  просвещения, и предпринял с этой целью ряд решительных мер.

14 января 1700 года в Москве была открыта школа математических и навигационных наук. В 1701—1721 были открыты артиллерийская, инженерная и медицинская школы в Москве, инженерная школа и морская академия в Петербурге, горные школы при Олонецких и Уральских заводах. В 1705 была открыта первая в России гимназия. Целям массового образования должны были служить созданные указом 1714 года цифирные школы в провинциальных городах, призванные «детей всякого чина учить грамоте, цифири и геометрии». Предполагалось создать по две такие школы в каждой губернии, где обучение должно было быть бесплатным. Для солдатских детей были открыты гарнизонные школы, для подготовки священников создана сеть духовных школ 1721.

По оценке ганноверца Вебера, за время  правления Петра несколько тысяч  россиян были отправлены учиться  за границу.

Указами Петра было введено обязательное обучение дворян и духовенства, но аналогичная  мера для городского населения встретила  яростное сопротивление и была отменена. Попытка Петра создать всесословную начальную школу не удалась (создание сети школ после его смерти прекратилось, большинство цифирных школ при его  преемниках были перепрофилированы  в сословные школы для подготовки духовенства), но тем не менее в  его царствование были заложены основы для распространения образования  в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение. 
Реформы в России предпринимались неоднократно, но практически все 
попытки не увенчались успехом. Главная причина этого состоит в том, что 
периодически возникавшее у власти стремление к переменам 
сосредоточивалось не на изменении общества, а на реформировании 
государства. Интересы человека игнорировались всеми реформами без 
исключения. Правила реформирования в России совсем иные, чем в западном обществе. В России не существовало социальной базы для реформаторства в силу господства традиционной культуры, ориентированной на идеальную имперскую власть. Чтобы осуществить реформы, нужно, по крайней мере, сформулировать их конечную цель. Россия же вместо этого всегда начинала подражать странам западного типа, с тем, чтобы стать государством, способным активно противостоять Западу. Кроме того, для реформы необходимо неединовременное усилие, их реализация предполагает достаточно длительный цикл - 2-3 поколения - 
именно на протяжении этого срока полностью меняется стереотип сознания человека.  Понятие России в значительной степени отождествлялось с Государством Российским. Само понимание русского, русской территории после классического периода Киевской Руси связывалось с работой государственного собрания. В условиях слабости или практического отсутствия гражданского общества 
реформы, которые в Европе шли снизу, от общества, как результат выхода 
на поверхность новых укладов, новых типов производств в борьбе со 
сложившимися, - в России проводились в интересах власти перед лицом 
внешней и внутренней угрозы, в частности, со стороны собственного 
общества. Поэтому эти реформы осуществлялись прежде всего посредством подавления общества, породив феномен отчуждения общества от власти.  
 
В России налицо особенное, ни с чем не сравнимое развитие, в котором 
движение вперед парадоксальным образом переплетается с подавлением 
свободы, а технический и другой прогресс - с отчуждением общества от 
государства. Реформы Петра заморозили процессы эмансипации частной собственности, особенно на самом массовом, крестьянском уровне. Подтверждение этому -разрушение права частного владения землей вследствие введения уравнительного подушного (вместо поземельного) налога на государственных крестьян. Со временем этот налог привел к ликвидации частного владения, переделам земли общиной и к всё возрастающему вмешательству государства в дела крестьян.  
Сейчас, оглядывая разоренную страну, оказавшуюся вдруг, как в давние 
времена, нищей и отсталой, который раз в нашей истории, ощутив себя 
перед неопределенностью будущего, необходимо задуматься, так как 
пронесла с собой наша страна сквозь революционные бури вековую традицию создавать в результате реформ жестко-деспотический режим особого типа, который в России назывался самодержавием. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

В.И. Буганов "Петр Великий и его  время" - М.: Наука, 1989.

Википедия.


Информация о работе Суть реформы Петра 1