Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:59, реферат
Ни одна страна Древнего Востока не оставила нам такого обилия законов, как Месопотамия. Древнейшие из них записаны шумерами в конце 3 - го тысячелетия до н.э. Развивая шумерские традиции, вавилоняне достигли больших успехов в становлении права и врачевании. Фрагменты других относятся к началу 2 – го тысячелетия до н. э. и более позднему периоду. Однако, самым обширным памятником права Древней Месопотамии остаются законы Хаммурапи - шестого царя I Вавилонской династии.
1. Введение.
2. Хаммурапи – шестой монарх династии Аморитов.
2.1 Историческая ситуация в Вавилоне в годы правления царя Хаммурапи.
3. Свод законов Хаммурапи. Правовые аспекты деятельности врачей.
4.Заключение.
Для контроля над деятельностью местных правителей и проведения в жизнь царской воли на места посылались специальные гонцы или "царские посланцы", наделявшиеся царем огромными полномочиями.
В древневавилонском государстве сохранились и органы общинного управления. Органом общинного управления являлся общинный совет, однако его глава - рабианум - назначался царем. К ведению общинного совета относилось управление неразделенной общинной землей, разрешение земельных споров и споров о пользовании водой, сбор налогов, наблюдение за исполнением царских повинностей, а также исполнение судебно-полицейских функций, в частности поддержание общественного порядка.
Среди историков и юристов долго велись споры о природе и характере Законов Хаммурапи: считать ли их плодом творчества царя-законодателя и его учёных, пользовавшихся в своей работе сборниками «царских решений», то есть приговоров, вынесенных по различным делам прежними царями, или же это кодификация обычного права, то есть запись и систематизация издавна существовавших в Месопотамии обычаев. Другой вопрос касается действенности кодекса - насколько обязательным было следовать букве и духу этих законов. Многочисленные деловые и судебные документы старовавилонской эпохи дают немало примеров отступлений от соответствующих статей кодекса при решении дел и заключении сделок. Видимо, в реальной жизни Законы Хаммурапи представляли собой собрание настоятельно рекомендуемых «идеальных» решений, во многих случаях не обладавших силой некоего категорического императива и допускавших существенные отклонения. Так или иначе, но кодекс Хаммурапи, представляющий собой результат тщательного обобщения и систематизации разновременных писаных и неписаных норм права, на протяжении столетий служил авторитетнейшим руководством в судебной практике вавилонян.
Правовые аспекты деятельности врачей.
Сначала законы Хаммурапи записывали на глиняных табличках, а к концу правления свели воедино и высекли на черном базальтовом столбе высотой 2,25 м.Этот памятник права был обнаружен в 1901 г. Французской археологической экспедицией под руководством Ж. де Моргана при раскопках древнего города Сузы – столицы древнего Элама.(территория современного Ирана). В 1160 г. До н.э. эламиты завоевали Вавилон и вместе с другими военными трофеями вывезли в Сузы стелу с законами Хаммурапи.
В верхней его части вырезаны две фигуры: восседающего на троне бога Солнца, правды и справедливости Шамаша и стоящего перед ни царя Хаммурапи, который получает из рук бога – покровителя правосудия судейский жезл (или атрибуты власти). Вся остальная часть столба с обеих сторон покрыта клинописным текстом, содержащим короткое введение, 282 закона и заключение.
Законы Хаммурапи принадлежат к числу наиболее древних законодательств мира и ярко отражают общественные отношения периода раннего рабовладения на Востоке. Они охватывают все сферы жизни Вавилонского государства первой половины XVIII в. до н.э. и характеризуют Хаммурапи как мудрого и в то же время деспотичного правителя, который уделял большое внимание хозяйственной, военной и судебной деятельности государства.
Некоторые параграфы Законов касаются правовых аспектов деятельности врачевателей. В случае успешного лечения они получали весьма высокое вознаграждение:
221. Если лекарь срастил сломанную кость [у человека] или же вылечил больной сустав, [то] больной должен заплатить лекарю пять сиклей серебра.
222. Если [это] сын мушкенума , [то] он должен заплатить три сикля серебра.
223. Если [это] раб человека, [то] хозяин раба должен заплатить лекарю два сикля серебра.
В течении всей истории Месопотамии серебро было мерилом стоимости, средством обмена и платежа. Во времена Хаммурапи на один сикль серебра (ок. 8,4 г) можно было купить 300 л зерна. По нормам потребления того времени мужчине требовалось в год около 550 л зерна (ячмень) из расчета 1,5 л в день (мясо ели только во время обрядов жертвоприношения). Для женщин и детей нормы зерна были в два раза меньше. Таким образом, пять ёиклёй серебра составляли большую сумму: на них можно было целый год кормить несколько человек.
При общей суровости Законов Хаммурапи столь высокая плата врачевателю за лечение была связана с большим риском его профессии из-за обычая "талиона" (воздаяние равным за равное: око за око, зуб за зуб). В случае неблагоприятного исхода лечения врачеватель подвергался суровому наказанию:
218. Если врачеватель сделал свободному человеку сильный надрез бронзовым ножом и [тем] умертвил этого _человека, либо сделал надрез в области nakkaptu (брови или виска) этому человеку бронзовым ножом и [тем] погубил глаз этого человека, ему надлежит отрезать руку (перевод И. М. Дьяконова и В. А. Якобсона).
"Сильный надрез бронзовым ножом" в этой части головы мог производиться в различных случаях (при абсцессе, нагноении раны и т. п.) и всегда был неизменно сопряжен с большим риском повредить глаз, сосуды или нервы, особенно при отсутствии соответствующих анатомических знаний у вавилонян. Вот почему при благоприятном Исходе того же опера явного вмешательства лекарь полу-"ал самое высокое вознаграждение:
215. Если врачеватель сделал свободному человеку сильный надрез бронзовым ножом и человека или сделал надрез в области riskkaptu (брови или виска) этому человеку :гонзовым ножом и спас глаз человека, то он должен получить десять сиклей серебра.
216. Если больной – мушкенум, то он платит пять сиклей серебра.
217. Если больной – чей-нибудь раб, то гееподин раба платит врачевателю два сиклй серебра.
Различная плата врачевателю за :дно и то же лечение свидетельствует : социальном неравенстве и расслоение общества, и как следствие – классовом подходе к врачебной деятельности и организации медицинского дела.
4. Заключение.
Законы Хаммурапи защищали честь, достоинство и здоровье человека, но так, же жестоко наказывали за провинности. Вполне вероятно, что копии законов были во всех крупных городах Вавилонского царства. Однако, несомненно – они были широко известны и в значительной степени предопределили законодательства других восточных государств более позднего времени.
Список использованной литературы:.
1. Волков И. М. Законы вавилонского царя Хаммурапи. М., 1914
2. Практикум по истории древнего мира. Сост. Н. Л. Просина, И.С.Свенцицкая. Законы Хаммурапи, царя Вавилона (1792-1750 гг. до н.э.) - М., 1965. - С. 28-54.
3. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К. История медицины Учебник для медицинских ВУЗов
4. Тураев Б.А. История древнего Востока / Под редакцией Струве В. В. и Снегирёва И. Л — 2-е стереот. изд. — Л.: Соцэкгиз, 1935
5. Якобсон В.А. Законы Хаммурапи // История древнего мира: Ранняя древность. М., 1982. С. 103–108.
6. сайт: http://www.hrono.info/ от 24. 02 12 г.
2
Информация о работе Свод законов Хаммураппи - один из первых законодательных актов медицины