Таможенная политика СССР в 80-е годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 22:22, реферат

Описание работы

В послереволюционной России и в дальнейшем – в Союзе ССР – процесс становления и развития таможенного дела и законодательства о нем носил сложный и противоречивый характер. В целом в период – с октября 1917 года и по 1991 год – был накоплен ценный и полезный опыт, без учета которого невозможно создать и продолжать совершенствовать современное Российское таможенное право. Статус таможенной службы, как и других таможенных институтов, функции, полномочия, организационная структура не оставались неизменными в период с 1917 до 1991 года — они приспосабливались, видоизменялись (правда, не всегда достаточно динамично) в соответствии с внутренними и внешними экономическими интересами и потребностями государства.

Содержание работы

Введение
1. Внешнеэкономическая деятельность СССР в 80-е годы
2. Таможенная политика СССР в 80-е годы
3. Таможенный Кодекс СССР 1991 как логическое завершение этапа внешнеэкономической реформы (1986-1991 г.г.)
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Таможенная политика СССР в 80 е годы.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

Такая сложная организация центрального аппарата явилась результатом определенного структурного развития. Например, Отдел таможенного права и международных связей был преобразован в Управление таможенного права и международного сотрудничества, из которого затем выделились два самостоятельных управления — Управление таможенного права и Управление таможенной политики и внешних связей. Введение в практику таможенного контроля новых современных технических средств обусловило появление Технического управления. В связи с созданием в системе ГУГТК собственной учебной базы вместо отдела кадров (как было в ГТУ МВТ) в его структуре стало действовать Управление кадров и учебных заведений.

В целом компетенция каждого  из управлений носила комплексный характер. Полномочия одного управления тесно переплетались с полномочиями других. Так, Управление таможенного права в большей степени, чем другие управления, несло ответственность за подготовку проектов международных соглашений по таможенному делу. Управление по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил при разработке международных соглашений по борьбе с контрабандой в силу своей компетентности в указанных вопросах во многом могло влиять на определение конкретных направлений сотрудничества в этой сфере.

Наряду с функциональным определенное значение в деятельности структурных подразделений ГУГТК имел и территориальный принцип. На его основе происходило, например, распределение обязанностей в организационно-инспекторском секторе Управления организации таможенного контроля, каждый сотрудник которого отвечал за положение дел в таможенных учреждениях, расположенных на определенном участке территории СССР.

Статус таможен определялся  рядом актов. Основным нормативным актом, регулирующим деятельность местных таможенных учреждений, являлось Положение о таможнях и таможенных постах, утвержденное приказом ГТУ МВТ от 9 сентября 1982 г.

В структуру местных таможенных учреждений могли входить отделы: оперативный, пассажирский, почтово-грузовой, дипломатических грузов, контроля за грузами иностранных выставок, контроля за грузами советских выставок, контроля за грузами инофирм, технических средств контроля, по борьбе с контрабандой, оперативно-технического обеспечения и др.

Таможни и таможенные посты по их дислокации делились на пограничные и внутренние. По специфике деятельности местные таможенные учреждения можно было подразделить на сухопутные, воздушные, морские (речные). Зоны деятельности таможен были неодинаковы по размерам, поэтому и число таможенных постов, входивших в ту или иную таможню, было различным.

Например, Иркутская и Керченская таможни вообще не имели таможенных постов. В составе Чопской таможни, в зону деятельности которой входили три пограничных района Закарпатской области, действовали пять таможенных постов (Батеево, Звонковский, Лужайка, Тисса, Косинский).

Увеличение числа международных  перевозок и рост объема международного пассажирского сообщения обусловили в 1987—1990 гг. значительный рост числа местных таможенных учреждений. Только с марта по август 1989 г. число таможен увеличилось с 87 до 95.

В это время ясно наметился переход  от чисто территориального принципа построения местных таможенных учреждений к созданию сети таможен по федеративному принципу. Ряд крупных таможен, зоны деятельности которых почти полностью совпадали с территориями союзных республик, были переименованы в республиканские. Так, Тбилисская таможня была преобразована в Грузинскую республиканскую. В Таджикистане, Узбекистане, Казахстане, Азербайджане, Армении, Латвии, Литве, Эстонии также учреждались республиканские таможни. Интересно, что в республиканскую была преобразована Дальневосточная таможня, зона деятельности которой ограничивалась Приморским краем.

Совершенствовались формы и  методы повышения общетеоретической  и профессиональной подготовки кадров. В январе 1989 г. был открыт Институт повышения квалификации и переподготовки работников таможенных учреждений. В 1987 г. была изменена форма личного состава таможенных органов СССР и введены новые наплечные знаки отличия. 5

Перестройка хозяйственного механизма, в том числе и в сфере  внешней торговли, предоставила предприятиям, учреждениям и организациям право непосредственного выхода на своих зарубежных партнеров, создала ситуацию, когда старые формы регулирования оказались не в состоянии в полной мере обеспечить соблюдение общегосударственных интересов. Прежде всего, государство лишилось четкой и объективной информации о состоянии внешнеторговых операций, особенно по их новым формам (прямые связи, совместные предприятия). А без такой информации вряд ли можно объективно оценивать положение вещей, тем более принимать обоснованные решения.

Поэтому в 1988 г. вводится обязательное декларирование товаров в специально созданных зонах таможенного контроля. С 1 апреля 1989 г. была введена таможенная декларация на перемещаемые через границу грузы. При выборе формы декларации мы исходили из международного опыта и рекомендаций такого авторитетного в мире органа, как Совет таможенного сотрудничества (кстати, мы собираемся стать его членом). В итоге был принят бланк, по форме и содержанию соответствующий бланку Европейского экономического сообщества.

В ходе реформы внешнеэкономической деятельности многим предприятиям и организациям было предоставлено право самостоятельно проводить экспортно-импортные операции.

Чтобы увеличить пропускную способность  таможен и таможенных постов, а  также освободить местные таможенные учреждения от существенного объема работ по оформлению грузов, предусматривалась возможность проведения досмотра и таможенного оформления грузов непосредственно в месте расположения участника внешнеэкономических связей.

Для этого заинтересованное предприятие (организация) могли вызвать за свой счет сотрудника таможни, обратиться в таможенное управление с просьбой об организации досмотровой комиссии или о назначении постоянного таможенного уполномоченного.

Порядок создания досмотровых комиссий и назначения таможенных уполномоченных был утвержден приказом ГУГТК от 29 января 1988 г. Досмотровые комиссии создавались на смешанной основе из представителей таможенных учреждений и администрации предприятий. Таможенные уполномоченные были постоянными представителями таможенных органов на тех предприятиях, которые осуществляли экспортно-импортные операции регулярно. В отличие от досмотровых комиссий таможенные уполномоченные были официальными представителями органов таможенного контроля на местах и вместе с таможнями и таможенными постами входили в единую систему ГУГТК. В целом, однако, практика организации досмотровых комиссий не получила распространения. Таможенный кодекс 1991 г. уже не предусматривал возможности их создания.

 

3. Таможенный Кодекс СССР 1991 как логическое завершение этапа внешнеэкономической реформы (1986-1991 г.г.)

 

Начиная с 1991 г., когда был провозглашен принцип либерализации внешней  торговли, повлекший за собой бурный рост числа участников внешнеэкономической  деятельности, вновь стали расширяться функции и задачи, стоящие перед таможенными органами.

В это время были предприняты  попытки трансформировать таможенную службу государства-монополиста в новую управленческую структуру, ориентированную на функционирование в рыночных условиях, в результате чего приняты Таможенный кодекс СССР 1991 г. и Закон СССР «О таможенном тарифе», проекты которых рассматривались в Совете таможенного сотрудничества (СТС) и штаб-квартире Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ). И на эти законопроекты была дана положительная оценка о соответствии общим принципам, принятым в международной практике в сфере таможенного дела.

Эти документы внесли существенные изменения в организацию таможенного дела в стране и были важным правовым инструментом регулирования внешнеэкономической деятельности в тот период.

Предусматривалось создание двух координационных  органов – Таможенно-тарифного совета и Координационного совета по борьбе и международным незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Новый кодекс узаконил фактически уже сложившуюся трехзвенную систему таможенных органов: центральный таможенный орган – региональные таможенные управления – таможни.

Центральным таможенным органом, который  заменил ГУГТК, стал Таможенный комитет.6 Указом Президента СССР от 15 июня 1991 г. было утверждено и введено в действие Положение о нем. Существенно изменились его функции, ориентированные в значительной мере на экономическую модель регулирования внешнеэкономических связей.

Однако в целом и Таможенный кодекс, и Закон о таможенном тарифе 1991 года, несмотря на определенную прогрессивность, были пронизаны духом всесилия административно-командных методов управления экономикой, внешнеэкономической деятельностью и таможенным делом.

Крайне ограниченный набор средств таможенного регулирования стал серьезным препятствием при формировании новых внешнеэкономических отношений и связей с зарубежными контрагентами. Реальная жизнь показывала неизбежность перехода к более современным, гибким и динамичным методам внешнеэкономического сотрудничества и таможенного регулирования.

Несмотря на известный радикализм законодательных актов нового Таможенного  кодекса и Закона СССР "О таможенном тарифе", создать принципиально новую таможенную систему на практике так и не удалось.

Формирование национальных таможенных служб в России и других государствах — членах СНГ приходится уже на новый этап развития таможенной системы.

Моментом начала формирования и  развития современного таможенного делав нашей стране следует считать конец 1991 г. Распад СССР на ряд независимых государств, становление новой российской государственности, либерализация внешнеэкономической деятельности и ряд других факторов нашли свое отражение и в изменении таможенной политики обновленной России и вызвали необходимость преобразования таможенной системы в соответствии с существующими реалиями. Период реформ в Российской Федерации, процесс ее становления на качественно новой основе, адекватной задачам демократизации общественной жизни, привел к появлению новой экономической, общественно-политической реальности. Формирование нового Российского государства повлекло за собой обновление и таможенного дела.7

 

Заключение

 

В послереволюционной России и в  дальнейшем в Союзе ССР статус таможенной службы, как и других таможенных институтов, функции, полномочия, организационная структура не оставались неизменными, они приспосабливались, видоизменялись в соответствии с внутренними и внешними экономическими интересами и потребностями государства.

К началу 30-х годов функции таможенных органов принципиально сократились, а численность их работников существенно уменьшилась. В конечном итоге практическая реализация ленинской идеи государственной монополии внешней торговли сделала систему таможенного контроля чисто формальным инструментом регулирования внешней торговли, что и продолжалось вплоть до 1990 г., когда в СССР начались демократические преобразования, затронувшие и таможенную службу.

Более полувека (с 1930 по 1990 год) таможенные методы регулирования внешнеэкономической  деятельности использовались в незначительной мере, уступив место политическим и идеологическим факторам.

И лишь начиная с 1991 г., когда был  провозглашен принцип либерализации внешней торговли, повлекший за собой бурный рост числа участников внешнеэкономической деятельности, вновь стали расширяться функции и задачи, стоящие перед таможенными органами.

В это время были предприняты  попытки трансформировать таможенную службу государства-монополиста в новую управленческую структуру, ориентированную на функционирование в рыночных условиях, в результате чего приняты Таможенный кодекс СССР 1991 г. и Закон СССР «О таможенном тарифе».

Эти документы внесли существенные изменения в организацию таможенного дела в стране и были важным правовым инструментом регулирования внешнеэкономической деятельности в тот период.

Характеризуя в целом в значительной мере необходимый период, предшествовавший принятию в 1993 году двух основополагающих законов – Таможенного кодекса  РФ и Закона РФ «О таможенном тарифе», необходимо подчеркнуть:

Во-первых, в период после принятия в 1991 году Таможенного кодекса СССР и Закона СССР «О таможенном тарифе» и вплоть до середины 1993 года в России таможенное дело во многом регулировалось названными выше союзными законами в части в части не противоречащей новому российскому таможенному законодательству.

Во-вторых, в этот период многие аспекты  таможенного дела в РФ регламентировались соответствующими нормативными указами  Президента и постановлениями Правительства, приказами, положениями и инструкциями ГТК. Некоторые из актов подчас были недолговечными, непоследовательными и противоречивыми, но «вакуума» в правовом регулировании таможенного дела не было, шел постепенный и сложный, но в то же время целенаправленный процесс формирования основ российского таможенного права.

 

Литература

 

    1. Габричидзе Б.Н., Полежаев Д.М. Становление и развитие таможенной службы в Советском государстве (1917—1991 гг.) // Государство и право. -1992. -№ 10.
    2. Кеворков В. Генерал Бояров. // Из истории таможни. –1999. -№2.
    3. Кисловский Ю.Г. История таможенного дела и таможенной политики России. - М.: Русина-пресс, 2004.
    4. Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть. - М., 1995.
    5. Марков Л. Н. Очерки по истории таможенной службы. Иркутск, 1987.
    6. Таможенное дело России: сб. документов и материалов / Гос. тамож. ком. Рос. Федерации, Рос. тамож. акад. ; под общ. ред. Н.М. Блинова]. - М.: Автор : Юпапас,2000.
    7. Таможенное право. Учебник для вузов./ Отв.редактор проф. Б.Н. Габричидзе. -М., 1995.
    8. Шумилов М.М. История таможенного дела и таможенной политики России. - СПб. : С.-Петерб. фил. РТА, 2001.

Информация о работе Таможенная политика СССР в 80-е годы