Татаро-монгольское иго

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 20:08, реферат

Описание работы

Татаро-монгольское иго — это политическая, экономическая и культурная зависимость Руси от Золотой Орды. Термин «иго» в значении угнетения впервые употреблен в 1275 г. митрополитом Кириллом.

Файлы: 1 файл

иго2.doc

— 44.00 Кб (Скачать файл)

Татаро-монгольское иго  — это политическая, экономическая  и культурная зависимость Руси от Золотой Орды. Термин «иго» в значении угнетения впервые употреблен в 1275 г. митрополитом Кириллом.

В современной исторической науке  есть две точки зрения на монгольское иго. Традиционная рассматривает его как бедствие для русских земель. Другая — трактует нашествие Батыя как рядовой набег кочевников. Согласно традиционной точке зрения иго — достаточно гибкая система властвования, которая изменялась в зависимости от политической ситуации (сначала это кровавое завоевание и постоянные военные набеги, затем — экономическое угнетение).   Эту позицию защищали С. Соловьев, В. Ключевский, С. Платонов, М. Покровский. Они  считали, что монголо-татарское иго не произвело глубоких социальных переворотов в жизни Русского государства. Оно ускорило одни прцессы, задержало другие. Но процессы эти начались без влияния татаро - монгольского нашествия и продолжались независимо от его влияния. Татаро- монгольское  нашествие и его влияние были лишь одним из факторов в исторических процессах. 

Как же складывались отношения между  Русью и Золотой ордой в  период с XIII - XIV вв.     

В период татаро - монгольского нашествия  Русь не стала составной частью Золотой  Орды. Завоеватели не основали здесь новой правящей династии, как это было в завоеванной ими Персии, не создали своей постоянной администрации. На территории Руси не действовали монгольские законы, она жила по своим законам (они нашли отражение в судебниках) и правилам и управлялась русскими князьями. Монголы, пребывавшие к моменту вторжения на Русь в язычестве, а затем принявшие ислам, не стали навязывать ей свою религию. Русь сохранила свою духовную основу — православие. Поэтому единство нации основывалось на осознании принадлежности к единой вере, идее богоизбранности русского народа. Русь сохранила свою государственность, чему способствовал и более низкий уровень культурно-исторического развития монголо - татар. Кроме того, земли Руси были непригодны для кочевого скотоводства, в отличие, например, от Средней Азии, Прикаспия, Причерноморья. Однако все это не означало свободы Руси от власти монголо - татар. Русь попадает в вассальную зависимость от нее. Первыми политическую несвободу ощутили русские князья, которые уже не могли наследовать престолы в соответствие со старыми обычаями. Ярлыки на великие и другие княжения они получали теперь из рук монгольских ханов, предварительно доказав им свою лояльность. Система ярлыков позволяла правителям Золотой Орды действовать на Руси по принципу «разделяй и властвуй» и таким образом удерживать ее в подчинении. Золотая Орда не имела постоянных наместников или наместников с определенными функциями на Русских землях. Баскаки, назначавшиеся в отдельные места, не имели функций управления, а наблюдали главным образом за сбором дани. Таким образом, систематического управления Русью со стороны Золотой Орды не было.

 Последствия монголо-татарского  нашествия имели проявления во  всех сферах жизни общества  — социально-экономической, политической  и культурной.

Тяжелейший удар был нанесен  во время нашествия 1237-1240 гг. по социально-экономической  сфере русских княжеств. Резко  сократилась численность населения  Руси. Люди гибли, многие попадали в плен и превращались в рабов. Источники сообщают о тысячах русских рабов в Орде. Это много, ведь средние города — Ростов, Рязань — имели население не более 1000 человек. А самые крупные - Киев, Чернигов, Владимир - 20—30 тысяч жителей. Поэтому масштаб рабства резко возрос. В рабство уводили прежде всего искусных ремесленников и женщин. Излишек рабов продавали на невольничьих рынках Крыма и Кавказа. Русских невольников продавали в Египет, охотно покупали их в Италии. Особенно высоко ценились русские женщины. Пленные русские воины участвовали в походах Орды, воевали в Китае, в других азиатских странах.

Особый ущерб от монголо-татарского нашествия понесли города, которые в это время в Европе богатели и освобождались от власти феодалов. Из 74 русских городов, бывших центрами ремесла и торговли, 49 были разорены. 14 из них так никогда и не возродились, а 15 впоследствии превратились в села, на целый век в них прекратилось каменное строительство. Нашествие крайне разрушительно сказалось на состоянии русских земель: они были отброшены на столетия назад.

Следствием гибели или пленения искусных мастеров и ремесленников были деградация или полное прекращение ряда ремесленных производств, в первую очередь художественных, требовавших особо мастерства (перегородчатой эмали, скани, черни, резьбы по камню). Период регресса, продолжавшийся 50-100 лет, переживали и другие ремесла.

Во время нашествия большой  урон был нанесен сельскому хозяйству. Неуверенность в завтрашнем дне и возросший спрос на меха способствовали повышению роли охоты в ущерб земледелию. Запустели и пришли в упадок старые земледельческие центры и некогда освоенные территории. Граница земледелия отодвинулась на север, южные благодатные почвы получили название "Дикое поле". Однако в последующий период оно довольно быстро восстанавливается, особенно на Северо-Востоке, где вследствие разнообразия природных условий успешно развивалось как подсечно-огневое, так и пашенное земледелие.

Тяжело сказывалась на экономике  Руси необходимость выплаты Орде дани и других налогов (всего 14 видов). Размер дани был очень велик, одна только "царева дань", т.е. дань в пользу хана, которую сначала собирали натурой, а потом деньгами, составляла 1300 кг серебра в год. Постоянная дань дополнялась "запросами" — единовременными поборами в пользу хана. Кроме того, в ханскую казну шли отчисления от торговых пошлин, налоги для "кормления" ханских чиновников и другие. До конца XIII в. сборщиками дани являлись откупщики-бесермены (мусульманские купцы) и баскаки. Ряд восстаний, прокатившихся по городам Руси в связи с их злоупотреблениями, особенно в начале 60-х годов, заставили ханов Орды постепенно передать функцию сбора дани в руки русских князей. Выплата дани Русью была прекращена в 1478 г.

В период монголо-татарского господства снижается роль и значение такого древнейшего политического института, как вече. Под властью Золотой Орды вече часто становилось мятежным сборищем, с которого начинались антитатарские выступления. Завоеватели прилагали все усилия для ликвидации этого политического института. К той же цели стремились и русские князья, забиравшие в свои руки функции, ранее принадлежавшие вечу.

Известно, что в борьбе с татаро - монголами первый удар приняли на себя княжеские дружины. Подавляющее большинство их погибло. Вместе со старой знатью уходили традиции вассально-дружинных отношений. Теперь по мере формирования новой знати утверждались отношения подданичества. Раздавая князьям ярлыки на княжение, золотоордынские ханы превращали их не в вассалов, а в подданных «служебников». Князья,  в свою очередь, стремились распространить подобный тип отношений на местную знать, дворян, дружинников. Вынуждено было умерить свои политические амбиции и боярство. Таким образом, в условиях господства Золотой Орды власть князя на Руси усиливалась, складывались предпосылки для формирования самодержавия. По образцу монгольской державы на Руси постепенно складывается государство, построенное на вертикальных связях сильного центра и периферии, которая целиком ему подчиняется, т. е. централизованное государство полувосточного типа.

Вследствие разрушения городов на 100 лет сокращается внутренняя торговля. С созданием Золотой Орды снизилась интенсивность торговли, осуществлявшейся по волжскому пути. Были нарушены традиционные политические и торговые связи с другими странами, в том числе и с  Западной Европой. Русская торговля повернулась лицом на Восток.

Застойным было состояние форм собственности. В Западной Европе все большую роль играет частная собственность. Ее защищает законодательство и гарантирует власть. На Руси сохраняется и делается традиционной государственная власть — собственность, ограничивающая сферу развития частной собственности. Произошла консервация холопства, исчезавшего в Европе. Рабы-холопы оставались главной силой в собственных хозяйствах князей и бояр вплоть до начала XVI века.

В Орде русские князья усваивали  новые, неизвестные на Руси формы  политического общения («бить челом», т. е. лбом). Понятие абсолютной, деспотической власти, с которой русские были знакомы до сих пор лишь теоретически, на примере Византии, вошло в политическую культуру Руси на примере власти ордынского хана.

Под влиянием специфически азиатских  правовых норм и способов наказания у русских размывалось традиционное, родоплеменное представление о карающей власти общества («кровной мести») и ограниченности княжеского права наказывать людей (предпочтения «виры», штрафа). Карающей силой стало не общество, а государство в лице налога. Именно в это время Русь узнала «китайские казни»: кнут («торговую казнь»), отрезание частей лица (носа, ушей), пытки на дознании и следствии. Это было совершенно новое отношение к человеку по сравнению с X в., временем Владимира Святославовича;

В условиях ига исчезло представление  о необходимости баланса прав и обязанностей. Обязанности по отношению  к монголо - татарам исполнялись независимо от того, давало ли это какие-нибудь права. Это коренным образом расходилось с сословной моралью Запада, где обязанности были следствием определенных прав, предоставленных человеку. В России ценность власти стала выше, чем ценность права. Власть подчиняла себе понятия права, собственности, чести, достоинства.

Происходит ограничение прав женщин, характерное для восточного патриархального  общества. Если на Западе процветал  средневековый культ женщины, рыцарский обычай поклоняться Прекрасной Даме, то на Руси девушек запирали в высокие терема, оберегали от общения с мужчинами, замужние женщины должны были определенным образом одеваться (обязательно носить платок), были ограничены в имущественных правах, в быту.

Промежуточное положение Древней Руси между Западом и Востоком постепенно сменяется ориентацией на Восток. При посредничестве монголо - татар русские усваивают ценности политической культуры Китая и арабского мира. Если правящие классы Запада в X—XIII вв. в результате крестовых походов знакомились с культурой Востока как победители, то Русь, имея печальный опыт поражения, испытывала сильное влияние Востока в условиях кризиса традиционных ценностей. Ордынское иго оказало мощное воздействие на культуру русского народа, способствовало смешению части монголов и населения Северо-Восточной Руси, стимулировало языковое заимствование. Но это влияние не стало определяющим и доминирующим. Великорусский этнос, его язык и культура в целом сохранили свои качественные характеристики. Замедлились темпы культурного развития русских земель. Зависимость от монголо - татар, широкие торговые и политические связи с Золотой Ордой и другими восточными дворами приводили к бракам русских князей с татарскими «царевнами», стремлению подражать обычаям ханского двора. Все это порождало заимствование восточных обычаев, распространявшихся от верхов общества до низов.

На Руси была введена система  заложничества. Почти каждый год в Орде находился кто-либо из русских князей или их родственников. Ханы не только не способствовали единению русских людей, наоборот, разжигали рознь, раздоры. Старый прием — «разделяй и властвуй» — исстари использовался правителями везде и всюду, и ордынские правители не были исключением. Монголо-татарское иго законсервировало этап феодальной раздробленности на два столетия, и переход к централизации русского государства происходил со значительным опозданием по сравнению с западноевропейскими странами.

Таким образом, из-за разницы в темпе  и направлении общественного  развития в жизни Руси и Западной Европы, имевших в X—XII вв. сходные формы, к XIV—XV вв. возникли качественные различия.

Пережив в конце 30 — начале 40-х  годов XIII в. татарский погром, Русь на два с лишним столетия оказалась под властью Золотой Орды, что оказало серьезное негативное воздействие на ее дальнейшую историю. Замедлилось социально-экономическое и культурное развитие страны, изменился менталитет общества, снизилась его демократичность. Русь оказалась в изоляции от внешнего мира. Формировавшиеся в предшествующий период в ряде регионов прозападные тенденции развития были уничтожены. Тем не менее, благодаря привилегиям, предоставленным завоевателями Русской православной церкви, удалось сохранить фундаментальные духовные ценности, присущие русскому народу, а также не утратить окончательно связей с остальным христианским миром.

Русская государственность начинает приобретать черты восточной деспотии с ее жестокостью, произволом, полным пренебрежением к народу и личности. В результате на Руси сформировался своеобразный тип феодализма, в котором довольно сильно представлен «азиатский элемент». Выбор Востока в качестве объекта взаимодействия для Руси оказался довольно устойчивым.


Информация о работе Татаро-монгольское иго