Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 13:14, доклад
Цель работы: охарактеризовать монгольское иго и его влияние на историю России с учетом различных позиций в исторической науке. Задачи работы:
- охарактеризовать монгольское иго, его основные факторы и роль в жизни русских княжеств;
- исследовать влияние ига на историю России;
- рассмотреть позиции отечественных историков по проблеме монгольского ига.
1. Батыево нашествие на Русь.
2. Установление татаро-монгольского ига на Руси.
3. Взаимоотношение орды и Руси.
4. Дискуссии в исторической литературе по вопросу о влиянии татаро-монгольского ига на историческое развитие Руси.
Тема:
«Татаро-монгольское нашествие
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня существуют две высказанные позиции по поводу монгольского ига на Руси в XIII–XV вв. 1.Традиционная – утверждает, что оно было и принесённые им бедствия достаточно велики. 2.Придерживается мнения – что нашествие Батыя на Русь можно считать рядовым и сравнительно небольшим кочевническим набегом; никакого монгольского ига на Руси не было; более того, Русь с Золотой Ордой заключили взаимовыгодный союз, причём монголы даже оберегали русские княжества от нападений и помогали в борьбе с врагами. Цель работы: охарактеризовать монгольское иго и его влияние на историю России с учетом различных позиций в исторической науке. Задачи работы:
- охарактеризовать монгольское иго, его основные факторы и роль в жизни русских княжеств;
- исследовать влияние ига на историю России;
- рассмотреть позиции
отечественных историков по
1.Батыево нашествие на Русь.
Двинувшаяся на завоевание Волжской Булгарии и русских княжеств монгольская армия возглавлялась 12 Чингизидами, старшим из которых был внук Чингизхана Батый. Войско Батыя состояло из 135 тысяч отборнейших воинов и 240 тысяч воинов из числа покоренных татаро-монголами народов.
Причинами завоевательных походов татаро-монголов были:
1. Стремление родоплеменной знати к обогащению.
2. Приобретение новых пастбищ.
3. Обеспечение безопасности собственных границ.
4. Получение контроля
над торговыми караванными
5. Дань со стран – земледельческой и городской структуры.
В канун Батыева нашествия на территории, занятой преимущественно древнерусским населением насчитывалось 8 крупных государственных образований, а если считать с вассальными княжествами, то около 30. При отсутствии политического единства, при неполном подчинении младших князей-вассалов старшим князьям не было и единства военного. Поэтому противостоять многочисленным, закаленным в длительных походах и бесчисленных сражениях войскам татаро-монгол русским княжествам, хотя и знавшим о возможном нападении, даже готовившимся к нему, было крайне трудно.
Причинами поражения Руси в борьбе с татаро-монголами являются:
Завоевателям, двинувшимся в начале XIII в. из степей Монголии на запад, удалось покорить многие племена и государства, стоявшие на самых разных ступенях общественного развития. Объективное военное превосходство «кочевой» орды Чингисхана и его приемников над оседлыми и земледельческими цивилизациями Китая, средней Азии, Кавказа, восточной Европы привело к временному подчинению обширных областей иноземным правителям.
Что же такое монгольское
иго по отношению к Руси? Это
специально разработанный комплекс
политических и экономических мероприятий,
позволявших держать в
Даже через 5 лет после монгольского погрома от огромного Киева сохранилось лишь 200 домов, жителей которых завоеватели держали «в самом тяжёлом рабстве».
Естественно, возникает вопрос, — в какой конкретно цифре выражалась получаемая с Руси дань? При её исчислении нельзя забывать, что, кроме чисто денежных сборов, существовали и различные повинности типа ямской, обязательного и полного обслуживания многочисленных послов и их сопровождения, поставка в золотоордынскую армию воинских отрядов в полном вооружении и т.п. Что же касается чисто денежной стороны, в некоторых документах фигурирует сумма в 5 тыс. руб., собираемых с северо-восточных княжеств. В весовом значении эта цифра превышала тонну серебра, что в масштабе цен XIV в. составляло огромную сумму. В конце XIV в. в княжествах Северо-Восточной Руси было около 50 городов. А в Золотой Орде в середине XIV в. насчитывалось 110 — как основанных самими монголами, так и отстроенных заново после завоевательных походов хана Бату. Значительная часть этих городов была выстроена на русское серебро и руками русских пленных мастеров.
Еще один отчётливо проявившийся
аспект монгольского ига состоял
в ослаблении общегосударственной
территориальной структуры
«Монгольское иго» способствовало отрыву русской земли от Европы, с другой стороны, то же «монгольское иго» поста вило русскую землю в теснейшую связь со степным центром и азиатскими перифериями материка.
Подчинившись государям из дома Чингисхана, русская земля в политическом отношении была включена в огромный исторический мир, простиравшийся от Тихого Океана до Средиземного Моря. Политический размах этого мира наглядно рисуется составом великих монгольских курултаев XIII века: в этих курултаях участвовали (помимо монгольских князей, старейшин и администраторов всей средней, северной и восточной Азии) русские великие князья, грузинские и армянские цари, иконийские (сельджукские) султаны, кирманские и моссульские атабеки и прочие.
Для Руси оказались открытыми дороги на Восток.
Существенным для такого слияния в новых монгольских государствах был вопрос религиозный.
Культурное слияние было полным и решительным. Вскоре после монгольского завоевания руководители русской Церкви поняли и осознали необходимость крепче связаться с новым государственным центром - Сараем. Русская церковь пережила время неустройства. Кафедрою митрополита с самого начала на Руси был Киев. После монгольского погрома 1240 г. Киев потерял значение и долго не мог оправиться.
Митрополиты стали подолгу жить в северо-восточной Руси, во Владимире на Клязьме, а в конце XIII века окончательно переселились во Владимир, а затем в Москву. Восточные обычаи распространились неудержимо на Руси во время монголов, принося с собой новую культуру, новый быт. Большое изменение культурного быта внесло то время в положение женщины: теремной быт и затворничество русской женщины есть порождение Востока; кроме этих крупных черт повседневного русского быта того времени, которые в многообразии своем ждут специального исследователя, счеты, которых и сейчас не знает Запад, валенки, кофе, пельмени, тождественность русского и азиатского плотничного и столярного инструмента, сходство стен кремлей Пекина (Хан-Балыка) и Москвы и других городов - все это влияние Востока.
Проблема роли монгольского
250-летнего гнета в русской
истории обсуждалась многими
историками в течение последних
двух столетий.
Историк XVIII века Болтин писал: что разорение и опустошение Руси было не так велико и повсеместно, если сравнивать оное с великими завоеваниями римлян.
Карамзин Н.М. считает, что монголо-татарское иго «ниспровергло» Россию, отбросив ее на несколько столетий назад в своем развитии. По мнению историка, монголо-татарское иго способствовало преодолению феодальной раздробленности в Древней Руси.
С.М. Соловьев не придает большого значения татарской власти как явлению, вошедшему в историю России со стороны. Соловьев не выделяет даже какой-либо особый период, связанный с господством монголов на Руси.
Н. Костомаров подчеркивал значение татар в процессе образования единого государства. Он говорил, что рабство, общее для всех, созданное татарами дало единство раздробленной на уделы стране.
Четверть века назад роль монголов в русской истории еще раз рассмотрел филолог князь Н.Трубецкой. Он пришел к выводу, что истоки Московского государства невозможно правильно понять, не принимая во внимание политические и нравственные принципы, на которых была построена монгольская империя.
В.А. Рязановский и Греков Б.Д. вернулись к позиции С.М. Соловьева. В.А. Рязановский свел к минимуму значение монгольского ига для Руси. Греков Б.Д. сформулировал свою точку зрения следующим образом: он отрицает какое-либо позитивное влияние монгольских институтов на русские и, тем не менее, признает значимось монгольского воздействия на развитие Руси, даже если оно было чисто негативным1.
Таким образом, к настоящему
времени в историографии
Сторонники другого направления считают нашествие Батыя рядовым нашествием кочевников (т.е. никакого порабощения не было, более того, по взаимовыгодному союзу монголы даже оберегали русские княжества и помогали им в борьбе с врагами). Хотя, скорее всего, основатели этого течения не сомневаются в реальности подчинения Руси сначала империей Чингизидов, затем ханами Золотой Орды. Не отрицаются ими обычно и тяжесть этой зависимости. Другое дело, что оценка этому, в конечном счете, дается позитивная. Выделяя итог долгой исторической эволюции – Московское царство, Российская империя – европейцы считают их прямыми наследниками Великой Империи Чингисхана.
Полемика последних
Таким образом, вопрос татаро-монгольского нашествия и его роли в русской истории дает повод для споров еще не одного поколения историков.
Русско-ордынские отношения были непростыми, но сводить их только к тотальному давлению на Русь было бы заблуждением.
При общей негативной оценке «ига» советский историк А. К. Леонтьев подчеркивал, что Русь сохранила свою государственность, не была прямо включена в состав Золотой Орды. Негативно влияние монголов на русскую историю оценивает А. Л. Юрганов, но и он признает, что хотя «непокорных унизительно наказывали... те князья, которые охотно подчинялись монголам, как правило, находили с ними общий язык и даже более того- роднились, подолгу гостили в Орде».
Н. М. Карамзин считал, что зависимость от монголов способствовала преодолению раздробленности русской земли, созданию единой государственности, подводя русских к мысли о необходимости объединения. Разделяя эту мысль, В. О. Ключевский выделял еще одну сторону власти монгольского хана над русскими князьями - он полагал, что она выступала для Руси в качестве объединительного фактора и что без арбитража Орды «князья разнесли бы Русь в клочья» своими усобицами.
Л. Н. Гумилев категорически отвергал понятие «монголо-татарское иго», называя его мифом.
Монголы же были веротерпимы, духовной культуре русских они всерьез угрожать не могли. И в отношении территориальных захватов монгольские походы заметно отличались от западной экспансии: после первоначального удара по Руси монголы отошли назад в степь, а до Новгорода, Пскова, Смоленска они вообще не дошли.
В середине XIII века децентрализованная Русь подверглась двойной агрессии - с Востока и с Запада.
Как писал крупнейший русский историк Г. В. Вернадский, «Русь могла погибнуть между двух огней в героической борьбе, но устоять и спастись в борьбе одновременно на два фронта она не могла. Предстояло выбирать между Востоком и Западом».
Информация о работе Татаро-монгольское нашествие на Русь. Борьба русских земель за независимость