Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 16:31, реферат
Ислам пришёл в Среднее Поволжье и завоевал здесь господствующие идео-логические позиции исторически довольно давно. Считается, что знакомство некоторой части булгар с мусульманской религией и принятие её происхо-дило ещё в 7-8 вв. в Приазовском тюркском государстве Великия Булгария. Также существует мнение о том, что Ислам проник в Волжскую Булгарию через мусульманское духовенство и купечество Средней Азии, которые были ближе Булгарам как географически, так и с точки зрения общности духовной культуры.
Введение……………………………………………………………………..
1. Татарская культура конца XVIII начала XIX веков………………………
1.1 Первые реформаторы………………………………………………………
1.2 Реформаторские взгляды А.Утыз-Имяни…………………………………
2. Чем же в религиозном реформаторстве прославился Утыз-Имяни?......
2.1 Реформаторские взгляды А.Курсави…………………………………
2.2 Взгляды Утыз-Имяни и Курсави……………………………………
3. Реформаторско-просветительские взгляды Р.Фахраддина………………..
3.1 Работы Р.Фахраддина…………………………………………………
3.2 Его заслуги……………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………..
Список использованной литературы.………………………………………
Поэма «Авариф аз-заман» (Дары времени) находится в ряду основных поэм, в которой Утыз-Имяни выражает свои религиозно-реформаторские взгляды. В ней он делит ученых по степени образованности и учености на семь уровней. Первых пятерых называет муджтахидами. Лишь они могут выносить самостоятельные суждения, мыслить по–новому. А представителей двух других разрядов он называет слепоподражателями своим предшественникам.
Реформаторские взгляды А. Курсави
Абу Наср Курсави родился в селении Верхняя Макса, в 1776г. Образование получил в деревне Маскара Малмыжского уезда Вятской губернии, затем – в Бухаре. Упорно занимался самообразованием, постепен-но выработал критическое отношение к поздней мусульманской богословс-ко-правовой литературе. Оставаясь приверженцем ислама, Курсави выступил с идеями рационализма и реформаторства.
Центральное место
в идеях Курсави занимали
Будучи в Бухаре, с
целью изучения исламской
Курсави в своих работах пытался пересмотреть некоторые прежние толкования положений ислама, дабы эти положения стали более понятны и близки его современникам и способствовали развитию просветительства, необходимого для дальнейшего развития и спасения булгарской культуры. Свои основные идеи Курсави изложил в книге «Книга о наставлении людям».
Величайший, булгарский
просветитель и философ А.
Реформаторско–просветительские взгляды Р. Фахраддина
Мировоззрение Фахраддина характеризуется органическим сочетанием религиозно-реформаторских и просветительских начал, которые образуют некое неразделимое целое, что позволяет оценивать мыслителя как реформа-тора–просветителя.
Ризааддин Фахраддин родился 17 января 1859 года (по новому стилю) в д. Кичу Чаты Бугульминского уезда Самарской губернии (ныне Альметьевско-го района Республики Татарстан), в семье муллы. Начальное образование получил в медресе своего отца Фахраддина. С раннего возраста Ризааддин выделялся среди своих сверстников стремлением к знанию, и потому в 1869 году отец отдал его на обучение в медресе соседнего аула Нижние Чершалы Абдалфаттаху б. Абдалкаюму, где он учился в течение десяти лет, много занимаясь самостоятельно, переписывая теологические книги и собирая собственную рукописную библиотеку. В последние году учебы был хальфой – преподавателем медресе из шакирдов старших классов. В медресе Ризаад-дин прекрасно освоил арабский, персидский, турецкий языки. В 1888 году воспользовавшись приглашением отца своего шакирда, Фахраддин отправил-ся в Санкт-Петербург, желая увидеть столицу России – центр востоковеде-ния, где пробыл около двух месяцев. Там он познакомился с известным рели-гииозным реформатором Джамаладдин Афгани (1839–1897), встреча с кото-рым произвела на него неизгладимое впечатление, хотя не все политические взгляды Афгани он принял – в частности, образование мусульманского хали-фата.
После окончания
учебы в 1889 году Ризааддин начал
работать имамом– хатибом
В 1891 году Фахраддина
назначили кадием Духовного
В это время его больше всего привлекает историко–биографический жанр. Он как ученый, не мог не воспользоваться предоставившейся ему возможностью пользоваться материалами архива Духовного собрания мусульман. И в богатом рукописном архиве он собирает материал для биобиблиографического труда «Асар» (Памятники), где в хронологической последовательности приводит биографии татар-мусульман, живших в период Волжской Булгарии до начала XX века.
Татарский ученый-просветитель доказывает, что предки татар являются прямыми потомками волжских булгар.
В 1905 году Фахраддин издает книгу об известном арабо-мусульманском философе XII века Ибн Рушде в серии «Знаменитые мужи» – первая книга этой серии. Он первым среди российских, европейских востоковедов отметил выдающийся вклад Ибн Рушда не только в арабо-мусульманскую филосо-фию, но и в европейскую философскую мысль. Отдельное сочинение посвя-тил выдающимся женщинам мусульманского мира – «Машхур хатыннар» (Знаменитые женщины – 1903 г.), в котором описываются биографии наи-более известных женщин: врачей, ученых, государственных деятелей. Фах-раддин уделял большое внимание как просветитель женскому вопросу, равноправию женщин с мужчинами. Он был сторонником эмансипирован-ной, высокоинтеллектуальной женщины и высоко оценивал ее роль в обществе, поэтому еще его первые художественные повести «Салима» (Казань, 1899) и Асьма (Оренбург, 1903), посвящены женщинам-мусуль-манкам.
Татарский мыслитель значительное
место в своем творчестве
отводил проб-лемам воспитания личности,
морали, эстетическим вопросам, что еще
раз подтверждает гуманистическо–
Журналистская и
В это время татарский мыслитель становится одним из ведущих идеологов татарского религиозного реформаторства. Именно в период работы в Оренбурге публикуются наиболее его значимые труды по теологии – «Джавами ал-калим шархи» (Комментарии к Сборникам изречений [пророка] – 1910 г.) и «Дини ва иджтимаи масалалар» (Религиозные и общественные проблемы – 1911 г.), в которых он излагает свои религиозно-реформаторские взгляды. Так, «Джавами ал-–калим шархи» на первый взгляд не является ре-форматорским сочинением, поскольку посвящено комментированию изрече-ний пророка Мухаммада. Однако первое впечатление оказывается обманчи-вым, так как в нем Фахраддин предлагает свою теоретическую методологию реформаторства в исламе, и пишет об «открытии дверей иджтихада», о необ-ходимости соответствия религии современной действительности и знанию.
В «Джавами ал-калим шархи» татарский мыслитель выступал за очищение ислама от позднейших наслоений, творческое толкование Корана и сунны пророка (хадисов) – основных источников мусульманской догматики. Доказывал, что ислам «золотого века», времени пророка Мухаммада и праведных халифов – не только не противоречит современной действитель-ности, а наоборот, предполагает необходимость толкования догматов религии в соответствии со знанием Нового времени.
Взгляды Фахраддина о правовых школах в исламе свидетельствуют о его приверженности ханафитскому мазхабу, исторически сложившемуся в Поволжье и Приуралье. Он не был нетерпимым к взглядам других теологов, подобно традиционалистам и писал: «Фанатизм и нетерпение в религии заключаются в признании правильности только своего мазхаба, а другие мазхабы не признавать, за принадлежность к другому мазхабу ругать людей и оскорблять тех, кто думает иначе, то есть не как он».
Фахраддин в условиях
атеистической идеологии,
В 30-х годах пренебрежительное отношение советского государства к религии становится определяющим в политике и в отношении к мусульма-нам. Фахраддин тяжело переживал сложившуюся ситуацию в религиозных делах российских мусульман, но ничего изменить не мог. Он привел в поря-док свой богатейший архив, который завещал Ленинградскому филиалу Института востоковедения РАН и Центральному духовному управлению мусульман в Уфе. Ученый до конца своей жизни не прекращал занятия научной деятельностью, написал ряд исторических и теологических сочинений. В советский период жизни мыслителя не опубликована ни одна его работа. Фахраддин умирает своей смертью в Уфе, не дожив несколько месяцев до репрессий в отношении руководства Центрального духовного управления мусульман.
Реформаторско–
В творчестве Р. Фахраддина формируется
отношение к европейской
В истории татарского
народа существовал период
Список использованной литературы