Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 07:07, доклад
Актуальность данной теме весьма важна для народов Татарстана,для всего российского общества.В первую очередь самоопределение – важный шаг на пути сближения и осознания себя как части одного большого целого.Дружба народов – это лозунг,имевший когда-то место быть,необходимость,которую нельзя игнорировать.Россия как многонациональный народ должна учитывать аспекты и тонкости всех населяющих ее народов.
1.Введение
2.Основная часть
3.Заключение
4.Список использованной литературы
ФГОУ ВПО «Казанский государственный аграрный университет»
Институт экономики
Кафедра философии и права
Доклад на тему :
«Татарстан на географическом и культурно – историческом стыке
Европы и Азии.»
Выполнила :студентка 641-группы
Махмутова Г.Т.
Проверила : доцент Габдулхакова И.М.
2
Оглавление
1.Введение
2.Основная часть
3.Заключение
4.Список использованной литературы
3
Введение
Актуальность данной теме весьма важна для народов Татарстана,для всего российского общества.В первую очередь самоопределение – важный шаг на пути сближения и осознания себя как части одного большого целого.Дружба народов – это лозунг,имевший когда-то место быть,необходимость,которую нельзя игнорировать.Россия как многонациональный народ должна учитывать аспекты и тонкости всех населяющих ее народов.
Цель работы: Изучить историю Татарстана на географическом и культурно-историческом стыке Европы и Азии.
Задача: выявить и обобщить литературу, касающуюся истории Татарстана.
4
Основная часть
Татарстан расположен в центре Российской Федерации на Восточно-европейской равнине, в месте слияния двух крупнейших рек - Волги и Камы. Казань находится на расстоянии 797 км к востоку от Москвы.
Общая площадь республики составляет 67 836,2 кв.км. Протяженность территории - 290 километров с севера на юг и 460 километров с запада на восток. Границ с иностранными государствами Татарстан не имеет.
Территория республики представляет собой равнину в лесной и лесостепной зоне с небольшими возвышенностями на правобережье Волги и юго-востоке республики. 90% территории лежит на высоте не более 200 м над уровнем моря.
Климат - умеренно-континентальный. Иногда случаются засухи.Средняя температура января (самый холодный месяц) -14С, июля (самый теплый месяц) +19С. Среднее количество осадков от 460 до 520 мм. Вегетационный период составляет около 170 суток. Почвы отличаются большим разнообразием - от серых лесных и подзолистых на севере и западе до различных видов черноземов на юге республики (32% площади).Город, расположенный на реке Волге, на стыке Европы и Азии имеет весьма выгодное географическое положение, издавна был торговым посредником между Востоком и Западом. Древний город, возникший на Великом Волжском пути, более 300 лет был форпостом Булгарского государства, осуществляя экономические, торговые и культурные связи с древней Русью. Последующие 100 лет Казань - центр одного из княжеств Золотой Орды, продолжала традиции дружественных отношений с Древней Русью. С 1428 по 1552 год Казань была столицей Казанского ханства. Следующие 150 лет - главным городом Казанского
5
края, восточными воротами разраставшейся России, городом мусульмано-христианских контактов. С 1708 г. при Петре Великом Казань становится столицей Казанской губернии, сохраняя этот статус более чем 200 лет.
На протяжении всей 1000-летней истории в городе активно развивались торговля и ремесла. И по сей день Казань играет большую роль в политических, экономических и международных связях.
История города Казани настолько многогранна, что не приехать в этот колоритный город нельзя. Здесь огромное количество памятников, множество древних сооружений,отражающие самобытную мусульманскую культуру и классический русский стиль.
Культура Республики Татарстан
Исторические и географические факторы
обусловили расположение Татарстана на
стыке двух крупных цивилизаций: восточной
и западной, которое объясняет многообразие
его культурного богатства.
В 1552 году произошло нападение со стороны войска Ивана Грозного,которое стало причиной широкого проникновения русской
6
культуры. В результате взаимодействия двух цивилизаций родилась уникальная культура современного Татарстана. Годы,которые были проведены в Казани, оказали большое влияние на творчество Л.Толстого, М.Горького, Г.Державина, Ф.Шаляпина,А.С.Пушкина и др.Своеобразная природа Татарстана запечатлена на полотнах выдающегося русского художника И.Шишкина.
Татарская музыка
Национальная музыка татар - народа Евразии с многовековой историей и самобытной культурой – является неотъемлемой частью мировой цивилизации.
Татары - тюркоязычный народ, и в его искусстве органично сочетаются восточные традиции и традиции коренных народов центральной Европы. Следы седой древности татарской музыки не мешают ее восприятию нашим современником, ее эмоциональный склад близок ему.
Традиционная татарская музыка основана на широко распространенной на Востоке пятизвучной системе - пентатонике, которая типична для китайской, вьетнамской, корейской, венгерской народной музыки. В то же время на ней построены песни мари, чуваш, мордвы - то есть народов, исторические судьбы которых тесно переплетены с историей татарского народа.
Богатейшее музыкальное наследие татарского народа создавалось на протяжении многих веков. Его основу, если перейти на язык музыкальной науки, составляет песенный фольклор сольной традиции, основанный на ангемитонной монодии.
Национальная татарская одежда
В дореволюционное время многие деревенские жители не носили белья, нательной одеждой им служили рубахи и штаны. И мужчины, и
7
женщины сверху надевали бишметы - длинные распашные кафтаны с рукавами, камзолы - безрукавные или с короткими рукавами, облегающие тело распашные кафтаны, халаты (чапан) из домотканой материи или среднеазиатских шелковых тканей, а зимой пальто и шубы (тон, тун).
В качестве украшений использовали браслеты, кольца, перстни, серьги, бусы, бисер, шнурки, ленты. Девушки носили косные приплетай, украшенные монетами, а горожанки стали носить серебряные и золотые медальоны.
Традиционная одежда состоит из следующих основных элементов: костюм, включавший в свой состав комплекс элементов, формировавших внешний облик человека: нижняя и верхняя одежда, головные уборы, обувь и украшения.
Мужская одежда
Основу любого традиционного ансамбля костюма мужчин составляют рубаха (кулмак) и штаны (ыш-тан), сшитые из сравнительно легкой льняной или хлопчатобумажной ткани. Рубаха была исключительно глухой (следы бытования распашной нательной одежды у та-тар не прослеживаются).
По особенностям покроя в сер. XIX и нач. XX вв. имели место 2 типа мужских рубах:
1. туникообразный-без шва на плечах, с ластовицами под мышками и с широкими вставными боковыми клиньями;
2. рубаха
со скошенными сшивными
Штаны (ыштан) также относятся к древней части одежды татар. По покрою они представляют собой вариант поясной одежды тюрко-язычных народов, получившие в этнографической литературе название
8
"штаны с широким шагом". Их шили широкими у пояса, длиной до щиколоток, без карманов; укреплялись они на бедрах при помощи гашника (ычкыр), продетого в верхний загнутый край; покрой состоял из 3-х частей: двух штанин с клиньями и прямоугольной вставкой между ними.
Общим признаком, по которому можно систематизировать верхнюю одежду татар, является покрой стана, его спинки. По этому признаку все многообразие верхней одежды сводится к следующим двум типам:
1. одежда с приталенной спинкой;
2. Одежда с прямой спинкой.
Головные уборы мужчин, как и другие элементы одежды, делятся на домашние и выходные. К первой разновидности относится тюбетейка (тубэтэй). Тубэтэй представляет собой небольшую, надеваемую на верхнюю часть головы, шапочку. Ее шили из материи и украшали вышивкой - шелками, золотой и серебряной канителью, бисером, блестками. Не украшались тюбетейки из парчи и узорчатых шелковых тканей, а также не всегда украшались тюбетейки из бархата. Особенность казанско-татарским бархатным тюбетейкам придавал своеобразный способ крепления подкладки с верхом, при котором применялась мелкая стежковая техника. Обязательную принадлежность костюма (повседневного и праздничного) составляет обувь. Это прежде всего чулки (оек), отличающиеся большим разнообразием как по материалу, из которого они изготовлены, так и по форме.
Обувь по материалу ее изготовления делится на: кожаную, лыковую, валяную. Чаще встречается кожаная обувь, хотя различные по зажиточности группы крестьян пользовались ею в разной степени.
Кожаная обувь у татар имела почти исключительно башмако-видную форму, т. е. отдельно кроились верх и подошва. Она различалась
9
по твердости подошвы и по высоте голенища. По качеству (твердости) подошвы выделяются два типа кожаной обуви: 1) с мягкой подошвой и 2) с твердой подошвой.
Валяная обувь так же, как и кожаная, имеет две разновидности: с коротким голенищем (бэлункэ, киез ката) и с высоким голенищем (киезитек, пима). Их носили в сочетании с ичигами или суконными чулками. Валяная обувь больше представляла зимнюю обувь старшего поколения.
Женская одежда
Женская традиционная одежда Волжско-уральских татар как в общем комплексе, так и в деталях, имеет больше разнообразия по сравнению с мужской. Она различалась не только по функциональному назначению (весенняя, летняя, осенняя, зимняя, повседневная, праздничная), но и по возрастному признаку (одежда девушек, молодых и старых женщин). На ней больше, чем на мужской одежде, заметны территориальные особенности.
В число нижней традиционной женской одежды татар входят: рубаха, нижний нагрудник (кукрэкча) и штаны (ыштан). Это сочетание имеет место в составе любого комплекса костюма, представляя его традиционную основу.
Обувь женская как по материалу
изготовления, так и по форме также имела
много общего с обувью мужской. Наибольшей
популярностью пользовалась кожаная обувь,
которая представлена несколькими видами:
ичиги (читек), кауши (кавеш) и башмачки
(башмак).
Отличительной чертой традиционной обуви татарских женщин является ее узорность и многоцветье. Не менее оригинальными являются женские ичиги, изготовленные из узорно вырезанной разноцветной кожи
10
(узоры составлены в
технике кожаной мозаики). Особенностью
традиционной одежды является
то, что она, тесно связанная с
жизнью народа, создавалась не
одним человеком, а этнической
общностью. Поэтому основные ее
элементы по форме были общими
для всей этой общности и
носили ярко выраженный
Праздники и традиции татар:
1)Курбан-Байрам
4)Мирадж
5)ЛейлятАль-Кадр
6)Лейлят Аль-Бараа
7)Сабантуй - народный праздник
Мусульманские праздники - неотделимая часть исламских канонических обрядов, таких, как паломничество, молитва, пост или раздача милостыни. Основные праздники ислама взаимосвязаны и с главными догматами религии, которые провозглашают веру в единство и единственность Аллаха: его вечность, справедливость и всемогущество; предопределение; признание пророческой миссии иудейских и христианских пророков - единобожников и последнего из пророков в истории человечества - Мухаммеда; вера в священные книги, вечность и несотворенность Корана; вера в потусторонний мир, судный день, воскрешение мертвых, существование ада и рая.
11
Курбан-байрам
Это наиболее значимый для мусульман праздник. По-арабски: Ид аль-адха или Ид аль-курбан (праздник жертвоприношения). Этот праздник начинается 10-го числа месяца зуль-хиджжа, через 70 дней после окончания 30-дневного поста в месяце рамадан и длится три-четыре дня. Он совпадает с днем завершения паломничества в Мекку. Мифология этого праздника восходит к известному библейскому сюжету о попытке принесения патриархом Авраамом своего сына Исаака в жертву Богу. Курбан-байрам (или Ид аль-адха) символизирует для мусульман истинность учения Мухаммеда, ниспосланного ему в откровении, а также всемогущество и милосердие Всевышнего Творца.
Информация о работе Татарстан на географическом и культурно – историческом стыке Европы и Азии