Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 18:51, реферат
Пожалуй, ничто из явлений, окружающих человека на рубеже XX века, не вызывает такого противоречивого к себе отношения, как техника. Эту противоречивость люди заметили сравнительно недавно. До второй мировой войны судьбы техники волновали больше художников и поэтов, чем философов и социологов.
АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ
Программа, удовлетворяющая всем этим
требованиям, получила название АРИЗ (алгоритм
решения изобретательских задач).
Слово «алгоритм» в узком смысле
означает абсолютно детерминированную
последовательность математических операций.
В широком смысле слова «алгоритм»
— это любая достаточно четкая программа
действий. Внешне АРИЗ представляет собой
программу последователь ной обработки
изобретательских задач. Законы развития
технических систем заложены в самой структуре
программы или выступают в «рабочей одежде»
— в виде конкретных операторов. С помощью
этих операторов изобретатель шаг за шагом
(без пустых проб) выявляет ФП и определяет
ту часть технической системы, к которой
оно «привязано». Затем используются операторы,
изменяющие выделенную часть системы
и устраняющие ФП. Тем самым трудная задача
(т. е. задача не первого уровня) переводится
в легкую задачу (первого уровня).
АРИЗ имеет специальные
средства преодоления психологической
инерции. Некоторые авторы полагают,
что справиться с психологической
инерцией нетрудно, достаточно помнить
о ее существовании. Если бы это было
так! Психологическая инерция
При разработке АРИЗ проводился систематический
анализ патентного фонда. Выделялись и
исследовались изобретения треть его
и более высоких уровней, определялись
содержащиеся в них технические и физические
противоречия и типовые приемы их устранения.
Для таблицы применения типовых приемов
в одной из последних модификаций АРИЗ
было проанализировано около 40 тыс. описаний
отобранных изобретений высших уровней.
Затем и течение трех лет таблица корректировалась:
в нее вводились прогностические поправки,
она проверялась на новых и сложных задачах.
Для новых модификаций АРИЗ разработаны
таблицы применения физических эффектов
и создан подробный справочник «Указатель
применения физических эффектов и явлений».
С помощью таблиц можно
определить эффекты, наиболее подходящие
для преодоления содержащегося в задаче
противоречия, «Указатель» дает сведения
о самих эффектах и веществах, реализующих
эти эффекты. В сущности, АРИЗ организует
мышление изобретателя так, как будто
в распоряжении одного человека имеется
опыт всех (или очень многих) изобретателей.
И, что очень важно, опыт этот при меняется
талантливо. Обычный, даже очень опытный
изобретатель черпает из опыта решения,
основанные на внешней аналогии: вот эта
новая задача похожа на такую-то старую
задачу, значит, и решения должны быть
похожи. «Аризный» изобретатель видит
намного глубже: вот в этой новой задаче
такое-то ФП, значит, можно использовать
решение из старой задачи, которая внешне
совсем не похожа на новую, но содержит
аналогичное ФП. Стороннему наблюдателю
это кажется проявлением мощной интуиции...
Информационный аппарат АРИЗ регулярно
пополняется и совершенствуется. Вообще
АРИЗ быстро развивается. Модификации
АРИЗ имеют индексы с обозначением года
публикации, а не очередного номера. Четкое
указание на «год выпуска» обязывает систематически
улучшать АРИЗ, не давая ему стареть.
ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ
С появлением первых модификаций
АРИЗ началось становление теории решения
изобретательских задач (ТРИЗ). Соотношение
между АРИЗ и теорией примерно такое, как
между самолетом и авиацией, между автомобилем
и автотранспортом.
Теория воплощена в АРИЗ, хотя, конечно,
не сводится к нему. В следующих главах
нам придется в равной мере касаться конкретных
механизмов АРИЗ и общих положений теории,
они взаимосвязаны.
Несколько слов о терминах. Они
неоднозначны, поэтому договоримся об
их содержании.
Прием — одинарная (элементарная) операция.
Прием может относиться к действиям человека,
решающего задачу, например «используй
аналогию». Прием может относиться <и
к рассматриваемой в задаче технической
системе, например «дробление системы»,
«объединение нескольких систем в одну».
Приемы, так сказать, скалярны, не направлены:
неизвестно, когда тот или иной прием хорош,
а когда плох. В одном случае аналогия
может навести на решение задачи, а в другом
— увести от него. Приемы не развиваются
(хотя набор приемов можно, конечно, пополнять
и развивать).
Метод—система операций, предусматривающая
определенный порядок их применения. Например,
метод мозгового штурма включает ряд операций
по комплектованию групп «генераторов
идей» и «критиков», по проведению штурма,
по отбору идей. Методы обычно основаны
на каком-то одном принципе, постулате.
Так, в основе мозгового штурма лежит предположение,
что решение задачи можно получить, дав
выход из подсознания неуправляемому
потоку идей. Методы развиваются весьма
ограниченно, оставаясь в рамках исходных
принципов.
В этом же смысле будем использовать и
слово «методика».
Теория — система многих методов
и приемов, предусматривающая целенаправленное
управление процессом решения задач на
основе знания законов развития объективной
действительности.
Грубо говоря, прием, метод и
теория образуют цепь типа «кирпич — дом
— шрод» или «клетка — орган—организм».
В этой иерархии АРИЗ находится на границе
метода и теории. Надо изучить опыт изобретательского
творчества и выявить характерные черты
хороших решений, отличающие их от плохих.
Выводы могут быть использованы при решении
изобретательских задач.
Почти сразу удалось обнаружить,
что решение изобретательской задачи
оказывается хорошим (сильным), если оно
преодолевает техническое противоречие,
содержащееся в поставленной задаче, и,
наоборот, плохим (слабым), если ТП не выявлено
или не преодолено.
Далее выяснилось нечто совершенно
неожиданное: оказалось, что даже самые
сильные изобретатели не понимают, не
видят, что правильная тактика решения
изобретательских задач должна состоять
в том, чтобы шаг за шагом выявлять ТП,
исследовать «то причины и устранять их,
тем самым устраняя и ТП. Столкнувшись
с открытым, кричащим о себе ТП и увидев,
что задачу удалось решить благодаря его
устранению, изобретатели не делали никаких
выводов на будущее, не меняли тактику
и, взявшись за следующую задачу, могли
потратить годы на перебор вариантов,
даже не пытаясь сформулировать содержащееся
в задаче противоречие.
Рухнули надежды извлечь из опыта
больших (великих, крупных, опытных, талантливых)
изобретателей нечто полезное для начинающих:
большие изобретатели работали тем же
примитивным методом проб и ошибок.
Начался 'второй этап работы, проблема
теперь звучала так: «Надо составить программу
планомерного решения изобретательских
задач, годную для всех
изобретателей. Эта программа должна быть
основана на пошаговом анализе задачи,
чтобы выявлять, изучать и преодолевать
технические противоречия. Программа
не заменит знаний и способностей, но она
предохранит от многих ошибок и даст хорошую
тактику решения изобретательских задач».
Программы решения изобретательских
задач были еще далеки от нынешнего АРИЗ,
но с каждой новой модификацией они становились
четче и надежнее, постепенно приобретая
характер про грамм (предписаний) алгоритмического
типа. Были составлены первые таблицы
применения приемов устранения технических
противоречий. Главным материалом для
исследований стала патентная информация,
описания изобретений. Начали проводиться
учебные семинары, постепенно накапливался
опыт обучения АРИЗ.
И снова обнаружилось нечто неожиданное.
Оказалось, что при решении задач высших
уровней нужны знания, обязательно выходящие
за пределы специальности, которую имеет
изобретатель; производственный опыт
навязывает бесплодные пробы в привычном
направлении; единственной «способностью»,
ощутимо влияю щей на ход решения, является
«способность» придерживаться АРИЗ и
использовать его информационное обеспечение.
Отсюда неизбежно вытекал вывод:
ни знания, ни опыт, ни способности («природный
дар») не могут служить надежной основой
для эффективной организации творческой
деятельности. Нет людей, которые могли
бы регулярно, одну за другой, решать задачи
высших уровней благодаря своим знаниям,
опыту и способностям. Если «цена» задачи
100 000 проб, никто не сможет решить ее в
одиночку.
Приступая к решению изобретательской
задачи высшего уровня, человек должен
располагать знаниями о всей технике,
о всей физике, о всей химии. Между тем
объем знаний у человека в миллионы раз
меньше. Решая задачу, человек должен уметь
правильно перерабатывать имеющуюся информацию
(допустим, она имеется в полном объеме).
«Правильно перерабатывать»— значит
осуществлять цепь последовательных действий,
управляя этими действиями так, чтобы
они вели к решению задачи. Вместо этого
человек использует примитивный перебор
вариантов, руководствуясь старыми представлениями
и личным (а потому случайным) опытом.
Человек не умеет эффективно решать
изобретательские задачи высших уровней.
Поэтому ошибочны все гипотезы, которые
прямо или косвенно исходят из того, что,
исследуя творческий процесс, можно выявить
эффективные приемы, методы, эвристики
и т. п. Ошибочны все методики и методы,
основанные на стремлении активизировать
творческое мышление, поскольку это попытки
хорошо организовывать плохое мышление.
Таким образом, второй этап, начавшийся
с мысли о том, что изобретателям надо
дать полезный вспомогательный инструмент,
завершился выводом о необходимости перестройки
изобретательского творчества, изменения
самой технологии производства изобретения.
Программа теперь стала рассматриваться
как самостоятельная, не зависимая от
человека система решения изобретательских
задач. Мышление должно следовать этой
системе, управляться ею — и тогда оно
будет талантливым.
Возникла необходимость поставить
операции, производимые и алгоритме решения
изобретательских задач, на объективную
основу, обосновать их объективными законами
развития технических систем.
Формула третьего этапа была такой:
«Изобретения низших уровней — вообще
не творчество. Изобретения высших уровней,
принимаемые методом проб и ошибок,— это
плохое творчество. Нужна новая технология
решения изобретательских задач, позволяющая
планомерно решать задачи высших уровней.
Эта технология должна основываться на
знании объективных законов развития
технических систем.
Было положено начало так называемому
вепольному анализу, связавшему процесс
решения задачи с некоторыми фундаментальными
законами развития технических систем
и позволившему наметить пути планомерного
отыскания физических эффектов, необходимых
для решении задачи.
Как и на втором этапе, основным
материалом для работы была патентная
информация. Но ее изучение велось теперь
не столько для выявления новых приемов
и сведения их в таблицу устранения технических
противоречий, сколько для исследования
общих закономерностей развития технических
систем. Знание этих закономерностей позволяло
вносить коррективы в АРИЗ и вепольный
анализ, а система школ и институтов изобретательского
творчества давала возможность быстро
и надежно проверять на практике новые
выводы, предположения, гипотезы.
Содержание