Техника раннего средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 09:36, доклад

Описание работы

В 476 г. вождь германских наёмников в Риме Одоакр низложил последнего императора Ромула Августула и провозгласил себя королём Италии. Могущественная Римская империя прекратила своё существование. Это историческое событие принято считать началом Средневековья.
Племена, разгромившие Римскую империю, находились, по сути, на доисторическом уровне развития: они не знали письменности, одевались в шкуры вместо одежд из шерсти и льна. Но варвары проявили замечательную способность быстро перенимать и совершенствовать чужие технические и культурные достижения.

Файлы: 1 файл

Техника раннего средневековья.docx

— 17.89 Кб (Скачать файл)

 

  Техника раннего средневековья. 

В 476 г. вождь германских наёмников в Риме Одоакр низложил последнего императора Ромула Августула и провозгласил себя королём Италии. Могущественная Римская империя прекратила своё существование. Это историческое событие принято считать началом Средневековья.

Племена, разгромившие Римскую империю, находились, по сути, на доисторическом уровне развития: они не знали письменности, одевались в шкуры вместо одежд из шерсти и льна. Но варвары проявили замечательную способность быстро перенимать и совершенствовать чужие технические и культурные достижения. По прошествии веков их потомки научились понимать и ценить памятники разрушенной античной культуры, сохранившиеся на территории Италии, Византии, некоторых стран Ближнего и Среднего Востока. Без освоения наследия древних, без общения и обмена достижениями с другими цивилизациями и культурами — арабской, византийской, индийской, китайской — современная европейская техническая цивилизация была бы просто невозможна. Конечно, отсутствие хороших дорог и трудности, связанные с мореплаванием, долгое время замедляли эти процессы. В то же время существовали области, где культуры Востока и Запада соприкасались непосредственно.

В VII в. арабские племена захватили обширные пространства за пределами Аравийского полуострова. К 715 г. они добрались до Гибралтара и стали постепенно распространяться по Пиренейскому полуострову. Арабские мусульманские государства — халифаты — существовали здесь до XV в. Всё это время европейцы имели возможность непосредственно знакомиться с их высокой по тем временам культурой, воспринявшей многие достижения античности. Известно, что глава католического мира Сильвестр II, ещё будучи простым монахом Гербертом, побывал в Кордовском халифате, где позаимствовал, например, арабские цифры и конструкцию античного небесного глобуса.

Период после падения Римской империи и до X в. иногда называют Тёмными веками. Тем самым подчёркивают и скудость письменных свидетельств о той эпохе, и определённый регресс в культуре. И всё же именно тогда были изобретены либо существенным образом усовершенствованы и прочно вошли в обиход привычные нам мышеловка, очки, бумага, порох, сталь, конская подкова, сбруя и стремена, шёлк, мыло, ветряная и водяная мельницы, тяжёлый плуг, винный пресс, колёсное веретено и др. История многих изобретений почти полностью сокрыта от нас в глубине времён. Неизвестны не только имена изобретателей, но и то, в какой стране, в каком веке произошло то или иное открытие.

Компас. Ни одно другое устройство не оказало столь большого влияния на последующее развитие мореплавания, как магнитный компас (от лат. compasso — «измеряю»). Принцип его действия прост: не стесненный в движении кусочек магнита всегда разворачивается так, что указывает одним кониом на магнитный полюс Земли. А поскольку магнитный полюс расположен недалеко от географического северного полюса, компас начали использовать для определения направления на север. Первый компас сделали в Китае за 1000 лет до н. э. Магнитную стрелку закрепляли на куске пробки, который свободно плавал в воде. Этот несложный прибор помогал ориентироваться в пустынной местности.

Колесный плуг. Самые ранние упоминания о колёсном плуге, который использовался в Малой Азии, относятся к I в. Оставил их римский писатель и учёный Плиний Старший (23 или 24— 79). В Европе плуг появился в долине Рейна не позднее VIII в. Есть, впрочем, указания на то, что это устройство славяне применяли уже в V в. От них оно могло попасть через Северную Италию и на Рейн.

С колёсным плугом в сельское хозяйство Северной Европы пришли серьёзные перемены. Вместо двухпольной системы землепользования утвердилась трёхпольная: одна треть участка засевалась яровыми, другая — озимыми зерновыми культурами, а последняя оставалась под паром, благодаря чему восстанавливалась структура почвы. Каждый год участки менялись. Так поддерживалось высокое плодородие почвы при глубокой вспашке. Затем в плуг стали впрягать лошадь, а не вола — когда изобрели упряжь с жёстким хомутом и боковыми ремнями.

Всё это привело к образованию излишков продовольствия, что, в свою очередь, способствовало появлению новых и росту старых городов, постепенно сливавшихся с пригородами. В результате оживилась торговля продукцией сельского хозяйства и быстро развивавшегося ремесленного производства. Нараставший экономический подъём вызвал в конечном счёте тот расцвет культуры, который Европа пережила в начале XI в.

Мельницы в Средние века. Водяные мельницы, унаследованные от Античной эпохи, в Средние века применялись сначала только для помола зерна. В Британии они появились в 340 г., в Богемии (Чехия) — в 718 г, а во Франции — в IX в. До наших дней сохранились материалы земельной переписи, проведенной в 1086 г. в Англии. В них упомянуто уже 5624 водяные мельницы и указаны места их расположения.

Мельницы другого типа — ветряные — известны с середины VII в., когда их впервые стали строить на территории Персии. В Нидерландах, где издревле боролись с морем за каждый клочок земли, пригодной для сельского хозяйства, именно с помошью ветряных мельнии с X—XI вв. осушали большие территории. Сначала возводили земляные дамбы, отгораживающие мелководный участок морского залива, а затем сооружали мельницы с водоотливными колесами. Они неустанно, день и ночь — был бы только ветер! — откачивали воду.

Примерно в то же время люди поняли, что мельничный двигатель можно использовать для выполнения любой работы, требующей больших затрат мускульной энергии. Нужны были только специальные механизмы, обеспечивающие передачу усилий с вала, вращаемого лопастями ветряка или водяным колесом, на другой вал. Этот вал следовало расположить под углом и соединить с техническими устройствами, преобразующими вращательное движение в прямолинейное и возвратно- поступательное движение рабочей машины. И такие механизмы изобрели. Водяные двигатели начали применять в самых разных областях промышленности — в производстве сукна и пороха, для дробления руды, откачки воды из шахт и приведения в действие кузнечных мехов. Появились сложные передаточные механизмы, с помощью которых от одного двигателя работали две машины и более. Мельнииы стали основным типом двигателя в ремесленном и мануфактурном производстве, и так было до тех пор, пока не создали универсальный паровой двигатель.

3.       Заключение.

Я рассмотрел тему «Общая характеристика раннего средневековья». Считаю, что поступил абсолютно правильно, остановившись на этой теме. Какие-то моменты я освежил в своей памяти, что-то оказалось совершенно новым для меня. А в общем, я увидел истоки появления мировой культуры. Практически все, что у нас сегодня имеется в мировой копилке культуры, основа многих культурных вкладов и изысканий это итог жизнедеятельности средневековых деятелей и мыслителей.

Эстетика Возрождения выросла из эстетики и искусства средневековья. Историческим итогом античности, ее концом и пределом оказалась Римская империя. Она подытожила и обобщила пространственное распространение античной культуры, собрав в одно целое земли Средиземноморья. Она сделала больше: она подытожила и обобщила идейные основания «языческой» государственности рабовладельцев за целое тысячелетие.    

 Социально-идеологическим  содержанием огромной эпохи, обозначаемой  как «раннее Средневековье», был  долгий и противоречивый переход  от античного общества граждан-рабовладельцев  к феодальной иерархии сеньоров  и вассалов, от порядка собственников  к порядку «держателей», от этики  государственности к этике личного  служения и личной верности. Понятно, что специфика христианской символики (и шире - библейской символики) как  символики личной верности облегчила  ее функционирование в качестве  ядра идеологического «феодального  синтеза». При своем возникновении  христианство было крайне далеко  от того, чтобы быть феодальной  идеологией; но религией личной  верности и «дружинной», «воинской»  службы богу оно было всегда. Эта его сторона была очень  живо воспринята в эпоху становления  феодализма.

Огромную роль в формировании мировой культуры сыграла Византийская культура — сплав иудейской, персидской и эллинской культур. Она уникальна. В истории мировой культуры византийская цивилизация занимает выдающееся место. Она была историческим и логическим продолжением греко-римской античности, в ней осуществился своеобразный синтез западных и восточных духовных начал, она оказала огромное влияние на цивилизации Южной и Восточной Европы (особенно последней). Византия представляет собой и самоценный тип культуры, несмотря на пережитое ею воздействие сирийцев, арабов, коптов, мавров, германцев, славян, тюрков, армян, грузин, что объясняется многонациональным характером византийского государства.

Таким образом, средневековая византийская эстетика представляет оригинальный анализ основных эстетических понятий. Ряд из них достаточно традиционен (прекрасное, образ), другие, напротив, оригинальны (например, свет). Но как бы они ни различались, объединяет их глубокая связь с богословской традицией.

В заключение хочется сказать, что я рассмотрел лишь малую часть культуры раннего средневековья, но и этого достаточно, чтобы осознать, насколько велика её роль в истории мировой культуры. Я глубоко убежден, что каждый из нас должен как можно глубже окунаться в мир истории, чтобы еще больше любить и почитать свою культуру.

 


Информация о работе Техника раннего средневековья