Причины выбора
христианства в его православном
варианте:
- прочные культурные и экономические связи с сильнейшим государством X века Византией, наследницей великого Рима;
- международная обстановка, отношение церкви и государства (Римский Папа притязал на светскую власть, католическая церковь не желала учитывать местные особенности, ее воинственность);
- терпимость православия к местным традициям.
Последствия
принятия христианства (православия) на
Руси:
- правящий класс получил идеологическое средство для укрепления власти (христианскую религию), а также организацию, выполнявшую функцию божественного освящения складывавшегося феодального строя;
- идеологически закреплялось единство Древнерусского государства;
- Русь получила письменность и возможность приобщаться к культуре Византии, наследницы античной цивилизации;
- расширились и окрепли внешнеполитические связи Руси, вступившей в семью христианских народов;
- православная церковь повлияла на древнерусское общество – смягчила нравы, боролась против многоженства и других языческих пережитков, выступила против рабства.
- Ярослав Мудрый (1019–1054) – стал самовластцем, ввел в действие первый в Древней Руси письменный свод законов – Русскую Правду (1016 г.) для юридического регулирования раннефеодальных отношений. Династическими браками своих детей способствовал расширению и укреплению контактов с европейскими странами. В 1036 г. нанес решительное поражение печенегам в битве под Киевом. В его княжение положено начало Киево-Печерской Лавре. В 1051 г. впервые киевским митрополитом (главой русской православной церкви в Древней Руси) избран русский по происхождению Илларион. Организовал перевод богослужебных книг. Построил Софийский собор в Киеве.
Краткая
редакция Русской Правды, помимо Правды Ярослава,
включала Правду Ярославичей,
созданную сыновьями Ярослава (Изяслав,
Святослав, Всеволод) в около 1072 г.
как реакцию государства на народные волнения.
Она запретила кровную месть, заменив
ее вирой (штраф
за убийство свободного человека), обеспечила
защиту личных владений князя, усилила
разницу в плате за убийство различных
категорий населения.
- Владимир Мономах (1113–1125) – как реакцию на восстание в Киеве в 1113 г. принял законодательный акт «Устав Владимира Мономаха» (1113 г.), вошедший в состав Пространной редакции Русской Правды, которая зафиксировала появление новой группы феодально-зависимых людей – закупов и установил размеры процентов по займам, ограничив ростовщичество. Организатор похода русских князей против половцев в 1111 г. Значительно ослабил половецкую опасность вследствие походов на половцев.
- Мстислав Владимирович (1125–1132) – ликвидировал половецкую опасность, окончательно разгромив половцев<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-size: 14pt;