Теория несовершенной конкуренции Дж.Робинсон

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 23:22, доклад

Описание работы

Дж.Робинсон (1903-1983), английский экономист, представительница кембриджской школы в политической экономии. Как и Чемберлин, Дж.Робинсон в своей самой известной работе "Экономическая теория несовершенной конкуренции" (1933), исследовала те же проблемы: сдвиги в механизме рыночной конкуренции, проблемы монополизации рынка, механизм монополистического ценообразования. Решающим условием монопольного обладания продуктом Робинсон также считала дифференциацию продукта, то есть такие изменения, которые не могут быть полностью компенсированы товарами-субститутами.

Файлы: 1 файл

история эк.уч..docx

— 21.70 Кб (Скачать файл)

Теория несовершенной конкуренции  Дж.Робинсон

Дж.Робинсон (1903-1983), английский экономист, представительница кембриджской школы в политической экономии. Как и Чемберлин, Дж.Робинсон в своей самой известной работе "Экономическая теория несовершенной конкуренции" (1933), исследовала те же проблемы: сдвиги в механизме рыночной конкуренции, проблемы монополизации рынка, механизм монополистического ценообразования. Решающим условием монопольного обладания продуктом Робинсон также считала дифференциацию продукта, то есть такие изменения, которые не могут быть полностью компенсированы товарами-субститутами. Однако дифференциация продукта не является, по Робинсон, единственным условием монополии. Значительное внимание в своем исследовании она посвятила вопросу поведения крупных компаний, олицетворяющих высокий уровень концентрации производства. Для Робинсон монополия представляет собой явление не только рынка, но и концентрированного производства. Концентрацию же производства она связывала с экономией фирмы на масштабах, поскольку доля постоянных издержек, приходящихся на единицу продукции с ростом объемов производства снижается. Сравнивая поведение компаний в условиях совершенной и несовершенной конкуренции Дж.Робинсон показала, что крупные компании имеют возможность поддерживать более высокую цену, чем могли бы иметь в условиях совершенной конкуренции. Графический анализ этих ситуаций воспроизведен в учебниках по курсу "Микроэкономика" в темах, рассматривающих поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции, несовершенной конкуренции и чистой монополии.

Особое внимание Дж. Робинсон уделила такой характерной черте  рыночного поведения крупных  компаний, как маневрирование ценами. Ключевым вопросом в ее исследованиях  стало исследование возможностей использования  цены как инструмента воздействия  на спрос и регулирования сбыта. Именно Дж.Робинсон ввела в экономическую теорию понятие "дискриминация в ценах", что означало сегментацию рынка монополией на основе учета различной эластичности спроса по цене у разных категорий потребителей, маневрирование ценами для разных групп, на разных географических рынках. Обратила внимание на проблемы формирования ценовой политики, которая совершенно отсутствовала в условиях совершенной конкуренции. Дж. Робинсон показала, что монополист обретает возможность разбить рынок своего товара на отдельные сегменты и для каждого из них назначить особую цену, так, чтобы общая прибыль оказалась максимальной. Однако возникает вопрос - почему же монополист не назначает на всех рынках одинаково высокую цену? Оказывается, что это нецелесообразно, потому что в условиях несовершенной конкуренции у разных групп покупателей существует разная эластичность спроса по цене, и если повсеместно назначить высокую цену, спрос может резко сократится. Следовательно, в целях максимизации прибыли целесообразно действовать иначе: при выпуске нового "дифференцированного" товара сначала назначить очень высокую цену, обслужив наиболее состоятельную часть покупателей (рынок с низкой эластичностью спроса по цене, так называемый "сильный рынок"), затем понизить цену, привлекая менее состоятельных покупателей и действовать так до тех пор, пока не будут охвачены рынки с высокой эластичностью спроса по цене ("слабые рынки"). Подобная тактика "снятия сливок" основана на дискриминации в ценах по признаку групп с различными доходами. Но возможна и пространственная дискриминация, как например, при установлении монопольно-высоких цен на внутреннем рынке и демпинговых во внешней торговле. Как бы то ни было, "золотое правило" политики ценовой дискриминации заключается в том, что самая высокая цена устанавливается там, где эластичность спроса меньше всего, а самая низкая - там, где эластичность спроса выше всего. Сопоставляя простую монополию и монополию, практикующую множественность цен, Дж.Робинсон показала, что в последнем случае фирма достигает и увеличения объема выпуска продукции, и увеличения валового дохода. Анализируя поведение монополий, Дж.Робинсон пытается оценить желательность ценовой дискриминации с точки зрения общества в целом. По ее мнению, с одной стороны, монополия, использующая дискриминацию в ценах (по сравнению с простой монополией, не практикующей такого поведения), повышает объем выпускаемой продукции. С другой стороны, ценовая дискриминация, сохраняя монопольно-высокие цены, ведет к неправильному распределению ресурсов и к их общему недоиспользованию. Кроме того, монополизация производства, по мнению Дж.Робинсон, в любом случае неблагоприятно влияет на распределение богатства между людьми.

Негативное отношение  к монополизации проявляется  и в учении Дж.Робинсон о монопсонии. Последствия монопсонии Дж.Робинсон анализирует на примере рынка труда, когда крупная фирма (монопсонист) приобретает услуги труда неорганизованных работников. В этом случае компания-монопсонист навязывает рабочим условия сделки, при которых реальная заработная плата может оказаться ниже предельного продукта труда рабочего. По мнению Дж.Робинсон, это бы означало эксплуатацию труда. Факторами, противодействующими эксплуатации, Робинсон считала законодательство о минимальной заработной плате и политику профсоюзов.

В результате своих исследований Дж. Робинсон приходит к выводу, что  возможность ценового маневрирования подрывает основные постулаты классической теории: независимость процесса ценообразования, отождествления равновесия спроса и  предложения с оптимальным использованием ресурсов и оптимизацией общественного  благосостояния. В этом ее принципиальное отличие от Чемберлина, который считал, что именно механизм монополистической конкуренции наилучшим образом обслуживает интересы экономического благосостояния.


 

Первой преодолеть этот разрыв попыталась Джоан Робинсон. Прежде всего она четко выделила сферу анализа, дав определение отрасли, продолжающее и до сих пор лежать в основе теории организации рынков. Отрасль (в современной терминологии это скорее рынок, впрочем различие между отраслью и рынком носят технологический характер и не всегда выделяются) – это «группа фирм, производящих одноименный товар», то есть товар и его ближайшие всевозможные субституты.

Со времен Робинсон приживается  наименование «совершенная конкуренция» в противоположность другой организации  рынка – несовершенная конкуренция. Робинсон признает многообразие поведенческой  активности фирм. Это не только конкуренция  и монополия как считалось  до этого, но и разные другие варианты рыночной власти – конкуренция между  производителями дифференцированного  продукта и ценовая дискриминация. С тех пор утверждается представление  о том, что конкуренция может  существовать и при наличии у  фирм рыночной власти, что собственно и означает термин «несовершенная конкуренция».

Робинсон указывает, что  «различие между совершенной  и несовершенной конкуренцией, как  очевидно, представляет собой лишь различие между однопорядковыми явлениями.» Робинсон указала и обосновала связь между совершенной конкуренцией и ценовой эластичностью рыночного спроса фирмы, что в свою очередь позволило ей добавить новые характеристики к данной модели рынка.

 «Совершенная конкуренция  преобладает тогда, когда спрос  на продукцию каждого производителя  абсолютно эластичен. Отсюда следует,  во-первых, что число продавцов  велико и объем производства  любого из них составляет ничтожно  малую долю от общего выпуска  данной продукции; во-вторых, что  все покупатели находятся в  одинаковом положении в отношении  возможности выбирать между конкурирующими  продавцами, так что на рынке  господствуют отношения совершенной  конкуренции.»

 К несомненным достоинствам  модели рынка Робинсон можно  отнести допущение ею, правда, только  в весьма теоретической и абстрактной форме, множественности рыночного равновесия. На рынке монополии, как считает Робинсон, из-за особых характеристик спроса и/или издержек возможно наличие многочисленных, по выражению Робинсон, точек равновесия14[14]. Хотя это и точки, но все-таки исход рынка не так прямолинеен, каким он был до сих пор. Тем самым допускается возможность разных цен на рынках несовершенной конкуренции. Однако на рынке совершенной конкуренции по-прежнему в модели Робинсон господствует единая цена.

 Робинсон приводит  обоснование зависимости между  монопольной ценой, предельными  издержками и ценовой эластичностью  спроса. Таким образом она показывает, что монопольная цена не является ни произвольной, ни максимально возможной на рынке.

 Со времен Робинсон  в экономической теории постепенно  начинает утверждаться положение  о наличии прямой зависимости  между уровнем концентрации на  рынке (числом продавцов), уровнем  рыночной цены и величиной  монопольной прибыли каждого  продавца15[15]. Так что теперь антимонопольные  органы получают в свое распоряжение  некий количественный параметр, удобный для проведения конкурентной  политики – число фирм на  рынке. Складывается механистическое  представление о монополии и  конкуренции на рынке – чем  меньше фирм действует на рынке,  тем сильнее их монопольная  власть – вот логика, которой  руководствуются при проведении  антимонопольной политики. В частности,  этот критерий лежит в основе  политики допущения или запрета  слияний и поглощений, принятой  в США. 

 К заслуге Робинсон  принадлежит разработка параметров  конкуренции. Если раньше считалось,  что конкуренция – это преимущественно  и только ценовая конкуренция,  то Робинсон выдвигает и другие  характеристики конкурентного поведения  фирм – величина транспортных  расходов, уровень качества продукции,  особенности обслуживания клиентов, сроки кредита, репутация фирмы,  роль рекламы.

Робинсон уточняет технологическую  концепцию равновесия в условиях совершенной конкуренции. Так, конкурентное равновесие характеризуется оптимальным  размером фирмы, конкурентная фирма  производит такой объем продукции, при котором ее предельные издержки оказываются равными средним  и рыночной цене. Подобное уточнение  черт совершенной конкуренции позволяет  Робинсон обосновать последствия конкуренции  несовершенной. В условиях несовершенной  конкуренции индивидуальный спрос  фирмы не является абсолютно эластичным, и фирма выпускает меньший, чем  оптимальный объем производства. Это относительное недопроизводство представляет собой главную черту  несовершенной конкуренции и  позднее будет названо «Х-неэффективностью».

Робинсон уточняет концепцию  рыночного равновесия. «Говорят, что  отрасль находится в состоянии  полного равновесия, когда не наблюдается  тенденции к изменению числа  функционирующих в ней фирм. Тогда  прибыль этих фирм является нормальной». Это определение равновесия все еще статично, хотя и предполагает скрытую динамику. Если прибыль отличается от нормальной, то число фирм на рынке не будет стабильным, фирмы будут входить или выходить из отрасли до тех пор, пока прибыль не станет равной нормальному в данных экономических условиях значению.

 Робинсон, исследуя монополию,  выделяет отрасли, где конкуренция  принципиально в силу технологических  особенностей (масштаба производства  в первую очередь) невозможна. Это те отрасли, которые позднее  будут названы «естественной  монополией». Робинсон относит  к ним железнодорожный транспорт,  электроэнергетику, газовую промышленность. Здесь отсутствуют, как говорит  Робинсон, предпосылки для конкуренции.  «Если же получилось, что в  такую отрасль оказались вовлеченными  две фирмы, они или будут  вынуждены конкурировать между  собой (при этом ни одна из  них не сможет даже возместить  свои издержки) и более слабая  разорится, или они должны будут  объединиться». Такая классическая  трактовка естественной монополии  продолжает составлять основу  государственной конкурентной политики  развитых стран и сегодня. 

 При анализе политики  ценовой дискриминации Робинсон  указывает на неоднозначность  последствий монопольного рынка.  Так, если на одном из рынков, где действует фирма-монополист, спрос оказывается «слабым», то  при проведении политики единой  цены, в отличие от политики  ценовой дискриминации, ее уровень  может оказаться выше резервной  цены покупателей, так что подобный  рынок без ценовой дискриминации  вообще прекратит свое существование. 

 Неоднозначность исхода  упоминается и в связи с  рынком монополии. Так, «если  ... монополист получает экономию, одновременно применяя дефицитный  фактор производства, за который  он не платит ренту полностью,  то выпуск в условиях монополии  может превысить выпуск в условиях  конкуренции». Заслуга Робинсон заключается и в том, что она распространяет теорию монопольного поведения на покупателей, рассматривая особенности взаимодействия спроса и предложения на рынках монопсонического характера.

 В целом же можно  сказать, что для Робинсон совершенная конкуренция остается идеалом рыночной экономики, а любые отклонения от подобного идеала в реальности должны быть соответствующим образом скорректированы государственной политикой. Эта точка зрения закладывает еще один камень в фундамент антимонопольной политики англо-саксонской традиции.


Информация о работе Теория несовершенной конкуренции Дж.Робинсон