Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 15:05, реферат
В I тысячелетии н.э. началось постепенное изменение этнической среды в евразийских степях, в горах Средней и Центральной Азии. Преобладание здесь все более переходило к тюркоязычным племенам. Ускорение процессов социального развития и территориально-политической консолидации привело во второй половине I тысячелетия к созданию тюркоязычными племенами нескольких крупных государственных образований (каганатов) на территории Южной Сибири, Центральной и Средней Азии, Нижнего Поволжья и Северного Кавказа. В рамках созданных ими объединений завершается процесс становления классов и классового общества у кочевников.
Первый Тюркский каганат
Второй Тюркский каганат
Великий Тюркский каганат. Эпоха каганатов (VII-Xвв.)
Наследник Уч-элига, Сакал-каган (706-711), столкнулся с оппозицией части племенных вождей, поддерживавших претензии на трон его младшего брата. В междоусобицу вмешался восточнотюркский Капаган-каган, и после поражения тюргешских войск в битве с тюрками при р.Болучу (711 г.) оба брата были убиты по его приказу. Остатки тюргешских войск, собранные полководцем Чабыш-чор Сулуком, отступили за Сырдарью и ушли в Тохаристан. Лишь в 715 г. Сулук, провозгласивший себя тюргеш-каганом, смог вернуться и восстановить независимость своего государства.
Сулук Чабыш-чор-каган (715-738) все годы своего правления вел борьбу на два фронта. Из Восточного Туркестана ему угрожали претенденты на престол из рода западнотюркских каганов, поддерживаемые китайскими войсками. Дипломатическими мерами (женитьбой на дочери одного из претендентов) и военной активностью (осада столицы танского наместника в Восточном Туркестане, Кучи, в 726-727 гг.) Сулук снял эту опасность. Женитьбой на дочерях восточнотюркского Бильге-кагана и правителя Тибета тюргеш-каган окончательно укрепил свой восточный фланг.
На западе тюргешам угрожали победоносные арабские армии, не раз переходившие Сырдарью в 714-715 гг. Это заставило Сулука включиться в борьбу с арабами, которую вели стремившиеся сохранить независимость государства Средней Азии. В 720-721 гг. полководец Сулука, Кули-чор, вел успешные боевые действия против арабов в Согде. В 728-729 гг. Сулук поддержал антиарабское восстание жителей Самарканда и Бухары и изгнал арабов из Согда. Лишь в 732 г. арабский наместник разбил тюргешей под Тавависом и вошел в Бухару. В 737 г. тюргеши разбили арабов в Тохаристане, но вслед за тем потерпели поражение. По возвращении в Невакет Сулук был убит своим приближенным (737 г.), а в 739 г. арабы схватили и казнили полководца Сулука, Кули-чора (Курсуля арабских источников).
Гибель Сулука и недолгое правление его сына, Тухварсен Кутчор-кагана (738-739), положили начало двадцатилетней борьбе за власть между знатью "желтых" и "черных" племен, на которые делился тюргешский племенной союз. Междоусобица привела к вторжению в Семиречье войск танского наместника в Куче, которые в 748 г. захватили один из крупнейших городов Семиречья, Суяб. Однако в 751 г. китайские тюркские войска были разбиты арабами и карлуками близ р.Талас бежали из Семиречья. Власть в государстве захватили ханы "черных тюргешей (Йыпар Кутлуг-каган, 749-753), однако междоусобицы в прекратились. Усилившиеся в Семиречье карлуки, вытесненные сюда 746-747 гг. из Монголии уйгурами, к 766 г. покончили с враждующим между собой тюргешскими ханами, и карлукский ябгу стал создателем нового государства на Тянь-Шане.
Великий Тюркский каганат. Эпоха каганатов (VII-Xвв.)
тюрки каганат племенной союз
В 552 г. был создан Тюркский каганат, получивший название Великий. Его основатель Бумын принял титулиль-хан в значении правителя стран и народов. Более распространенным названием главы этого государства был каган (ка+хан), означающий: великий хан. К этому времени Бумын-хан сумел объединить основную часть тюркоязычных племен, носивших свой этноним тюрк (по китайским источникам, ту-кю; известна также форматюркют).
Великий тюркский каганат в VI - начале VII в.
Бумын-каган умер в том же 552 г., ему наследовал Истеми-каган. В исторических источниках оба эти кагана названы могущественными. Такими же широкоизвестными, сильными правителями были, например, Датоу-каган, Ильтерис-каган (Кутлуг), Бильге-каган (Могилян). К 555 г. многие народы и племена Алтая, Южной Сибири, Центральной и Средней Азии оказались в подчинении каганату. Вскоре тюркские племена стали хозяевами обширных евразийских степей: восточная граница каганата упиралась в северные границы Китайской империи, западная доходила до Крыма. Однако со временем в дела государства стал вмешиваться Китай; возникли противоречия и в самом тюркском обществе. В результате в начале VII в. каганат распался на две части: на Западно-Тюркский и Восточно-Тюркский.
Западный каганат занимал среднеазиатские и более западные земли. Он достиг могущества при правлении упомянутого Датоу-кагана. Но вскоре на прикаспийских и северокавказских степях образовался самостоятельный Хазарский каганат, и Тюркский каганат лишился своих важнейших владений в Восточной Европе. Очередное вмешательство Китая и вторжение с севера новых племен привели к падению этого государства в 740 г.
Восточному каганату приходилось еще больше защищаться от Китая по причине общих границ большой протяженности. Каганат несколько раз - в конце VII в., в 30-х гг. VIII в. - в крупных сражениях сумел отстоять свою самостоятельность, одержав блестящие победы над своим южным соседом. Однако в 745 г. Восточно-Тюркский каганат перестал существовать после поражения в битве с войском уйгурского хана Моюн-Чура. На основных землях Восточного каганата возник Уйгурский каганат - одно из тюркских государств раннего средневековья (745-840).
В Тюркском каганате существовал ранний феодализм. Основу хозяйства составляло скотоводство, существовало и земледелие. Развитие производства (металлообработки, других видов ремесла) и торговли привело к денежному обращению - уже с конца VII в. тюркские правители чеканили монету в городах Тараз, Суяб, Отрар. Большого совершенства достигло изготовление каменных изваяний в изображении воинов.
Высшим достижением древнетюркской культуры, особенно культуры Восточно-Тюркского каганата, стало появление письменности. Раннетюркские, так называемые рунические письмена на больших камнях-стелах в честь каганов и выдающихся военачальников (Бильге-кагана, Кюльтегина, Тоньюкука) в бассейнах Орхона и верхнего Енисея, открытые в прошлом веке, стали настоящей сенсацией в мировой тюркологии.
По руническим надписям, с середины VI в, известен большой союз древнетатарских племен под названием Отуз-татар (Тридцать татар), позднее - союз Токуз татар (Девять татар). В названном выше сражении 745 г. в составе армии Восточного каганата участвовало 30 тысяч татарских воинов. После падения каганата часть древних татар подчинилась уйгурам, позднее вошла в союз с киданями (кара-китаи - тюркские племена, жившие близ северовосточных границ Китая). Другая часть татар ушла на запад и сыграла ведущую роль в создании Кимакского каганата в Прииртышье.
ЭПОХА КАГАНАTOB (VII-X вв.) Кимакский каганат (середина VIII-Х вв.) был основан теми древними татарами, которые ушли на запад после падения Восточно-Тюркского каганата. Новое государство занимало территорию в бассейне р. Иртыш и на западе до Уральских гор. Основным населением были родственные татарам кимаки, занимавшие восточные земли каганата; земли ближе к Уралу принадлежали кипчакам, считавшимся западной ветвью кимаков. Столицей государства был город Имакия на Иртыше.
Кимакский каганат являлся раннефеодальным обществом. Основным видом хозяйства было кочевое скотоводство, занимались и ранним земледелием - возделывали пшеницу, ячмень, даже рис. Было развито и ремесло: металлургия, кожевенное дело, ювелирное искусство и др. Существовал обычай ставить каменные изваяния воинов, из Тюркского каганата была также заимствована руническая письменность.
Население в массе своей было языческим, исповедовало, как и многие ранние тюрки, тенгрианство (поклонение небу): почитали солнце и звезды, занимались астрологией. Некоторая часть кимакского общества приняла манихейство (религиозное учение, распространенное с III в. в Иране, Средней Азии и Индии), позднее, с VIII в., - ислам.
Хазарский каганат (650-965 гг.) основали тюркоязычные хазары, пришедшие в Восточную Европу еще в составе гуннов. Вначале каганат занимал северокавказские и прикаспийские степи, со временем его господство распространилось на Северное Причерноморье вплоть до Крыма, а на севере - до Волжской Булгарии и русских княжеств. На первых порах Русь платила дань хазарам, и ее первые князья носили титул хакан (кахан). В составе населения самой Хазарии, помимо собственно хазар, были близкие им по языку болгары, савиры, барсилы, беленджеры.
Столицей государства в VII в. был Семендер в Дагестане, с начала VIII в. она переносится в город Итиль в низовьях Волги, который стал крупнейшим в тогдашней Восточной Европе центром большой транзитной торговли между Востоком и Западом. Хазары начали заниматься земледелием, виноградарством, промысловым рыболовством. Родилась богатая салтово-маяцкая культура, которая ярко отражает процесс перехода общества от кочевий к городам. Каган, его приближенные, верхушка в целом приняли иудаизм. Большинство горожан являлись мусульманами, были и христиане; основное же население кочевий оставалось языческим. Хазарский каганат прекратил существование в 965 г. после решающего похода киевского князя Святослава; да и походы некоторых племен с востока ускорили этот распад.
Из книги персидского историка XI в. ал-Гардиси Зайн ал-ахбар (Краса повествований) о татарах и родственных племенах, пришедших в Прииртышье после падения их государства в Центральной Азии в середине VIII в.:
Правитель татар умер, оставив двух сыновей; старший сын завладел царством, младший стал завидовать ему; имя младшего было Шад. Сделав неудачное покушение, он убежал от брата, взяв с собой рабыню-наложницу, нашел место, по которому текла большая вода (Иртыш). ...В один прекрасный день к ним пришли семь человек из родственников татар - их звали Ими, Имак, Татар, Баяндар, Кипчак, Ланиказ, Аджлад. ...На новой земле травы было много и всю зиму пришлые (т.е. Имак, Татар, Кипчак и другие) провели там. Когда растаял снег и земля вернула себе свой прежний красивый вид, они послали одного человека обратно в татарский лагерь - на их прежнюю землю, чтобы он привез оттуда известие о соплеменниках. Остатки татарского племени, увидев гонца, спустились с гор, и тот рассказал им о новой земле Шада. После этого все они направились к Иртышу и, прибыв туда, приветствовали Шада как своего покровителя и стали оказывать ему почет. Другие люди, узнав обо всем этом, тоже стали приходить к ним. Собралось семьсот человек. Долгое время они оставались на службе у Шада; потом, когда их стало больше, они расселились по горам и образовали семь племен по именам названных семи человек....
Список используемой литературы
1.Попытка А.Н. Бернштама (см.: Бернштам А.Н. Древнейшие тюркские элементы в этногенезе Средней Азии // Советская этнография. 1947. Вып.VI-VII. С.154) реконструировать этноним цюйше, упомянутый Сымя-Цянем, автором II в . до н.э., в разделе его "Шицзы" как кыпчак не оправдано фонетически (см.; Кляшторный С.Г. Кипчаки в рунических надписях // Turcologica. 1986. К восьмидесятилетию академика A.M. Кононова. Л., 1986. С.162. Примечание 3). Еще Н.А. Аристов высказал предположение, что под именем цюйше нужно иметь в виду племя кучук (см.: Аристов Н.А, Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей и сведения об их численности // Живая старина, год VI. 1986. Вып. III-IV. С.322. сноска 1). К идентичному выводу на основе аргументированного анализа этнонима цюйше пришел и Ю.А. Зуев в своей диссертационной работе (Древнетюркские генеалогические предания как источник по ранней истории тюрков. Алма-Ата, 1967. Рукопись).
.Рамстедт Г.И. Как был найден Селенгинский камень // Труды Троицко-Кяхтинского отделения Приамурского отдела Имп. Русского Географического общества. СПб, 1914. Т.IV, вып.1. С.34-49.
.Малов С.Е.
Памятники древнетюркской
.Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Рец. на кн.: Н. Шаниязов. К этнической истории узбекского народа //СТ. 1975. номер 4. С.108.
.Кляшторный
С.Г. Кипчаки в рунических надписях.