Тооталиаризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 20:24, контрольная работа

Описание работы

Понятие тоталитаризма не является в словаре политической науки общепринятым в том смысле, в каком общеприняты термины "демократия" и "авторитаризм". Сама концепция тоталитарных режимов как принципиально отличающихся от авторитарных, продолжает подвергаться критике, и немалое число авторитетов политической науки предпочитает избегать оперирования термином "тоталитаризм", рассматривая его в лучшем случае как разновидность авторитаризма.
Понятие тоталитаризма происходит от латинских слов «totalitas» - цельность, полнота и «totalis» - весь, полный, целый.

Содержание работы

1. Сущность, истоки и исторические условия формирования политического тоталитаризма. Основные признаки тоталитарного режима……………………….3
2. Проблемы перехода от тоталитаризма к демократии. Концепция политической модернизации……………………………………………………8
3. Сравнительная характеристика основных типов политических режимов по критериям………………………………………………………………………..11
Список используемой литературы……………………………………………..13

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 35.70 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

1. Сущность, истоки и исторические условия формирования политического тоталитаризма. Основные признаки тоталитарного режима……………………….3

2. Проблемы перехода от тоталитаризма к демократии. Концепция политической модернизации……………………………………………………8

3. Сравнительная характеристика  основных типов политических  режимов по критериям………………………………………………………………………..11

Список используемой литературы……………………………………………..13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность, истоки и исторические условия формирования политического тоталитаризма. Основные признаки тоталитарного режима.

Понятие тоталитаризма не является в словаре  политической науки общепринятым в  том смысле, в каком общеприняты  термины "демократия" и "авторитаризм". Сама концепция тоталитарных режимов  как принципиально отличающихся от авторитарных, продолжает подвергаться критике, и немалое число авторитетов  политической науки предпочитает избегать оперирования термином "тоталитаризм", рассматривая его в лучшем случае как разновидность авторитаризма.

Понятие тоталитаризма происходит от латинских  слов «totalitas» - цельность, полнота и «totalis» - весь, полный, целый.

Тоталитарный режим характеризуется  абсолютным контролем государства  над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической масти и господствующей идеологии.

Тоталитарный режим является порождением первой половины XX века, это фашистские государства, социалистические государства периодов «культа личности». Формирование политических тоталитарных режимов стало возможным на индустриальной стадии развития человечества, когда технически стали возможные не только всеобъемлющий контроль над личностью, но и тотальное управление ее сознанием, особенно в периоды социально-экономических кризисов.

Первые тоталитарные режимы были сформированы после первой мировой  войны (1914-1918), а политическое значение ему впервые придали руководители и идеологи фашистского движения в Италии.  В 1925 г. Бенито Муссолини был первым, кто пустил в оборот термин «тоталитаризм». После второй мировой войны предметом дополнительного изучения политических режимов стали Китай, страны Центральной Европы. [2]

Тоталитарные режимы могут возникать на различной социально-экономической базе и в многообразных культурно-идеологических средах. Они могут быть следствием военных поражений или революций, появляться в результате внутренних противоречий или быть навязанными извне. Чаще всего тоталитарный режим возникает в кризисных ситуациях – послевоенных, в ходе гражданской войны, когда надо жесткими мерами восстанавливать хозяйство, наводить порядок, устранять в обществе распри, обеспечивать стабильность. Социальные группы, нуждающиеся в защите, поддержке и заботе государства, выступают его социальной базой.

При всем разнообразии тоталитарных режимов для них, как правило, характерны следующие общие черты, неоднократно суммированные в различных  работах:

 Первый признак - абсолютная концентрация власти, реализуемая через механизмы государства и представляющая собой этатизм, то есть вмешательство государства в экономическую и политическую жизнь страны, возведенное в высшую степень. Для такой власти характерны:

а) соединение исполнительной и законодательной власти в одном лице при фактическом отсутствии независимой судебной власти.

б) принцип "вождизма", причем вождь харизматического, мистического типа.

Второй признак - однопартийная политическая система, не допускающая никаких иных политических организаций. Такая политическая система тесно связана с двумя моментами.

Во-первых, основой однопартийной  политической системы обязательно  становится монистическая-единая, господствующая идеология, исходящая исключительно  от правящей партии и не терпящая никакой  оппозиции или критики. В самой  партии также поддерживается идейное  единство.

Во-вторых, однопартийная  политическая система сопровождалась фактическим отсутствием демократических  институтов, таких как парламент, Советы депутатов и др. , в результате чего достигалось тотальное отчуждение индивида от политической власти.

Третий признак - общественно-политическое движение, составляющее массовую социальную базу режима. К сожалению, в ранних концепциях тоталитаризма практически не рассматривалась роль самого народа в создании и функционировании тоталитарного режима. Народные массы чаще выступали в облике несчастных жертв, бедных непротивленцев, являющихся объектом приложения тоталитарных сил.

Четвертый признак - государственно организованный террор, основанный на постоянном и тотальном насилии. Основой тоталитарного режима может быть только всеобщая лояльность граждан, в обеспечении которой террор играет не последнюю роль, представляя собой логическое продолжение тоталитарной пропаганды. Тоталитарная пропаганда , являясь по сути насилием над духом, подкрепляется насилием физическим. Двойной гнет разлагает личность, гасит ее мыслительные способности, оставляя место лишь почти непроизвольным рефлексам энтузиазма и страха. Такое давление со стороны государства ликвидирует не только любую оппозицию, но и любую попытку к инакомыслию.

Пятый признак - экономическая  автаркия при жесткой регламентации экономики и существенной доле внеэкономических форм принуждения.

Появление тоталитарных тенденций  в общественном развитии было обусловлено  выходом ряда стран из патриархального, феодального состояния и включением их в новую систему государств с развитой экономикой. При этом развивающиеся государства вступали в конфликт с уже развитыми, занимая  подчиненное положение, подобное положению  полуколоний. Отсюда стремление к экономической  автаркии как залога независимости.

Ключом к пониманию природы тоталитарного режима может служить изучение происхождения тоталитаризма. Тоталитаризм появляется не в результате выборов (демократия) или политического кризиса и следующего за ним переворота (авторитаризм), а в результате всеохватывающего социального, экономического и политического кризиса. Важнейшее измерение этого кризиса — международное. "Первая мировая война явилась тем международным фактором, без которого не было бы большевистской революции, — справедливо писал в свое время немецкий историк Ф. Боркенау, — точно также мировой экономический кризис стал тем международным фактором, без которого не было бы немецкой революции". Добавим, что и нефтяной кризис середины 1970-х, несомненно, подтолкнул революционный сценарий в шахском Иране.

Результатом такого всеохватного общественного кризиса оказывается  массовая мобилизация населения  вокруг политических сил экстремистской ориентации, призывающих к скорому  и радикальному разрешению накопившихся в обществе противоречий. Такая мобилизация  в конечном счете становится одним  из решающих факторов прихода —  чаще всего в результате революции (Россия, Иран) — этих сил к власти. Более того, груз накопившихся противоречий оказывается настолько велик, что  архетипом дальнейшей эволюции общества может стать его ускоренная модернизация, осуществляемая на волне массового  энтузиазма и героического самопожертвования во имя "светлого будущего".

Тоталитаризм имеет свои идеологические предпосылки, к которым  относятся утопические мечты  трудящихся масс о справедливом общественном строе, где не будет имущественного и социального неравенства, эксплуатации человека человеком. Превращение тоталитарной утопии в единственно истинную идеологию  – закономерный этап в развитии человечества. 

При тоталитаризме в обществе не существует социальных и политических противоречий,  нет партий и конкурентной борьбы за победу на выборах, все являются работниками государства, трудятся для укрепления его мощи и равны  в своих доходах и социальных притязаниях. Тем не менее, тоталитарное общество отнюдь не столь благополучно и неуязвимо, как это может  показаться на первый взгляд. Внутренняя угроза тоталитаризму связана с  постепенной утратой им экономических  и социокультурных основ выживания. Каждое общество обладает относительной  свободой существования вне государства  и имеющегося режима. Однако тоталитаризм, как никакой другой режим, стремится  уничтожить эту свободу и поставить  общество под свой контроль.

Представляя собой рационалистическую утопию, тоталитаризм стремится создать "нового человека" — полную противоположность  свободной демократической личности, полностью предсказуемого и повинующегося  режиму винтика, "солдата системы". Обещая людям скорое пришествие "светлого будущего", режим переводит сам  смысл их существования в идеологическое измерение, всячески препятствуя удовлетворению их растущих материальных потребностей. Тем самым режим эксплуатирует  те людские ресурсы, которые не могут  быть постоянной основой его стабильности, т.е. являются невозобновимыми.

 

 

 

 

 

 

2. Проблемы перехода  от тоталитаризма к демократии. Концепция политической модернизации

Тоталитаризм и демократия являются принципиально несовместимыми по определению, отсюда и трудности  перехода от одного типа политического  режима к другому, прямо противоположному. Современный этап исторического развития характеризуется тем, что в различных регионах мира происходит крах тоталитаризма и авторитарных режимов. Накоплен многообразный опыт перехода к демократии, совершенного в Испании, Португалии, Греции. С точки зрения теории модернизации целью политического развития является формирование нового типа взаимодействия власти и общества, создание социальных и политических механизмов, позволяющих большей части населения влиять на принятие основных решений. 

Возникновение концепций политической модернизации относится                    к 50-м годам, когда встала проблема разработки политики Запада по отношению к развивающимся странам. Её основой послужила теория модернизации, которая определила: а) направление развития: от традиционного общества к рациональному; б) пути реализации этого направления: научно-технический прогресс, социально-структурные изменения, преобразования нормативных и ценностных систем. Была создана общая модель глобального процесса цивилизации. Наиболее известными представителями теорий политической модернизации являются Г.Алмонд, С.Верба, Л.Пай, С.Хантингтон, Д.Дарендорф, Р.Даль.

Выделяя стержневое направление  в рамках общей модели глобального  процесса, теория модернизации учитывает  специфику его проявления в различных  социально-политических условиях. Эта  дифференциация нашла отражение  в обосновании двух типов модернизации: оригинальная модернизация – она присуща странам, которые совершают переход к рациональным общественным структурам в результате постепенного развития внутренних процессов;  вторичная (отраженная) – она свойственна странам, которые отстали в своем развитии и совершают «осовременивание» вдогонку.

Первоначально модернизация по существу сводилась к идее заимствования  отсталыми странами Азии, Африки, Латинской  Америки передовой технологии и  способов и способов социальной организации  у более развитых стран. Был распространен  подход к модернизации как к всемирному процессу вытеснения традиционных форм универсальными формами современности, что, по существу, означало отождествление модернизации с «американизацией», «европеизацией». Процесс демократизации практически приравнивался к  привнесению в жизнь общества уже сложившихся и функционирующих  в развитых странах политических институтов и ценностей.

В наши дни теория модернизации служит обоснованием характера и  направлений политических изменений  в посттоталитарном мире. Центральной  проблемой теории политической модернизации является анализ политических систем переходного периода. Обращение  к теории политической модернизации в нашей стране вызвано потребностью осмыслить всю совокупность факторов, определяющих специфику переходного  состояния современной России.

В определениях политической модернизации, как правило, акцент делается на следующем:

  • речь идет о способности политической системы отвечать потребностям изменяющихся общественных условий,
  • эти условия и социальные цели связаны с необходимостью нового качества взаимодействия власти и общества: эффективного диалога,
  • реальность диалога обеспечивается созданием новых видов институтов, дифференциацией политических структур, верховенством закона.

Среди закономерностей переходного  периода отмечается прежде всего  в качестве исходного уровня –  вызревание внутреннего кризиса  тоталитаризма, который охватывает государственные институты и  порядок их функционирования, а также  политическую элиту. Происходит снижение легитимности режима не только на уровне масс, но и на уровне элиты. Часть  элиты считает неизбежным приспособление режима к меняющейся реальности. Переходный период развивается тогда, когда  в элите берут верх сторонники данной позиции, которые и начинают либерализацию.

Опыт показал, что своеобразие  процессов модернизации определяется совокупностью социально-экономических, политических факторов. Необходимо учитывать: исходную модель экономических отношений (сложилась или нет рыночная экономика  до начала политических преобразований); одновременно или поочередно решаются задачи экономического и политического  реформирования; каков тип предшествующего  недемократического режима (тоталитарный или авторитарный); способ перехода от диктаторского режима к демократии; происходит становление или возрождение  демократии; содержание национальных традиций, состояние общественного  сознания.

Информация о работе Тооталиаризм