Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 22:03, реферат
Целью данной работы является исследование торговых отношений в законах Хаммурапи.
Задачи данной работы:
- изучение литературы по данной тематике;
- анализ торговой деятельности в законах Хаммурапи.
Реферат на тему «Торговля в Законах Хаммурапи»
Выполнила:
Студентка 1 курса
исторического факультета
Панина Алёна
Введение
Древневавилонское государство достигло расцвета в царствование Хаммурапи (1792-50 до нашей эры). Главным памятником этого периода является кодекс Хаммурапи.
Законы Хаммурапи содержат несколько сот правовых норм, относящихся, если употреблять современную терминологию, как к уголовному, так и к гражданскому (а также и к процессуальному) праву.
Изучение древних судебников, одним из которых и является судебник Хаммурапи, на сегодняшний день не потеряло своей актуальности.
Целью данной работы является исследование торговых отношений в законах Хаммурапи.
Задачи данной работы:
- изучение литературы по данной тематике;
- анализ торговой деятельности в законах Хаммурапи.
Торговля
Поскольку исторически древневавилонские правители с эпохи ранних государств были наделены правами и обязанностью регулировать торговые отношения, в законах Хаммурапи устанавливались правила разбора споров по поводу самых разных обязательств и сделок. Субъектом в таких сделках и обязательствах могли выступать только полноправные хозяева (мужчины или женщины): сделка с неправоспособным лицом, находившимся в рабской или патриархальной зависимости, расценивалась не только как недействительная, но и как злонамеренное действие сродни воровству. Двусторонняя сделка должна была оформляться договором, лучше письменным, либо заключаться при свидетелях.
Развитию торговли способствовали объединение в рамках единого Вавилонского государства всей территории Месопотамии и сосредоточение всех внутренних и внешних торговых путей, идущих через долину Тигра и Евфрата, в одних руках. Предметом экспорта из Вавилонии было зерно, финики, сезамовое масло, шерсть, ремесленные изделия. Импорт состоял из металлов, строительного камня и дерева, рабов, предметов роскоши.
Статьи с 89 по 126 Законов относятся к различным торговым и коммерческим операциям, преимущественно к займам, залогам и передаче предметов на хранение. В данном случае следует отметить, что основными видами деятельности, связанными с кредитно-финансовыми отношениями, которые государство стремилось контролировать, (как и контролировать многие сферы обращения больших участков земли и других объектов недвижимости) были: те или иные аспекты ростовщической деятельности, внешняя оптовая торговля и контроль над постоялыми дворами. Иных значительных видов деятельности в области товарно-денежных отношений в сфере услуг Месопотамия того периода, вероятно, не знала. И это является ярким примером попытки осуществить государственное регулирование частных сделок. Указанные статьи документа установили специальные тарифы найма квалифицированных специалистов, ремесленников, цен на зерно, серебро и другие наиболее распространенные товары, имеющие ключевое значение для экономики и т.д. Однако на практике в частных сделках данные нормы соблюдались не всегда, но подобную незаконную сделку можно было оспорить в суде.
К моменту создания Законов международная торговля в Месопотамии имела уже тысячелетние традиции и четкие организационные формы, что и нашло своё отражение в тексте Законов. Сначала устанавливался общий принцип партнёрства – статья 99: "Если человек даст человеку серебро в порядке товарищества, то прибыль или убыток, который будет, они должны перед богами разделить поровну".
Торговое " товарищество " хорошо известно в старовавилонский период, однако оно не являлось обязательно чем-то вроде " акционерного общества", куда партнеры вкладывают свои капиталы и затем делят прибыль или убыток в соответствии со вкладом каждого. Дело скорее всего заключалось в том, что один из партнёров участвовал в товариществе лишь своими деньгами, а другой непосредственно осуществлял торговое предприятие - труд наёмный, да и к тому же небезопасный. По окончании торгового путешествия он возвращал "вкладчику" его капитал, а прибыль или убыток делился между партнёрами пополам.
В основном, торговые предприятия осуществлялись шамаллумами - торговыми агентами и тамкарами - крупными государственными служащими, находящимися, как правило, в метрополиях. Хотя тамкар, по Законам Хаммурапи, и являлся чиновником, однако он мог выступать и как частный купец-предприниматель, т. к. Хаммурапи, подчинив тамкаров царскому хозяйству, тем не менее, не лишил их прежней их сферы частной деятельности. Между тамкарами и шамаллумами отношения строились совсем иначе. Шамаллум был мелким странствующим торговцем, действовавшим отчасти на собственный страх и риск, но главным образом в качестве агента на службе у тамкара. Тамкар снабжал шамаллума либо деньгами, либо товарами, которые тот пускал в оборот.
Статья 100: «Если тамкар дал шамаллуму серебро для продажи и покупки и послал его в торговое путешествие, а шамаллум в пути серебро тратил, то если там, куда он отправился, он получил прибыль, он должен сосчитать проценты на все серебро, сколько он взял, и дни его они должны сосчитать, а затем он должен уплатить своему тамкару» заставляет полагать, что вся прибыль торгового путешествия доставалась тамкару, а последний должен был оплатить шамаллуму " его дни ", т. е., очевидно, расходы по путешествию, а также некоторое жалованье.
При этом вавилоняне, видимо, четко различали торговую прибыль и рост по займу. Очевидно, что торговая прибыль подсчитывалась после того, как "отложат" основной капитал и проценты на него. Именно поэтому в статье 100 предусматривается подсчет роста на доверенный шамаллуму капитал: прежде всего он должен был возвратить тамкару капитал и рост на него. Затем уже из "чистой" прибыли тамкар рассчитывался с шамаллумом. Вавилоняне, следовательно, полагали, что деньги, переданные другому лицу, должны в любом случае давать рост (в том числе и деньги, вложенные в "товарищество"). Сверх того они могут приносить и прибыль. Величина торговой прибыли была, видимо, очень значительной, ибо шамаллум обязан был в любом случае вернуть тамкару удвоенный капитал (что и говорится в статье 101: «Если там, куда он отправился, он не получил прибыли, то серебро, которое он взял, шамаллум должен удвоить и отдать тамкару»), т. е. минимальная прибыль равнялась 100 процентам, а максимальная, следовательно, могла быть намного выше. И лишь в том случае, если тамкар предоставлял шамаллуму беспроцентный займ, тот должен был вернуть ему основную сумму даже в том случае, если он не получил никакой прибыли (статья 102: «Если тамкар дал серебро шамаллуму без процентов, а там, куда он направился, он понёс убыток, то он должен отдать тамкару только капитал»). Участие в торговых операциях, следовательно, было гораздо более выгодным делом, чем просто отдача денег в рост. Однако оно было вместе с тем и очень рискованным делом, т. к. грабежи торговых людей на дорогах и средь бела дня случались достаточно часто. И не случайно поэтому статья 103: «Если на пути неприятель отнимет у него все, что он вез, то шамаллум должен поклясться богом и быть свободным от ответственности» предусматривает снятие с шамаллума всякой ответственности если он по пути сделался жертвой грабежа.
Помимо денег тамкар мог
дать шамаллуму любое движимое имущество
для продажи (статья 104: "Если тамкар
даст шамаллуму хлеб, шерсть, масло или
любое другое имущество для продажи, то
шамаллум должен подсчитать серебро и
вернуть тамкару, шамаллум должен получить
документ с печатью о серебре, которое
он дал"). В этом случае шамаллум должен
был отдать тамкару всю выручку и получить
у него документ с печатью.
Поскольку здесь ничего
не говорится о вознаграждении для шамаллума,
то возможно два предположения: 1) Их взаимоотношения
на этот случай уже предусмотрены. 2) либо
это какое-то дополнительное поручение
шамаллуму, за которое вознаграждения
не полагалось. Также может быть и то, что
речь шла не о путешествии, а о продаже
на месте. Подобного рода торговые операции
могли также еще и подлежать учету в каруме,
ибо без этого предположения неясен смысл
статьи 105, в которой говорится, что, если
шамаллум по небрежности не взял у тамкара
соответствующего документа, то "серебро
без документа с печатью, не причисляется
к счету ". Совершенно ясно, что речь
идет не о приходно-расходных книгах самих
агентов, они были вольны вести их или
нет, а о каком-то счете, куда серебро вносилось
именно при предъявлении документа, а
не денег. Такой счет мог быть только в
каруме, где велся общий для всех купцов
баланс.
Карум в сложных условиях
тогдашней внутренней и внешней торговли
мог нормально работать лишь при строгом
учете и честности всех партнеров. Нарушение
доверия здесь рассматривалось как очень
тяжкий проступок и каралось соответственно,
что и нашло свое отражение в статьях 106
и 107 предусматривающих случаи спора между
шамаллумом и тамкаром. Так если шамаллум
взял у тамкара серебро и затем отпирается
в получение этого серебра, то тамкар должен
был изобличить его перед богом и свидетелями
(судебные заседания карума происходили
в храме Шамаша), и шамаллум был обязан
вернуть взятое серебро в троекратном
размере (статья 106). Если же тамкар совершал
аналогичный поступок против своего шамаллума,
то он подвергался еще более тяжкому наказанию:
он обязан был вернуть серебро шамаллуму
в шестикратном размере (что говорится
в статье 107).
Как видно, Законы предоставляют защиту
слабому против сильного. Другой вопрос
насколько удавалось слабому в реальной
жизни отстоять свои права.
Заключение
Итак, подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что развитие торговли в Вавилонии в правление царя Хаммурапи было успешным. Торговые операции осуществлялись специальными торговыми агентами тамкарами, которые в свою очередь действовали с помощью своих помощников шамаллумов, они то непосредственно участвовали в небезопасных торговых предприятиях. Дальнейшее развитие товарно-денежных отношений способствовало разложению традиционных патриархально-клановых связей и привело к появлению богатых и бедных, имущих и малоимущих. Именно в таком контексте следует рассматривать значение Законов Хаммурапи и их вклад в экономическую мысль Древнего Востока.
Список литературы:
Источники:
Литература: