Торговля в законах Хаммурапи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 22:03, реферат

Описание работы

Целью данной работы является исследование торговых отношений в законах Хаммурапи.
Задачи данной работы:
- изучение литературы по данной тематике;
- анализ торговой деятельности в законах Хаммурапи.

Файлы: 1 файл

торговля.docx

— 27.23 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Реферат на тему «Торговля  в Законах Хаммурапи»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

 Студентка 1 курса

 исторического факультета

Панина Алёна

 

 

 

 

Введение

 

       Древневавилонское государство достигло расцвета в царствование Хаммурапи (1792-50 до нашей эры). Главным памятником этого периода является кодекс Хаммурапи.

       Законы  Хаммурапи  содержат  несколько  сот  правовых  норм,  относящихся,  если  употреблять  современную  терминологию,  как  к  уголовному,  так  и  к  гражданскому  (а  также  и  к  процессуальному)  праву. 

     Изучение  древних  судебников,  одним  из  которых  и  является  судебник  Хаммурапи,  на  сегодняшний  день  не  потеряло  своей  актуальности. 

      Целью данной работы является исследование торговых отношений в законах Хаммурапи.

      Задачи данной работы:

-  изучение литературы по данной тематике;

-  анализ торговой деятельности в законах Хаммурапи.

 

Торговля

      Поскольку исторически древневавилонские правители с эпохи ранних государств были наделены правами и обязанностью регулировать торговые отношения, в законах Хаммурапи устанавливались правила разбора споров по поводу самых разных обязательств и сделок. Субъектом в таких сделках и обязательствах могли выступать только полноправные хозяева (мужчины или женщины): сделка с неправоспособным лицом, находившимся в рабской или патриархальной зависимости, расценивалась не только как недействительная, но и как злонамеренное действие сродни воровству. Двусторонняя сделка должна была оформляться договором, лучше письменным, либо заключаться при свидетелях.

      Развитию торговли способствовали объединение в рамках единого Вавилонского государства всей территории Месопотамии и сосредоточение всех внутренних и внешних торговых путей, идущих через долину Тигра и Евфрата, в одних руках. Предметом экспорта из Вавилонии было зерно, финики, сезамовое масло, шерсть, ремесленные изделия. Импорт состоял из металлов, строительного камня и дерева, рабов, предметов роскоши. 

Статьи с 89 по 126 Законов  относятся к различным торговым и коммерческим операциям, преимущественно  к займам, залогам и передаче предметов  на хранение. В данном случае следует  отметить, что основными видами деятельности, связанными с кредитно-финансовыми отношениями, которые государство стремилось контролировать, (как и контролировать многие сферы обращения больших участков земли и других объектов недвижимости) были: те или иные аспекты ростовщической деятельности, внешняя оптовая торговля и контроль над постоялыми дворами. Иных значительных видов деятельности в области товарно-денежных отношений в сфере услуг Месопотамия того периода, вероятно, не знала. И это является ярким примером попытки осуществить государственное регулирование частных сделок. Указанные статьи документа установили специальные тарифы найма квалифицированных специалистов, ремесленников, цен на зерно, серебро и другие наиболее распространенные товары, имеющие ключевое значение для экономики и т.д. Однако на практике в частных сделках данные нормы соблюдались не всегда, но подобную незаконную сделку можно было оспорить в суде.

      К моменту создания Законов международная торговля в Месопотамии имела уже тысячелетние традиции и четкие организационные формы, что и нашло своё отражение в тексте Законов. Сначала устанавливался общий принцип партнёрства – статья 99: "Если человек даст человеку серебро в порядке товарищества, то прибыль или убыток, который будет, они должны перед богами разделить поровну". 

       Торговое " товарищество " хорошо известно в старовавилонский период, однако оно не являлось обязательно чем-то вроде " акционерного общества", куда партнеры вкладывают свои капиталы и затем делят прибыль или убыток в соответствии со вкладом каждого. Дело скорее всего заключалось в том, что один из партнёров участвовал в товариществе лишь своими деньгами, а другой непосредственно осуществлял торговое предприятие - труд наёмный, да и к тому же небезопасный. По окончании торгового путешествия он возвращал "вкладчику" его капитал, а прибыль или убыток делился между партнёрами пополам. 

      В основном, торговые предприятия осуществлялись шамаллумами - торговыми агентами и тамкарами - крупными государственными служащими, находящимися, как правило, в метрополиях. Хотя тамкар, по Законам Хаммурапи, и являлся чиновником, однако он мог выступать и как частный купец-предприниматель, т. к. Хаммурапи, подчинив тамкаров царскому хозяйству, тем не менее, не лишил их прежней их сферы частной деятельности. Между тамкарами и шамаллумами отношения строились совсем иначе. Шамаллум был мелким странствующим торговцем, действовавшим отчасти на собственный страх и риск, но главным образом в качестве агента на службе у тамкара. Тамкар снабжал шамаллума либо деньгами, либо товарами, которые тот пускал в оборот. 

      Статья 100: «Если тамкар дал шамаллуму серебро для продажи и покупки и послал его в торговое путешествие, а шамаллум в пути серебро тратил, то если там, куда он отправился, он получил прибыль, он должен сосчитать проценты на все серебро, сколько он взял, и дни его они должны сосчитать, а затем он должен уплатить своему тамкару» заставляет полагать, что вся прибыль торгового путешествия доставалась тамкару, а последний должен был оплатить шамаллуму " его дни ", т. е., очевидно, расходы по путешествию, а также некоторое жалованье.

      При этом вавилоняне, видимо, четко различали торговую прибыль и рост по займу. Очевидно, что торговая прибыль подсчитывалась после того, как "отложат" основной капитал и проценты на него. Именно поэтому в статье 100 предусматривается подсчет роста на доверенный шамаллуму капитал: прежде всего он должен был возвратить тамкару капитал и рост на него. Затем уже из "чистой" прибыли тамкар рассчитывался с шамаллумом. Вавилоняне, следовательно, полагали, что деньги, переданные другому лицу, должны в любом случае давать рост (в том числе и деньги, вложенные в "товарищество"). Сверх того они могут приносить и прибыль. Величина торговой прибыли была, видимо, очень значительной, ибо шамаллум обязан был в любом случае вернуть тамкару удвоенный капитал (что и говорится в статье 101: «Если там, куда он отправился, он не получил прибыли, то серебро, которое он взял, шамаллум должен удвоить и отдать тамкару»), т. е. минимальная прибыль равнялась 100 процентам, а максимальная, следовательно, могла быть намного выше. И лишь в том случае, если тамкар предоставлял шамаллуму беспроцентный займ, тот должен был вернуть ему основную сумму даже в том случае, если он не получил никакой прибыли (статья 102: «Если тамкар дал серебро шамаллуму без процентов, а там, куда он направился, он понёс убыток, то он должен отдать тамкару только капитал»). Участие в торговых операциях, следовательно, было гораздо более выгодным делом, чем просто отдача денег в рост. Однако оно было вместе с тем и очень рискованным делом, т. к. грабежи торговых людей на дорогах и средь бела дня случались достаточно часто. И не случайно поэтому статья 103: «Если на пути неприятель отнимет у него все, что он вез, то шамаллум должен поклясться богом и быть свободным от ответственности» предусматривает снятие с шамаллума всякой ответственности если он по пути сделался жертвой грабежа.

 Помимо денег тамкар мог дать шамаллуму любое движимое имущество для продажи (статья 104: "Если тамкар даст шамаллуму хлеб, шерсть, масло или любое другое имущество для продажи, то шамаллум должен подсчитать серебро и вернуть тамкару, шамаллум должен получить документ с печатью о серебре, которое он дал"). В этом случае шамаллум должен был отдать тамкару всю выручку и получить у него документ с печатью. 
       Поскольку здесь ничего не говорится о вознаграждении для шамаллума, то возможно два предположения: 1) Их взаимоотношения на этот случай уже предусмотрены. 2) либо это какое-то дополнительное поручение шамаллуму, за которое вознаграждения не полагалось. Также может быть и то, что речь шла не о путешествии, а о продаже на месте. Подобного рода торговые операции могли также еще и подлежать учету в каруме, ибо без этого предположения неясен смысл статьи 105, в которой говорится, что, если шамаллум по небрежности не взял у тамкара соответствующего документа, то "серебро без документа с печатью, не причисляется к счету ". Совершенно ясно, что речь идет не о приходно-расходных книгах самих агентов, они были вольны вести их или нет, а о каком-то счете, куда серебро вносилось именно при предъявлении документа, а не денег. Такой счет мог быть только в каруме, где велся общий для всех купцов баланс. 
      Карум в сложных условиях тогдашней внутренней и внешней торговли мог нормально работать лишь при строгом учете и честности всех партнеров. Нарушение доверия здесь рассматривалось как очень тяжкий проступок и каралось соответственно, что и нашло свое отражение в статьях 106 и 107 предусматривающих случаи спора между шамаллумом и тамкаром. Так если шамаллум взял у тамкара серебро и затем отпирается в получение этого серебра, то тамкар должен был изобличить его перед богом и свидетелями (судебные заседания карума происходили в храме Шамаша), и шамаллум был обязан вернуть взятое серебро в троекратном размере (статья 106). Если же тамкар совершал аналогичный поступок против своего шамаллума, то он подвергался еще более тяжкому наказанию: он обязан был вернуть серебро шамаллуму в шестикратном размере (что говорится в статье 107). 
Как видно, Законы предоставляют защиту слабому против сильного. Другой вопрос насколько удавалось слабому в реальной жизни отстоять свои права.

Заключение

Итак, подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что развитие торговли в Вавилонии в правление царя Хаммурапи было успешным. Торговые операции осуществлялись специальными торговыми агентами тамкарами, которые в свою очередь действовали с помощью своих помощников шамаллумов, они то непосредственно участвовали в небезопасных торговых предприятиях. Дальнейшее развитие товарно-денежных отношений способствовало разложению традиционных патриархально-клановых связей и привело к появлению богатых и бедных, имущих и малоимущих. Именно в таком контексте следует рассматривать значение Законов Хаммурапи и их вклад в экономическую мысль Древнего Востока.

 

Список литературы:

Источники:

  1. Законы Хаммурапи // Хрестоматия по истории Древнего Востока/ Под ред. В.В. Струве и Д.Г. Редера. М.: Наука, 1963. С. 196 – 219.

 

Литература:

  1. Артемов В. В. Всемирная история: вопросы и ответы. - М.: Наука, 2008. – 240с.
  2. Жидков О. А., Крашенинникова Н. А. История государства и права - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. -310с.
  3. Кузищина А.П. История государства и права зарубежных стран. – Ростов: Феникс, 2008. – 480с. 
  4. Соловьева К.Р. История Древнего Востока. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 374с.

Информация о работе Торговля в законах Хаммурапи