Торгово-промышленное развитие России в первой половине XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 19:25, доклад

Описание работы

Первая половина XIX века является существенным рубежом в развитии отечественного предпринимательства как в сфере экономики, так и в становлении буржуазной идеологии. Начало промышленного переворота, доминирование вольнонаемного труда в промышленности, изменение социального состава в буржуазии создавали материальные условия для перехода к капитализму. Наблюдался активный переход частного капитала в производственную сферу.

Файлы: 1 файл

Торгово-промышленное развитие России в первой половине XIX века..doc

— 65.50 Кб (Скачать файл)

     Первая  половина XIX века является существенным рубежом в развитии отечественного предпринимательства как в сфере экономики, так и в становлении буржуазной идеологии. Начало промышленного переворота, доминирование вольнонаемного труда в промышленности, изменение социального состава в буржуазии создавали материальные условия для перехода к капитализму. Наблюдался активный переход частного капитала в производственную сферу. Росло число мануфактур, все более приобретавших черты фабрик, увеличивалось значение научно-технических достижений, все более осознававшееся предпринимателями.

     Промышленность  являлась той сферой жизни человека, в которой раньше и интенсивнее  формировался новый способ производства.

     В конце XVIII – в начале XIX вв. сложилась промышленная география центральных районов России. Она отличалась широким распространением мелкой, главным образом, крестьянской промышленности. В Московской, Владимирской, Калужской, Костромской, Тверской, Ярославской, Нижегородской губерниях.

     Основная  часть промышленной продукции выпускалась не крупными партиями, а мелкими промыслами. Особенно это было характерно для обрабатывающей промышленности, производящей потребительские товары. Так же в России появились промысловые села. В некоторых торгово-промышленных селениях фактически произошло полное отделение промышленности от земледелия. Основным занятием жителей этих селений были разного рода промыслы и торговля; хлебопашество отсутствовало, использовались только усадебная земля, сенокосы и выгоны, а пахотная обычно сдавалась в аренду. Крупные торгово-промысловые села, как правило, становились центрами того или иного вида промысла, формируя вокруг себя промысловые округа. Центром крупнейшего текстильного района, охватившего сотни селений Шуйского уезда и соседнего Суздальского Владимирской губернии, было с. Иваново.

     Торгово-промышленные селения принадлежали крупнейшим магнатам России – Шереметевым, Юсуповым, Паниным, Голицыным, Воронцовым, Татищевым, Щербатовым. Монопольное положение этих владельцев, привилегии и влияние обеспечивали крестьянам защиту от вмешательства в их жизнь со стороны чиновничье-бюрократической местной власти, от чего сильно страдала государственная деревня.

     Исходя  из стремления повысить доходность имений, помещик принимал разнообразные  меры к поощрению промысловой деятельности своих крепостных крестьян.

     Так, в подмосковном имении Голицыных  в Щелкове, основным занятием крестьян которого было шелкоткачество, владельцам фабрик запрещалось нанимать на работу людей «со стороны», пока «свои» (т. е. крепостные крестьяне села) «не будут устроены». Владелец села Иванова Шереметев требовал от ивановских фабрикантов, чтобы они принимали на работу только ткачей (крепостных крестьян) этого села; за наем «посторонних» подвергали этих фабрикантов (многие из которых также были его крепостными) штрафу. При этом он обязал фабрикантов давать этим ткачам повышенную плату.

     Владельцы крупных промысловых сел нередко  ссужали своих крепостных крестьян-предпринимателей деньгами под высокие проценты. Например, Орловы-Чесменские, собранные в 1803 г. 10 тыс. рублей за счет продажи рекрутских квитанций села Никольского Ярославской губернии отдали в ссуду из расчета 10% годовых зажиточным крестьянам этого села.

     В Иванове, Павлове, Сулости, Мстере и  др. селах  помещики устраивали «ссудные», «заемные» и «вспомогательные» кассы для предоставления кредита в первую очередь «промышленным крестьянам». Все эти меры преследовали цель повысить доходность помещичьего имения за счет повышающего оброка.

     В торгово-промысловых селах помещики извлекали выгоду не только за счет повышения оброка. В таких селах обычно находились либо сельские торжки, либо небольшие ярмарки, которые приносили помещику значительный доход за счет взимания пошлин за право торговли, полавочных и прочих сборов. Сами помещики в этих селах имели свои торговые заведения, постоялые дворы, харчевни, питейные дома, которые сдавали в аренду.

     Торгово-промышленные села, выступая в роли центров закупки  сырья и сбыта продукции данного  промысла, играли громадную роль в  формировании промышленных округов, в переходе от мелкотоварного производства и крестьянских промыслов к капиталистическому, в складывании капиталистической мануфактуры.

     В центральных и северо-западных  губерниях, где малоплодородные  земли, крестьяне не могли содержать  семью и платить подати. К середине века отсюда на заработки в крупные города уходило до 30-40% взрослого мужского населения. Этот процесс послужил важным фактором при формировании рынка труда, а также роста городского населения.

     Развитие  российской промышленности происходило неравномерно. Так, наиболее быстрыми темпами развивалось хлопчатобумажное производство. В 1807 году в стране насчитывалось 285 полотняных мануфактур. За первую половину  XIX века производство чугуна выросло лишь в два раза – с 9 до 18 млн. пудов.

     Крепостное право сдерживало развитие промышленности.

     Производительность  крепостного труда была значительно  ниже производительности наемного.

     В промышленности сложилось своего рода разделение сфер предпринимательства  – с одной стороны, развитие крупной  промышленности, ориентированной преимущественно на зажиточного и богатого гражданина, дворянство, царский двор, вывоз за границу; с другой – бурный рост мелкой крестьянской и кустано-ремесленной промышленности, ориентированной на широкие народные массы, на все многообразие их потребительского спроса. Такое распределение сил сохранились вплоть до начала XX века.

     В это время происходило дальнейшее развитие характерной тенденции, проявившейся еще в XVIII веке: сокращение казенной мануфактуры и расширение частного предпринимательства.

     Разорение и упадок старого гильдейского купечества и приток новой генерации предпринимателей, прежде всего их торгующих (капиталистах) крестьян – еще одна характерная черта этого времени.

     Тормозили купеческое предпринимательство в  промышленной сфере замедленность оборота торговых капиталов, недостаток кредита, шаткость тарифной системы. Внешнеполитические обстоятельства, военные события (участие в континентальной блокаде Англии, Отечественная война 1812 г.) также имели отрицательное воздействие на развитие отечественного предпринимательства.

     ,

 

      Рост спроса на сельскохозяйственные продукты и сырьё для промышленности стимулировал развитие товарного земледелия. Основным поставщиком товарной сельскохозяйственной продукции были отдельные крупные помещичьи хозяйства (в середине XIX в. на их долю приходилось до 60-80% поступавшего на рынок зерна). Напротив, крестьянские хозяйства, обременённые повинностями и стеснённые малоземельем, нищали и разорялись, что неизбежно приводило к упадку и барщинного помещичьего хозяйства.

     С развитием товарно-денежных отношений  углублялось имущественное и  социальное расслоение в среде крестьянства. Особенно интенсивно этот процесс шёл  в промыслово-земледельческих регионах, где верхушка крестьянства сочетала предпринимательскую деятельность, торговлю и ростовщичество с мелкотоварным земледелием. Из среды “капиталистах” крестьян вышли родоначальники ряда крупнейших торгово-промышленных династий. Напротив, обедневшие крестьяне превращались в наёмных рабочих с наделом, в их среде широкое распространение получило отходничество, многие крестьяне центральных губерний уходили зимой на заработки в города.

     В промышленности основную роль продолжало играть мелкое производство. В 1850-х  г.г. оно превосходило крупную промышленность не только по численности работников, но и по размерам стоимости производства (приблизительно в 2 раза). Крайне медленно развивалась металлургия, где преобладала эксплуатация крепостного труда. Выплавка чугуна возросла за период 1800-60 с 12,2 млн. пудов до 18,2 млн. пудов, т.е. в 1,7 раза (в Великобритании за этот же период - в 24 раза). В обрабатывающей промышленности шёл распад посессионной мануфактуры (в 1799-1860 численность посессионных работников сократилась с 33,5 тыс. до 12 тыс.). Количество же работников вотчинных мануфактур за этот период выросло с 14,7 тыс. до 91 тыс. человек. Относительно быстрыми темпами развивалась капиталистическая мануфактура и с 30-х гг. - фабрика (в обрабатывающей промышленности). За счёт роста капиталистической мануфактуры доля наёмных работников только в суконной промышленности поднялась в 1825-60 с 18,4% до 50,6%. Всего на предприятиях обрабатывающей промышленности в 1858 насчитывалось 573,3 тыс. работников, из них наёмных - 462 тыс. (80%). Капиталистическая промышленность значительно превосходила крепостную по уровню производительности труда. Динамику показателей народного хозяйства см. в т Развитие мануфактуры подготовило в первой половине XIX в. условия для начала промышленного переворота, т. е. перехода к новой стадии в развитии капитализма - фабричной (машинной).

     По  мере роста разделения труда увеличивалась  доля городского населения, углублялась  хозяйственная специализация регионов страны, росла внутренняя торговля. В 1795 городское население составляло 4,2% (771,3 тыс. человек мужского пола), в 1857 - 6,4% (1844 тыс.). Внешнеторговый оборот России в первой половине XIX в. вырос почти в 3,5 раза (со 127,8 млн. рублей в 1801-05 до 431,4 млн. рублей в 1856-60), в это же время прекратился вывоз железа и парусного полотна (важная статья российского экспорта в XVIII в.) и возрос вывоз хлеба (с 12,8 млн. пудов в 1801-05 до 69,2 млн. пудов в 1856-60). В импорте преобладали промышленные товары и предметы роскоши, тогда же начался ввоз машин. Крупнейшими портами, через которые велась внешняя торговля, являлись Санкт-Петербург и Рига на Балтийском море и Одесса на Чёрном море. Росту торговли препятствовало отсутствие удобных сухопутных путей сообщения и крайне низкий уровень развития транспорта. Основные грузовые перевозки осуществлялись по рекам в летнее время года. Суда перемещались бурлаками (вместе с портовыми грузчиками их численность в 1850-х гг. достигала 500 тыс. человек). Перевозка грузов на подводах по плохим дорогам обходилась гораздо дороже и занимала больше времени. Внедрение машин на транспорте только начиналось: первый в России пароход пущен на Неве в 1815. В 1833 на водных путях работали 40 грузопассажирских и буксирных пароходов, в 1860 - около 400 (в т. ч. около 200 на Волге, которая оставалась главной транспортной артерией страны). В 1837 открыта первая в России Царскосельская железная дорога (около 27 км), в 1843-51 построена железная дорога Санкт-Петербург - Москва (с 1855 - Николаевская железная дорога, протяжённость 644 км). В 1851 начато строительство Петербургско-Варшавской железной дороги (завершена в 1862). Всего в середине XIX в. в России имелось 1004 км железных дорог (в Великобритании 10 тыс. км, в Германии свыше 6 тыс. км).

     Крепостной  строй мешал созданию рынка свободной  рабочей силы, суживал внутренний рынок, задерживал накопление капиталов, препятствовал развитию промышленности и товарного сельского хозяйства, способствовал сохранению полунатурального крестьянского и заведомо убыточного, потребляющего помещичьего хозяйства. Доля России в мировом промышленном производстве к 1861 упала до 1,7%. По размерам промышленного производства Россия уступала Франции в 7,2 раза, Германии - в 9 раз, Великобритании - в 18 раз. 

 

Внешняя  торговля.

     Размеры  русской внешней торговли  за  первую  половину  XIX  века  тоже значительно возросли. Но преобладающую  роль  в  ней  продолжали  играть  не русские, а иностранные  купцы.  В  30-х  годах  из  всего  числа  судов  заграничного плавания, только 14% принадлежало русским со  включением  финнов. При этом  даже  те  немногочисленные  русские суда,  которые попадали  в заграничные порты, далеко не пользовались там тем гостеприимством,  которое издавна встречали иностранные корабли в России.

      Торговые  отношения  с  большинством  европейских   государств   регулировались  соответственными  торговыми  договорами.  Такие   договоры   заключались с Англией, Австрией, Пруссией, Швецией  и  Норвегией,  Францией  и другими более мелкими государствами. Но несмотря на это,  русские  торговые суда за границей подвергались иногда серьезным стеснениям. Так, например,  в Англии в 30-х годов русским судам  позволялось  приходить  только  с  грузом русских товаров, и они обязаны были платить  корабельные  сборы  в  двойном сравнительно с другими судами размере. Такие же надбавочные пошлины  брались с русских судов во Франции, Нидерландах, Италии и Испании.

     Наибольшим  значением в нашей торговле  продолжала  пользоваться  Англия. По сухопутной границе главенствующую  роль играла Пруссия,  обороты   торговли которой с Россией за второю четверть XIX века увеличились  более чем в 4 раза (с 6 до 25 миллионов рублей в год). Пруссия покупала  в России  хлеб, лен,  пеньку,  лес,  сало,  кожи  и щетину,  но  не   столько   для   своих потребностей, сколько для вывоза в Англию, Голландию и Францию.  Увеличилась и торговля с Австрией. Кроме  вышеназванных  товаров,  туда  вывозились  из России  еще  меха  и  скот.  Меха  составляли  важный  предмет  торговли  на Лейпцигской ярмарке, а скот направлялся в Буковину, Ольмюц  и  Вену.  Привоз из Австрии и Пруссии состоял, главным  образом,  из  мануфактурных  товаров, некоторых металлических изделий и вин.

     Особенных  успехов достигла в это время  наша торговля  на  Черном  море. Победы над Турцией дали России, преобладающее положение на Ближнем  Востоке, а русским судам наиболее благоприятствуемое  положение  в  турецких  портах.

Главным торговым городом на юге сделалась Одесса. Уже при Александре  I,  во время  управления  герцога  Ришелье,   она   превратилась   в   большой   и благоустроенный город, ставший торговым центром для  всей  южной  России.  В 1803 году в  целях  содействия  развитию  черноморской  торговли  таможенные пошлины, взимаемые во всех портах этого региона, снижаются на  25%.  В  1804 году последовало разрешение  отправлять  через  Одессу  товары  в  Молдавию, Австрию и Пруссию. В 1812 году Бухарестский  мир  подтвердил  право русских судов свободно посещать Килийское устье Дуная и плавать  по  этой  важной  с точки зрения торговли реке. В 1817 году  право порто-франко  ("свободной торговли" - права беспошлинного ввоза-вывоза товаров), дарованное Павлом  I Таврическому полуострову, было  распространено  и  на  Одессу.  Порто-франко просуществовало  до  1849  года.  Благодаря ему,   Одесса   стала   важным складочным местом для иностранных товаров, отправлявшихся отсюда  не  только в Россию, но и в Австрию и Придунайские княжества, а  через  Кавказ  -  и  в Персию.  Главным   предметом   вывоза   из   Одессы   был   зерновой   хлеб, преимущественно пшеница. Привозились  сюда  южные  фрукты,  вина,  оливковое масло, шелк,  хлопок  и  колониальные  товары.  За  период  1776-1812  годов торговые обороты черноморских и азиатских портов России  увеличились  в  50 раз.

Информация о работе Торгово-промышленное развитие России в первой половине XIX века