5.Политические
черты
1. В соответствии с логикой
тоталитарной системы всеобъемлющая
идеологизация обществ дополняется его
тоталитарной политизацией, гипертрофированным
аппаратом власти, ее проникновением во
все поры социального организма. Всесильная
власть выступает главным гарантом идеологического
контроля над населением.
2. Тоталитаризм стремится к полному
устранению гражданского общества,
независимой от власти частной
жизни.
3. Политическая система, а точнее,
партийно-государственная организация
общества, служит стержнем, фундаментом
всей социальной и экономической
организации, которая отличается
жесткой иерархической структурой.
4. Ядром тоталитарной политической
системы выступает предельно
централизованное политическое
движение за новый порядок
во главе с партией нового,
тоталитарного типа. Эта партия
срастается с государством и
концентрирует в себе реальную
власть в обществе. Запрещается
всякая политическая оппозиция
и создание без санкций властей
любых организаций.
5. К политическим чертам тоталитарного
общества относятся также наличие
мощного аппарата социального
контроля и принуждения (службы
безопасности, армия, милиция и
т.п.), массовый террор, запугивание
населения.
6. Слепая вера и страх - главные
ресурсы тоталитарного управления.
осуществляется сакрализация верховной
власти и ее носителей, создается культ
вождей.
В то же самое время тоталитарная
политическая система претендует
на выражение народной воли, воплощение
высшей народности, или демократии
высшего типа. Она использует безальтернативные,
преимущественно формы демократии, предполагающие
принятие решений без голосования на основе
непосредственной реакции участников
собрания и создающие видимость всенародной
поддержки, по не позволяющие оказывать
реальное влияние на процесс принятия
решений. С помощью пссвдодемократических
институтов власти обеспечивается высокая
формальная мобилизация и участие, например
99,9-процентное участие в выборах.
Тоталитаризм пытается создать
адекватную себе социальную структуру.
Стремясь найти массовую опору,
он провозглашает превосходство
определенного класса, нации или
расы, дихотомически делит всех
людей на своих и чужих. При этом обязательно
находится внутренний или внешний враг
буржуазия, империализм, евреи и т.п. в
процессе ликвидации или ограничения
частной собственности происходит массовая
люмпенизация населения. Индивид попадает
в тотальную зависимосгь от государства,
без которого подавляющее большинство
людей не может получить средств существования:
работу, жилье и т.п.
Личность утрачивает всякую автономию
и права, становится полностью
беззащитной перед всесильной
властью, попадает под се тотальный
контроль. Делается попытка сформировать
«нового человека», определяющими
чертами которого являются беззаветная
преданность идеологии и вождям,
исполнительность, скромность в
потреблении, готовность на любые
жертвы ради «общего дела».
Одновременно с ломкой прежней
социальной структуры формируется
новая. Общество дифференцируется главным
образом в зависимости от распределения
власти. Обладание властью или влияние
на нее становится основой социальной
стратификации, экономических и социальных
привилегий. Формируется новый, номенклатурный
господствующий класс -главная опора тоталитарного
строя. Хотя тоталитаризм, особенно в его
наиболее последовательном, коммунистическом
варианте, осуществляя уравниловку в распределении
для большинства граждан, претендует на
формирование социально однородного общества,
в действительности он порождает глубокое
социальное неравенство.
Господство идеологии и политики
проявляется не только в
социальной сфере, но и в
экономике. Здесь отличительными
чертами тоталитаризма являются
этатизация хозяйственной жизни, социальное
ограничение, а в идеале полное устранение
частной собственности, рыночных отношений,
конкуренции, планирование и командно-административные
методы управления. Устанавливается монополия
государства па распоряжение всеми важнейшими
общественными ресурсами и самим человеком.
6.Источники
тоталитаризма в обществе
Объяснить установление тоталитаризма
только способностью правящей
элиты подчинить все общественные
процессы реализации коллективной
цели недостаточно. Оказывается,
что эта способность подпитывается
ментальностью и культурой населения,
историческими традициями, социальной
и экономической структурой общества.
До XX в. установление тоталитаризма
осложнялось отсутствием условий,
которые могли бы обеспечить
тотальный контроль государства
за обществом и личностью. Только
с вступлением человеческого
общества в индустриальную фазу
развития, ознаменовавшуюся появлением
системы массовых коммуникаций,
предоставившей возможности для
идеологического контроля за обществом
и тиражирования определенных ценностей,
государство оказалось в состоянии целиком
подчинить себе общество.
Растущее разделение и специализация
индустриального труда разрушали
патриархальные, традиционные коллективистские
связи и ценности, прежние формы
социально-культурной идентификации.
Усиливалась отчужденность личности,
ее беззащитность перед безжалостным
миром рыночной стихии и конкуренции.
Рынок создал иную систему
ценностей и предпочтений - индивидуально-достижительную,
к которой доиндустриальный или зависящий
от государства работник не сразу адаптировался.
В этих условиях у работника,
выбитого из прежней системы
социальных связей (коллективистско-корпоративных),
но пока не вошедшего в индустриально-рыночную
систему, возрастает желание найти защиту
в лице сильного государства. Более обостренно
данную потребность ощущают маргиналы,
т. е. промежуточные слои, потерявшие социальные
связи со своей прежней средой и группой.
Им свойственны повышенная чувствительность,
агрессивность, озлобленная завистливость,
честолюбие, эгоцентричность. Именно маргиналы
и крайняя форма их проявления - люмпены
становятся социальной базой тоталитарных
режимов. Следовательно, тоталитаризм
явился реакцией социального и этнического
маргинала на индивидуализм, на возрастающую
сложность социальной жизни, жесткую конкуренцию,
глобальное отчуждение индивида, бессилие
перед окружающим враждебным миром. Маргинальные
слои прельщали лозунги массовых партий
(социалистических или национал-социалистических),
которые обещали гарантировать социальную
защищенность, стабильность, повышение
жизненного уровня, уравниловку (под видом
равенства).
Громадный управленческий аппарат
государства, бюрократия, чиновничество,
служит своеобразным «приводным
ремнем» политики правящих кругов.
Свою роль в распространении
подобных социальных стандартов
и предрассудков сыграли и
определенные слои интеллектуалов
(интеллигенции), которые систематизировали
эти народные чаяния, превратив
их в морально-этическую систему,
оправдывающую эти ментальные
традиции и придавшую им дополнительный
общественный резонанс и значение.
Дифференциация социальных ролей
и функций, обусловленная разделением
труда в индустриальных обществах,
усиливала взаимозависимость индивидов
и групп в рамках социума.
Потребность в преодолении этого
многообразия и обеспечении целостности
социально-дифференцированного общества
заметно повышала интегративную
роль государства и сокращала
объемы индивидуальной свободы.
Объективно благоприятные предпосылки
для формирования тоталитарных
режимов вовсе не означают
фатальной неизбежности их установления
- все зависит от зрелости гражданского
общества, наличия демократической
политической культуры, развитых
демократических традиций. Названные
факторы позволили большинству
индустриально развитых стран
преодолеть кризис 1929 - 1933 гг. и сохранить
институты демократии.
Исторический опыт показывает, что
тоталитарные режимы чаще всего
возникают при чрезвычайных
обстоятельствах: в условиях нарастающей
нестабильности в обществе; системного
кризиса, охватывающего все сферы
жизни; необходимости решения
какой-либо стратегической задачи,
чрезвычайно важной для страны.
Так, возникновение фашизма в странах
Западной Европы было реакцией на кризис
либеральных ценностей и институтов парламентаризма,
оказавшихся не в состоянии обеспечить
стабильность и интеграцию системы в условиях
глубокого кризиса 1929 - 1933 гг. Формирование
коммунистического тоталитаризма в советском
обществе было обусловлено, при всех прочих
причинах, необходимостью проведения
индустриализации в исторически сжатые
сроки, что было возможно при условии концентрации
власти в руках лидера и узкого круга его
сторонников.
Таким образом, мы видим множество
факторов в обществе, которые
могут привести к установлению
тоталитаризма. Этими факторами
могут быть не только способностью
правящей элиты подчинить все
общественные процессы реализации
коллективной цели, но и ментальность
и культура населения, исторические
традиции, социальная и экономическая
структура общества. Но в основном,
тоталитарные режимы чаще всего
возникают при чрезвычайных обстоятельствах:
в условиях нарастающей нестабильности
в обществе; системного кризиса,
охватывающего все сферы жизни;
необходимости решения какой-либо
стратегической задачи, чрезвычайно
важной для страны.
7. Разновидности
тоталитарных режимов.
Мировая практика позволяет выявить
две разновидности тоталитарного
режима: правую и левую.
Правая разновидность тоталитаризма
представлена двумя формами -
итальянским фашизмом и германским
национал-социализмом. Правыми они
считаются потому, что обычно
сохраняли рыночную экономику,
институт собственности, опирались
на механизмы экономического
саморегулирования.
С 1922 г. интеграция итальянского
общества происходила на основе
идеи возрождения былого могущества
Римской империи. Установление
фашизма в Италии явилось отрицательной
реакцией мелкой и средней
буржуазии на отставание в
процессе складывания национальной
и экономической целостности.
В фашизме воплотился антагонизм
мелкобуржуазных слоев по отношению
к старой аристократии. Итальянский
фашизм во многом обозначил
признаки тоталитаризма, хотя
и не развил их в полной
мере.
Классической формой правого
тоталитаризма служит национал-социализм
в Германии, возникший в 1933 г.
Его установление было ответом
на кризис либерализма и утрату
социально-экономической и национальной
идентичности. Возрождение былого
могущества и величия Германии
пытались преодолеть путем объединения
общества на основе идей превосходства
арийской расы и покорения
других народов. Массовой социальной
базой фашистского движения являлась
мелкая и средняя буржуазия,
которая по своему происхождению,
ментальности, целям и уровню
жизни была антагонистична как
рабочему классу, так и аристократии,
крупной буржуазии. Вследствие
этого участие в фашистском
движении для мелкой и средней
буржуазии представлялось возможностью
создать новый социальный порядок
и приобрести в нем новый
статус и преимущества - в зависимости
от личных заслуг перед фашистским
режимом. Следует отметить, что
на рост национального и социального
самосознания немцев оказывало
существенное влияние поражение
в Первой мировой войне (1914
- 1918) и глубокий экономический
кризис 1929 - 1933 гг.
Левой разновидностью тоталитаризма
был советский коммунистический
режим и подобные режимы в
странах Центральной и Восточной
Европы, Юго-Восточной Азии, на Кубе.
Он опирался (а в ряде стран
до сих пор опирается) на
распределительную плановую экономику,
уничтожает рынок, если тот
существует. В СССР предполагалось
достигнуть социальной однородности
и нивелировки социального многообразия
интересов. Прогрессивным признавалось
только то, что соответствовало
интересам рабочего класса. Правда,
в действительности рабочий класс
в СССР был маргинализирован, поскольку
его основу составляли вчерашние крестьяне.
Разрушение прежнего уклада жизни, привычной
упрощенной картины мира, которая делила
мир на белое и черное, хорошее и плохое,
сформировало у них дискомфорт, страх
перед будущим, показало их неспособность
существования в условиях многообразных
социальных взаимодействий.